Двоеданы

[1965 г.]

 

Их называли у нас ещё кержаками. Они относились к той группе раскольников, которые назывались беспоповцами. Центром их организации в наших краях была деревня Осолодка, расположенная между селом Бродокалмакским и деревней Пановой. В этой деревне население, примерно, поровну делилось на двоедан и никониан. Первые считали вторых «мирскими» и общение с ними считали греховным. Наша старшая сестра одно время была учительницей в этой деревне и имела возможность наблюдать распри между теми и другими. Чаще всего споры возникали из-за расположения пальцев для крестного знамения. Как известно, раскольники стояли за двуперстие, а над троеперстием глумились, говоря, что так пальцы складываются для «понюшки» табака. Они не курили, а никониан называли «табашниками». От такого разделения в деревне больше всего испытывала стеснение молодёжь, которой чужды были эти религиозные предрассудки, а сердца просто не желали считаться с ними.

На праздники нашу сестру из Осолодки в Течу (18 вёрст) привозила одна кержачка. Она на положении гости пила чай и обедала, но посуду привозила свою, так как считалось, что наша посуда греховная.

В Сугояке было три или четыре семьи раскольников. Они были самыми богатыми на селе, и у каждой семьи около дома был глухой двор, как крепость. Жили они замкнуто. Они вели более строгую жизнь, чем «мирские».

Несколько семей было также в деревне Кошкуль Сугоякского прихода.[1]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 387. Л. 109-111.

Находится только в «свердловской коллекции» воспоминаний автора. В «пермской коллекции» отсутствует.

 

[1] Из очерка «Село Сугояк и его обитатели» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «В Сугояке было значительное количество зажиточных мужичков, у которых были кондовые пятистенные дома с полным комплектом таких же служб, и все строения были под железными крышами. Самыми зажиточными из них были кержаки, которых в селе было три-четыре семьи. Их усадьбы походили на «замки» с крепкими тёсовыми воротами сплошным рядом служб, подогнанных под одну крышу. Кержаки держали себя изолировано от «никониан», которых они называли «табашниками» и смеялись над троеперстным сложением для совершения креста у последних, заявляя, что при таком сложении пальцев люди берут табак для «понюшки». Центром объединения кержаков была значительная группа их в деревне Кошкуль», в десяти верстах от Сугояка, причём и здесь они были самыми зажиточными. Это, может быть, объяснялось более строгим бытом этих семейств: как правило, они, например, вели более трезвенный образ жизни, чем «никониане». Самым же главным условием вообще повышенного уровня жизни сугоякцев, как и кошкульцев, были хорошие земли их хозяйств и достаточные наделы земель. В связи с тем, что кержаков в сугоякском приходе насчитывалось значительное количество, епархиальное начальство однажды выслало специального миссионера для проведения диспута, который состоялся в Кошкуле. Противоположная сторона тоже выставила своего «начётчика», и бой состоялся горячий, но, как всегда, безрезультатный: та и другая сторона, как говорится, «осталась при своих козырях» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 392. Л. 19-20.

 


Вернуться назад



Flag Counter Яндекс.Метрика