ОЧЕРКИ НА БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ

1967 г.

 

Иродиада

 

Иродиада зачата была во чреве матери в тот момент, когда отец её, Ирод, напуганный слухами о рождении одной еврейкой «царя иудейского», обдумывал свой приказ об убийстве всех еврейских мальчиков, достигших уже, или не достигших ещё годового возраста. Слухи эти доходили до него постепенно, но он не придавал им значения до тех пор, как ему стало известно, что халдейские звездочёты, руководимые звездой, вновь появившейся на небе, приходили в Вифлеем на поклонение новорожденному «иудейскому царю». Руководимый идеей, что только Рим может господствовать над всеми в мире, он не мог допустить существование какого-то «царя иудейского» и издал свой знаменитый приказ, прославивший его на все века.

Иродиада родилась, когда приказ её отца был выполнен, и одна из трагических страниц истории избранного Богом – Иеговой народа была уже перевёрнута.

По пословице: «Яблоко падает недалеко от яблони» - Иродиада ещё с молоком матери впитала в себя жестокость своего отца, а вместе с ней и другие, сопутствующие ей, отрицательные черты характера. В детстве она любила слушать рассказы одной своей служанки – еврейки о судьбе её (еврейки) «богоизбранного» народа, но воспринимала их по-своему, с позиции своего «морального кодекса».

Так, когда служанка рассказала ей об одном эпизоде из времён пребывания евреев в египетском плену, а именно: о том, как жена фараона Пентефрия, пленённая красотой Иосифа-прекрасного, склоняла его на любовь, а он, воспитанный в духе целомудрия, отказался от предложенной ему чести, Иродиада назвала его дураком-ротозеем. Иродиаду совершенно не интересовали патриотические подвиги людей, как проявление высоких моральных качеств, зато проявления низменных страстей – обмана, лжи, хитрости всегда задерживали её внимание и вызывали похвалу. Так, когда служанка ей рассказала о том, как мальчик Давид камнем, ловко брошенным при помощи пращи, сразил филистимского великана Голиафа и таким образом обеспечил своему народу победу над врагами – она отнеслась в этому событию безучастно, усмотря в нём только мелкую детскую забаву. Когда же служанка рассказала ей о том, как тот же Давид, богоотец, отобрал красавицу Вирсавию у мужа, она оживилась и готова была похвалить за это богоотца. Когда служанка рассказала о покаянии Давида, ей было совершенно непонятно, почему он стал каяться в этом «беззаконии» и написал знаменитый псалом «Помилуй мя, Боже по велицей милости Твоей ...». Также было и тогда, когда служанка ей рассказала о богатыре Самсоне: то, что он погубил филистимских вождей и совершил патриотический подвиг, не остановило на себе её внимание, а вот то, что Далила перехитрила его и погубила – привело её в восторг. А от рассказа служанки о патриотическом подвиге Юдифи, отрубившей голову Олоферну, вождю врагов её народа, она пришла в восторг от самого факта убийства, и у ней появилось желание самой совершить такой же «подвиг» или быть участницей его. Она добродушно смеялась над тем, что валаамова ослица однажды заговорила. Ей было понятно, что на Сayла нападал злой дух Асмодей, т. к. она сама была подвержена такому психозу, но для неё было открытием, что музыка может действовать в этом случае успокаивающе.

Большой интерес проявила Иродиада к рассказам своей служанки о мрачных днях порочной жизни Ахава и Иелизавели. В этих рассказах она находила созвучие со своим представлением о жизни, к которой она стремилась. Ей совершенно непонятной была причина гибели Содома и Гоморры, где пороки общественной жизни превысили всякие нормы моральных требований. Её привлекло всё порочное, и наоборот, отталкивало от себя всё то, что стояло препятствием к такой жизни. Так, когда служанка стала рассказывать ей о пророках, которые обличали и даже бичевали пороки, то она прямо заявила рассказчице, что ей ненавистны они. Особенно она это подчеркнула после прослушивания рассказа о пророке Иеремии, который написал обличительный памфлет под названием «Плач Иеремии», а сам юродствовал – лежал в канаве, чтоб и обратить на себя внимание. Она сказала, что если бы она увидела такое «безобразие», то попросила бы своего отца убрать его из канавы. Когда ей служанка рассказала ещё о пророке Исайи, который предсказывал о пришествии в мир Мессии, и рассказывала о том, что среди евреев находятся люди, которые уверяют, что новорожденный «царь иудейский» и есть этот Мессия Иродиада сказала ей, что её пророк Исайя просто шарлатан, а новорожденный «царь иудейский» давно уже убит по приказу её отца. Тогда служанка открыла ей под её клятвенные заверения хранить тайну, что идут упорные слухи о том, что тот младенец, родившийся в Вифлееме, спасся: его родители – старик отец и мать, чудом сохранившая свою девственность, сбежали с ним в Египет, а теперь, когда «изомроша ищущие отрочате» вернулись домой. «А сейчас, - подчеркнула рассказчица, - этот «царь иудейский» уже большой, у него много сторонников, а особенно есть один пустынник, который ведёт дикий образ жизни – одет в шкуры, а питается одним мёдом и акридами. Он именно и должен объявить его людям как Божьего сына и «царя иудейского». «Этот» пустынник, - добавила рассказчица, - враг людей, ведущих роскошную жизнь и разоблачитель людских пороков, обличитель их. Перед воображением Иродиады при этом предстал образ пророка Иеремии, о котором она когда-то заметила, что если бы она его встретила, то попросила отца своего убрать его с дороги.

По мере возрастания Иродиада впитывала в себя все пороки римской «знати». Её идеалом была Мессалина, одна из развратнейших женщин Рима. Иродиада была непременной посетительницей Колизея, когда там происходили бои гладиаторов. Для неё музыкой звучали их слова приветствия императору при прохождении мимо его ложи: Morituri te salutant (готовые умереть тебя приветствуют). Она предвкушала удовольствие – видеть смерть одного из гладиаторов, и когда озверевшая толпа зрителей в конце поединка кричала счастливому победителю: «добей, добей его!» - в диком хоре голосов слышался и её сухой и визгливый голос.

Она увлекалась танцами и была участницей диких оргий. Её жизненные запросы были такие же элементарные, какие были у римских люмпен-пролетариев, которые жили за счёт продажи своих голосов на выборах в сенат и требовали panem et circenses (хлеба и зрелищ!). Она была, несомненно, красавицей, обладательницей чистокровной, породистой красоты римлянки из высшего круга, но красота её была красотой хищной птицы. Она, кроме того, знала все приёмы поддержания своей красоты, всё, что изобрела для этого косметика того времени. Она танцевала с изяществом, доступным мастерам высокого класса, но в её движениях проглядывала гибкость львицы и бесстыдство одалиски, а этого именно и требовали от неё поклонники её таланта. Она была настолько порочна, что единственным своим врагом считала всё, что ей напоминало о другом мире, мире нравственной чистоты. Вот почему когда она однажды танцевала и угодила своим танцем императору и он предложил ей в награду полцарства, она назвала в качестве желанной награды Главу того пустынника, о котором ей когда-то рассказывала её служанка. Она видела в нём отрицание её жизни и как цену за это потребовала его жизнь. Когда ей принесли его главу на блюде, она испытала тот восторг, который бывает у садиста после удовлетворения его потребности причинить боль другому.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 405. Л. 2-16 об. (рукопись), 28-33 (машинопись).

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика