Храм иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" в селе Городищенском (деревянный) (1656-XVIII)

 

Деревянный.
Построен в 1656 году по благословению Высокопреосвященного МАРКЕЛЛА, Архиепископа Вологодского и Велико-Пермского.
"Построена бысть в селе Городище церковь Знамения Пресвятыя Богородицы с приделы на северной стороне св. мучеников Флора и Лавра, с полуденной стороны св. праведнаго и Христа-ради юродиваго Устюжского чудотворца Прокопия".

 

"Благословение великаго господина преосвященнаго Маркелла архиепископа Вологодскаго и Велико-Пермскаго. В нынешнем во Р... били челом нам Соликамской уезду городищенские крестьяне церковной староста Титко Черепанов и в место всех городищенских крестьян, а в челобитной их написано: обещалися-де они, городищенские крестьяна, поставить, в Усольском уезде, на Городище, в Георгиевском приходе, церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, иже в великом Новеграде, да в приделе ко имя святаго праведнаго Прокопия Устюжскаго, да другой придел святых мученик Флора и Лавра, и чтобы нам их пожаловать благословить на тот храм и на приделы лес ронить и храм Знамения Пресвятыя Богородицы с приделы воздвигнуть и на освящение той церкви и приделов дать святые антиминсы и о том бы дать нашу благословенную грамоту. И аз, великий господин преосвященный Маркелл, архиепископ Вологодский и Великопермский городищенскаго церковнаго старосту Титко Черепанова и всех городищенских крестьян пожаловал, благословил и велел им на храм лес ронить и храм Знамения Пресвятыя Богородицы с приделы воздвигнуть и на освящение того храма для дальнаго разстояния их пределов три антиминса дал и о том велел им дать сию благословенную грамоту. А как тот новой храм их с пределы совершится их священником со диаконы по нашему благословению теми антиминсы, что даны сею нашею благословенною грамотою, по уставу церковному освятить также и приделы, якоже достоит. К сей благословенной грамоте великий господин преосвященный Маркелл, архиепископ Вологодский и Великопермский велел печать свою приложить". (Точки... в грамоте означают, что в том месте слова стерты).

 

Сооружён в память о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" 08/18 июля.
Престолы: главный иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", в северном приделе - св. мучеников Флора и Лавра (покровителей лошадей), в южном приделе - св. Прокопия Устюжского Чудотворца (память 08/18 июля).
Первоначально, приписан к храму Георгия Победоносца (1-му).

 

Крестный ход к месту явления св. иконы

Время начала крестного хода неизвестно, но, вероятно, он начался вскоре после явления св. иконы 08 июля в 1650-1655 годах.
Один из Городищенских прихожан был отдан в военную службу и ему являлся в сонном видении какой-то человек трижды и каждый раз приказывал приобрести икону Пресвятой Богородицы, обещая за то скорую отставку. Как скоро икона была приобретена, действительно тотчас же последовала и отставка. Вышедши на родину солдат вынес с собою и икону, избавившую его от тяжкой военной службы, и поставил её в доме родственников - в клети, т. е. комнате, где не живут, а хранят только домашний скарб.
Занятый сельской жизнью и делами хлебопашества, солдат забыл свою икону и не вспомнил о ней, пока не разнёсся слух, что какой-то человек, искавши в лесу лошадей, около городища, где потом была поставлена часовня, обрёл на древесном пне старую деревянную икону Знамения Пресвятой Богородицы. Солдат вспомнил о своей иконе и не нашёл ее в клети. Тогда он пошёл туда, где обретена была икона, и узнал в ней свою собственную. Всё это и самая икона предъявлено было местным священникам, которые, объявив о том начальству, произведшему, в своё время, исследование, порешили св. икону поставить в то время в церкви, но икона три раза скрывалась из церкви и являлась на место явления три раза в год.
Икона длиной 8 вершков и 5 1/2 шириной, была вставлена в доску, по краям которой было написано двенадцать праздников. Как доска, так и самая икона покрыты сребропозлащенной ризой.
До 1674 года крестный ход совершался ежегодно только из Городища на место явления св. иконы, в 6 верстах за Городищем, в лесу на логах, где была устроена часовня и в ней выкопан колодезь для освещения воды.
Ход совершался трижды в год, соотвественно обещанию при явлении св. иконы. Первые два хода совершались в неопределенные числа: один весной, в мае месяце, перед посевом хлебов, после дня Николая Чудотворца, а другой осенью, в сентябре, после уборки хлебов, перед Рождеством Пресвятой Богородицы.
Третий, самый главный, ход совершался 08 июля, в день явления св. иконы.
Участие Соликамских жителей, первоначально не принимавших участия в крестном ходе, связано с пожаром 08/18 июля 1673 года, от которого сгорели все городские храмы.
Это важное обстоятельство, случившееся в такой день, было принято к сердцу жителями и осталось отмечено в религиозном быту присоединением их к крестному ходу в Городище, вероятно, со следующего 1674 года.
Икона приносилась из Городища в Соликамск ко времени крестного хода в девятую пятницу по Пасхе и оставалась в Соликамске до 08 июля.
Прежде икону уносили из Соликамска в Городище за несколько дней до 08 июля, но впоследствии протоиерей Иона Попов завёл уносить её в этот день при крестном ходе.
Если же вместе с Соликамской иконой святителя Николая Чудотворца её уносили по соседним сёлам, то к этому дню возвращали её в Соликамск и по утру 08 июля сопровождали её в Городище крестным ходом из собора Святой Живоначальной Троицы с хоругвями и запрестольным крестом при колокольном звоне.
Икона возвращалась в Городище ко времени литургии, совершаемой в Городищенском храме местным причтом соборне с городским соборным духовенством.
По окончании литургии был ход с крестами, хоругвями и местными иконами на место её явления в сопровождении пришедших из города богомольцев и окрестных поселян.
Здесь в особо устроенной открытой галерее совершалось молебное пение Пресвятой Богородице и водоосвящение на колодце.
После этого усердные богомольцы служили особые молебны в часовне.
После окончания всех молебнов крестный ход прежним порядком возвращался в Городище, а приносимые из города хоругви и крест уносились в Соликамский собор.

 

Приписной храм - храм Георгия Победоносца (2-й) (с 1677 года).
В 1677 году отделён Половодовский приход.
Обветшал к 1749 году.
Взамен построен новый каменный храм в 1750-1757 годах.

 

Священноцерковнослужители

Священники

Период Имя Примечание
упом. в 1710 году поп Иосиф Григорьев  

 

Диаконы

Период Имя Примечание
упом. в 1710 году диакон Андрей Павлов  

 

Дьячки

Период Имя Примечание
упом. в 1710 году дьячок Емельян Иванов Поршенников  

 

Пономари

Период Имя Примечание
упом. в 1710 году пономарь Николай Иванов Долгой  

 

Сторожи

Период Имя Примечание
упом. в 1710 году сторож Тихон Кирилов Сенокосов  

 

Просвирни

Период Имя Примечание
упом. в 1710 году просвирня Матрона Стефанова Пономарева  

 

(См. Луканин А., священник. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска; Шишонко В. Н. Пермская летопись; Переписная книга 1710 года города Соликамска с уездом переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1538. Л. 145-146, 191-191 об.).


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика