В Шадринском уезде на славе были Оранские в селе Зырянке, но Виктор Александрович, как видно, был не из этой ветви Оранских и вообще он прошёл через Течу на положении человека, о котором где-то в Писании сказано: «Род же его кто исповесть».
Среди псалмопевцев теченских В. А. показал себя личностью своеобразной. Начать с того, что для псаломщика вовсе было не обязательным надевать на себя так называемый подрясник – длинный кафтан с глухой застёжкой на шее. Обычно молодые псаломщики щеголяли в партикулярном одеянии, а вот В. А. носил подрясник и являл собой образ какого-то святоши.[1]
Ему было 22-23 г., он имел счастливую наружность, к которой могли бы устремиться любые женские тёплые глаза, много обещающие и прочие, а он ни в какую: замкнулся в своём подряснике, пропах елеем и ладаном. Жить в Тече и не любить русские народные песни. Это было противоестественно, а вот ухитрялся петь только канты о матери-пустыне да «С другом я вчера сидел». Иудушка-баловень. Откуда он? Как получился такой тип человека? В церкви во время богослужений он являл собой образ инока, отшельника от мира сего. Он весь погружался религиозного экстаза. Кто видел его в этот момент, мог воочию видеть мистика, человека, придавленного всей церковной атмосферой. Может быть, в нём было что-то общее с Алёшей Карамазовым, но он был беднее последнего душевно.
Примерно, в конце второго года службы Виктора Александровича псаломщиком в Тече люди стали замечать, что он «сохнет» на глазах у всех: цвет лица становится пергаментным, черты его становятся острее, глаза становятся запавшими в глубы и тускнеют. Он умер в жаркий день «петровок». Хоронили его в жаркий полдень на теченском кладбище. На похоронах его присутствовали его мама, неизвестно откуда прибывшая. Провожали его в последний путь и некоторые женщины, почитательницы его подвижнической жизни. Говорили, что умер он от сухотки спинного мозга, а злые языки болтали, что он нажил эту болезнь, идя по пути библейского Онана.
ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 395. Л. 55 об.-58 об.
[1] В очерке «Последние теченские клирики и конец «поповки» в составе «Очерков по истории села Русская Теча Челябинской области» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «… он же имел вид послушника: носил подрясник с поясом, опустил длинные волосы. Все манеры его: жесты, голос, речь – всё было, как у монастырского служки…. При исполнении церковных обязанностей он являл собой образ человека благочестивого, набожного» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 711. Л. 571 об.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям