Храмоздательство - возведение православных храмов, монастырей и часовен всегда является неотъемлемой частью сложного и многогранного процесса христианизации, воцерковления культурно-исторического пространства, показателем устойчивости христианского мировоззрения, духовной и культурной зрелости народа. Там, где православные миссионеры сеяли семена Слова Божия в сердцах людей, неизбежно возникали православные святыни, помогавшие духовно возрастать и укрепляться местной церкви – новорожденному христианскому обществу. Чем глубже проникало христианство в реальную народную жизнь, чем ощутимей становилось его религиозно-нравственное влияние, тем больше проявляла себя необходимость материализовать, сделать ощутимым для верующих людей Царство Божие, явленное Христом, его силу, незыблемость и величие.

Ничто так ярко и убедительно не свидетельствует о духовной красоте, святости христианской веры, как православный храм. В понимании христианина он всегда являлся сакральным жизненным центром, источником благодатной духовной силы, святым местом на земле. Значимость храма всегда находила выражение в величии храмового зодчества, отражавшего устремленность христианина к горнему миру, к некогда потерянному и обретенному вновь раю, бесконечную уверенность в бессмертии соединенной со Христом человеческой души.

Православный храм всегда является сгустком истории и культуры народа, неразрывно связанных с его религиозным бытием. В нем находит свое утверждение историчность христианства, реальность Рождества Христова, земной жизни Сына Божия - вхождения Бога в человеческую историю. Именно в храме сама Православная Церковь воспринимается как сообщество живых и ушедших в загробный мир людей, объединенных идеалами христианства.

Историческая память Церкви в храмовом пространстве сохранила для нас духовные подвиги наших предков, исповедавших православную веру: их труд, молитву, покаяние, любовь, смирение, твердость в вере, стремление к святости. Все в храме дышит историей. В его священных, порой порушенных стенах, слышатся голоса многих поколений русских людей, веками созидавших свою духовную и материальную культуру.

Строительство православных храмов на территории Пермского края началось в ХV в. при святых приемниках свт. Стефана Пермского – епископах Великопермских Питириме и Ионе. Трудами епископа Питирима в 1455 г . состоялось первое крещение коми-пермяков Перми Великой. Его дело в 1462 г . продолжил епископ Иона. Проплыв по Каме и Чусовой, святитель побывал в Чердыни, где обратил в христианство и крестил дом местного князя Михаила. Вычегодско - Вымская летопись так повествует об этом историческом событии: «В то же лето владыка Иона добавно крестил Великую Пермь, поставя им церкви и княжат Михайловых крестил»1. Вслед за обращением зырянской знати началась христианизация простого народа Перми Великой, сопровождавшаяся строительством православных храмов. В новопостроенные церкви из Усть - Выми были направлены священники. Начало монашества в Перми Великой было положено возникновением Иоанно - Богословского мужского монастыря в Чердыни и обители Св. Троицы на р. Печере.

Период 1471-1530 гг. в истории Прикамья ознаменовался окончательным присоединением Перми Великой к российскому государству. Административным центром на некоторое время стала Покча, с 1535 г. – Чердынь. Пермские наместники подчинялись Новгородскому приказу. В Перми Великой было выделено три уезда: Чердынский, Соликамский и Кайгородский. В это время церкви и монастыри Перми Великой находились в ведении епископов Великопермских и Вологодских, кафедра которых по - прежнему находилась в Усть - Выме 2.

В конце XV в. началось промышленное освоение Урала. Чердынские и усольские солеварни превратили Верхнекамье в мощный экономический центр государства. Процесс экономического и промышленного освоения Прикамья во многом связан с деятельностью крупных магнатов Строгановых. В 1558 г . Григорий Строганов, сын богатого солепромышленника Аникия Строганова, получил жалованную грамоту от Ивана IV на земли по обоим берегам p. Камы от Соликамска вниз по течению р. Камы до р. Чусовой.

В 1597 г . Строгановым были пожалованы среднекамские земли по рекам Нытве, Югу, Очеру и Ашапу. Занимаясь строительством укрепленных городков, развивая солеварение, металлургию и сельское хозяйство, Строгановы способствовали дальнейшей христианизации местного населения. В основанных Строгановыми городках-крепостях: Канкоре ( 1558 г .), Кергедане (Орел-городок, 1564 г .), Нижних и Верхних Чусовских городках ( 1568 г .), Сылвенском и Яйвинском острогах (до 1579 г .) строились православные храмы и монастыри. Большую роль в распространении и утверждении христианства в Верхнекамье сыграл основанный Строгановыми в 1560 г . Пыскорский монастырь 3.

В XVI в. (ок. 1570 г .) архиерейская кафедра переместилась в Вологду. В связи с этим епископы в период 1570 - 1658 гг. стали именоваться Вологодскими и Пермскими. Удаленность Верхнекамья от епархиального центра не могла положительно сказываться на дальнейшем развитии церковной жизни в уральской провинции 4. Тем не менее, обстоятельства общего развития региона способствовали дальнейшей христианизации местного населения.

В результате демографического роста населения и хозяйственного развития территории к концу XVII в. в Прикамье возникло множество населенных пунктов: городков, острогов, погостов, деревень, починков, монастырей и заводов. Расширение географии проживания православного населения объективно способствовало процессу храмоздательства. Удовлетворение духовных нужд жителей каждого населенного пункта требовало наличие храма и духовенства.

В XVI – XVII вв. на Урале наблюдался расцвет деревянного церковного зодчества. В этот период храмы строились из дерева - материала, хорошо знакомого строителям-крестьянам, легко обрабатываемого, позволяющего быстро провести строительные работы.

Деревянные церкви на Урале строились по одному образцу. Расположение имели крестообразное, с примыканием в западной части креста и паперти. Крыльца были высокие, в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Далее следовал летний храм с выдававшимся на восток алтарем. Кровли на церквях были шатровые или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или чешуей, украшались восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна имели небольшие, прямые или полукруглые. Так же, как и киоты у икон, они были сделаны из слюды, поэтому в церкви всегда был полумрак. Иконостасы двух-, трехъярусные, с полукруглыми сверху царскими вратами, покрытыми сусальным золотом или поталью с накладкой разноцветной фольги. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни обычно устраивались отдельно от церквей, многоярусные – круглые или шестигранные. Верх колоколен – шатровый или пирамидальный, с покрытием гладким или чешуйчатым.

В связи с притоком русского населения первые храмы в скором времени становились маловместительными. Кроме этого, они часто сгорали во время пожаров. Средний срок службы деревянной церкви составлял 70-100 лет. На месте ветхих обычно строились новые деревянные храмы. Только с появлением кирпичных заводов началось сооружение каменных церквей 5.

Самым древним сохранившимся деревянным храмом Прикамья является церковь Богоявления в с. Пянтег Чердынского района. Ее датируют концом XV - началом XVI в. Характерный облик имеет другой сохранившийся замечательный памятник деревянного зодчества - Преображенская церковь в с. Янидор, Чердынского района 6.

В 1658 г . при царе Алексее Михайловиче и Святейшем Патриархе Никоне была учреждена Вятская епархия, Почти на полтора века (1658 - 1800 гг.) управление церковной жизнью Прикамья перешло к Вятским епископам, получившим титул - Вятские и Великопермские. Среди них архиепископ Иона (1674 - 1699 гг.), известный как усердный строитель в своей епархии церквей и часовен 7.

Наиболее динамично в хозяйственном и церковном отношении в XVII - нач. XVIII вв. развивался г. Соликамск. Великолепный ансамбль 12 церквей Соликамска поражает своей архитектурной красотой, изысканностью декора, богатством внутреннего убранства. Среди них особое место занимают Троицкий – летний собор (1684 - 1697 гг.), Крестовоздвиженский собор (1698-1709 гг.) Богоявленская церковь (1688 - 1695 гг.) 8

Епископ Вятский и Великопермский Дионисий (1700 – 1718 гг.) продолжил храмовое строительство. В годы его управления епархией была построена новая деревянная Ильинская церковь в с. Ильинском. В это же время в г. Кунгуре, на средства местного купечества, началось строительство каменных храмов. В 1700 г . рядом со старой деревянной церковью св. Параскевы Пятницы был заложен Благовещенский собор 9.

Управление четвертого епископа Вятского и Великопермского Алексия (1719 – 1733 гг.) совпало с началом промышленного развития Урала в XVIII в. Его стараниями в каждом вновь закладываемом горном заводе: Висимском, Егошихинском, Мотовилихинском, Юговском, Суксунском, Юго-Камском, Курашимском, Уинском возводилась церковь, в начале деревянная, затем – каменная. Ярким примером стала закладка в 1723 г . Егошихинского завода, где уже через год была сооружена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. По свидетельству протоиерея Никитникова, епископ Алексий любил умножать церкви в своей епархии 10.

Не отставало в церковном развитии Новое Усолье, ставшее столицей уральского родового имения Строгановых. Известно, что по случаю присвоения Строгановым звания баронов в 1722 г . три брата решили построить три одинаковых церкви: Александр - в Великом Устюге, Николай - в Нижнем Новгороде и Сергей - в Новом Усолье. В 1724 г . «иждивением» барона С. Г. Строганова была заложена большая Спасо - Преображенская церковь, получившая со временем статус соборной 11.

При епископе Вятском и Великопермском Антонии (Илляшевиче) (1748-1755 гг.) шло формирование церковно - административной системы епархии. Существующие православные храмы объединялись в благочиннические округа (городские и сельские). Строящиеся храмы снабжались утварью из Казанской новокрещенской конторы 12.

Преосвященного Антония сменил на кафедре епископ Вятский и Великопермский Варфоломей (1758-1774 гг.) При нем в 1757 - 1764 гг. была построена каменная Петропавловская церковь в Егошихинском заводе, впоследствии получившая статус собора.

Последним иерархом, носившим титул Вятский и Великопермский, стал епископ Лаврентий (Баранович) (1774-1796 гг.) Крупнейшим событием в период его управления стало открытие 18 октября 1781 г . на месте Егошихинского завода губернского города Перми - центра Пермского и Тобольского наместничества. Появление нового государственно-административного образования под единоличным управлением генерал-губернатора активизировало социально - экономическую и религиозную жизнь в Прикамье. Обустраивая губернский центр, генерал - губернатор Е. П. Кашкин решил превратить Пермь в настоящую уральскую столицу. С разрешения императрицы Екатерины II амбициозный наместник организовал перевод некогда знаменитого Пыскорского монастыря в г. Пермь, чтобы «оный монастырь составлял для города знатное украшение». 25 мая 1793 г . состоялась закладки жилого корпуса с келейной церковью во имя свт. Стефана Великопермского. В 1798 г . в Перми был заложен большой летний собор в честь Преображения Господня. При том же архипастыре в Перми были построены еще две церкви - деревянная церковь во имя Всех Святых на старом Егошихинском кладбище ( 1784 г .) и каменный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери ( 1789 г .) 13

Всего на Урале в ХVIII в. построено около 200 деревянных храмов и не менее 30 каменных. Большинство храмов были двухэтажными: с теплой зимней церковью в нижнем этаже и холодной (летней) в верхнем. В одноэтажных храмах часто имелись боковые теплые приделы, главный храм использовался в летние месяцы 14.

После создания наместничества вскоре встал вопрос об учреждении в г. Перми самостоятельной епископской кафедры. В 1799 г . Указом императора Павла I была образована Пермская епархия , совпадавшая по территории с Пермской губернией. Ее торжественное открытие 4 марта 1800 г . совершил епископ Пермский и Екатеринбургский Иоанн (Островский). Известно, что она объединила приходы и монастыри, ранее относившиеся к Вятской и Казанской митрополиям. На момент образования в Пермской епархии числилось 393 церкви 15.

Епископ Иоанн (Островский) управлял епархией менее двух лет (1800-1802 гг.) Его преемник на Пермской кафедре епископ Иустин (Вишневский) (1802-1823 гг.) отметился открытием единоверческих приходов. Трудами епископа Иустина в 1819 г . в г. Перми был достроен и освящен летний храм Спасо - Преображенского кафедральный собора. В 1920 г . – теплый во имя свт. Стефана Пермского 16.

При епископе Пермском и Екатеринбургском Дионисии (Цветаеве) (1823-1828 гг.) в 1823 г . на паперти кафедрального собора была заложена массивная каменная колокольня. Рядом с собором начало возводиться новое каменное здание Пермской Духовной семинарии 17.

