Сугояк

 

Село протянулось по берегу озера на добрых три версты и дороги от польски́х ворот расходились к нему радиально. Тот дом, который был предметом наших поездок в Сугояк, находился на северной части его, именуемой Малым Сугояком, и мы подъезжали к нему по северной обочине поскотины. Проехав небольшую улицу, мы сворачивали направо на церковную площадку, где стоял дом, где жили наши, как обычно мы именовали, сугоякцы. На площадке мы проезжали мимо двух памятных домов: деревянного, где жила просвирня Фаина Захаровна, и каменного, где жили псаломщики посменно в период работы того или другого из них. И вот, наконец, мы у ворот «исторического» дома…. Но прежде несколько слов о дореволюционном Сугояке.

В дореволюционное время (имеется ввиду Октябрьская революция) Сугояк входил в состав Шадринского уезда, Пермской губ[ернии].

Он расположен в стороне от главной магистрали этого уезда – от тракта Шадринск-Челябинск. Ближайшей точкой его является село Русско-Теченское, в шести верстах от Сугояка, которое стоит на этом тракте. Другими ближайшими точками к нему были и теперь есть деревни: Кошкуль – на юг и Кирды – на север.

Через Кошкуль, Борисову (татарская деревня) Сугояк связан с крайним татарским селом Кунашак, а через него с Челябинским трактом по линии Екатеринбург-Челябинск. Несколько в стороне от указанной выше линии находится крупный торговый центр Зауралья село Бродокалмак, примерно в 25 верстах от Сугояка. Кунашак и Бродокалмак и были теми экономическими центрами, с которыми был связан Сугояк. В Сугояке было волостное правление, но не было земского правления – конторы земского начальника, не было почтового отделения. В последнем случае Сугояк обслуживал почтовый пункт в Тече по линии: Теча-Бродокалмак-деревня Карпино-Сугояк. Ближним врачебным пунктом была земская больница в селе Нижне-Петропавловском, в 6-7 верстах от Сугояка. В селе была земская школа со специальным зданием для неё. В селе была церковь, в приход которой входила деревня Кошкуль.[1]

Село было большое с центральной улицей по берегу озера и ответвлениями от неё в сторону востока. Жители села имели поля с жирным чернозёмом и среди них были зажиточные, что можно было уже подметить при проезде по главной улице: в разных местах стояли «крестовые» дома с шатровыми крышами, крытыми железом, с крепкими пристройками, тоже под железными крышами. Показателем зажиточности населения было, очевидно, и то, что в нём «свили себе гнездо» два купчика. Любопытно, что не было «казённой». Население было только русское, дифференциация была только по религиозному признаку: было 3-4 семьи кержаков, кстати сказать – из числа зажиточных. В селе жил представитель земства от «народа» - земский гласный, которого в шутку да, вероятно, и по существу именовали «безгласный гласный». Он, как мне самому приходилось наблюдать ещё в юношеские годы, был участником артели дельцов, которые в Бродокаламске на Прокопьевской ярмарке скупали топлённое масло, шерсть, лён в пасынках для отправки в Англию. В селе трудно было с питьевой водой: озеро было захламлено, и вода в нём кишела летом мормышами и водорослями, не водилась и рыба. Мечтой было создать артезианский колодец, но эта мечта осталась «pia desideria».[2] Воду брали в колодцах и болотце у польски́х ворот, о чём сказано выше.[3]

В настоящее время Сугояк входит в Челябинскую область, Красноармейский район. В него переселились жители деревни Черепановой ввиду заражении реки Течи отходами от добычи радия.[4]

Я видел на Малом Сугояке род домов нового типа, построенных для этих новосёлов за счёт государства. Село быстро перестраивается на новый лад – на социалистический строй и имеет тенденцию перехода к городскому типу своих новых строений.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 392. Л. 186-189.

Находится только в «свердловской коллекции» воспоминаний автора. В «пермской коллекции» отсутствует.

 

[1] Церковь пророка Божия Илии в селе Сугояк, каменная, построена в 1862-1868 гг., приход открыт в 1873 г., закрыта в 1932 г.

Из очерка «Село Сугояк и его обитатели» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Если подняться на колокольню Сугоякской церкви, то можно видеть вдали Течу настолько, что можно, например, ориентироваться, в каком районе её вдруг возник пожар.

… Церковь в селе была не в центре его, как это обычно бывало в сёлах, а далеко от него. Неизвестно, чем было это вызвано. История церкви осталась не известной. Она (церковь) была расширена в передней своей части уже во время, когда священником был Александр Игнатьев. В летнем приделе церкви, посвящённом Илие-пророку, был художественный иконостас редкой для сельских церквей красоты и отделки. На площадке у церкви были сосредоточены дома – квартиры причта церкви и земская школа, расположенная рядом с усадьбой дома священника.

Здесь были: деревянный домик просфорни со «службами» и огородом, небольшой каменный дом псаломщика тоже со «службами» и огородом и дом каменный с деревянным пристроем – сенями и верандой, в которой жил священник» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 392. Л. 2, 8-8 об.

[2] pia desideria – по-латински благопожелания.

[3] Из очерка «Село Сугояк и его обитатели» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «В те времена, когда мы часто бывали в Сугояке, озеро было мелким: нужно было далеко отойти от берега, чтобы погрузиться в воду с возможностью плавания. Вода была нечистая, негодная для питья, имела зеленовато-белёсый цвет, и в озере было много мормышей. В бурю, однако, по озеру ходили внушительные волны, и было любопытно наблюдать водоплавающую птицу – уток и гусей, - как они стадами то поднимались на гребень волны, то опускались с него. Вода в озере загрязнялась по «воле» самих жителей села, которые зимой свозили на лёд разные отбросы. Водой население пользовалось через колодцы и привозили воду из одного болота, которое было расположено у польски́х ворот по дороге в Течу.

В некоторых случаях в зимнюю пору любители речной воды привозили лёд с реки Течи и растопляли его для пользования в питье и пище. Существовал проект устройства артезианского колодца, но он не был осуществлён» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 392. Л. 5 об.-8.

[4] Ошибка автора, от радиоактивного загрязнения.

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика