Комментарии (аннотации) В. А. Игнатьева к «Справочной книге всех окончивших курс Пермской духовной семинарии в память 100-летия Пермской духовной семинарии» свящ[енника] Иакова Шестакова (фрагмент)*

 

В настоящих комментариях (аннотациях) автор ставил перед собой задачу пополнить те сведения об окончивших Пермскую дух[овную] семинарию, которые указаны в «Справочной книге» свящ[енника] Иакова Шестакова и оживить их «глазами современника», т. е. представить в более или менее полном виде.

В большинстве случаев сведения о том или другом лице являются результатом личного знакомства с описываемыми людьми, или полученными от близких знакомых автора, к которым от относился с доверием.

Описание некоторых деталей из жизни описываемых лиц имело целью подробнее осветить их характер, поскольку в этом отразился и характер эпохи, в которую они жили.

Цифры, взятые в обрамление, указывают на год окончания кем-либо семинарии (напр[имер] 1854), на выпуск из семинарии в порядке их прохождения (напр[имер] 18) и на разряд, с которым кто-либо был выпущен из семинарии (напр[имер] I). По ним можно найти данное лицо в «Справочной книге» свящ[енника] И. Шестакова.

 

1854-18-1 (первый класс).

Александр Сильванов, священник Теченского села, Шадринского уезда. Подробное описание его семейства находится в очерках Игнатьева В. А. о селе Русско-Теченском, Шадринского у[езда]. (см. Областной архив Свердловска).

Примечание. У Игнатьева В. А. ошибочно фамилия названа «Селивановы» - правильно: «Сильвановы».

 

1860-21- (алфав[итный] список).

Андрей Алексеевич Никитин, 1 разряда, протоиерей Дедюхинского з[авода] Соликамского у[езда].

В конце жизни был настоятелем церкви Пермского женского монастыря.

 

1862-22-1 (первый класс).

Стефан Александрович Луканин, протоиерей при Пермском Успенском монастыре.

Известный пермский миссионер. Обладал исключительным талантом проведения дискуссий со старообрядцами, оказывая на них главным образом психологическое влияние. В конце жизни был духовником Пермской семинарии.

Знаток древних мотивов различных церковных песнопений.

1862-22-II (первый кл[асс]).

Иван Алексеевич Никитин, протоиерей Пермского Петропавловского собора. Несколько лет затем служил в Мотовилихинском зав[оде] настоятелем церкви, а потом протоиереем Пермского кафедрального собора. В молодые годы зарекомендовал себя талантливым регентом церковного хора, причём был сторонником хора с детскими голосами и исполнения преимущественно piano в церковном стиле. Увлечение музыкальным искусством (только не пением) унаследовал его сын – Николай Иванович, по образованию юрист. Он сорганизовал в Перми струнный оркестр из любителей и давал концерты.

 

1868-25-I (первый класс).

Александр Мухин, священник Екатеринбургской епархии.

Долгое время служил священником Нижне-Петропавловского села Шадринского у[езда], а потом перевёлся священником в с[ело] Никольское, Камышловского у[езда]. Был членом правления Камышловского дух[овного] училища. Отец многочисленного семейства. Его дочери – Любовь и Надежда, по окончании Екат[еринбургского] епарх[иального] училища, некоторое время работали пом[ощницами] учителя в Тече. Надежда позднее работала фармацевтом в Камышлове, а сын – Александр Александрович, по окончании Томского ун[иверсите]-та работал тоже врачом в Камышлове. Его супруга (матушка) среди прочих женщин этой же категории (матушек) была в некотором отношении феноменальным явлением и соблазном для других: она курила. Сам он был тоже оригинальным человеком: был заядлым рыболовом, причём ездил на рыбную ловлю в Течу, точнее – за Течу на «Поганое место». В случае удачи имел обыкновение похвастаться: при проезде мимо теченского протоиерея показывал ему в руке щуку, которую, как говорили, покупал у какого-либо рыбака, а выдавал за свой улов. Имел обыкновение сидеть дома у окна, подзывать к себе прохожих и расспрашивать: куда ходил, за чем и пр. В престольный праздник 29-го июня произносил ежегодно одну и ту же проповедь, причём доходя до известного места, начинал плакать, но был грубым по отношению к прихожанам. Так, при приме ко кресту иногда заявлял: «крестись, татара!» Одно время был благочинным и во время съездов по благочинию, когда все собирались у него, был хлебосолом в духе Крыловского Демьяна. Одним словом, был типичным представителем деревенского духовенства в патриархальные времена, описанные в начале двадцатого века Гусевым-Оренбургским.

 

1868-25-II (первый класс).

Иван Кокосов, священник с[ела] Песковского, Шадринского у[езда].

Сын его Аркадий учился в Камышловском духовном училище, выбыл из III кл[асса] и, как передавали, выучился на землемера и работал по этой специальности в Шадр[инском] у[езде]. Старший сын – Михаил – после окончания Томского ун[иверсите]-та работал земским врачом в Далматове.

В селе был детский приют для девочек, и он состоял членом попечительного совета. Первым на Урале он развёл яблоневый сад, ещё до появления в свет мичуринской науки.

Он, очевидно, был сын крестьянского священника Якова Кокосова, прибывшего в Зауралье из Владимирской губернии по приглашению местного архиерея для обеспечения новых приходов по рекам Исети и Течи, и брат Владимира Яковлевича Кокосова, известного медицинского деятеля и писателя.

Примечание. В «Справочной книге», изданной свящ[енником] Иаковом Шестаковым в память 100-летия Пермской дух[овной] семинарии, в 1840 г. в одиннадцатом выпуске из семинарии значится окончившим по 1-му разряду Яков Кокосов.

 

1868-25-II (первый класс).

Михаил Данилович Симановский, учитель Камышловского дух[овного] училища.

Он работал преподавателем приготовительного класса до глубокой старости и являл собой человека старой педагогической закалки: был в меру педантичен, аккуратен и обладал большим опытом. Играл на скрипке и иногда демонстрировал своё искусство пред учениками в дуэте с Михаилом Михайловичем Щегловым.

 

1868-25-II (второй класс).

Владимир Бирюков, священник Теченского с[ела] Шадринского у[езда].

Подробное описание его деятельности и его семейства находится в очерках Игнатьева В. А. о селе Русско-Теченском, Шадр[инского] у[езда]. (см. обл[астной] архив Свердловска).

Примечание. В «Справочной книге» Я. Шестакова ошибочно указан год его смерти 1878, он умер в 1915 году.

 

1868-25-II (второй класс).

Василий Кудрявцев, свящ[енник].

Одно время он был священником с[ела] Сугоякского, Шадринского у[езда]. Страдал «известным» русским пороком. Один из его сыновей служил в гусарском полку.

 

1870-26- Алфав[итный] список.

Сергий Ляпустин, свящ[енник].

Служил в с[еле] Ирюмском, Кам[ышловского] у[езда]. Рано умер. Был женат на сестре Владимира Бирюкова – Таисье Александровне.

Она держала на квартире учеников Камышловского дух[овного] училища. Три сына её – Владимир, Александр и Михаил учились на казённый счёт в Пермской дух[овной] семинарии и закончили её. Александр, кроме того, закончил Петерб[ургскую] дух[овную] академию. Дочь Мария на казённый счёт училась и закончила Екат[еринбургское] еп[архиальное] уч[илище]. Работала учительницей.

 

1870-26- (алфав[итный] список).

Павел Серебренников, д[окто]-р медицины, врач Пермской семинарии.

Павел Николаевич Серебренников был не только врачом, но и преподавателем семинарии в пятом классе по гигиене и в шестом классе по медицине. Всем известна его популярность в городе и особенно среди семинаристов. Он был создателем музея в г. Перми. Есть обширная публицистическая литература о его деятельности, поэтому нет необходимости говорить о нём в этом кратком обзоре.

 

1871-30 вышли из 4-го кл[асса].

Димитрий Мамин слушал лекции на ветерин[арном] отделении Медицинской Академии 4 года и на юридич[еском] факультете 1 год, известный писатель Мамин-Сибиряк.

 

1876-32-I

Евгений Дюков, священ[ник] в г. Екат[еринбур]-ге.

Продолжительное время работал в Екатеринб[ургском] епарх[иальном] училище, не пользовался авторитетом среди учениц, о чём свидетельствует созданное ими выражение о нём: «Дверь отворилась – кривая явилась»…

 

1876-32-II

Аркадий Рычков, народный учитель Шадрин[ского] у[езда].

Аркадий Захарович Рычков всю свою жизнь работал учителем в с[еле] Нижне-Петропавловском, Шадр[инского] у[езда]. Он был образцом деятеля на народной ниве. В семье были две дочери и сын – Михаил Аркадиевич. М. А. пошёл по стопам своего отца и работал сельским учителем. В 1902 г. он окончил Камышловское дух[овное] училище. Теперь он на пенсии и живёт в с[еле] Сугоякском, Челяб[инской] обл[асти].

 

1878-34-I

Иван Устинов, учитель Камышл[овского] дух[овного] училища.

Иван Иванович Устинов был продолжительное время преподавателем русского яз[ыка] в первом классе Кам[ышловского] дух[овного] уч[илища]. Преподавал его только в первом классе, так как не имел высшего образования. Его сменил на этом посту П. П. Бажов.

 

1879-35-I

Иаков Шестаков, священ[ик] с[ела] Кудымкорского, Сол[икамского] у[езда].

Автор «Справочной книги всех…[1]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 133-141.

*Находится в составе очерков «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора; в «пермской коллекции» имеется «Список выпускников Пермской духовной семинарии со сведениями об их дальнейшей деятельности», составленный В. А. Игнатьевым по списку священника И. Шестакова, который содержит «сведения о лицах разных гражданских служб, студентах и духовенстве, выделившихся чем-либо из ряда других» (выписка из «Справочной книги»). (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 731).

 

[1] Далее текст отсутствует.

 


Вернуться назад



Flag Counter Яндекс.Метрика