Система занятий, методы*

 

Лекция являлась основной формой учебного процесса. Лишь занятия по языкам являлись отступлением от этой формы. Очевидно, в качестве опыта проводились семинарские занятия по общей церковной истории профессором Фёдором Афанасьевичем Кургановым и по систематической философии Виктором Ивановичем Несмеловым. У профессора Курганова семинары заключались в ознакомлении с первоисточниками по истории церкви на греческом языке (заграничное издание Миня). Профессор учил, как нужно пользоваться первоисточниками: брал текст и переводил его с токованием и разбором. У проф[ессора] Несмелова семинары состояли в разборе и анализе различных учебников по философии, причём студенты выступали с короткими рефератами, а профессор производил разбор реферата и постановку вопроса.

Лекции читались по курсам, следовательно, на каждой лекции присутствовало 25-30 человек maximum. Бывали случаи, что несколько человек приходило с других курсов, например, на первые лекции в году профессора К. Г. Григорьева по апологетическому [богословию], потому что он всегда в них вносил что-либо новое из текущего момента.

Степень заинтересованности студентов лекциями была, конечно, различной, а так как посещение лекций было абсолютно свободным, то и наполнение аудиторий на лекциях было различным. Самое минимальное наполнение лекций было, например, у проф[ессора] Предтеченского по литургике: предмет этот был самым непопулярным, и на лекции обычно присутствовали двое «присяжных», которым вменялось в обязанность составить подробный конспект лекции, приближающийся к стенографическому. Этот конспект потом сдавался на просмотр профессору и передавался студенту-декану курса для подготовки к экзамену. Такие же конспекты делались и по другим предметам. Исключение составляли несколько предметов, например, по общей церковной истории, догматическому богословию и некоторым другим, по которым профессора сами выдавали конспекты и последние, как некая окаменелость подобно пирогу в Обломовке, передавались из поколения в поколение – пожелтевшие, замызженные, потрёпанные. По некоторым предметам, например, у профессора Юнгерова (история Ветхого Завета), Богословского (история Нового Завета), Ивановского (история раскола) к экзамену готовились по их печатным трудам.

Манера чтения лекций была различной: произносили, например, Несмелов, Покровский; произносили, пользуясь конспектом, например. Григорьев, Царевский; читали по тетради не отрываясь, например, Предтеченский, Курганов.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 83-84.

*В составе очерков «Казанская духовная академия» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора отсутствует.

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика