Знаменитые теченские песнопевцы

[1961 г.]

 

Не подлежит сомнению, что русские люди прославились певцами и любовью к пению. Банальным уже стало ссылаться в этом случае на русского певца с мировым именем – Ф. И. Шаляпина. И. С. Тургенев в рассказе «Певцы» и А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» ярко изобразили певческий талант и любовь к пению у русских людей. Русские композиторы-классики увековечили в своих операх русские народные песни. Как широкая и глубокая река распространилась в наше время самодеятельность, и песня стала её душой.

Издавна любили русские люди и церковные песнопения. Известно, что Александр Васильевич Суворов любил петь на клиросе. Ещё раньше императрица Елизавета Петровна, «русская душою», церковного певчего Разумовского сделала своим любимцем. Известно, что Разумовский специально за голосами для хора ездил на Украину. В народе был непочатый край любителей как той, так называемой светской, так и церковной музыки – церковных песнопений. Были они и в Тече. Мало того, из народа выходили самобытные, так сказать, доморощенные псалмопевцы. Были таковые и в Тече. Вот примеры их.

 

Тима Казанцев

 

Исторически установлено, что Тима Казанцев, теченский мужичок-землероб, был последним настоящим, кадровым псаломщиком в теченской церкви. Ему пришлось «видети и кончину» её. Осталось, однако, не известным, как Тима постиг это искусство. Нам, поздним его современникам, удалось видеть его уже в пору полной его зрелости, когда формирование его закончилось. В эту пору он был как бы запасным псаломщиком при церкви на тот случай, если кто-либо из псаломщиков болеет. Незаменимым помощником он был и в пасхальное время, когда приходилось шагать по деревням «с Богоматерью». Голосом он не отличался, но как «править» богослужение, церковный устав он знал в совершенстве. Как подобрать тропарь и кондак на «часах», как найти очередной «Апостол»; как «править службу» по Триоди постной или цветной; как служить молебен – всё это он знал в совершенстве. Как петь «гласы» и всякие церковные песнопения в праздники, посты, на молебнах – всё это он знал и умел делать. Одним словом, на него можно было положиться вполне. Вот почему, когда с закрытием духовных училищ и семинарий оскудел приток кандидатов в псалмопевцы, он пришёл на выручку, но судьба церкви была уже решена.

Тима Казанцев был уже в пожилом возрасте, когда его произвели в псаломщики. По наружности он был благообразный, но немного «сшибал» на сектанта. Небольшого роста, с рыжей бородкой. Одевался по-крестьянски: летом и осенью ходил в зипуне, зимой – в тулупе. Человек он был трезвенный, скромный. При женитьбе «был принят в дом». Имел справное хозяйство, приближался к типу середняка.[1]

 

[1] В «свердловской коллекции» воспоминаний автора имеется отдельный очерк «Тима Казанцев» в составе «Очерков по истории села Русская Теча Шадринского уезда Пермской губернии» (Часть VII). (1967 г.). (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 384).

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика