«Их» судьба

 

Светлой памяти соучеников,

выпускников Камышловского дух[овного] училища 1902 г.

 

В 1901-1902 уч[ебном] году в составе учеников четвёртого класса Камышловского дух[овного] училища было 27 человек, а закончило его 26 человек, так как один из них – Козельский Григорий – в конце года (перед экзаменами) заболел крупозным воспалением лёгких, не мог сдавать экзамен и был оставлен на второй курс.

Фото-снимок был сделан фотографом Кирстом (фотография помещалась при повороте к вокзалу при проезде мимо тюрьмы). Не снимался Бирюков Владимир по состоянию здоровья.

В истории духовного училища, кажется, это был первый случай, когда выпускники его «увековечили» себя на фотоснимке, и это послужило примером для последующих выпусков училища.

[Описание судеб выпускников в данной публикации идёт в порядке разрядного списка, составленного по итогам годичных испытаний, в тексте автора – в порядке расположения их на фотоснимке].

 

[1.] Анисимов Александр (Ильич). Был сыном какого-то мелкого сельского торговца. По учению всегда был primus`ом (первым).[1] Уже в дух[овном] училище был зачинщиком разных мероприятий общественного характера. Так, он был затейником, организатором и участником постановки отрывков из «Недоросля» Фонвизина. Играл с увлечением роль Скотинина. Он же был организатором журнала, который издавали ученики 4-го класса. Учился игре на скрипке. Был активным участником по организации фотоснимка выпускников. Пользовался авторитетом у товарищей, которые ещё в дух[овном] училище называли его Александром Ильичём. Кстати нужно заметить, что когда ушёл из дух[овного] училища П. Н. Лавров, то он больше всех хлопотал о разных подарках ему на память и распределял карточки, полученные от П. Н. Жил на квартире.

С осени 1902 г. по весну 1908 г. учился в Пермской дух[овной] семинарии. И здесь был зачинщиком различных ученических мероприятий: организатором вечеров и главным распределителем на них; организатором посещений оперы, увлекался и, подражая артистам, любил петь арию Елецкого из оп[еры] «Пиковая дама» - «Я Вас люблю». Когда бывали бенефисы любимых артистов, зачитывал им адреса от семинаристов на сцене. Когда в 1904 г. было в оперном театре траурное собрание по поводу кончины А. П. Чехова, он выступал с речью от имени семинаристов. Одним словом, он был всегда на виду, и имя, отчество и фамилия его у всех были на устах. Жил в общежитии и не был «подвижником», т. е. всё человеческое не было ему чуждым. По окончании семинарии женился на дочери секретаря Пермской дух[овной] консистории Удинцева и был назначен священником в Александровский завод Соликамского у[езда], но овдовел при первых родах жены. В 1911 или 1912 гг. автор сего встречался с ним в Казанской дух[овной] академии, в которую он поступил учиться. Дальнейшая судьба его не известна.[2]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 34 об.-35 об.

 

[2.] Воеводкин Всеволод по происхождению был не из духовных; жил на квартире. Среди товарищей он казался более взрослым, ничем особенным себя не проявил. Дальнейшая судьба его не известна.[3]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 35 об.-36.

 

[3.] Баженов Александр был исключительно способным учеником, но больше ничем не выделялся. С 1902 г. по 1908 г. учился в Пермской дух[овной] семинарии. Дальнейшая судьба его не известна.[4]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 37 об.-38.

 

[4.] Игнатьев Василий.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36.

 

[5.] Черёмухин Иван (см. Воеводкин В.).[5]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36.

 

[6.] Меркурьев Александр пел в хоре тенором (точнее, пожалуй, следовало бы сказать – вторым альтом). С осени 1902 г. по весну 1908 г. учился в Пермской дух[овной] семинарии. Пел в хоре в качестве октавы и в этой роли был в большом почёте. Так, когда на вечере хор исполнял «Ноченьку» из «Демона» А. Г. Рубинштейна под управлением взыскательного дирижёра Н. В. Пиликина[6], ему предоставлено было «октавить» и он выполнил это артистически, с блеском. Нужно сказать, что среди семинаристов-певцов появление «октавы» было явлением, можно сказать, уникальным, так что М. А. был в большом почёте.

Учился ли он ещё где-нибудь и чем был занят в период времени с 1908 г. по 1923 г. автору сего не известно, но известно, что в гг. 1923-1941 (приблизительно) он работал в Свердловске сначала счётным работником, а потом штукатуром, пел в хоре при радиокомитете. Умер в период Великой Отечественной войны.[7]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 28-28 об.

 

[7.] Филиппов Владимир учился в Уфимской дух[овной] семинарии. В 1909 г. автор сего встретился с ним в Казанской дух[овной] академии, которую он (Филиппов) закончил в 1912 г. В академии он на своём курсе был студенческим деканом. Из него получился какой-то чопорный и чванливый человек. По окончании академии он работал преподавателем Шадринской женской гимназии.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36.

 

[8.] Кузнецов [Вячеслав]. Сведений о нём нет.[8]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36 об.

 

[9.] Борчанинов Александр. Борчаниновы (их было три брата, а двое учились в одном классе) были дети псаломщика села Клевакинского, жили в общежитии и учились на казённый счёт. У Александра была склонность к декоративному искусству. В духовном училище было принято к престольному празднику – «Сергиеву дню» (25 сентября) делать украшения из дерябы – ползучего наземного растения из бора. Дня за три до праздника в вестибюле, у комнаты швейцаров, появлялась большая куча этого растения, из которого делались гирлянды с бумажными цветами. Организатором и главным участником подготовки этих украшений был Александр Борчанинов. Но главным образом его художественный талант раскрывался при подготовке украшений к Пасхе. Чего-чего только не заготовлялось при его руководстве и участии в этом случае: и вензеля, и различные фонарики со складками и гладкие, с изречениями и без изречений, вращающиеся фонарики, украшения из ёлок и т. д. На нижнем этаже здания в угловой комнате, обращённой окнами с одной стороны на площадь, а с другой стороны против дома Сибирякова, стоял верстак, были струги, долота, топоры, ножи. Здесь задолго до Пасхи заготовлялись различные конструкции, подставки, рамки для вензелей и пр. Здесь было «царство» художника – Александра Борчанинова.

Он учился в Пермской дух[овной] сем[инарии] с осени 1902 г. по весну 1908 г., и это было время, когда семинарская церковь, площадка перед ней, коридор в ту и другую сторону, лестница, ведущая в церковь, на Пасхе утопали в зелени: площадка представляла нишу из пихтовых ветвей, у лестницы против входа в церковь бил фонтан, а за ним на громадном полотне было изображено «Воскресение Христово». Стены коридора украшались гирляндами из пихты и бумажными цветами. В конце коридора у окна, выходящего на соборную площадь, тоже был фонтан и «Воскресение Христово». Лестница утопала в пихтовых деревцах. На стенах у лестницы, в нише и коридорах висели: разноцветные фонарики, вензеля. Здесь всё было сделано под руководством и при непосредственном участии А. Борчанинова. Уже, примерно, с пятой недели «Великого поста» в коридоре, который вёл из главного корпуса в столовую, можно было видеть Александра с разными конструкциями для украшений, а на «Страстной» и дни, и ночи он проводил в своём «царстве» и наслаждался. В истории семинарии за время пребывания в ней Александра это был исключительный период, когда в дни Пасхи она превращалась в какой-то волшебный мир. И это было делом рук Александра Борчанинова.[9]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 30-32.

 

[10.] Павлинов [Анатолий] ничем не проявил себя в дух[овном] училище, и дальнейшая судьба его автору сего не известна.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 32.

 

[11.] Капустин [Борис]. С 1902 г. учился в Пермской дух[овной] семинарии. Прославился в 1-м классе тем, что изучал наизусть «Евгения Онегина» и «вызубрил», кажется, четвёртую или пятую его часть. У автора сего нет о нём дальнейших сведений, но, кажется, он закончил семинарию.[10] Как будто бы он родом был из тех Капустиных, из которых происходил известный путешественник и исследователь Палестины – архимандрит Антонин (Капустин)[11], в дар от которого в фундаментальной библиотеке семинарии получена была и сохранялась Библия на еврейском языке Тора в виде пергаментного свитка.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 29 об.-30.

 

[12.] Борчанинов Павел. В дух[овном] училище управлял певцами на «левом» клиросе, любил читать «Апостол» с «занесением», был в числе обучающихся игре на скрипке и, когда «бригада» скрипачей выступала в актовом зале перед епископом Иринеем, исполнял «Царь Небесный», был в числе «головных». С осени 1902 г. по весну 1908 г. учился в Пермской дух[овной] семинарии и окончил её. В семинаии продолжал учиться игре на скрипке у Григория Кузьмича Ширмана и был единственным семинаристом, которому присвоено было наименование «скрипача». В эти годы семинаристы дружили с гимназистками частной гимназии Барбатенко и принимали участие в гимназических вечерах. На одном из них Павел играл под аккомпанемент пианино «Bersense» Годара из оперы «Жоселен». В истории семинарии это был уникальный случай. Дальнейшая судьба его, как и его брата Александра, автору сего не известна.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 32-32 об.

 

[13.] Штейников [Александр] … Сведений нет.[12]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 37.

 

[14.] Золотухин [Николай] … Сведений нет.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 37.

 

[15.] Собянин [Константин] … (?). О судьбе его ничего не известно.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36.

 

[16.] Филиппов Сергей (Эзоп). Он был обладателем чудесного голоса (альт). Особенно блестяще его голос звучал, когда исполнялось trio «Архангельский глас». Голос его в этом случае звучал с филигранной чистотой и прозрачностью, полнозвучно, чистым металлом, который можно слышать только у квалифицированных контральто. Как передавали, Филиппов С. в семинарии тоже выступал в партии тенора с успехом. По окончании семинарии он учился на историко-филологическом факультете Казанского университета. После революции он работал преподавателем в одном из техникумов г. Перми.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 37-37 об.

 

[17.] Бирюков Владимир. С 1902 г. по 1908 г. учился в Пермской дух[овной] семинарии. Затем закончил Казанский ветеринарный институт, а после него ещё сельско-хозяйственный и археологический ин[ститу]-ты. В дальнейшем занялся археологической работой на Урале. Организовал музей в г. Шадринске. Имеет научные труды по диалектологии Урала. Вырос в крупного учёного всесоюзного масштаба.[13]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 38.

 

[18.] Черёмухин Михаил (из Далматова). Дальнейшая судьба его не известна.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 34 об.

 

[19.] Удинцев Анатолий. Учился в Пермской дух[овной] семинарии с 1902 г. по 1909 г. В семинарии среди товарищей был на положении человека, не пользовавшегося уважением, был предметом насмешек и шуток с прозвищем «Шаляпин», потому что однажды возомнил, что у него бас и, уединившись в уборную, упражнял его (бас).[14]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 37.

 

[20.] Старцев Василий уже в духовном училище проявлял склонности к ухаживанию за прекрасным полом и «воздыхал» о какой-то Гедеоновой, которая проходила иногда мимо духовного училища. Учился в Пермской дух[овной] семинарии, но оставил её по окончании 4-го класса и поступил на работу в Контрольную палату при содействии кого-то из родственников. В 1907-1909 гг. (а, может быть, ещё и позже) был регентом в хоре Пермского дух[овного] училища, выступал в нём солистом-басом. Кстати сказать, священником в дух[овном] училище в это время был Т. П. Андриевский.[15] Старцев ни в духовном училище, ни в семинарии не проявлял тяготения к пению… и вот вдруг оказался регентом хора. После Октябрьской революции работал (сейчас, если жив, то, вероятно, на пенсии) завхозом в одном из Свердловсвских райисполкомов. Sic transit gloria mundi (так проходит слава мира).[16]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 32 об., 34.

 

[21.] Богомолов [Николай] … (?). Сведений нет.[17]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 37.

 

[22.] Рычков Михаил. Сын сельского учителя Нижне-Петропавловского села, Шадринского у[езда], Пермской губ[ернии]. В 1902 г. при поступлении в Пермскую дух[овную] семинарию по экзаменам (так было в этом году) не был зачислен в неё. Работал сельским учителем. Сейчас на пенсии. Живёт в селе Русская Теча Челябинской области (на родине автора сего) и занимается пчеловодством.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36 об.

 

[23.] Болярский Кронид. С его именем связано одно воспоминание из жизни в общежитии училища. Спальные комнаты для учеников 1-го кл[асса] были расположены далеко от уборной, и ночью приходилось проходить в них по коридору через всё здание. Среди учеников ходили разные страшные рассказы о том, что по зданию ночью бегает рыжая собака – Цербер – и, поэтому, ученики старались пробираться в уборную стайкой. Кронид понадеялся на свою храбрость и отправился один. Как раз в эти дни четырёхклассники поймали где-то щенка, днём его где-то скрывали, а на ночь отпустили. Когда Кронид проходил мимо мраморной лестницы, щенок кинулся к нему, спускаясь с лестницы, а храбрец закричал диким голосом и присел у надзирательской комнаты. В результате его принёс на руках в спальню кто-то из надзирателей (или Иван Николаевич, или Николай Павлович). В этот же раз сделано было открытие надзирателем такое, что ученики на ночь сдвигали кровати и спали кучкой, потому что ходил слух, будто по ночам по потолку спальни летает «рыжая борода». С этого момента на ночь у мраморной лестницы поставлен был сторож – высокий худой старик, в обязанности которого, между прочим, ещё входило: наблюдать за учениками в бане и будить ночью и направлять в уборную учеников, больных недержанием мочи, которые изолированы были в особой спальной комнате. Кронид жил где-то около Каслей, и любил рассказывать об озере Увильды.

Сведений о его дальнейшей судьбе нет.[18]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 28 об.-29 об.

 

[24.] Болярский Василий был мучеником по учёбе и мучителем, особенно для П. В. Хавского. Дальнейшая судьба его не известна.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 34.

 

[25.] Попов Анатолий (см. Собянин).

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36.

 

[26.] Козельский Григорий. Сын псаломщика, сирота. Брат его Михаил был псаломщиком в Катараче. Григорий по болезни оставался в 4 кл[ассе] дух[овного] уч[илища] на второй год и закончил училище в 1903 г. в Пермской дух[овной] семинарии учился с 1903 г. по 1909 г. По окончании семинарии недолго где-то служил чиновником в Перми, женился и работал несколько лет священником в селе Стриганском Ирбитского уезда. Умер от туберкулёза.[19]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 36 об.-37.

 

[27.] Серебренников Александр при обучении в училище жил в общежитии, был каким-то неаккуратным, нечистоплотным, запуганным, вроде как забитым, благодаря чему в условиях суровых порядков «бурсы» его часто обижали и дали ему обидное прозвище «Фуля». Не известно, где он ещё продолжал учение, но известно, что он работал учителем в селе Катайском, Шадринского у[езда], Пермской губ[ернии], пользовался авторитетом и уважением. Был слух о том, что в период культа личности был в числе преследуемых.[20]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 27-28.

 

Далее: Выпуск 1902 г. 298

 

[1] «primus» - лучший ученик в классе, заканчивающий учебный год первым в 1-м разряде.

[2] В очерке «Выпуск 1902 г.» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Митрополит Приволжья. Жил в Куйбышеве» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 74.

Подробнее см. в очерке «Александр Ильич Анисимов» в Части III. «Пермская духовная семинария начала XX века.

[3] Воеводкин Вячеслав обучался в Пермской духовной семинарии в 1902-1905 гг. (до 3-го класса).

[4] В списках учеников Пермской духовной семинарии не значится.

[5] Черёмухин Иван – окончил Камышловское духовное училище по 1-му разряду в 1902 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1908 г.

[6] Пиликин Николай Васильевич – окончил курс учения в Придворной певческой капелле, преподаватель пения в Пермской духовной семинарии.

[7] См. очерк «Меркуфа» в Части III. Пермская духовная семинария начала XX века.

[8] В очерке «Выпуск 1902 г.» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора указано: «Работал псаломщиком» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 74.

Кузнецов Вячеслав – окончил Камышловское духовное училище по 2-му разряду в 1902 г. и 1-й класс Пермской духовной семинарии по 2-му разряду в 1903 г.

[9] См. очерк «Александр Борчанинов» в Части III. Пермская духовная семинария начала XX века.

[10] Капустин Борис – окончил Камышловское духовное училище по 2-му разряду в 1902 г. Обучался в 1-м классе Пермской духовной семинарии в 1902-1903 гг. Оставлен на переэкзаменовку по латинскому языку после каникул. В списках учеников Пермской духовной семинарии после 1903 г. не значится.

[11] Антонин (Капустин) (1817-1894) – архимандрит. Обучался в Пермской духовной семинарии в 1831-1836 гг. В 1869-1894 гг. – начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

[12] Штейников Александр обучался в Пермской духовной семинарии в 1902-1905 гг. (до 3-го класса).

[13] На фотоснимке отсутствует.

[14] Удинцев Анатолий Тихонович (1890-?) – окончил Камышловское духовное училище по 2-му разряду в 1902 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1910 г. «В семинарии он держал себя скромно, много читал, учился хорошо. Почти брюнет, он обладал лихорадочным румянцем на щеках и прятающимся взглядом карих глаз, постоянной вялой улыбкой, был чрезмерно стеснительным и застенчивым. Если с кем из соучеников начинал спорить, быстро отступался и отходил». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 6. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1281. Л. 7).

[15] Андриевский Тихон Петрович – протоиерей, преподаватель логики, психологии, краткой истории и начальных оснований философии и дидактики в Пермской духовной семинарии. См. Часть III. Пермская духовная семинария начала XX века.

[16] См. очерк «Василий Николаевич Старцев» в Части III. Пермская духовная семинария начала XX века.

[17] Богомолов Николай обучался в Пермской духовной семинарии в 1902-1905 гг. (до 3-го класса).

[18] Болярский Кронид обучался в 1-2-м классах Пермской духовной семинарии в 1902-1904 гг.

[19] См. очерк «Гриша Козельский» в Части III. Пермская духовная семинария начала XX века.

[20] Серебренников Александр Иванович (1890-?) – окончил Камышловское духовное училище по 1-му разряду в 1903 г. и Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1910 г. «Учитель начальной школы в с[еле] Катайском Курганской области». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 5. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1280. Л. 33).

 


Вернуться назад



Flag Counter Яндекс.Метрика