Часовня Михаила Архангела над местом заточения боярина Михаила Романова в селе Ныробе (каменная) (2-я) (1793-1932)

 

Каменная.
Кирпичная кубическая одноглавая часовня.
Построена в 1793 году взамен старой деревянной часовни (2-й).
Сооружена крестьянином М.Д. Пономаревым.
Поставлена над ямой, в которой жил и умер боярин Михаил Никитич Романов.
Окружена деревянной оградой.
Около крыши, по карнизу, славянской вязью сделана следующая надпись: "по указу Ея Императорскаго Величества, Вятской духовной Преосвященнаго Лаврентия, Епископа Вятскаго и Велико-Пермская, консистории, в 7109 году прислан был из Москвы от Царя Бориса Годунова в Пермь великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб, в заточение блаженныя памяти болярин Михаил Никитич Романов, Святейшему Патриарху Филарету Никитичу брат родной, а по родству блаженныя памяти Государю, Царю и Великому Князю всея России Самодержцу, был дядя родной. В погосте Ныробе в заточении, в земляной темнице, сидел год; на том месте была построена деревянная часовня. Ныне вместо оной деревянной, по указу Ея Императорскаго Величества, в 1793 году построена сия каменная часовня, единственно в память бывшаго на том месте в заточении болярина Михаила Никитича Романова тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева".
Стены выбелены, на правой от входа стене выписана была та же "летопись", список с которой сделан на доске в церкви. По выложен каменными плитами. Слева в полуотверстие для спуска в ту яму, в котором томился боярин. Стены ямы, в позднейшее время, выложены бутом, служащим и фундаментом для часовни. В верху, на потолке ямы, находится квадратное отверстие, через которое узнику спускали пищу. Некоторые благочесттиве богомольцы, спускавшиеся в эту яму, брали оттуда землю (глину с песком) и верили, что она имеет целебную силу. Восточная часть часовни украшена деревянным иконостасом, хотя и старинной, но грубой работы. Живопись икон очень плоха.
Первоначально у часовни не было деревянного крыльца, оно пристроено было позднее.
Между 1880 и 1883 годами часовня и деревянная крыша крыльца были перекрыты железом, переделана главка. Чтобы приставить деревянное крыльцо срублены оригинальные наличники у входных дверей и у иконных впадин.
До 1913 года часовня стояла в узком проулке.
Для увековечивания памяти боярина Михаила Никитича был образован комитет.
Вокруг часовни были приобретены 4 крестьянских усадьбы на сумму 5850 руб., для сноса и обустройства сада, площадью 30 на 40 кв. саж.
В 1913 году в память 300-летия Царствования Дома Романовых вокруг часовни над ямой была сооружена ограда и устроен сад на пожертвования населения Пермской губернии.
25 мая/07 июня 1913 года Преосвященным ПАЛЛАДИЕМ, Епископом Пермским и Соликамским, была совершена закладка ограды вокруг часовни в присутствии Пермского губернатора И. Ф. Кошко, вице-губернатора В. И. Европеуса, члена Пермской губернской земской управы А. П. Черногорова, председателя Чердынской уездной земской управы А. И. Вотякова, председателя Чердынского уездного съезда А. Н. Грамбек, составителя проекта художника А. Н. Зеленина.
03/18 мая 1915 года Преосвященным АНДРОНИКОМ, Епископом Пермским и Соликамским, совершено торжественное освящение восстановленной часовни, законченной ограды и насаждённого сада в присутствии Пермского губернатора М. А. Лозина-Лозинского, члена Пермской губернской земской управы А. П. Черногорова, Пермского городского головы П. А. Рябинина, председателя Чердынской уездной земской управы А. И. Вотякова, председателя Чердынского уездного съезда А. Н. Грамбек и художника А. Н. Зеленина.
Кованная железная решётка исполнена в Нижне-Тагильском заводе кузнецом Кашиным. Керамические вставки на стобках исполнены в г. Кунгуре на заводе Ширяева.
Орлы и вензеля на решётках отливались в Каслинском заводе.
Памятные доски на воротных столбах - медные, золочёные, были исполнены в Перми мастером Харитоновым.
В часовне был иконостас, в котором было 6 икон: Марии Магдалины, Логина Сотника, Чудо в Хонех, Пресвятой Богородицы "Тихвинская", Спаса Нерукотворного Образа, Святой Живоначальной Троицы. Ширина иконостаса 4 аршина, 12 вершков. Иконы писал крестьянин Бондюжской волости Андрон Васильев Судаков в 1824 году.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Чердынский уезд, село Ныроб.
Сломана в 1932 году.
Современный адрес: Пермский край, Чердынский район, посёлок Ныроб, ул. Ворошилова.

