Слуцк [(описание города)]

 

Слуцк – типичный захолустный город Белоруссии в прежнее время. Он расположен на шоссе из Бобруйска на Барановичи, от Бобруйска на расстоянии ста километров и от Барановичей – шестидесяти пяти километров. Только во время войны Слуцк был подключен к общей железнодорожной системе, а до этого линия от ст. Осиповичи проходила только до ст. Старые дороги, что примерно в тридцати километрах от города. Во время войн также была проведена узкоколейная линия в направлении фронта.

Город был весь во фруктовых садах. На славе были Слуцкие бэры. Из прочих растений в городе были: каштаны, персидская сирень, белая акация, тутовое дерево, жасмин. Из 22-х тысяч населения, примерно 19-ть тысяч составляли евреи, а остальное население составляли белорусы и поляки.[1] Только 10-20 человек было великороссов. Среди евреев было резкое размежевание по социальному положению: владельцы мельниц – Гутцайт и Мышалов были в числе богатеев. К ним примыкали владельцы магазинов – Гецов, Грейсух и др., владельцы кафе – Соломяк, Соловейчик, лесоторговцы – Осовский, Хинич и др., владельцы гостиниц – Некрич и др., мясоторговцы, гешефтмахеры – Эпштейн, Мигдал и др. Значительную прослойку составляли ремесленники-сапожники, швейники и пр. Самый большой слой составляли бедняки. В городе были книжные магазины – Гринвальда и Файтельсона, аптекарский магазин Гольдберга. Учебные заведения: мужская[2] и женская гимназии, коммерческое училище, высшее начальное училище и духовное училище. Во время войны открыта была ещё частная мужская гимназия Островского. В мужской гимназии, духовном училище и высшем начальном училище учились преимущественно дети мелких чиновников, крестьян и мещан белорусской национальности, а в коммерческом училище и женской гимназии было значительное количество еврейских детей.

Педагоги в этих учебных заведениях по национальности представляли пёструю массу. Так, в мужской гимназии директор В. К. Соколов[3] и инспектор А. А. Воскресенский[4] были великороссы, а в числе преподавателей были двое латышей – Малис[5] и Сутрис[6], один словак – Даляк[7], белорус – Теодорович[8], одна – француженка Кюи[9] и одна – немка. Однородный состав из великороссов был в коммерческом училище. Так подбирал учителей директор Д. И. Иванов.[10] В духовном училище, женской гимназии и в высшем начальном училище преобладали белорусы.

После революции в число преподавателей стали входить евреи: Бедчер, Ляндо.

До войны приплачивался известный процент за обрусение края.

В городе была земская больница. Популярным врачом был Шильдкрет[11], преждевременно умерший от заражения крови. Он страдал геморроем и, будучи врачом, небрежно относился к своей болезни. Одновременно с ним в больнице работал врач Перминов Алексей Димитр[иев]ич, б[ывший] военный врач, хороший хирург. Он сделал ему операцию, но было уже поздно. По случаю гибели Шильдкрета из Минска приезжала комиссия, проверявшая правильность сделанной операции, которая, при всей тщательной проверке, нашла, что операция была сделана безупречно. В городе ещё были врачи: женщина Майзель[12], частнопрактикующая, военный врач, он же врач духовного училища Щербович-Вечер[13], тоже рано умер при заражении сыпным тифом, врач-поляк Селицкий.[14] В больнице работали фельдшера Костюк и Зданко. Последний был известный как морфинист.

Был ветеринарный врач-поляк, инженер по строительству дорог. Мэром города был Смольский[15], председатель земской управы – Кобычкин[16], директор банка Татур[17], земский начальник Катранов[18], следователь – Хвалебнов[19], акцизный чиновник – Киркевич[20], военный начальник – Борейша[21] и исправник – Савич.[22]

Из культурных учреждений были: клуб Ивановой, частной предпринимательницы, и летний театр Соловейчика, тоже частное предприятие.

В городе были отдельные ряды по торговле мясом, причём различались сорта его: трефной и кошер. Последний употребляли в пищу евреи, а прочие – и тот, и другой сорт. В кошер входила передняя часть туши, которая разрешалась только в пищу евреям. Ряды содержались в антисанитарном виде. Лавочки по продаже сала и фруктов были расположены на площади и городского собора.

В городе, в юго-восточной части его, на Тройчанах (так называлась эта часть города) на берегу речки Случь был старинный монастырь[23], игравший, очевидно, большую роль во время униатского движения. Он не был окружён стеной, как это обычно было в России: площадь его была открытой, но были особые «врата» по линии главного входа. Над ними была большая часовня, которая превращена была в церковь духовного училища.[24] На площади монастыря была старинная каменная массивная церковь[25], в подполье которой находилась гробница Софьи Радзивилл.[26] В этой же церкви стояла небольшая «рака» с «мощами» младенца Гавриила[27], якобы убиенного евреями в ритуальных целях для получения христианской крови в «мацу» (лепёшки, которые евреи употребляли во время своей «пасхи»). История с открытием этих мощей была чёрной страницей в истории русской церкви, её позором.[28]

На площади, вблизи церкви, стоял большой старинный каменный корпус, в котором было много мрачных келий со сводчатыми потолками и «покои» архимандрита монастыря, более светлые и просторные. В этом корпусе жили: архимандрит и четыре монаха. Большая часть здания пустовала. Около монастыря был большой фруктовый сад с хорошими сортами яблонь, груш и слив. За монастырём стояли деревянные приземистые здания, в которых жили батраки, и хозяйственные строения. Хозяйство велось примитивно – без применения машин.

На площадке монастыря стояло длинное двухэтажное здание духовного училища и около него тоже фруктовый сад и хозяйственные строения. У входа на площадку духовного училища росли тутовые деревья и кусты персидской сирени.

На площадке у церкви были отдельные могилы. Вся площадь монастыря, расположенная по берегу реки Случь имела весёлый вид и охотно посещалась жителями города. Речка была не широкая, но глубокая на столько, что позволяла купаться, плавать, нырять. По берегам речки рос камыш – аир, который придавал речке поэтически вид.

В центре города, на холме, который был, очевидно, создан искусственно, представлял насыпь, стоял городской собор[29], массивное каменное здание, а вблизи его деревянная церковь, которая первоначально и была соборной.[30] Весь холм был покрыт фруктовыми деревьями. Около церкви был деревянный дом, в 4-5 комнат с верандой – квартира настоятеля собора, а около него – небольшой двор с «ригой» (большое высокое здание, деревянное, игравшее роль гумна: здесь был склад сена, соломы, дров и тут же был коровник).

За усадьбой настоятеля собора, в которую входил и огород, тоже на холме был расположен дом, в котором жили ксён[д]зы, а у подножья холма за восточным спуском с него был дом польской семьи Рачевских.

В городе была ещё кладбищенская каменная церковь[31], две деревянные, из которых одна сгорела, костёл[32], массивное каменное здание, кальвинская церковь[33] и несколько синагог, расположенных в отдельных частях города. Как правило, синагоги были каменные и довольно большие.

Здание мужской гимназии было каменное, двухэтажное, мрачное, очевидно построенное ещё во времена униатского движения и, может быть, даже являвшееся центром этого движения.[34] Отдельно от него на берегу реки был большой, одноэтажный деревянный дом – квартира директора Слуцких мужской и женской гимназий – действительного статского советника и кавалера – Владимира Константиновича Соколова, а неподалёку от него домик-квартира инспектора гимназии – Андрея Андреевича Воскресенского.

У женской гимназии были два здания: каменное, двухэтажное и деревянное одноэтажное, смежные, связанные в одно. Для учебных целей здание вполне отвечало своему назначению.

У высшего начального училища было два деревянных здания: в одном были классы, а в другом мастерские.

Самое лучшее учебное здание было у коммерческого училища, о чём подробнее будет ниже.

Тюрьма была на главной улице и по соседству с пожарной частью и больницей.

 

[1] В очерке «Пётр Алексеевич Иконников в Белоруссии» в составе автобиографических очерков «Петя Иконников» в «пермской коллекции» автор указывает: тысячи полторы (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723. Л. 104).

[2] Слуцкая классическая мужская гимназия существовала в 1868-1918 гг. на Гоголевском бульваре (в настоящее время здание гимназии № 1 по ул. Комсомольской, 7).

[3] Соколов Владимир Константинович – директор Слуцкой мужской и начальник Слуцкой женской гимназий.

[4] Воскресенский Андрей Андреевич – инспектор Слуцкой мужской гимназии.

[5] Малис Иулий Александрович – учитель географии, философской пропедевтики и законоведения Слуцкой мужской гимназии.

[6] Сутрис Пётр Иванович – учитель древних языков Слуцкой мужской гимназии.

[7] Даляк Иван Петрович – учитель древних языков Слуцкой мужской гимназии.

[8] Теодорович Иван Михайлович – учитель русского языка Слуцкой мужской гимназии.

[9] Кюи Юлия Мечиславовна – учительница французского языка Слуцкой мужской гимназии.

[10] Иванов Димитрий Иванович – директор Слуцкого коммерческого училища.

[11] Шильдкрет Лейба Гиршевич – врач Слуцкой земской больницы.

[12] Майзель – врач Слуцкой женской гимназии.

[13] Щербович-Вечер Григорий Данилович – Слуцкий городовой врач, врач Слуцкого духовного училища.

[14] Селицкий Алоизий Александрович – Слуцкий уездный врач.

[15] Смольский Яков Онуфриевич.

[16] Кобычкин Григорий Лукьянович.

[17] Татур Пётр Гилярович – казначей.

[18] Катранов Владимир Петрович.

[19] Хвалебнов Пётр Александрович – судебный следователь.

[20] Киркевич Диомид Степанович.

[21] Борейша Александр Викторович – воинский начальник, полковник.

[22] Савич Александр Антонович.

[23] Слуцкий Свято-Троицкий монастырь (Тройчанский монастырь) существовал с XV века, закрыт в 1930 г., разрушен в 1950-х гг.

[24] Церковь Иоанна Богослова (домовая) Слуцкого духовного училища.

[25] Свято-Троицкой собор.

[26] София Радзивилл – праведная София, княгиня Слуцкая, княгиня Радзивилл (1585-1612), последняя княгиня города Слуцка, святая Русской Православной Церкви.

[27] Гавриил Белостокский (1684-1690) – мученик, святой Русской Православной Церкви, почитаемый с XVIII в.

[28] В очерке «Пётр Алексеевич Иконников в Белоруссии» в составе автобиографических очерков «Петя Иконников» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «В житии его говорилось, что евреи брали у него кровь для сакральных целей и что тело его было всё истыкано каким-то орудием. В тропаре, посвящённом младенцу Гавриилу так и пелось: «Святый младенче Гаврииле! Ты за прободенного нас ради от иудей, люте от онех прободен был еси»… Канонизация младенца была произведена в связи с известным процессом Бейлиса и имела целью поддержать обвинение Бейлиса в сакральном убийстве русского ребёнка якобы для получения крови в мацу (лепёшки, которые евреи едят вместо хлеба во время своей пасхи). Канонизацию совершал Антоний Волынский. Как рассказывал об этом участник этих событий настоятель этого монастыря архимандрит Афанасий (Вечорко), бывший членом правления дух[овного] училища, событие это – канонизация – проходило в такой обстановке, что вот-вот вспыхнет погром, и еврейское население закрылось в домах, забаррикадировавшись, кто чем мог. …» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723. Л. 103-103 об.

Автор имеет в виду дело Бейлиса – судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса (1874-1934) в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского (1898-1911), инициированный активистами черносотенных организаций в 1913 г. Автор не был участником или свидетелем этого процесса. Сторона обвинения с целью морального давления на суд предъявляла на заседании суда мощи Гавриила Белостокского.

Антоний (Храповицкий) (1863-1936) – в 1902-1914 гг. архиепископ Волынский, ещё в 1908 г. составил «Службу Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают».

Почитание Гавриила Белостокского подвергается критике со стороны иудаизма, как пример кровавого навета на евреев и пропаганды антисемитизма.

Афанасий (Вечорко) (1863-1937) – в 1911-1922 гг. архимандрит, настоятель Слуцкого Свято-Троицкого мужского монастыря, с 1923 г. – в обновленчестве, «архиепископ Мелитопольский» (обновл.).

В «Воспоминаниях «Как создавалась «очарованная душа», об увлечении пением и хоровыми кружками» в «пермской коллекции» воспоминаний автор упоминает об ожиданиях вскрытия мощей Софии Слуцкой перед его отъездом из Белоруссии в 1923 г. «В подвале его [монастыря – ред.] стоял саркофаг с останками Софии Радзивилл, и ждали, что вот-вот откроются мощи – не дождались…» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 714. Л. 35.

[29] Николаевский собор, взорван в 1934 г.

[30] Церковь Архистратига Михаила, с 1990-х г. собор.

[31] Кладбищенская церковь св. мученицы Варвары.

[32] Костёл св. Антония (бернардинцев).

[33] Закрыта в 1921 г., разрушена в 1943 г.

[34] В очерке «Пётр Алексеевич Иконников в Белоруссии» в составе автобиографических очерков «Петя Иконников» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Мужская гимназия помещалась в старинном здании, вблизи кальвинской церкви. На основании этого можно предполагать, что это здание раньше принадлежало кальвинистам» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723. Л. 104.

 


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика