Диспуты со старообрядцами*

 

Они устраивались в качестве наглядного пособия для изучающих «обличение раскола». Проводились они в комнате 6 класса. На большом столе складывались большие книги – «Кормчая», творения отцов, ревнителей благочестия, и начиналось состязание. Популярностью среди наших миссионеров тогда пользовались о[тец] Стефан Луканин и о[тец] Василий Морозов.[1] Первый был уже на склоне лет, а второй – молодой, 5-6 лет тому назад кончивший семинарию. Можно было заметить различный стиль ведения диспута у того и другого миссионера. Луканин больше старался влиять на чувство. Так, когда атмосфера состязания сильно накалялась, а это нередко бывало, он вдруг заявлял: «Давайте споём «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», и напряжение в споре ослабевало. Этот приём явно был рассчитан на то, чтобы подействовать на психологию оппонента, склонить её на свою сторону. Морозов, наоборот, старался поражать противника своей речью, горячей, разящей, причём нужно отдать ему справедливость у него был несомненный ораторский талант и к тому же привлекательная манера речи. Противником выступал начётчик из Лысьвы. Он был средних лет, брюнет, одет по-мещански. Его выдвигала на диспут его община, из беспоповцев.[2] Он, как видно, был достаточно натренирован из рамок обычного шаблона, как впрочем, и весь диспут. Начинался диспут пением «Царю Небесный», а заканчивался пением «Достойно есть». Продолжался он три-четыре часа, с перерывом. Речи диспутантов чередовались через 10-15 минут, причём порядок и время строго соблюдались. В конце диспута делались обращения слушателям – примкнуть к той или другой стороне. В условиях диспутов в семинарии это было, конечно, чистой формальностью. На нас эти диспуты производили скорее отрицательное, чем положительное впечатление, впечатление ненужности их, напрасно потраченного времени.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 725. Л. 125-126.

*В «свердловской коллекции» воспоминаний автора отсутствует.

 

[1] Морозов Василий Георгиевич (1879-?) – сын священника Рязанской губернии. Окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1899 г. Священник с 1900 г., миссионер Пермского уезда в 1902-1913 гг. и с 1914 г., наблюдатель церковно-приходских школ Пермского уезда в 1902-1911 гг. Автор «Краткого исторического очерка жизни и деятельности церковных школ в пределах Пермского уезда». Протоиерей. С 1920-х гг. в обновленчестве. В 1933 г. арестован и осуждён к ссылке на два года. Дальнейших сведений не имеется.

[2] Беспоповцы – старообрядческое течение, образовавшееся после церковных реформ Патриарха Никона в середине XVII века. Беспоповцы не принимали священников, поставляемых в Русской Православной Церкви.

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика