Борьба за культуру на «бурсе»

 

В отдельных очерках о деятельности учителей и воспитателей Камышловского духовного училища отмечалось, по каким направлениям шла борьба за культуру учеников на «бурсе». Нет! Зловещая фигура «тессараконты» из «Очерков бурсы» Н. Г. Помяловского уходила в прошлое и «детина непобедимой злобы» уже давно стал историческим персонажем. С «ветхого Адама» всё больше и больше срывались его «ветхие» одежды. Посмотрите на фотоснимок с выпуска 1902 г. Разве представленные на нём юноши с их «ерошками», воротничками, шнурами к часам, перекинутым через шею – походят на «бурсаков» времён «тессараконты»? Стоит взять только одни события 1901-1902 учебного года, чтобы понять, как далеко «бурсаки» этого года ушли от тех, которые изображены в «Очерках бурсы». «Бурсаки» по своей инициативе решили поставить отрывки из комедии Фонвизина «Недоросль» и осмеять систему обучения дворянских «недорослей», изобразить Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана. Не свидетельствует ли это о том, что у них в какой-то мере появилась способность критически мыслить, а ведь это признак определённого шага в развитии. Те же ученики затеяли издавать журнал. Конечно, это детская затея! Здесь всё детски – наивно! Вот, например, как они раскритиковали учеников III кл[асса]: «В третьем классе царит тупость, глупость, неразвитость». Это замечание по поводу того, что ученики III кл[асса]. не проявили достаточной активности в выпуске журнала. А то обстоятельство, что среди учеников появились свои вожаки – борцы за культуру, как Анисимов, или свои художники, как Борчанинов Александр.[1] Посмотрите на художественные украшения на Пасху, сделанные бурсаками! Стало возможным устраивать празднование юбилеев, таких, как пятидесятилетие со дня смерти Н. В. Гоголя, или тысячелетия с момента изобретения кириллицы. Разве это не служит показателем того, как «бурса» и её руководители – учителя, воспитатели ушли далеко от времён «тессараконты». Хору «духовников» стало доступно исполнение таких ответственных форм музыкальных произведений, как гимны. Признано было, что ученикам можно доверить ходить в магазины за покупками без боязни, что они могут что-либо «натворить». Отношения между учениками и учителями стали входить в более спокойное русло, что особенно проявлялось во время пикников, экскурсий в зверинец. Наконец, то, что у «бурсаков» явилось желание сниматься со своими воспитателями на память разве это не показатель высокого уровня культуры всей «бурсы»? Обучение скрипичной игре! Даже такая мелочь, как новая игра – в крокет, - всё это звенья культурной революции на бурсе, показатель её несомненного роста. Это нужно в полной мере признать, иначе будет невозможно в дальнейшем понять, как стало возможным, что через «бурсу» прошло много учеников, которые впоследствии сделались видными деятелями в общественной и научной сферах.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 42-45.

*В составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора; в «свердловской коллекции» отсутствует.

 

 

Далее: Любимые игры «бурсаков». 273

 


[1] Борчанинов Александр – окончил Камышловское духовное училище по 2-му разряду в 1902 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1908 г.

 


Вернуться назад



Flag Counter Яндекс.Метрика