О геоцентризме

10 ноября 1962 г.

 

Библейская космогония, с чего начинается Библия, уже несколько веков служит предметом научной критики и одной из точек антирелигиозной борьбы. Главным соблазном для учёных в этой космогонии является тезис о шести днях творения, между тем как наукой доказано, во-первых, что материя – вечна и что процесс мироздания – явление эволюционное, исчисляемое миллиардами лет. Теперь уже высказывается, например, мнение, что земля и все связанные с ней процессы имеют давность в два миллиарда лет. Известно, что в настоящее время на смену канто-лапласовской теории космогонии выдвинута другая теория русским учёным О. Ю. Шмидтом.[1] И та и другая теория являются, конечно, только гипотезами, и нельзя думать, что они уже исчерпали поиски человека разгадать тайну мироздания: с дальнейшим развитием науки могут появиться ещё новые взгляды на происхождение мира. Но библейская космогония, поскольку Библия считается книгой, имеющей божественное происхождение, считается, так сказать, божественным откровением, в котором не может быть изменена даже буква её. Отсюда толкование богословов о том, что под днями творения нужно понимать целые эпохи творения, объявляется приспособлением их к современному развитию науки, подделкой под науку, нечестную изворотливость их. Но это только одна линия критики библейской космогонии – критики с позиции науки. Есть ещё другая линия критики и тоже с позиции науки, только не с позиции естествознания, а с позиции истории и археологии. Обе эти линии нашли, так сказать, своё классическое выражение в сочинениях двух немецких учёных: Геккеля «Мировые загадки» и Делича в его сочинении «Bibel und Babel». В последнем произведении доказывается, что Библия, а в том числе, значит, и её космогония, вовсе не божественного происхождения, а продукт заимствования из разных древних учений – в частности имевших место в древнем Вавилоне. Но, как можно легко заметить, это положение Делича направлено против тезиса о божественном происхождении библейской космогонии, а вовсе не дискредитируется как проявление глубокой народной мудрости, гениальной догадки человеческого ума. Между тем известны из истории человеческой культуры случаи гениальных догадок человека задолго [до] научных открытий, подтверждающих правильность этих догадок. Доказательства этого можно найти в истории философии. Такими, например, догадками были воззрения греческих философов-гилозоистов – Фалеса, Анаксимена – о материальности мира, Демокрита – об атомистическом строении материи, Гераклита – о движении: Πάντα ῥεῖ.[2] Библейская космогония, если даже признать существование её на правах гипотезы, ничем ещё не опровергнута и представляет удивительное строение человеческого ума, если не подходить к ней предвзято, а с принципиальной точки зрения: с точки зрения хотя бы последовательности изображения в ходе эволюционного развития. Человек – вершина божьего творения – по Библии, он же вершина эволюционного развития – по утверждению науки. В этом положении, как в фокусе, соединились две различные точки зрения. В настоящее время, пока ещё не осознанно, даже по недоразумению в порядке отрицания и критики, обнаруживается ещё одна параллель в библейском учении и современной науке. Как это ни парадоксально, но факт. Она (параллель) состоит в том, что центром мировой науки становится космос, а земля именно становится центром изучения космоса, и человек – высшим деятелем в освоении космоса. Как известно, в результате библейском космогонии земля считалась центральным телом небесной планетной системы, около которого вращались другие планеты. Этот библейский геоцентризм был опровергнут наукой: земля была развенчана как центральное мировое тело, как центральная планета мира. Но теперь именно при овладении космосом земля снова сделалась, как принято у нас говорить, «стартовой площадкой», т. е. центральной планетой мироздания, но на новой основе – на основе овладения человеком космоса. Мы имеем, таким образом, дело с новой фазой геоцентризма, с такой фазой, даже контуры которой для нас ещё не ясны, но которая поставит пред человеком извечные вопросы о том, «кто он, откуда идёт, и кто там, над звёздами живёт» (Гейне). Человек создан из земли, эта библейская идея выражена в латинском языке – homo от humus – земля, почва, но он – образ Божий, - так учит Библия. И в этом смысле он – венец мироздания. В этом суть библейского учения о человеке и положении его в мире. Человек овладеет постепенно всем околосолнечным пространством – основной тезис современной науки. И в том и другом случае он – вершина мироздания. На этой идее скрещиваются оба вида геоцентризма. Таким образом, замкнулся круг человеческих взглядов на мироздание. Это положение, пока ещё не осознанное, в дальнейшем, при большем изучении космоса, будет больше и больше входить в сознание людей, и наведёт порядок в том хаосе воззрений людей, который имеется в настоящее время. Будет преодолена та узость воззрения на человека и на космос, которая роковым образом давит на сознание человека, а именно: что человек обречён на борьбу с человеком, а космос является объектом изучения с какой-то особой площадки старта, принадлежащей ему в силу особой классовой принадлежности. Это будет величайшим актом мировой истории, в котором в одинаковой степени будет раскрыто и то, что земля как планета, ничтожная среди других планет и миров, является чудом мироздания и таким же чудом мироздания является и живущий на ней человек. Является ли он носителем «образа Божия» или обладателем высшего разума с его могуществом – это будут только два определения, две формулировки одной и той же идеи, с идентичным пониманием её содержания. Но теперь именно и нужно человеку подчёркивать в его сознании не то, что он развился из животного состояния – от обезьяны, - а то, что он – человек – носитель высшего дара – разума. С этой точки зрения становится особенно важной та осторожность, какую люди должны проявлять в своих суждениях о достоинстве человека, чтобы не растворить его в мире вещей, как некую материальную частицу в ряде других материальных вещей.

Пол[учено] 10/XI-1962 г.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 712. Л. 18-21 об.

 

[1] Шмидт Отто Юльевич (1891-1956) – советский математик, географ, геофизик, астроном.

[2] «Всё течёт, всё меняется».

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика