Литературный факультет
Свердловского [государственного] педагогического института

 

В учебном плане этого факультета латинский язык совсем не был предусмотрен, но зав[едующий] кафедрой русской литературы и русского языка проф[ессор] Александр Петрович Георгиевский, в прошлом новгородский семинарист, и преподаватель русского языка Александр Владимирович Затопляев, в прошлом пермский семинарист, добились включения в план изучение латинского яз[ыка] на правах «допущенного», но без права преследования за усвоение, точнее – не усвоение его на экзаменах. Это была своеобразная форма «свободного принуждения», вроде «свободной» подписки на займ. Все было основано на агитации и пропаганде тезиса: «Человек с высшим образованием, получающий знания по истории своего родного яз[ыка] должен в какой-то степени знать латинский яз[ык], из которого вошло много слов в русский язык», С такой установкой студенты и изучали латинский язык, да, настоящий латинский язык во всей его красоте с Юлием Цезарем, Марком Туллием Цицероном и, даже, Вергилием Мароном и Овидием Назоном. Что тут сказать? Я, конечно, старался показать язык возможно ярче, работал, если можно так выразиться, с аппетитом проголодавшегося человека, но реакция была всякая, а иногда мне так и казалось, что вот-вот мне скажут: «Милый Вы человек и, как видно, патриот латинского языка, но и мы не менее милые люди, а поэтому не утруждайте нас особенно своей наукой». И тогда снова начиналась агитация. … А были среди них и настоящие энтузиасты.

Занятия в педагогическом институте опять-таки не шли по моей магистральной линии, но, можно сказать, были «для души».

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 398. Л. 91-94.

 


Вернуться назад



Flag Counter Яндекс.Метрика