Епископ Мелетий (Леонтович) за недолгий период своего управления (1828 - 1931 гг.) продолжил работу по строительству нового здания Семинарии по проекту известного горного архитектора И. И. Свиязева. При этом архипастыре в 1829 г . была построена церковь тюремного замка в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радосте» 18.

Несомненно, в первые тридцать лет существования Пермской епархии продолжалось строительство храмов не только в губернском центре, но и на периферии. В 1831 г . их численность достигла 440 19. Одним из лучших образцов архитектуры классицизма в Прикамье является Никольская церковь в с. Усолье, выстроенная в память о победе России в Отечественной войне 1812 -1814 гг. ( 1814 г .) Церковь построена «усердием и иждивением» барона Григория Александровича Строганова по проекту выдающегося русского архитектора А. Н. Воронихина - бывшего строгановского крепостного, уроженца с. Усолье 20.

Из всех пермских архипастырей ХIХ в. наиболее преуспел в деле возведения храмов Божьих архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий (Федоров). В период его управления в 1833 г. была учреждена Екатеринбургская викарная кафедра 21.

По воспоминаниям современников, епископ Аркадий обладал даром располагать состоятельных людей к постройке новых храмов 22. При этом архипастыре в Перми был построен вновь и достроен целый ряд церковных зданий: освящена церковь во имя св. князя Александра Невского при Александровской больнице ( 1833 г .), произведена закладка каменной Свято - Троицкой церкви на Слудке ( 1845 г .), расширена четырьмя новыми приделами Рождество - Богородицкая церковь (1840-1848 гг.) 23

По проектам И. И. Свиязева завершено строительство целого ряда церковных зданий: корпуса Пермской Духовной семинарии (1831г.), Всехсвятской церкви на Новом Егошихинском кладбище ( 1838 г .), Троицкая единоверческая церковь на Сенном рынке ( 1843 г .) 24

Архиепископ Аркадий довел до конца затянувшееся на 40 лет строительство комплекса Спасо - Преображенского кафедрального собора и Пермского архиерейского дома. Архипастырь успешно завершил сооружение величественной соборной колокольни, основал Крестовую домовую церковь при Архиерейском доме во имя свт. Митрофана Воронежского ( 1836 г .) За 20 -летний период его управления (1831-1851 гг.) было открыто 160 новых приходов. Количество храмов в Пермской епархии достигло 600. Только в Перми было построено 5 новых храмов 25.

Необходимо отметить, что бурное церковное строительство, имевшее место при архиепископе Аркадии, имело под собой экономические предпосылки. В 40-е гг. ХIХ в. Прикамье переживает экономический взлет, обусловленный постепенным утверждением в производстве капиталистических отношений. Стимулирующим моментом этого процесса стало развитие пароходства на р. Каме и возникновение судостроительной промышленности. Стремительно росла торговая деятельность пермского купечества. В губернском городе постоянно функционировали 4 рыночных площади. Ежегодно в Перми проводились 3 крупные ярмарки. Более 900 торговых предприятий губернского центра давали оборот денежных средств в объеме свыше 30 млн. рублей 26.

Приемник Архиепископа Аркадия на Пермской кафедре архиепископ Пермский и Верхотурский Неофит (Соснин) (1851- 1868 гг.) продолжил деятельность по созиданию храмов Божьих. При нем в Перми была построена великолепная Воскресенская церковь в память освобождения в 1861 г . крестьян от крепостной зависимости (1863-1969 гг.), устроены две домовые церкви – во имя св. ап. Иоанна Богослова при Пермской Духовной семинарии (1851-1853 гг.) и Благовещенская при мужской гимназии ( 1862 г .) При Крестовой церкви архиерейского дома архиепископом Неофитом были сделаны: пристрой, новые сени и парадная чугунная лестница 27. Всего за годы управления этого архипастыря было построено около 65 церквей. В 1868 г . в Пермской епархии числилось 665 церквей, из них 596 – православных и 69 единоверческих 28.

Восемь лет во главе Пермской епархии стоял архиепископ Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин) (1868 - 1876 гг.). Этот архипастырь в большей степени развивал дело храмоздательства в провинции, нежели в губернском центре. При нем в Перми были построены каменная церковь во имя свт. Николая Чудотворца при пермском пересыльном замке по Сибирскому тракту (1872-74) и деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери ( 1873 г .). Освящена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на землях Н. К. Бахаревой близ Перми ( 1875 г .), где возникла женская монашеская община. В 1875 г . при содействии пермских пароходчиков братьев Федора и Григория Каменских в Перми возникла еще одна монашеская община, впоследствии преобразованная в Успенский женский монастырь. В 1869 г . архиепископ Антоний освятил в г. Перми новый Воскресенский храм 29.

За время его управления в Пермской епархии было построено 132 новых храма. В 1876 г . в Пермской епархии числилось 2 архиерейских дома: в Перми и Екатеринбурге, 17 соборов, 17 церквей при монастырях, 600 приходских церквей, 8 церквей при казенных заведениях, 40 кладбищенских, 40 приписных церквей, 1030 часовен и молитвенных домов. Всего - 797 церквей, в том числе 526 каменных, 271 - деревянная, часовен 138 каменных и 920 деревянных 30.

Следующий глава Пермской епархии - епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский) (1876-1883 гг.) находился в преклонном возрасте. При нем строительная деятельность замирает 31. За время его управления епархией было построено чуть более 10 храмов. В 1883 г . в Пермской епархии числилось 808 церквей. Из них 537 – каменных и 269 – деревянных 32. При этом архипастыре в Перми была построена, взамен деревянной, каменная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте» при тюремном замке ( 1878 г .), деревянная церковь во имя св. прав. Симеона Верхотурского при городской богадельне ( 1879 г .), состоялось освящение нового Успенского храма женского монастыря ( 1879 г .), построена каменная часовня во имя свт. Стефана Пермского ( 1882 г .) 33

При болезненном старце Преосвященном Ефреме (Рязанове) (1883 - 1888 гг.) Пермская епархия была разделена надвое. В 1885 г . из ее состава была выделена самостоятельная Екатеринбургская епархия, к которой отошли все монастыри и приходы за Уральским хребтом. Архипастыри Пермской епархии стали носить титул - Пермские и Соликамские. Перед разделением Пермская епархия насчитывала 827 храмов 34. После разделения в ее составе осталось 399 храмов. Екатеринбургская епархия унаследовала 428 церквей (328 каменных и 100 деревянных) 35.

В период у правления епархией Владыки Ефрема в г. Перми была устроена только одна домовая церковь во имя свв. Кирилла и Мефодия при Пермском Духовном училище. (1885-1887 гг.) и каменная церковь во имя св. прав. Симеона Верхотурского при городской богадельне ( 1885 г .) 36.

Церковное строительство в Пермской епархии оживилось с прибытием на кафедру епископа Пермского и Соликамского Владимира (Никольского) (1888 - 1892 гг.) Годы его управления предопределили новый подъем церковной жизни в Прикамье. При этом архипастыре было построено прекрасное здание Епархиального женского училища (1889-1891 гг.). В 1889 г . архипастырь совершил в г. Перми закладку Марии - Магдалининской церкви при убежище детей бедных, существенно расширил двумя боковыми пристроями Спасо - Преображенский кафедральный собор (1891-1892 гг.) 37

Активную деятельность по благоустройству Пермской епархии развернул епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) (1892 - 1902 гг.), управлявший Пермской епархией в течение 10 лет. В 1894 г . в Пермской епархии числилось 435 церквей и 784 часовни. Из них 9 – соборных, при мужских и женских монастырях – 5, приходских – 316, приписных - 29, при казенных и богоугодных заведениях – 9, единоверческих – 42, кладбищенских – 21 38.

Епископ Петр был практичным хозяином, вследствие чего материальное положение Пермской епархии существенно улучшилось. По его инициативе были построены жилые дома на соборной территории в г. Перми. Приветливость и добродушие обусловили ему расположение со стороны купечества, мещан и рабочих. Продолжив дело своего предшественника, Владыка Петр устроил в Перми две домовые церкви – во имя свв. Веры. Нажеды, Любви и Софии при епархиальном женском училище ( 1894 г .) и во имя св. князя Михаила Черниговского при училище слепых ( 1896 г .) При нем построена деревянная Никольская церковь на Слудке ( 1895 г .), заложены церковь во имя свт. Николая Чудотворца и св. мч. Царицы Александры при пермской Мариинской женской гимназии ( 1895 г .) и каменная Успенская церковь на старом Егошихинском кладбище ( 1900 г .) 39

Крупным событием в жизни Пермской епархии этого времени стало основание Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря в Осинском уезде. В 1893 г . Преосвященный Петр совершил закладку Свято-Николаевского храма на Белой горе – первого храма обители 40.

Церковное строительство еще более активизировалось во время кратковременного управления Пермской епархией Преосвященного Иоанна (Алексеева) (1902-1905 гг.) Это был архипастырь своей кипучей деятельностью напоминавший архиепископа Аркадия (Федорова). Его трудами в г. Перми были возведены и перестроены несколько храмов. При нем начато строительство Вознесенско - Феодосьевской церкви (1903-1904 гг.), освящена вновь устроенная Успенская церковь при усыпальнице Александровской больницы ( 1903 г .), деревянная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста на Белогорском подворье ( 1903 г .) Завершено строительство каменных церквей: Никольской - в Мотовилихе ( 1903 г .) и Успенской Старо - кладбищенской ( 1905 г .) В пермском Успенском женском монастыре одновременно началось строительство двух церквей: деревянной - во имя св. Жен Мироносиц на монастырском кладбище и каменная в честь Казанской иконы Божией Матери ( 1905 г .) 41. В 1902 г . Владыка Иоанн совершил закладку грандиозного Крестовоздвиженского собора в Белогорском Свято - Николаевском мужском монастыре. В 1904 г . освятил Иверский нижний придел этого храма 42.

С 1905 по 1908 гг. Пермской епархией управлял епископ Никанор (Надеждин). К концу его управления – в 1909 г . количество православных храмов епархии превысило 500 (436 без приписных) 43. При нем в Перми были освящены Мироносицкий храм в женском Успенском монастыре, Успенская церковь на Старом Егошихинском кладбище ( 1905 г .) 44.

Строительство храмов в Прикамье интенсивно продолжалось в период управления епископа Пермского и Соликамского Палладия (Добронравова) (1908 - 1914 гг.) К началу Первой мировой войны численность церквей в Пермской епархии приблизилось к 600. По данным на 1912 г . только приходских храмов насчитывалось 474, более 100 приписных и единоверческих 45. При этом архипастыре была полностью построена и освящена Градо -Пермская Вознесенско - Феодосиевская церковь ( 1910 г .) 46.

В тревожные годы Первой мировой войны и революционных потрясений Пермскую епархию возглавлял архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) (1914-1918 гг.) При этом архипастыре в 1916 г . была учреждена викарная кафедра епископа Соликамского. Глава епархии получил титул - Пермский и Кунгурский. К 1918 г . в Пермской епархии насчитывалось свыше 600 приходских церквей, вместе с приписными и единоверческими около 800 православных храмов. Важнейшим событием периода управления архиепископа Андроника стало завершение строительства и освящение грандиозного Крестовоздвиженского собора Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря 8 июня 1917 г 47.

Приход к власти большевиков, установление советской власти, начавшаяся гражданская война остановили процесс храмостроительства на Урале. С августа 1918 г . начался «красный террор» против духовенства. Тем не менее, в 1918-1919 гг. имела инерция увеличения численности приходов в Пермской епархии. В период с 1917-1919 гг. было открыто более 10 новых приходов. Большинство из них открывались по благословению временно управлявшего Пермской епархией епископа Бориса (Шипулина) в период пребывания Пермской губернии под властью Верховного правителя России адмирала А.В.Колчака (с декабря 1918 г . по июль 1919 г .)

Декрет СНК «об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г. способствовал массовому закрытию православных храмов по всей территории страны. Первыми в 1918-1920 гг. были закрыты церкви при учебных заведениях и государственных учреждениях 48.

В 1922 г . в Пермской епархии пустил корни «обновленческий» раскол. Значительное число храмов, находившихся в юрисдикции Всероссийского Патриарха Тихона (Беллавина), в 1923-1925 гг. было захвачено «обновленцами». «Тихоновцы» и «обновленцы» самостоятельно вели учет своих приходов и церквей, поэтому проследить динамику их постепенного закрытия в Прикамье чрезвычайно сложно. Только в Пермской обновленческой епархии в 1925 г . числилось 200 приходов 49. В Перми в 1929 г . действовало 13 церквей, из них 7 обновленческих. В Кунгуре – 10 церквей, из них 6 обновленческих. В Усолье - 4 церкви, из них 3 обновленческие 50.

Массовое закрытие храмов в Прикамье началось после выхода Постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединения» 1929 г ., запрещавшего большинство видов религиозной деятельности. В 1929 г. в Пермском округе Уральской области было закрыто 32 храма. В 1930 г. – 30 храмов. К 1931 г. закрыли 173 молитвенных здания (из них церквей - 171). В 1932 г. закрыли 237 молитвенных зданий (из них 224 церкви). В 1933 г. – 147 (из них 142 церкви).

В 1935 г . официально зарегистрированные органы церковного управления как «староцерковников», так и «обновленцев» были ликвидированы. Оставшиеся храмы продолжали закрываться до начала Великой Отечественной войны. В 1935 г. было закрыто 135 церквей, в 1936 г. – 191 51.

На 1 января 1937 г. в Свердловской области (включавшей территорию Прикамья) имелось 340 действующих церквей различных ориентаций 52. Из них 210 на территории Прикамья 53.

Закрытие храмов ускорили массовые репрессии священнослужителей 1937-1939 гг. В 1940 г. в Пермской области действовали не менее 10 «обновленческих» церквей. Последняя из них в г. Перми Всехсвятская Новокладбищенская была закрыта в 1941 г 54. Примерно столько же действующих храмов (около 10) находились в юрисдикции «староцерковников».

По некоторым подсчетам к началу Великой Отечественной войны (на 22 июня 1941 г .) в Молотовской области функционировали 8 церквей и 1 часовня. Из них 7 церквей находились в юрисдикции «староцерковников»: св. Иоанна Богослова в г. Лысьве, Пророка Илии в с.Усть-Сыны, Петропавловская в с.Симонята, Всехсвятская в с. Дедюхино (Березники), Благовещенская в с.Илинском, Свт. Иоанна Златоуста в с. Шубино, Святого Духа в с. Засполово, «Обновленцы» совершали богослужения в Свято-Троицкой церкви в с.Ленва (Березниках) и часовня в с. Покча 55.

Война вызвала быстрый рост религиозности населения, как на фронте, так и в тылу. Люди искали в Церкви утешение и духовно-нравственную опору 56. Закономерно, что желание удовлетворять свои религиозные нужды заставляло людей обращаться к властям с просьбами об открытии православных храмов. Идя на встречу настойчивым просьбам верующих, власти способствовали открытию церквей.

С начала войны до возобновления Молотовской епархии (июнь 1941- сентябрь 1943 гг.) в Прикамье было открыто 12 православных храмов, переданных в управление Патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому Сергию (Страгородскому). В 1941 г . были открыты 2 церкви: во имя свт. Митрофана Воронежского в г. Добренке, Христо - Рождественская с.Усть-Гаревая. В 1942 г . - 5 церквей: Всехсвятская Новокладбищенская в г. Молотове, во имя Иоанна Предтечи с. Курашим, Покровская в с. Блины, Преображенская в с.Полыгорец, молитвенный дом в пос. Пашия в г. Чусовом.

В 1943 г . (январе-августе) открыто 5 церквей: во имя Михаила Архангела в с.Поселье, свт. Стефана в с. Кадилово, в с. Заборная, Всехсвятская в с. Нытва, прав. Симеона Верхотурского в г. Соликамске 57.

В сентябре 1943 г . была вновь открытая Молотовская епархия Русской Православной Церкви, расположенная на территории Молотовской области и Коми-Пермяцкого национального округа, объединившая под своим управлением 20 церквей 58. Управляющим епархии был назначен епископ Молотовский Александр (Толстопятов). Временно кафедральным собором возрожденной Пермской епархии стала Всехсвятская Новокладбищенская церковь, открытая по решению правительства в феврале 1942 г . 59 28 февраля 1944 г . Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР разрешил передачу Молотовской епархии Свято-Троицкой Слудской церкви 60.

Важнейшей и первоочередной задачей организации церковной жизни в Молотовской епархии стало дальнейшее открытие православных храмов, которых не хватало для удовлетворения духовных нужд верующих. В то же время огромное количество православных церквей в регионе находились в запустении или использовалось не по назначению. К январю 1944 г . в Прикамье насчитывалось закрытых церквей и часовен – 691. Использовались под школы и клубы – 365, для хозяйственных нужд – 271, неиспользованных зданий – 48 61. Из них 56 церквей стояли на государственном учете как уникальные памятники архитектуры ХVII –XIX вв. 62

По всей территории Молотовской епархии стали создаваться инициативные группы верующих, которые ходатайствовали перед местными органами власти о возвращении им церковных зданий. Документы свидетельствуют, что наибольшую активность в подаче ходатайств об открытии церквей проявили жители районов с традиционно православным населением, где уже действовали храмы: Кунгурского, Юго-Осокинского, Нытвенского, Ворошиловского, Соликамского, Верхнее – Мулинского и Красновишерского 63. С сентября 1943 по май 1945 гг. они подали свыше 400 заявлений ( в 1943 г . – 53 ходатайства, в 1944 г . – в 6 раз больше – 316). Пассивно вели себя верующие в районах, где преобладало исламское население, и жители Коми-Пермяцкого округа, где не было действующих церквей. В годы Великой Отечественной войны не поступило ни одного заявления об открытии церкви из Бардымского, Юрлинского, Половинковского, Гайнинского, Косинского районов 64.

Ходатайства верующих проходили многократную санкцию. Сначала они рассматривались органами церковного управления: епархиальным Советом и лично епископом, который принимал решение о целесообразности подачи прошения. Как правило, желание верующих приветствовалось епархиальной властью 65.

В соответствии с Постановлением СНК СССР №1325 от 28 ноября 19 43 г. «О порядке открытия церквей» вся работа по приему, учету, предварительному рассмотрению заявлений, проведению необходимых проверок осуществлялась уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Молотовской области, аппарат которого действовал при Молотовском Облисполкоме. Получив из епархии ходатайство, уполномоченный должен был выяснить, кто является инициатором подачи заявления, имеет ли он «личные корыстные интересы и его отношение к церкви в прошлом». Важно было узнать, вынесено ли властями в отношении данного церковного здания решение о закрытии или оно просто не функционирует в силу различных причин (отсутствие священника и т.д.) 66.

Согласно Постановлению СНК СССР от 1 декабря 19 44 г. «О православных церквах и молитвенных домах», ходатайства в отношении тех церквей, которые официально не закрывались, должны были удовлетворяться в первую очередь. Уполномоченный должен был ознакомиться с техническим состоянием церковного здания, выяснить стоимость необходимого ремонта и согласие верующих на его проведение, существование жилплощади для священника. Кроме этого, важно было выяснить, сколько церквей функционирует в данном районе или городе, каково расстояние до ближайшей из них; «совершаются ли среди жителей этого населенного пункта или в ближайшей местности богослужения незарегистрированным духовенством…какое, примерно, количество верующих посещает эти молитвенные собрания» 67.

В тех же случаях, когда просьба верующих удовлетворялась, документы направлялись Облисполкомом в центральный аппарат Совета по делам Русской Православной Церкви, где выносилось окончательное решение. 68. В случае согласия Совета с мнением Облисполкома документы передавались в Правительство СССР на одобрение. После принятия положительного решения происходила регистрация приходской общины, с ней заключался договор о передаче в использование церковного здания 69.

Такая система продвижения документов позволяла гражданской власти сдерживать процесс открытия церквей. Большинство подаваемых прошений отсеивалось на разных этапах движения документов. Например, с января по июнь 1944 г . верующие подали 94 ходатайства об открытии церквей. 38 из них были сразу же возвращены уполномоченным как «неправильно оформленные». Остальные 56 были переданы на рассмотрение в Райисполкомы, которые в 39-ти случаях вынесли отрицательное заключение. В итоге, Облисполком направил в Совет по делам Русской Православной Церкви только 17 ходатайств. Из них было удовлетворено – 9 70. С 1 января по 1 июля 19 45 г. верующие подали 167 заявлений об открытии церквей. Из них в Москву на утверждение отправлено – 33. Удовлетворено – 12 71. Таким образом, достигала цели лишь небольшая часть ходатайств (от 7 до 10 %).

Известно, что Совет по делам Русской Православной Церкви отклонил ходатайства об открытии церквей в г.Чердыни (краеведческий музей), в пос.Боровск Соликамского района (казарма Усольского лагеря НКВД), в с.Горшки Верне - Мулинского района, в пос.Чермозе, в с.Тымбаевском Усинского района, в с.Бикбарда Куединского района, в д.Урталга Куединского района, в пос. Верне - Чусовские городки, в с.Молебке, в с.Сосновке Березовского района, с.Богомягково Осинского района, в с.Мысы Краснокамского района, в с.Троица Пермь - Сергинского района, в с.Сылве Сивинского района, в г.Усолье и др. населенных пунктах Молотовской области 72.

Тем не менее, благодаря крупным позитивным изменениям в государственной религиозной политике, со второй половины 1943 г . количество открытых православных храмов в Молотовской области, как и по стране в целом, начало стремительно расти.

С сентября по декабрь 1943 г . в Молотовской епархии было открыто 5 православных церквей: Сретенская в с. Романово, Всехсвятская кладбищенская в г. Кунгуре, Христо - Рождественская в с. Искор, Никольская в с. Пыскор, во имя свт. Алексия в с. Пожве.

В 1944 г . были открыты 19 церквей: Свято-Троицкий кафедральный собор в г. Молотове, Спасо - Преображенская в с. Гамово (Гамы), Прокопьевская в с. Плотниково, в честь Казанской иконы Богоматери в г. Осе, Спасская в с. Спас – Барде, Похвалы - Богородицкая в с. Орел, Рождество - Богородицкая в с. Нижняя Дубровка, Свято-Троицкая в с. Григорьевском, Соборо - Богородицкая в с. Бурдино, Георгиевская в с.Лекмартово, Пророко - Ильинская в пос. Юг, Рождество-Богородицкая в с.Беляевке, в с. Старая Пашия, Петропавловская в г. Суксуне, Покровская в с. Зверево, Михайло-Архангельская в с. Шлыках, в с. Федорцево, Вознесенская в с. Васильевском, Ксеньевская в г.Чусовом 73.

С января по май 1945 г . открылись еще 5 церквей: Никольская в с. Кольцово, Троицкая в с. Осинская Дубрава церковь - часовня в д. Горюново, Никольская в г. Кизеле (пос.Общий рудник), Кладбищенская часовня в г. Чермозе 74.

Всего в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг.) в Молотовской области была открыта 41 церковь. Таким образом, к Дню Победы в составе Молотовской епархии Русской Православной Церкви насчитывалось 48 храмов, из них 2 – в г. Молотове. Действующие храмы находились лишь в 15-ти районах области; в 41-м районе – открытых церквей не было совсем. Два храма оставались в руках «обновленцев»: во имя свт. Митрофана Воронежского в г. Добрянке и часовня с.Покче 75.

После окончания Великой Отечественной войны процесс открытия церквей продолжался. С мая по декабрь 1945 гг. открылись еще 9 церквей: Михайло-Архангельская в с. Пальники, Успенская в д. Ромаши, Иоанно-Богословская в с. Верх-Буй, во имя св. Иоанна Предтечи в с. Чернухи, Стефано - Сергиевская в с. Рогали, Князе - Всеволодская в с. Поздино, Троицкая в с. Мыльники, Петропавловская в с. Таборы, Алексеевская в с. Кособаново.

В январе 1946 г . управляющим епархией был назначен епископ Молотовский и Соликамский Иоанн (Лавриненко). При этом архипастыре процесс открытия храмов продолжился. С января 1946 г . по январь 1948 г . в Молотовской области было открыто еще 8 церквей: Алексеевская в с. Егва, Всехсвятская в с.Верне-Чусовские городки, Крестовоздвиженская с.Говырино, Иоанно-Богословская в г.Чердыни, в с.Курилово, Никольская в с.Телес, Михайло-Архангельская в с.Лидино, Покровская в с.Нижний Лып. В 1946 г . в Прикамье были ликвидированы остатки «обновленчества». Митрофаньевская церковь в г. Добрянке вошла в состав Молотовской епархии. Таким образом, в 1948 г . в Молотовской епархии числилось 66 храмов 76.

Период 1946 - 1948 гг. оказался самыми благоприятными для Церкви в послевоенный период для решения организационных вопросов, в том числе открытия храмов. Однако уже во второй половине 1948 г. наметился перелом в церковно-государственных отношениях, выразившийся в существенных ограничениях деятельности Русской Православной Церкви. В период с 1949 г . по 1953 г., до смерти И.В.Сталина, на территории Российской Федерации не было открыто ни одного храма. Более того, для конца 1940-х – нач. 1950-х гг. характерно массовое изъятие церковных зданий под клубы 77.

В 1948 г. Молотовская епархия достигла пика своего развития. С этого времени количество действующих храмов в Прикамье вновь начинает сокращаться. В 1949 г. были закрыты 3 храма: в с. Старая Пашня, в с. Блины, в с. Дуброва 78. В период с 1949 по 1959 гг. в Прикамье оставались действующими 63 храма в юрисдикции Русской Православной Церкви.

Период власти Н.С.Хрущева (1958-1964 гг.) ознаменовался новой волной антицерковных акций, направленных на уничтожение Русской Православной Церкви и других религиозных организации в СССР. В это время наблюдалось массовое закрытие православных храмов и монастырей по всей стране 79. В период управления Пермской епархией епископа Павла (Голышева) (1957-1960 гг.) в Прикамье было закрыто 6 церквей. При временном управляющем Пермской епархией епископа Свердловского Флавиана (Дмитриюка) (сентябрь 1960-1961 гг.) закрыто 6 церквей. Во время управления епископа Пермского и Соликамского Сергия (Ларина)(1961-1964 гг.) закрыто 10 церквей. Таким образом, в годы «хрущевских» гонений в Прикамье было закрыто 22 храма. Пермской епархии удалось сохранить в своем составе 41 храм. В 1964 г. 12 церквей – действовали в городах, 5 - в поселках городского типа, 24 - в деревнях и селах 80.

Такое количество функционирующих церквей в Прикамье сохранялось неизменным до прихода в 1984 г. к власти М.С.Горбачева и начала «перестройки». В это время на волне проводимых в стране демократических преобразований, особенно после одобренного правительством празднования 1000-летия крещения Руси (1988 г.), начался постепенный процесс передачи верующим ранее закрытых православных храмов.

После распада СССР в 1991 г. возвращение Церкви недвижимого имущества, в том числе храмов, приобретает массовый характер. Одновременно с восстановлением и реставрацией церковных строений дореволюционной постройки начался процесс повсеместного строительства новых церквей. Уже в 1992 г. в Пермской области действовали 99 церквей. Оставались непереданными Русской Православной Церкви - 525 81.

Значительное увеличение количества действующих храмов в Прикамье пришлось на период управления Пермской епархией архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка) (1984 - 2002 гг.) При этом архипастыре в г. Перми были возвращены верующим: Успенская Старокладбищенская церковь (1989 г.), Петропавловский собор (1990 г.), Феодосьевско - Вознесенская церковь (1991 г.), Княже - Владимирская церковь (1992 г.), Свято - Троцкая церковь в Мотовилихе (1994 г.), Казанская церковь Успенского женского монастыря (1995 г.), часовня свт. Стефана Великопермского (1996 г.) В 1990 г. состоялась передача Пермской епархии Крестовоздвиженского собора Белогорского Свято - Николаевского мужского монастыря. Одним из первых был построен Никольский храм в пос. Уральском, Нытвенского района, (2001 г.) В 2002 г. в составе Пермской епархии числилось 173 церкви и 10 монастырей.

В период управления Пермской епархией епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина) (2002 - 2010 гг.) процесс передачи Церкви храмов стабилизировался и приобрел точечный характер. В г. Перми верующим были переданы Рождество - Богородицкая церковь (2009 г.), частично передано здание храма во имя св. прав. Симеона Верхотурского (2009 г.), частично передано помещение семинарского храма св. ап. Иоанна Богослова (2006 г.), Крестово - Митрофаньевский храм архиерейского дома (2009 г.) Построены вновь церкви: во имя св. мчч. Адриана и Наталии в пос. Шемети, Добрянского района (2007 г.), в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (2006 г.), в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» в г. Губахе (2007 г.), во имя св. вмч. Георгия Победоносца в г. Чайковском (2007 г.) В 2005 г. в состоянии строительства и реставрации находился 71 храм епархии 82. В 2010 г. в Пермской епархии числилось 213 храмов и 13 монастырей.

В настоящее время Пермскую кафедру занимает митрополит Пермский и Соликамский Мефодий (Немцов) (2010 - 2012 гг.), под руководством которого в Прикамье продолжается строительство новых и реставрация переданных Церкви православных храмов. При этом архипастыре Пермской епархии в г. Перми полностью передано здание церкви во имя св. прав. Симеона Верхотурского (2012 г.), совершена юридическая передача Спасо - Преображенского кафедрального собора г. Перми (2011 г.) Завершено строительство церкви во имя св. вмч. Георгия Победоносца в г. Перми (2010 г.), начато возведение храмов во имя св. ап. Андрея, во имя свв. Петра и Февронии (2010 - 2011 гг.) В настоящее время (2012 г.) в составе Пермской епархии числится 215 храмов и 13 монастырей.

 

Проректор Пермской Духовной семинарии,
зав. кафедрой теологии ПГНИУ, доктор исторических наук,
кандидат богословия, протоиерей Алексий Марченко.

 

1. Доронин П.Г. Документы по истории коми: Вычегодско - Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись. //Ист.-филол. Сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1989. С.262

2. Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пятисотлетие проповеди св. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. СПб., 1879.С.12

3. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2004.С.21.

4. Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пятисотлетие проповеди св. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. СПб., 1879.С.13.

5. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001.С.5.

6. Историко-архитектурное наследство Пермского края. Каталог-справочник. Пермь, 2011.С.331.

7. Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пятисотлетие проповеди св. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. СПб., 1879.С.23.

8. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2004.С.181.

9. Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пятисотлетие проповеди св. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. СПб., 1879.С.25.

10. Дмитириев А.А.Очерки из истории губернского города Пермь. Пермь, 1889.С.142.

11. Эйриян Т. Г. Из рода Строгановых. Екатеринбург, 2003.С.101; Косточкин В.В. Чердынь, Соликамск, Усолье. М., 1988.С.124.

12. Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пятисотлетие проповеди св. Стефана Пермского, почти столетие Перми и почти трехсотлетие покорения Сибири. СПб., 1879.С.39.

13. Там же. С.56-61.

14. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001.С.7

15. Шестаков И., свящ. Краткий исторический очерк Пермской епархии. // ПЕВ, 1899 №15.С.301.

16. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.57.

17. Дмитириев А.А.Очерки из истории губернского города Пермь. Пермь, 1889.С.227-228.

18. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С. С.58.

19. Дмитириев А.А.Очерки из истории губернского города Пермь. Пермь, 1889.С.237.

20. Косточкин В.В. Чердынь, Соликамск, Усолье. М., 1988.С.141.

21. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001.С.8.

22. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913.С. 43.

23. Там же. С.58.

24. Терехин А.С.Жизнь и творчество архитектора И.И.Свиязева. Пермь, 2002.С.148.

25. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.58-60.

26. Корчагин П.А.Губернская столица Пермь. Пермь, 2006.С.117-120.

27. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.45-46, 59-60.

28. Пермский епархиальный Адрес-календарь на 1885 г . Пермь, 1885.С.181.

29. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.45-46, 60-62.

30. ПЕВ 1877 №13.

31. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.62-63.

32. Пермский епархиальный Адрес-календарь на 1885 г . Пермь, 1885.С.181.

33. Монастыри, церкви и часовни г. Перми. Пермь, 2002.С.14-15, 57-58, 71-71.

34. Шестаков И., свящ. Начало Екатеринбургской епархии. СПб., 1914.С.3.

35. Екатеринбургский епархиальный Адрес-календарь. Екатеринбург, 1886.С.21-25.

36. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.63.

37. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.63,98.

38. Пермский епархиальный Адрес-календарь на 1894 г . Пермь, 1894.С.203.

39. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.64-65;

40. Летопись Белогорского Свято-Николаевского православно-миссионерского мужского общежительного монастыря Пермской епархии. Пермь, 1897.С.12.

41. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.67.

42. Серафим (Кузнецов), игум. Уральский Афон. Нижний Новгород, 1914.С.11.

43. Пермский епархиальный Адрес-календарь на 1909 г. Пермь, 1909.С.173.

44. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.67.

45. Адрес-календарь Пермской епархии за 1912 г . Пермь, 1912.С.175.

46. Верхоланцев В.С. Город Пермь. Его прошлое и настоящее. Пермь, 1913 .С.67.

47. Федорущенко О. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. Белая гора, 1996.С.60.

48. Монастыри, церкви и часовни г. Перми. Пермь, 2002.С.63-64.

49. Лавринов В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале. М., 2008.С.55.

50. Там же. С.112.

51. Храмы Пермского края. Пермь, 2010.С.23.

52. Лавринов В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале. М., 2008.С.143.

53. Храмы Пермского края. Пермь, 2010.С.23.

54. Лавринов В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале. М., 2008.С.155.

55. Государственный архив Пермского края – далее ГАПК.Ф.Р-1204.Оп.3.Д.1148.Л.7; Д.157.Л.12; Д.201.Л.46;.Д.220.Л.7; Д.221.Л.15Д.264.Л.4.; Д.288.Л.6; Ф.Р-1205.Оп.1.Д.333.Л.18,66-67; Д.335.Л.75-76 об.; 91-91 об., Д.379.Л.41, 144; Пермский государственный архив новейшей истории – далее ПГАНИ. Ф. 641/1.Оп.8941.Л.7, 20 об.

56. Кашеваров А.Н.Государство и церковь: из истории взаимоотношения Советской власти и Русской православной церкви, 1917-1945 гг. СПб., 1995.С.121.

57. ГАПК.Ф.Р-1204.Оп.3.Д. 118.Л.40 об., 55 а; Д.173.Л.26, Д.213.Л.15, Д.109.Л.25.

58. ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.2.Л.8-9, Д.4.Л.65.

59. ГАПК.Ф.Р-1204.Оп.3.Д.118.Л.30; Правда о религии в России. М.,1942. С.198.

60. Архив автора

61. ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.2.Л.6-7, Д.4.Л.65;

62. ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.2.Л.89-92

63. Государственный архив Российской Федерации – далее ГАРФ.Ф.6991.Оп.2.Д.4.Л.24

64. ГАПК. Р-1205 .Оп.2.Д.2.Л.30, 42, Д.8.Л.6.

65. ГАПК. Р-1205 .Оп.2.Д.2.Л.52.

66. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сб. документов. М., 2009.С.264.

67. Там же. С. 263-265; ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.3.Л.100-101; Д.4.Л.15-15 об.

68. Шабалин Н.В.Русская православная Церковь и Советское государство в середине сороковых – пятидесятые годы ХХ века. (По материалам Кировской области). Киров, 2004.С.25.

69. ГАПК. Ф.Р-1205.Оп.2.Д.4.Л.42 об.-43.

70. ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.2.Л.2

71. ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.2.Л.45

72. ГАРФ.Ф.6991.Оп.2.Д.2.Л.77

73. ГАРФ.Ф.6991.Оп.2.Д.2.Л.45, 57 об.-58139-140; Д.25.Л.72-80; ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.4.Л.65, 97-102.

74. ГАРФ.Ф.6991.Оп.2.Д.25.Л.81-89; ГАПК.Ф.Р-1205.Оп.2.Д.2.Л.45-47.Д. 4.Л. 137-142.

75. В 1944 г . принес покаяние и вошел в состав Молотовской епархии приход Свято-Троицкой церкви с.Ленва (г.Березники). В том же году перешел в обновленчество приход Свт. Митрофана Воронежского в г. Добрянке.

76. ПГАНИ.Ф.105.Оп.15.Д.153.Л.21-23.

77. Шкаровский М.В.Русская православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.С.343.

78. ПГАНИ.Ф.105.Оп.15.Д.153.Л.24-26.

79. Шкаровский М.В.Русская православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.С.398.

80. ГАПК.Ф.Р-1204.Оп.2.Д.15.Л.11-12; Марченко А., прот. Епископы Пермской епархии эпохи «хрущевских» гонений на Русскую православную Церковь 1958-1964 гг. Пермь, 2011.С.201.

81. ГАПК.Ф.Р-1204.Оп.3.Д.58.Л.1-2.

82. «Православная Пермь» №5-6 май-июнь 2009 г.


Вернуться назад

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)

  • Flag Counter Яндекс.Метрика