 

На месте темницы Михаила Никитича построена в 1793 году часовня каменная во имя Михаила Архангела на средства крестьян Ныробской волости, при особенно усердном старании крестьянина Максима Денисовича Пономарева. С наружной стороны этой часовни по карнизу, облегающему ее кругом, сделана надпись: "по указу Ея Императорскаго Величества, Вятской духовной преосвященнаго Лаврентия, епископа Вятскаго и Великопермскаго, консистории, - в 7109 году прислан был с Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб в заточение блаженныя памяти болярин Михаил Никитич Романов, святейшему патриарху Филарету Никитичу брат родной, а по родству блаженныя памяти государю, царю и великому князю Михаилу Феодоровичу, всея России самодержцу, был дядя родной. В погосте Ныробе в заточении - в землянной темнице сидел год; на том месте построена была деревянная часовня. Ныне вместо оной деревянной, по указу Ея Императорскаго Величества в 1793 году, построена сия каменная часовня единственно в память бывшаго на том месте в заточении болярина Михаила Никитича Романова тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева".

Внутри часовни на южной стене написана та самая рукопись, с которой списан находящийся в церкви на гробнице Михаила Никитича список. Внизу, под полом часовни, находится та яма, в которой сидел Михаил Никитич. Стены этой ямы выложены бутом, который вместе с тем служит и фундаментом часовни. В северной стене ямы выкладено небольшое углубление, изображающее печь, бывшую в темнице Михаила Никитича, а в кирпичном своде ямы сделано около четверти величиною квадратное отверстие, выходящее в часовню; оно означает то отверстие, чрез которое подавали страдальцу пищу и питье. Ежегодно 6-го сентября было положено в этой часовне отправлять панихиду по Михаиле Никитиче; а в день св. Троицы к часовне бывает крестный ход и на часовенной площадке служится молебен архангелу Михаилу. По окончании молебна провозглашается многолетие Царствующему Дому и вечная память Михаилу Никитичу. Многие богомольцы, посещающие темницу Михаила Никитича, берут оттуда песок, и утверждают, что он имеет целебную силу. На месте явления иконы св. Николая ныне стоит деревянная кладбищенская часовня.

 

(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись; Попов Ив. Село Ныроб и его достопримечательности (Пермские епархиальные ведомости)).

 

         Осмотревши внимательно обе Ныробские церкви, г. Дмитриев отправился к знаменитой темнице царственного узника. Она находится с южной стороны от церкви, на другой улице. Над подземной темницею в 1793 году построена, каменная часовня во имя. Михаила Архангела иждивением крестьян Ныробской волости при особенно усердном содействии Максима Денисовича Пономарева - того самаго столетнего крестьянина, со слов которого, 60 лет назад, записывал Берх исторические предания о Ныробе. Летопись часовни написана на ее внешнем карнизе вокруг всего здания, которая помещена на стр. 465, IV пер. моей летописи.

Вход в часовню обращен на запад. Справа от него, следовательно на южной стене часовни, написана та самая летопись события, с которой в 1840 г. сделан список. В углу между северной и западной стенами часовни сделан вход в подземелье - темницу Михаила Никитича. Сверху, в полу часовни, сделано маленькое квадратное отверстие в темницу, куда подавалась пища узнику, но свет почти не, проникает туда. Я, говорит г. Дмитриев, спустился в подземелье, надеясь осмотреть его при помощи этого окна, однако должен был вернуться за совершенным мраком, не позволявшим ничего разглядеть там: подземелье, хотя и снабженное окном, вполне оправдывает назначение темницы. Заручившись восковой свечей, я снова спустился вниз. Пронизывающая могильная сырость обдает каждого, спустившегося в эту ужасную темницу. Только в этот момент становится осязательной та богатырская натура несчастного узника, которая вынесла годовое заключение в этой могиле. - Стены подземелья выложены бутом, составляющим фундамент часовни. Потолок сделан из кирпича в виде свода и служит в тоже время полом для часовни. В северной стене сделано небольшое углубление, составлявшее печь темницы, дым из которой выходил, вероятно, чрез тоже окно кирпичного свода, предварительно наполняя собою всю яму. Невозможно представить себе более ужасного заключения. Понятна потому та симпатия к царственному узнику, которая доселе отличает Ныробских жителей. Память народная окружает его даже священным ореолом. Ни одна имущая рука не забывает поставить свечу или в этой часовне, или на гробнице. И это чрез 280 лет после события! "Ежегодно 6 сентября, говорит г. Попов, было положено в этой часовне отправлять паннихиду по Михаиле Никитиче; а в день Св. Троицы к часовне бывает крестный ход и на часовенной площадке служится молебен архангелу Михаилу. По окончании молебна провозглашается многолетие Царствующему дому и вечная память Михаилу Никитичу. Многие богомольцы, посещающие темницу Михаила Никитича, берут оттуда песок и утверждают, что он имеет целебную силу". Только эта любвеобильная память народа, граничащая с обоготворением заживо погребенного узника, способна рассеять то тяжелое, подавляющее чувство, какое выносит при выходе из этой могилы.

Со стороны членов ныне Царствующего Дома село Ныроб всегда было предметом особенных забот и попечений. Достаточно сказать, что Михаил Федорович указал сложить с крестьян погоста Ныроба все подати, церковному причту давать казенную ругу, дать селу все необходимое "церковное строение", как-то: иконы, богослужебные книги, ризы и т. п.; Алексей Михайлович велел наделить церковный причт землей, "а будет землями их устроить негде, и им давать жалованье ругу по прежнему указу"; Петр Великий, ограничив льготы Ныробцев, приказав взыскивать с них подушные и рекрутские сборы, во всем остальном все-таки подтвердил жалованные от прежних государей грамоты; Елизавета Петровна в 1742 г. указом сенату опять подтверждает выдачу причту руги в качестве жалованья, "а крестьянам - льготы за понесенное претерпение, кое из тех крестьян пять человек имели во время царя Годунова за подаяния дневной пищи содержащемуся в том их Чердынском уезде боярину Михаилу Никитичу Романову"; Екатерина II Алексеевна в 1775 году опять дает Ныробскому причту жалованную грамоту. До самого 1852 г. ныробские священно-церковно-служители пользовались разными льготами пред прочими причтами в Чердынском уезде и только в этом году прежние льготы перестали отличать Ныробское духовенство, так как всем сельским причтам с этого времени положено определенное жалованье. Пермск. календарь 1883 г. ст. написана г. Дмитриевым в ноябре 1881 г. В. Шишонко.

 

22. Часовня над могилой М. Н. Романова. Каменная часовня во имя Михаила Архангела была построена в 1793 г. на средства крестьян Ныробской волости. С наружной стороны часовни по карнизу была сделана надпись «По указу Ея императорскаго величества, Вятской духовной преосвященнаго Лаврентия епископа Вятскаго и Великопермскаго, консистории в 7109 году прислан был с Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую в Чурдынский уезд, в погост Ныроб в заточение блаженной памяти боярин М. Н. Романов, святейшему патриарху Филарету Никитичу брат родной, а по родству блаженная памяти государю, царю и великому князю Михаилу Феодоровичу, всея Руси самодежцу, был дядя родной. В погосте Ныробе в заточении в земляной темнице сидел год; на том месте построена была деревянная часовня, ныне вместо этой деревянной по Указу Ее Императорского Величества в 1793 г. построена сия каменная часовня единственно в память бывшего на том месте в заточении боярина Михаила Никитича Романова тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева».[1] Внизу часовни под полом находится та яма, в которой сидел Михаил Романов. Ежегодно 6 сентября в часовне отправляли панихиду по Михаилу Романову, а в День Св. Троицы сюда совершался крестный ход. Многие богомольцы, посещавшие темницу Михаила Никитича, брали оттуда песок и утверждали, что он имел целебную силу. За год эту часовню посещало до 6000 человек приезжих.[2] Часовня не сохранилась. Сейчас на этом месте старая танцплощадка.


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика