БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ В. А. ИГНАТЬЕВА «ПРОФЕССОР, ДОКТОР МЕДИЦИНЫ ИВАН СТЕПАНОВИЧ БОГОСЛОВСКИЙ» И «СЕМЕЙСТВО БОГОСЛОВСКИХ»

19-20 октября 1960 г.

 

Профессор, доктор медицины Иван Степанович Богословский

 

И. С. Богословский был сыном пермского священника Стефана Михайловича Богословского. Семья Богословских была очень дружной, культурной и гостеприимной. В семье отношения между родителями и детьми были проникнуты взаимным уважением и доверием. Родители во всём показывали детям пример. В семье был строгий порядок, основанный на внутреннем убеждении всех членов семьи в необходимости его. Воздержание от употребления спиртных напитков, от курения – было непреложным законом для всех членов семьи.

Отец семьи – Стефан Михайлович – по окончании курса обучения в Пермской духовной семинарии сначала работал учителем в сельской школе, а потом священником в Прикамье – в области Соликамска, Усолья и Березников.

Мать – Екатерина Фёдоровна, урожденная Антипина – тоже сначала работала учительницей в сельской школе. В 1904 г. семья Богословских переехала в Пермь. Детство И. С. прошло в Прикамье, и было богато массой впечатлений от его природы. Особенно он полюбил Каму, и это обстоятельство отразилось на его дальнейшей судьбе: его деятельность проходила во многом на Каме. Мальчик рано узнал многое из истории Прикамья, полюбил его историю и в дальнейшей жизни всегда интересовался прошлым этого края.

По окончании начальной школы И. С. продолжил образование в Соликамском духовном училище. Здесь он пристрастился к церковному пению и на всю жизнь сохранил любовь к нему. Вспоминая это время учения, И. С. с увлечением рассказывал о том, как со своим учителем пения Н. Е. Собяниным[1] они пели по Октоиху богородичны.

В 1908 г. семью Богословских постигло большое горе: трагически погиб (утонул) сын и брат – Николай[2], летом, при переходе во второй класс семинарии. Чтобы как-нибудь впечатление от поразившего всю семью горя отвлечь, рассеять, отец организовал поездку в Москву и Петербург через Нижний Новгород. Поездом семья побывала в Сарове, откуда происходил дед братьев Богословских.

По окончании духовного училища И. С. поступил в Пермскую духовную семинарию, прошёл в ней все шесть классов и, по окончании её поступил по конкурсу в 1914 г. на медицинский факультет Варшавского университета, хотя ему семинарией была предложена командировка для поступления в [духовную] академию.

В 1915 г. в связи со сдачей Варшавы перевёлся в Казанский университет, был мобилизован в V Красную армию, откуда откомандирован в Томский университет. Было много профессуры. Когда начиналась реэвакуация Пермского университета профессора, главным образом, профессор Иван Петрович Коровин (бывший пермский семинарист)[3] предложили ему поехать с ними в Пермь, что он и сделал.

И. С., будучи ещё студентом Казанского университета летами служил медиком на пароходах. В голодные годы плавал на Волге (Казань, Н.-Новгород). Первым местом его врачебной работы была больница водного транспорта в Перми, которой он заведовал. Был первым лечебным врачом в Камском бассейне и организатором Камского водного здравоохранения. Работал в Пермском университете ординатором и ассистентом, затем в Пермском медицинском институте – ассистентом и доцентом. В 1936-1940 гг. по командировке работал в г. Ижевске, где организовал факультетскую терапевтическую клинику и руководил ей. По постановлению Высшего квалификационного комитета в 1936 г. ему была присвоена степень кандидата медицинских наук, а в 1937 г. эта степень была вторично присуждена постановлением Учёного Совета Казанского медицинского института. В 1939 г. при I Московском медицинском институте защитил диссертацию на тему: «Сужение левого венозного отверстия», и ему была присуждена степень доктора медицинских наук. По возвращении из Ижевска руководил в Пермском медицинском институте кафедрой пропедевтики внутренних болезней, а позднее – факультетской терапевтической клиникой. В период Великой Отечественной войны на мобилизации был назначен главным терапевтом эвакогоспиталей в Пермской области с оставлением на педагогической работе (был ускоренный выпуск врачей).

В последний период своей деятельности заведовал объединённой факультетской терапевтической кафедрой. В своих воспоминаниях о студенческих годах И. С. называет имена профессоров, которые были его учителями, и в их числе профессора С. С. Зимницкого[4] по Казанскому университету, М. Г. Курлова[5], ведущего терапевта Сибири, по Томскому университету и особенно лучшего кардиолога Петербургского университета Владимира Флавиановича Симоновича[6], приехавшего в Пермь в связи с открытием Пермского государственного университета.

В связи с тем, что И. С. продолжительное время работал врачом на водном транспорте, писал по этому поводу в своих мемуарах:

«Я с детства увлекался рекой, пароходами. Будучи учеником Пермского духовного училища, летом ежедневно посещал пристань и вскоре (изучил и) знал все пассажирские пароходы не только по имени и окраске, но и по свистку, знал, где какой пароход построен, сколько у него сил, какова грузоподъёмность, длина судна и т. д. А будучи семинаристом, знал о волжском флоте».

В настоящее время И. С. на пенсии. И. С. Богословский человек высокой культуры, исключительной доброты, сердечности и такта. Он воплотил в себе лучшие черты характера Богословских и пользовался заслуженным уважением сослуживцев и студенчества.

20.X – [19]60. 5 ч. 37 м. вр[емени]

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 223. Л. 1-4 об.

 

Семейство Богословских

 

Если вспомнить по отдельности кого-либо из Богословских, то тут же перед своим умственным взором предстанет и вся семья их, как говорится, «in corpore».[7] И это совершенно закономерно, потому что редко можно найти другую такую семью, в которой у детей при всех их индивидуальных особенностях сохранились в характерах специфические черты семейного уклада. При воспоминании же обо всём семействе Богословских в целом, о его возникновении и жизненном пути, воображение нас переносит в Прикамье, в ту его часть, где расположены Усолье, Березники, Соликамск, Дедюхин. В нашей памяти воскреснут также исторические события, связанные с этими местами. Наконец, в нашем воображении предстанет величественная Кама, Пермь и обязательно Пермская духовная семинария. И это совершенно закономерно, не только в силу того, что в этих местах проходила жизнь семейства Богословских, но и в силу того, что всё это сочетание природных условий наложило тот или иной отпечаток на характеры членов этого семейства. Это можно заметить хотя бы на том, что у всех Богословских был развит интерес к истории своего края, к изучению его и археологическим исследованиям, а Кама и вообще любовь к воде, по признанию одного из них, во многом определили направление его деятельности. Известный период в жизни всех Богословских связан был с учением в Пермской духовной семинарии. Она предстала пред нами в благородном названии alma mater. Как выше уже было указано, семейство Богословских было дружным, крепко спаянным коллективом.

Возникает вопрос: что связывало, цементировало этот дружный коллектив? Один из членов этой семьи – Павел Богословский – так начинал воспоминания о своих родителях: «У нас были хорошие папа и мама». Можно ли на основании этого короткого выражения сделать вывод о том, что в семье была взаимная любовь между родителями и детьми? Очевидно, да! Иначе никто из детей не стал бы хвалить своих родителей, а предпочёл просто промолчать об этом, так в жизни это с одной стороны часто бывает. С другой стороны, если бы родители не любили детей, то едва ли бы кто-либо из них отозвался о родителях так, как здесь указано. Однако можно ли сказать, что в замечании Павла Богословского говорится только о любви. Слово «любовь» имеет многочисленные оттенки и смысла и трактуется в различном понимании. Простакова любила своего Митрофана. Это зоологическая любовь. Иудушка Головлёв тоже по-своему любил свою «матушку». В рассказе Л. Андреева об Иуде из Кариота даётся очень оригинальное трактование предательства Иуды, а именно, что Иуда продал Христа из любви к нему, чтобы прославить его как искупителя человечества через страдания и смерть. Отсюда видно, насколько неопределенным получается понимание выражения Павла Богословского, если считать, что в нём говорится только о любви детей к родителям и наоборот. В самом же деле в этом выражении говорится больше, чем о любви, говорится об уважении родителей. Можно было бы сказать ещё так, что говорится о любви, но основанной на уважении.

Что такое уважение? Уважение – это признание в человеке его лучших человеческих качеств; это значит, указывать на человечность человека. Уважение к кому-либо может естественно на известной степени переходить в гордость этим человеком, и это такое проявление гордости, которое законно, проникнуто высокой моралью и заслуживает похвалы. Это мы и находим в воспоминаниях Павла и Ивана Богословских о родителях. Павел с явной гордостью за своего отца говорит о том, что он (отец) «несмотря на свой 55-летний возраст поступил вольнослушателем на юридический факультет, усердно посещал лекции». И тот и другой брат отмечают, что отец работал в университете бухгалтером и пользовался уважением. У Павла встречаем в воспоминаниях об отце: «Он был прекрасный бухгалтер и пользовался в профессорской среде большим уважением. Вообще папа делал нам, сыновьям, очень много, был ярким примером культурной жизни и упорного труда, а главное – воспитал нас в отвращении к вину и курению». Иван Богословский в своих воспоминаниях об отце рассказывает о его высокой трудоспособности, о его многогранной деятельности по строительству церковных и гражданских объектов. «Под его личным руководством, - указывает он, - в Перми построено было новое здание женского епархиального училища, каждый день он посещал стройку 1-2 раза». Он говорит в своих воспоминаниях о «способности Стефана Михайловича (отца) к строительству». Имея частую связь с окружающим техническим миром, Стефан Михайлович пользовался большим уважением с их стороны,… много читал специальных книг и был, как говорили, «знаток строек». Иван Богословский говорит, что его отца считали примерным пастырем. Он упоминает и о том, как его отец был инициатором и любителем общенародного пения в храме. В своих воспоминаниях об отце, он рисует его моральный облик в тоне самого глубокого уважения к нему. В воспоминаниях Павла Богословского находим короткое замечание о матери, свидетельствующее о глубоком уважении к ней: «Мама в молодости была учительницей с культурными интересами,… работала в коми-пермяцкой школе, перевела для учебных целей «Родное Слово» Ушинского на пермяцкий язык». Воспоминания братьев друг о друге тоже свидетельствуют об их взаимном уважении. Как относились родители к детям? Можно ли говорить об уважении родителей к детям, и если можно, то в чём может выражаться это уважение? Очевидно, опять-таки в том, что касается человеческого достоинства у детей, т. е. уважения законных потребностей детей, их запросов. Павел Богословский в своих воспоминаниях говорит о том, как он выразил желание изучать иностранные языки у частного учителя, и ему предоставлена была возможность: родители дали на это средства. Он также замечает о том, как встречено было в семье его желание выйти после окончания четвёртого класса семинарии и поехать учиться в Петербург: «Оно не встретило никаких возражений». Детям была предоставлена полная свобода в выборе их будущности. В этом отношении в семье подтверждался тот принцип, которым руководствовался в юношестве их отец: несмотря на предложение ему поехать после окончания семинарии учиться в академию он предпочёл руководствоваться своим желанием и пошёл в учителя. Кстати сказать, аналогично в этом отношении поступил и сын его Иван: вместо предложения поступить в академию он предпочёл поступить в Варшавский университет. Уважение к детям в семье Богословских выражалось также в том, что родители не позволяли себе унижать их достоинство подозрительностью в их недобросовестности. В воспоминаниях Павла Богословского указывается такая бытовая деталь: на пасхальные и рождественские праздники по традиции ставился праздничный стол с батареей разных вин для «визитёров», «а мы, все пятеро, не испытывали никакого соблазна и совершенно не пили, говорится в воспоминаниях; нужно добавить: а могли ведь пить, но им доверяли. Автору сего известна другая семья одного сельского священника, в которой тоже выставлялась по традиции в этих случаях «батарея», но под наблюдением «недрёманного ока», а то и под замком. Речь идет, таким образом, о том, что взаимное уважение – детей к родителям и родителей к детям – было основной семейного уклада Богословских.

В воспоминаниях Ивана Богословского есть такое краткое замечание: «в доме были строгость и порядок». Как понять это короткое замечание? Строгость, как и любовь, о чём говорилось выше, понятие сугубо диалектическое, т. е. в различных опосредствованиях приобретает различные оттенки значения и смысла. Строгость в семье Кабановой – «Кабанихи» - это гнёт над другими, издевательство над другими. Мы встречали такие семьи, в которых временное оставление семьи главой её воспринималось детьми как свободный вздох от тяжести. «У нас теперь вольготно» - объявляли в этом случае дети и переходили на «вольготно». Упоминание о строгости в доме у Ивана Богословского находится совсем в другом контексте, а именно – в ряду положительных сторон семейного уклада и имело значение осознанного морального императива: добровольно принятого на себя порядка в семейном быту. В этом случае принято о ком-либо говорить так: он (имярек) требователен по отношению к другим, но требователен и по отношению к себе. Строгость и порядок в доме, таким образом, были одним из устоев семьи.

В своих воспоминаниях братья Богословские несколько раз по разным поводам отмечают, что в семье не были в почёте выпивки: дети были хладнокровны к вину. Это было величайшим достижением в семье, которое укрепляло, цементировало её как дружный коллектив. Ещё библейская легенда о Ное и проклятие им Хама говорит о том, какие драмы в семьях могут разыгрываться на этой почве. Но какую крепость духа нужно иметь, чтобы идти вразрез с вековыми оправданиями этого порока. «Руси есть веселие пити – не можем без того быти»[8], … и другие подобные сентенции, которыми оправдывалось пьянство. Отвратительное вообще в быту, оно особо отвратительным было среди духовенства и было поводом для насмешек и издевательств над ним, увы! заслуженным поводом. Кому не известна картина, изображающая хождение с иконой Богоматери в деревне в Пасхальные дни. Жестокая картина![9] А вот другая картина. Старший брат наш поступил священником на место о[тца] Василия К., страдавшего пороком пьянства, который даже «священнодействовал» в «сущем виде». Однажды он, потеряв равновесие, ударился головой об угол престола, и на нём запеклись капли его крови. Так рассказывал наш брат. Жестокий рассказ. После такого рода картин как не отметить великие подвиги в семье, отказавшейся от традиционного порока. Павел Богословский в своих воспоминаниях говорит: «Зимой у нас в городе бывали семейные дружеские коллективные чтения книг с обсуждением, всегда оживлённым.… Читали вслух, по очереди»… (Отец) «с 1880 года выписывал такой популярный журнал как «Нива» с прекрасными приложениями – произведениями классиков. В результате у нас составилась домашняя ценная библиотека (Тургенев, Гоголь, Гончаров и др. классики – полное собрание сочинений). Мы читали все – родители и сыновья, до ночи часто»!.. В семье у нас часто музицировали, пели, у нас был свой домашний оркестр». И тот и другой брат в своих воспоминаниях говорят о гостеприимстве как семейной традиции. «Это наша семейная традиция – гостеприимство, искреннее, даже дружеское. Мы так воспитаны» - так говорится в воспоминаниях Павла Богословского. Вспоминая студенческие годы, он пишет о товарищеских студенческих встречах: «Хорошо было. Всё было интересно, оживлённо, читали, спорили. Я приезжал из Петербурга под впечатлением философских лекций своих профессоров. Харин из Киева, казанцы-академисты во главе с братом Сергеем Степановичем вели на меня наступление по линии метафизики, опираясь на своего профессора Несмелова…» Вновь и вновь Павел Богословский в своих воспоминаниях пишет о своих родителях и отношениях их к детям: «Родители наши придавали большое значение в воспитании нас – коллективу друзей. Вот чем объясняется их стремление создать около нас кружок хороших друзей, хорошей молодежи, на это они не жалели средств, почему у нас не было никаких сбережений, всё расходовалось на семью и на друзей».

Итак, следующие черты семейного быта составляли особенности семейства Богословских:

1. высокие нравственные черты характера родителей;

2. взаимное уважение, существовавшее между родителями и детьми;

3. строгость и порядок в организации семейного быта;

4. высокая культура семьи и рациональная система воспитания детей;

5. полный отказ от всего «горючего» - от «служения Бахусу».

Вместе с этим нужно отметить следующие частные черты быта семейства Богословских:

1. Как указывает в своих воспоминаниях Павел Богословский, отец по окончании семинарии студентом (по I разряду) отказался от поездки в академию, куда ему предложили, и пошёл в народные учителя и через несколько лет – в иереи, хотя, как сам потом говорил, мечтал о светской службе. (Sic! Подчёркнуто автором сего).

2. Мать, по замечанию его же, «была больна тяжёлым пороком сердца с частыми припадками, - это были тревожные дни и ночи».

3. В семье было несколько случаев детской смертности. Иван Богословский в своих воспоминаниях указывает на смерть первенца Бориса и двух близнецов. Но особенно тяжёлая трагедия в семье произошла в 1908 г., когда утонул брат Богословских Николай. Павел Богословский в своих воспоминаниях так описывает этот момент семейной жизни: «Эта трагедия семьёй переживалась очень тяжело, чтобы как-нибудь рассеять горе и успокоить маму и нас, папа занял денег и отправился с нами в 2-х месячную поездку до Н[ижнего] Новгорода (на пароходе), дальше поездом до Москвы и Петербурга. Мы посетили музеи, Кремль, Эрмитаж и с богатыми впечатлениями вернулись в Пермь к учебным занятиям».

4. Все, оставшиеся в живых, четыре брата Богословских учились в Пермской духовной семинарии: Павел – четыре года, а остальные – шесть лет.

5. В семье не было блудного сына – неудачника, как это было почти правилом в семьях духовенства.

6. В семье только один – самый младший Семён[10], кстати сказать, как его рисует в своих воспоминаниях Иван Богословский, был в юности наиболее со светскими манерами (танцор), пошёл по стопам отца, а трое остальных пошли в разных направлениях.

7. Счастливым моментом в семейной жизни Богословских нужно отметить то, что семье удалось продолжительное время жить компактно, вместе. Это было в течение почти всего периода жизни в Перми, когда дети учились в семинарии, а потом, когда они уже устроились на работу. Это очень важный фактор, который наложил отпечаток на облик всей семьи и отдельных её членов. Важно также отметить, что дети при учении в духовном училище и семинарии жили на квартирах; были «приходящими», не вкусили полностью жизни на бурсе. В семье, таким образом, сильны были факторы интеграции, и, тем не менее, нужно отметить сильную дифференциацию в судьбах трёх братьев: Сергея, Павла и Ивана.

Говоря о Сергее Богословском, прежде всего, нужно отметить противоречивость его характера, его излишние скромность, застенчивость и доверчивость скрывали от других людей его настойчивость, упорство в достижении цели, огромную трудоспособность и светлый ум. В его отношении к другим проглядывала какая-то детская наивность, «sancta simplicitas». В нём было что-то от Алёши Карамазова. Таким он был в семинарии и академии, да, вероятно, и в жизни. Ему больше чем кому-либо из его братьев пришлось «менять вехи», но он с честью вышел из положения: окончил Томский университет[11], работал в высших учебных заведениях. Его научная работа о Северном крае получила высокую оценку академика Грекова. Трагическая гибель его последовала в тот период его жизни, когда он мог бы ещё многое сделать для науки. В характере Сергея Богословского ярко отразились черты семейного уклада Богословских: уважение к другим, выдержка и строгость в поведении, высокая культура и трезвенность, отцовская трудоспособность. Что же касается других черт его характера, то они в какой-то степени, вероятно, унаследованы были от матери – в виде мягкости душевного склада. В воспоминаниях Павла Богословского есть указание на эту именно черту характера матери. Он говорит, что его заявление о поездке в Петербург учиться не встретило возражений, «только мама нервничала ввиду предстоящей разлуки» (подчёркнуто автором сего). Читаешь эти слова, а воображение рисует картину из «Тараса Бульбы» Гоголя, как «мать – слабая, как мать», готовилась к разлуке с сыновьями и в воспоминаниях Ивана Богословского отмечается исключительная нежность отношения Сергея к матери: даже в выборе невесты он полагался только на маму – «какую мама выберет». Если учесть, что мать потеряла рано своего первенца, о чём выше говорилось, то можно предположить, что Сергею была отдана с избытком материнская нежность, сказавшаяся потом в излишней мягкости характера.

В характере Павла Богословского уже в юношеском возрасте сказалось независимость решения и упорства, и настойчивость в достижении цели. По тем временам принять решение выйти из четвёртого класса семинарии и поступать по конкурсу в высшее учебное заведение нужно признать смелым: для этого требовалась уверенность в своих силах. Поступление же в институт при наличии большого конкурса свидетельствовало об одарённости юноши. Поступление в Археологический институт и настойчивость в борьбе за научное знание в двух институтах свидетельствуют как о широте научных интересов, так и о трудоспособности. Эта черта, свойственная всем трём братьям – Сергию, Павлу и Ивану – унаследована, очевидно, от отца. Любовь к истории края, решительно проглядывает у них у всех трёх: у Павла – в том, что под его редакцией издавался в Перми журнал об истории и археологии Прикамья; у Ивана – в том, что о чём бы он не рассказывал и писал, он обязательно подчеркивал исторические события. Так, рассказывая в своих воспоминаниях об Усолье, он отмечает, что здесь, в Усолье, родился Воронихин[12], строитель Казанского собора, упоминает о Строгановском соборе. Наконец, предпринятая в настоящее время Павлом Богословским работа по истории Урала, являющаяся как бы заключительным моментом в его жизни, образно выражаясь – «лебединой песней» его, как нельзя лучше подчёркивает эту черту характера Павла Богословского. Настоящая статья не ставит своей задачей осветить подробно весь научный подвиг Павла Богословского, но то, что он продолжительное время является профессором первого в России – Московского университета свидетельствует о славном пути в науке, пройденном им. Широкие связи его с представителями науки свидетельствуют о широких научных интересах и эрудиции его. Он является человеком высокой культуры и видным учёным. То, что он отмечал в своих воспоминаниях в характере своего отца («Папа жил, помимо службы, научными и культурными интересами») во всей полноте отразилось в его характере и его деятельности.

Иван Богословский избрал путь врача и научного медицинского работника. Никто из Богословских так тесно не был [связан] в своей работе с Камой и Пермью, как он. Ещё студентом летами работал медиком на пароходах. Первое врачебное место – зав[едующий] больницей водного транспорта в Перми. Сам о себе в воспоминаниях говорит: «Имею с детства страсть к воде и пароходам и до последних лет службы по совместительству на водном транспорте». Последовательно достиг степени кандидата и доктора медицины. На его счету значится 52 научные работы. Он занимал много ответственных постов на самых разнообразных участках медицинской работы. Чем объясняется то, что он избрал своей специальностью медицину? Сам Иван Богословский указывает в своих воспоминаниях о том, что ещё в семинарии, слушая лекции П. Н. Серебренникова, он избрал себе специальность медика. Брат его Павел в своих воспоминаниях указывает на то, что указанная уже выше болезнь матери – vitium cordis[13] – была причиной повышенного интереса к медицине у всех членов её, а избранная Иваном Богословским тема докторской диссертации – «Сужение левого верхнего отверстия» обусловлена была именно этим обстоятельством. Иван Богословский всегда проявлял интерес к истории, о чём уже сказано выше, и это у него, как и у его братьев, очевидно, вызвано было тем, что их детские годы проходили в местности, насыщенной историческими событиями. Он любил и сейчас любит природу Прикамья. В его памяти сохранилось много картин и видов Прикамья, навсегда оставшихся в ней. Будучи учёным большого калибра и заслуженным деятелем, Иван Степанович сохранил удивительную простоту и доступность в обращении. В его характере сохранилась та простота учёного, которая свидетельствует о его высокой культуре.

Семья Богословских внесла большой вклад в науку и в этом отношении прославила Пермскую духовную семинарию, где учились Богословские. Настоящая статья и рассчитана на то, чтобы в материалах о деятелях, вышедших из Пермской семинарии, семья Богословских была представлена in corpore. Кроме того, история этой семьи должна быть во многих отношениях поучительной для потомков в том отношении, что не всё уж было так безнадежно отрицательным в быту у представителей духовного сословия, как это склонны изображать некоторые бытописатели.[14]

19.X[19]60. 12.40. вр[емя] св[ердловское]

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 223. Л. 5-17.

 

[1] Собянин Николай Егорович/Георгиевич (1880-?) – сын священника Пермской губернии. Окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1900 г. В 1900-1903 гг. надзиратель в Пермском духовном училище, в 1903-1908 гг. надзиратель в Соликамском духовном училище, где преподавал и пение. «Позднее служил в Перми в управлении железной дороги и пел в церковном хоре (бас)». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 5. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1280. Л. 120).

[2] Богословский Николай Степанович (1892-1908) – сын протоиерея г. Перми. Обучался в Соликамском духовном училище в 1902-1904 гг., окончил Пермское духовное училище по 2-му разряду в 1906 г. и 2 класса Пермской духовной семинарии в 1908 г.

[3] Коровин Иван Петрович (1865-1927) – сын священника Камышловского уезда. Окончил Далматовское духовное училище в 1880 г. и Пермскую духовную семинарию в 1886 г. «Служил учителем в Камышловском приходском училище. Окончил Томский университет в 1893 г. Работал проректором по кафедре судебной медицины в Томском университете. С 1894 г. профессор патологоанатомии Петербургской военно-медицинской академии. С 1916 г. заведующий кафедрой патологической анатомии, затем в Днепропетровске. И. П. Коровин многократно бывал заграницей. В Петербурге он был очень известным специалистом, имел собственную, большую, хорошо организованную лабораторию, где работали квалифицированные специалисты. Это была хотя и частная, но лучшая клинико-химическая лаборатория в столице. При переезде в Пермь он перевёз почти всё оборудование лаборатории, которое легко в основу кафедры патологической анатомии и судебной медицины. По Петербургу у него много учеников, чтущих его память, тоже и по Пермскому университету. Как человек, он, по отзывам проф[ессора] И. С. Богословского, был замечательный. Когда он был председателем Государственной экзаменационной комиссии, его студенты называли «Папа Коровин». Скончался в Днепропетровске, имея степень доктора медицинских наук (с 1897 г.). Еще, будучи студентом, участвовал в борьбе с холерой в Томской губернии». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 2. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1277. Л. 219-220 об.).

[4] Зимницкий Семён Семёнович (1873-1927) – русский терапевт, доктор медицины.

[5] Курлов Михаил Георгиевич (1859-1932) – русский терапевт, доктор медицины.

[6] Симонович Владимир Флавианович (1870-1929) – терапевт, доктор медицины, профессор. Основатель уральской школы кардиологов. Один из организаторов медицинского факультета Пермского государственного университета, где руководил кафедрой пропедевтики внутренних болезней и основал кафедру факультетской терапии.

[7] in corpore – по-латински в полном составе, вместе.

[8] Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI-нач. XII в.).

[9] Автор имеет в виду картину русского живописца Василия Григорьевича Перова (1834-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), на которой на первый взгляд изображён пьяный священник и пьяные же участники крестного хода с иконами и хоругвями. Имеется другой взгляд на содержание картины: картина представляет собой изображение жалкого состояния материально и духовно расстроенного прихода, священник которого вынужден совершать обход для унизительных натуральных сборов во время славления на Пасху, что самого автора сильно беспокоило в детстве в жизни его собственного отца.

 

[10] Богословский Семён Степанович (1889-1940) – сын протоиерея г. Перми. Окончил Пермское духовное училище по 2-му разряду в 1905 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1911 г. Священник с 1912 г. Служил в Полазне, Оханске, Очёре. Протоиерей с 1927 г. Арестован в 1935 г. и приговорён к 6 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении в Карелии.

[11] Так в тексте, правильно – Пермский университет.

[12] Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814) – русский архитектор и живописец.

[13] vitium cordis – по-латински порок сердца.

[14] Очерк «Семейство Богословских» в «пермской коллекции» воспоминаний написан автором в период активной переписки с П. С. и И. С. Богословскими и под впечатлением от неожиданной новости о трагической смерти С. С. Богословского. Одноимённый очерк в «свердловской коллекции» воспоминаний автора более позднего происхождения, имеет другую структуру и содержит простую фактографическую информацию о каждом члене семьи, и, по-видимому, по какой-то ошибке включен в состав «Очерков о соучениках и друзьях в Камышловском духовном училище» (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 377. Л. 25-46).

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика