Катерина Ивановна [Бородулина]

[1961 г.]

 

Её знали все в нашем селе и называли только так: Катерина Ивановна. Если бы кто-нибудь почему-либо решился назвать её иначе, скажем, Катерина Бородулина, присоединив к её имени не то фамилию, не то прозвище, то этим он, во-первых, затруднил у другого человека возникновение её образа, а, во-вторых, отозвался бы о ней в обидной для неё форме, употребив как бы прозвище, в котором всегда есть оттенок унижения, насмешки над человеком. Наименование её Катерина Ивановна было её общественным именем, нормой, узаконенной деревенским обществом. На примере этого имени можно вскрыть тайну создания названия кого-либо народной молвой, народным творчеством. «Каким образом создавалось общественное имя у женщины – крестьянки в дореволюционное время?» Чаще всего у нас давались названия – клички, прозвища, например: Парасковья «Рожкова», Анна «зеленика» и пр. По отношению к Катерине Ивановне этот приём был исключён. Названия по профессии, например: Марья-прачка, Парасковья-коптельщица и пр. Этот приём был признан тоже не подходящим. По территориальному происхождению, например: Настенька черепановская, Парунька сугоякская и пр. Этот вариант тоже не был принят, а принят был вариант из имени и отчества. Как создавался вариант из имени и отчества, по каким мотивам? При этом варианте всегда отмечалось какое-либо особое качество носителя имени, особое уважение к нему, и его заслугам, например: Матрёну Сергеевну Уфимцеву именовали так за то, что она была знаменитой кулинаркой, Татьяну Павловну Постникову и Марфу Васильевну Попову – за то, что они были замечательными швеями. Называли по имени и отчеству некоторых женщин, так сказать, отражению – от названия их мужей, например: Марью Егоровну Новикову так именовали, потому что муж её был купец; Анну Ивановну Миронову, потому что муж её был видный негоциант. Ни один из этих мотивов не был подходящим для того, чтобы назвать Катерину Ивановну. В её природе и её облике была только одна особенность, которая резко бросалась всем в глаза и по которой можно было бы ей дать кличку, а именно: у ней было густо смуглое лицо, что было редкостью у нас и, кстати сказать, такой цвет лица был не в почёте. Её можно было бы назвать цыганкой, какую кличку дали, например, Курбатовым в деревне Черепановой, а вот её не назвали, и это тоже показательно для её названия. Стандартное имя «Катерина Ивановна» было дано ей только за её внутренние душевные качества, в знак уважения к её человеческим достоинствам. На деревне это было не частным явлением, зато оно было показательным для характеристики общественных отношений в деревенской общине. Катерина Ивановна относилась к категории тех деревенских женщин, которые так восславил Н. А. Некрасов в своих стихотворениях, восславил их душевную красоту, богатство их души, природное благородство, сознание своего достоинство, ту черту в отношениях к другим людям, которая называется важеватостью, которая возбуждает уважение к носителю её. Непременным качеством людей этого типа являлось признанием у них ясного практического склада ума, сметливости, справедливости, в отношении к другим, нравственной чистоты, всего того, что создаёт авторитет человека. Не важно, какую общественную роль выполняет этот человек в данный момент. Она может быть и незначительной, но наступит такой момент, когда этот человек за его внутренние качества будет выдвинут на авансцену, и общество поручит ему такое дело, которое только ему можно доверить. Так именно и было с Катериной Ивановной.[1]

Мы знали её ещё до Октябрьской революции: она приходила к нам помогать нашей матушке на смену Парасковье «Рожковой». Она была тогда ещё незаметной по общественному положению деревенской женщиной, но уже с именем – «Катерина Ивановна». После революции выдвинули её на общественную работу по «женотделу», партийная организация села воспитала её и название «Катерина Ивановна» получило новое, более полное звучание, как название видного деятеля на селе.[2]

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 711. Л. 764-766 об.

 

[1] Из очерка «Катерина Ивановна» в составе «Автобиографических воспоминани» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Шли к ней, потому что у ней был трезвый склад ума, спокойный и выдержанный характер. Она неторопливо обдумывала то, о чём её спрашивали, прикидывала и так, и сяк, и, наконец, выносила своё решение. Она никогда не потакала слабостям другого и говорила прямо иногда горькую правду, но никто не обижался на это, потому что, понимали, что она говорила правду и только в интересах другого человека. Никто не сомневался в её доброте и честности. Все знали, что в трудную минуту она никому не откажет в помощи, чем только может» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 394. Л. 11-11 об.

[2] Там же: «У ней в характере не было склонности к ханжеству, как у некоторых других. Она не отступала от норм деревенского быта: соблюдала посты, в праздники ходила в церковь, но не была увлечена всем этим до фанатизма: она всё это выполняла в силу с детства привитой привычки, ни разу ещё просто не задумавшись над тем, что это и к чему. В её душе оставалась ещё такая область, которая просто не затронута была её мыслью, была, так сказать, нетронутой целиной: всё было уложено в привычном порядке, и ничто пока не нарушало этого порядка. Но когда прошла революционная гроза, в её сознании легче, чем в сознании какой-либо другой женщины деревенского типа, новое, что принесла эта гроза, нашло себе место: её трезвый склад ума подсказал ей, что только теперь она может раскрыть то богатство души, которым наградила её природа. К ней снова потянулись люди за советом, чтобы разобраться в новой обстановке, а особенно женщины, и она снова для них явилась Катериной Ивановной, но в новых условиях жизни. Она явилась для теченских женщин не избранной, но признанной делегаткой их по всем вопросам их жизни. Там, где она не в силах была перебороть старое, веками укоренившееся зло, она старалась победить его, или, по крайней мере, смягчить добротой своей души» // Там же. Л. 12-13.

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика