Mein «Alter ego» в Слуцке

 

Всё, что в течение долгого времени, начиная с Камышловского дух[овного] училища, продолжаясь в Пермской дух[овной] семинарии и Казанской дух[овной] академии, собиралось в моей душе на почве увлечения музыкой и пением, при жизни в Белоруссии получило полную разрядку и составило мою вторую жизнь. Если бы не это обстоятельство, то жизнь, как она мною описана выше, казалась бы, очевидно, сугубо мрачней и суровей, чем она была пережита.

Я познакомился с песнями белорусов и их певческим талантом. Пели они в это время очень много и с большим увлечением. Начинали они обычно свои выступления с песни, которой они придавали значение национального гимна[1]:

Ад веку мы спали

И нас разбудили:

Сказали, что треба робить,

Что треба свабоды,

Зямли человеку,

Что треба злодеев побить.

Мы долго тярпели,

Терпеть большь не будем

И пойдем мы долю шукать.

Что эта за гарная

Доля несчастная –

Без хлеба, без хлеба працуй.

Как мне передавали, эта песня потом была запрещена, потому что с ней стали связывать сепаратистские устремления некоторой части белорусской интеллигенции.

Любимой песней была у них и, очевидно, является и сейчас бравурная песня о «бульбе»:

Гарни, гарни бульбу с печи,

В торбочку мне дай на плечи,

А из торбочки в куточек –

Подай бульба голосочек.

Или запевали тягучую:

Чамуж мня не пець,

Чамуж не гудзець,

Коли в моей хатунце

Парадок идець…

Много пели они украинских песен и обязательно «Заповит».[2]

Белорусы энтузиасты пения. В этом я убедился, когда руководил хорами. Бывало, погода стояла холодная, на улице – грязь, а назначена спевка. Ну, думаешь: нет, не придут! Смотрю: все в сборе. Не забыть таких энтузиастов хора, как сопрано – Маланя Ковальская, Соня Хаустович, Поля Криводубская, контральто – сёстры Коханович – Маруся и Аня, тенора – Иван Степанович Турчинский, Шейко, Игнатий Игнатьевич Криводубский, басы – Шахлевич, Зданко. Была целая семья певцов Прушинских: Коля, Глаша и Тоня. В этих хорах (их было двое) было перепето всё, что так дорого было мне с детских и юношеских лет.[3]

Не забыть музыкальный кружок Александра Васильевича Хвалебнова. Сколько здесь было перепето дуэтов, романсов под аккомпанемент Михаила Михайловича Лебедева. В кружок входил б[ывший] участник хора Славянской[4] – Игнатий Криводубский. В детском возрасте он пел в хоре Славянской, а в кружке уже объявился тенором с широчайшим диапазоном. Прекрасно он исполнял «Тишину», муз[ыка] Кашеварова.[5]

Пришлось мне отвечать и за солиста хора.

Выступления на вечерах, в частности в женской гимназии.[6]

Чтобы не растерять того, чему учила меня в области пения в Казани Мария Ульяновна Янишевская-Елецкая, нанимал аккомпаниаторов и пел свои романсы. Панна Габриеля всё уговаривала меня выступить с концертом, а пани Рачевская всё приглашала к себе, тайно от меня, своих подружек слушать мои экзерцисы.

В Слуцке я слушал прекрасный белорусский хор под управлением Терравского.[7] Я застал также существовавший когда-то Слуцкий хор с участием военных и позднее познакомился с талантливым руководителем его Михаилом Ипполитовичем Николаевичем.

Никогда больше в жизни я не был так увлечён музыкальной жизнью, как в Слуцке. Да, я могу в полном смысле слова сказать: это была моя вторая жизнь в Белоруссии – подстрочный текст повести о моей «Одиссее» в это время.

 

[1] «Белорусская марсельеза» - белорусские патриотические песни.

[2] «Заповіт» - по-украински «Завещание», программное стихотворение в форме послания-«завещания» украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко (1814-1861).

В «Воспоминаниях «Как создавалась «очарованная душа», об увлечении пением и хоровыми кружками» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «В городском саду в летнее время эти песни гремели на весь Слуцк. Белорусы любят петь и мастера петь!» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 714. Л. 30.

[3] В очерке «Пётр Алексеевич Иконников в Белоруссии» в составе автобиографических очерков «Петя Иконников» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Второе, чему П. А. отдавался всей душой и «что любил как душу» - это было участие в церковном хоре в соборе и монастыре. Он принимал в них участие, как говорят, в двух формах: как солист хора и как регент. На хорах собора, на авансцене их он пел свои любимые вещи: Степанова «Ныне отпущаеши», Соломина «Благослови душе», неизвестного автора «Хвалите» и др. Белорусы, как и украинцы, хорошие певцы и строгие ценители, и П. А. приходилось защищать честь «русака» (великороса) перед взыскательной аудиторией.

Упражнения в регентском искусстве П. А. начал в монастыре. Как-то постепенно сложился кружок певцов-энтузиастов, центральное ядро которого составили трое Прушинских, детей вдовы священника – Глаша (Глафира), Наташа и Коля. Они явились ведущими в партиях: Глаша – дискант, Наташа – альт и Коля – нечто вроде баса. Два голоса прибавилось из послушников: Даниил [–] бас и тенор (имени его не помню). К хору примкнули две институтки Руссакович – дискант и альт, ярая любительница пения и из ближайшей деревни – Поля Криводубская, один полковник с сыном – кадетом. Время от времени заходил петь смотритель дух[овного] уч[илища] Хвалебнов и в течение одного лета пела в партии альтов его дочь – Ольга Александровна Хвалебнова, в настоящее время зам[еститель] председателя антифашистского фронта русских женщин и член советского Комитета защиты мира. Она сохранила отцовскую фамилию, и эта фамилия теперь передаётся по радио и встречается в важнейших документах современности, например, в последнем обращении советского Комитета защиты мира. Хор пел не плохо и признан был соперником соборного. В 1921-1922 [г]г. П. А. руководил также хором в соборе, где состав был более квалифицированный и устоявшийся. Об участии в этих хорах у П. А. остались самые лучшие воспоминания за всё время его пребывания в Белоруссии. Осталось много друзей, и он, надо думать, оставил по себе неплохую память» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723. Л. 106 об.-107.

[4] Автор имеет в виду «Славянскую капеллу» (хор Славянского) – основателя хора русского певца и хорового дирижёра, собирателя народных песен Агренёва-Славянского Дмитрия Александровича (1834-1908) и его дочери Маргариты Дмитриевны (1880-1964), после смерти отца руководившей частью «Славянской капеллы».

[5] В очерке «Пётр Алексеевич Иконников в Белоруссии» в составе автобиографических очерков «Петя Иконников» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «П. А. не прекращал занятий пением и скоро составился кружок любителей пения. В него вошли: смотритель дух[овного] училища Хвалебнов, обладавший ещё неплохим голосом, а в прошлом, очевидно, серьёзный певец, о чём свидетельствовала целая папка романсов, которые он раньше, а отчасти и теперь, исполнял; юноша из городских мещан – Игнатий Игнатьевич Криводубский, высокий тенор, и Пётр Алексеевич. Криводубский в детские годы пел в хоре Славянского, которым потом руководила дочь последнего. Там он и приобрёл некоторые навыки пения. Он очень хорошо исполнял романс Кашеварова «Тишина». Голос у него был, безусловно, хороший – приятный и с широким диапазоном. Юноша мечтал о «консиватории» (консерватории) и всё говорил, что ему нужно петь «окулисы» (вокализы). Аккомпанировал певцам учитель дух[овного] уч[илища] Лебедев. Военные возвратили смотрителю и инспектору дух[овного] училища их квартиры, а в квартире Хвалебнова стоял роскошный беккеровский рояль. Здесь, в квартире Хвалебнова, и действовал певческий кружок» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723. Л. 105 об.-106.

[6] Там же: «Однажды он даже выступал на вечере в женской гимназии, а аккомпанировала ему его же ученица – Таня Щука. Говорили потом, что то было очень интересное «единение» учителя и ученицы. Таня была девушка гордая, и это питало её тщеславие. Она так и заявила потом Петру Алексеевичу: «Кроме Вас, я никому больше аккомпанировать не буду». Через два года П. А. узнал, что Таня умерла от туберкулёза» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723. Л. 106.

[7] Теравский Владимир Васильевич (1871-1938) – белорусский дирижёр, композитор, фольклорист, церковнослужитель.

 


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика