Храм Святых Жен-Мироносиц в городе Соликамске (кладбищенский) (1776-1929, 2000-)

 

Каменный.
Здание квадратное, односветное с небольшой главкой, пятигранным алтарём, трапезной и восьмигранной колокольней с ярусным завершением.
Построен в 1776-1780 годах по храмозданной грамоте Преосвященного ЛАВРЕНТИЯ, Епископа Вятского и Великопермского, от 11/22 июля 1776 года.
"Божиею милостию смиренный Лаврентий епископ Вятский. По благодати, дару и власти, данней нам от Самого Великаго Архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез святыя и священныя Его Апостолы, и их наместники и преемники, слушав мы сего июня 9-го дня поданною нам города Соликамска от жителей, купцов и прочих обывателей заручнаго доношения, коим просят о дозволении на отведенном в 1772 году Соликамским духовным правлением обще с Соликамскою воеводскою канцеляриею для погребения умерших человеческих тел в Соликамске за городом кладбище, вновь во имя св. жен Мироносиц церковь и при ней колокольню каменные коштом их просителей построить и во оной церкви священнослужение производить города Соликамска от тех церквей, при котором имеется по два и по три священника по очереди, а вино де церковное, свечи, и ладан, и трапезник имеются быть от их просителей кошту; а как по Ея Императорского Величества указу ноября от 29-го дня 771 году повелено, чтобы по городам при церквах никого не хоронили, а отвели бы господа губернаторы для того особыя кладбища за городок на выгонных землях, где способнее, построя при оных на первой случай хотя небольшия деревянныя церкви, и погребение всем умирающим градским жителям и поминовение по них чинить при тех же кладбищенских церквах тех церквей, кто где в приходе жительствовал, приходским священником, а кому те кладбищенския церкви в смотрение поручить, оное оставить на разсмотрение епархиальных архиереев, особо же причта к ним не опреде¬лять. Того ради благословили мы на вышеписанном кладбищенском месте вновь во имя св. жен Мироносиц церковь заложа оную по церковному чиноположению на восток, при ней колокольницу каменную строить, по строении ж церковь убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святыя правила и церковныя уставы повелевают; самые ж престолы уготовить по указу Святейшаго Прав. Синода 734 года сентября 13 дня в вышину аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина восьми вершков, в ширину аршина четырех вершков, и когда та церковь всем принадлежащим строением и церковным благолепием в совершенство приведена будет, также церковные сосуды, алтарные одежды и священническия облачения приготовятся тогда о освящении оной церкви с засвидетельствованием обо всем вышеписанном Соликамского дух. правления просить нас особым доношением, в котором прописать именно, сколько точно в годовую пропорцию на покупку в оную церковь свеч, вина церковнаго, ладану и для найму трепезника, суммы потребно и не будет ли недостатку и та сумма навсегда ль без всякаго удержания выдаваема и покупки чинимы будут и от кого именно. Дана сия храмозданная граммата с приложением нашей архиерейской печати в богоспасаемом граде Хлынове при нашем архиерейском доме. Июля 11-го дня 1776 года № 1642".

 

Сооружён по заказу и на средства солепромышленника Максима Григорьевича Суровцева (ум. в 1780 году) строителем мещанином И. Горбовским.
Крыша храма была деревянная, тёсовая.
Храм был обнесён деревянной решётчатой оградой на каменных столбах и фундаменте с северной и западной сторон, и деревянным забором с восточной и южной сторон.
Престол: святых жён-мироносиц.
Приписан к собору Святой Живоначальной Троицы в городе Соликамске.
Память о храмоздателе Максиме Суровцеве сохранялась в праздновании престольного праздника святых жён-мироносиц, когда после обедни совершался молебен и после многолетия Царскому Дому, Святейшему Синоду, епархиальному архиерею, синклиту, военачальникам, градоначальникам, христолюбивому воинству, жителям города Соликамска и всем православным христианам возглашалась вечная память создателям храма и его родным: отцу Григорию и жене Феодоре.
Максим Суровцев похоронен был в самом храме. Кроме него похоронены и другие лица, как в самой церкви, так и в паперти.
В храме находились позолоченый серебряный напрестольный крест с надписью: "от создателя Максима Суровцова" с мощами и три серебряных позолоченных ковчега с мощами.
В напрестольном кресте были следующие мощи: Германа Свияжского, Гурия и Варсанофия Казанских и прочих чудотворцев.
В первом серебряном ковчеге, устроенном в виде креста и врезанном в иконе за жертвенником, находились мощи святых: Иоанна Предтечи, евангелистов: Луки, Марка, пророка Захарии, пророка Даниила, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Михаила Малеина, Иоанна Милостивого.
Во втором ковчеге, вложенном в местную икону Пресвятой Богородицы "Иерусалимская", были следующие мощи: Иоанна Предтечи, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова, Арсения Великого, апостолов Петра и Павла, Петра митрополита, Алексия митрополита, Ионы, Филиппа, Николая Чудотворца, Андрея Критского, Бориса и Глеба, Михаила Тверского, Ефрема Новоростовского, Иоакима и Анны, Харлампия, Стефана архидиакона, Андрея Первозванного, Никиты Новогородского, Антония Римлянина, Артемия Веркольского, мученика Никиты, Кирилла Белоезерского, Стефана Пермского, Тимофея Прусского, великомучениц Екатерины и Варвары, Александра Невского, Алексия человека Божия, Александра Свирского, пророка Даниила, Иоанна Воина, Иоанна Новогородского, Варлаама Хутынского, Михаила Клопского, Симеона Столпника, Сергия Радонежского, Никона ученика его и Марии Египетской, Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, царевича Димитрия, Максима Исповедника, Василия Блаженного, Иоанна юродивого, Симеона Верхотурского.
На левой стороне киота вычеканена была следующая надпись: "построен сей ковчег тщанием именитаго человека Григория Димитриевича Строганова Зрянских усолей приказнаго его человека Тимофея Истомина в нынешнем 1712 году марта в 15 день".
В третьем ковчеге, врезанном в налойной иконе – Положение во гроб Спасителя, находились мощи святых преподобных отцев Печерских, князя Феодора Острожского, Николы Святоши, Иоанна Многострадального, Марка Гробокопателя, Моисея Угрина, Евпраксии, игумении Полоцкой, Паисия преподобного.
В неделю святых жён-мироносиц в храме совершалось богослужение точно так, как оно совершалось в пасхальную неделю с прибавлением на утрени величания, чтения Евангелия и канона жёнам-мироносицам, а на литургии с тем только изменением, что Евангелие и Апостол читались рядовые, а не пасхальные. Точно так же, как в первый день Пасхи, начиналась утреня обходом вокруг церкви с крестами и хоругвями, при звоне колоколов с пением: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси", так же затворялись врата храма и совершалось пение тропаря "Христос воскресе" и стихов: "Да воскреснет Бог" и проч., "яко изчезает дым" и проч. Так же начиналась утреня по входе во храм ектенией, так же был отпуст с крестом и с приветствием от священника: "Христос воскресе!"
Литургия совершалась по пасхальному чину так, как она совершалась в какой-нибудь из дней Пасхи, когда случался бденный святой или храмовой праздник. Царские врата в продолжение всего богослужения и по окончании его весь день до вечерни были открыты.
В первый день Пасхи богослужения в кладбищенской церкви не совершались: все священники служили в своих приходских церквах.
В седьмой четверг после Пасхи (Семик) совершался крестный ход на места погребения погибших во время набегов в XVI веке. Крестный ход начинался от часовни у церкви жён-мироносиц и проходил через часовню на усадьбе мещанки Рогожниковой, часовню напротив Богоявленской церкви, часовню под Воскресенской церковью, часовню в воротах Спасской церкви и завершалась на "новом" городском кладбище у часовни рядом с церковью Симеона Столпника. При этом всюду служились панихиды о православных воинах и всех за веру и отечество живот свой положивших.
Открыт самостоятельный приход в 1911 году.
Церковный погост был обнесён каменной оградой, крытой железом, на всю длину ограды между столбами был устроены деревянные балясины.
Метрические книги и исповедные ведомости не велись.
Приписная часовня: часовня иконы Пресвятой Богородицы "Молдавская" в городе Соликамске (кладбищенская).
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, г. Соликамск, Старое кладбище.
Закрыт в 1929 году.

 

1930-е годы.

 

Городское кладбище, на котором стоял храм, срыто и застроено жилыми домами.
Венчания сломаны.
Здание использовалось под жильё, хозяйственные нужды.

 

1954 год.

 

Здание находилась на балансе Пермского областного центра по охране памятников.
Здание передано в муниципальную собственность города Соликамска по распоряжению Губернатора Пермской области от 16 июля 1999 года.
Возвращён Епархии в 2000 году.
Ремонтируется.
Региональный объект историко-культурного наследия по распоряжению Губернатора Пермской области от 05 декабря 2000 года № 713-р.
Современный адрес: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 49а.

 

2011 год. Фотография Чепкасова В. А.

 

(См. Луканин А., свящ. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска).


Вернуться назад



Реклама

Новости

04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


14.04.2020

Составлен электронный указатель "Село Беляевское с деревнями".


28.12.2019
Добавлен очерк о храме Апостолов Петра и Павла в Егошихинском заводе (каменном) (1757-1781).

28.12.2019
Добавлен очерк о храме Апостолов Петра и Павла в Егошихинском заводе (деревянном) (1724-1759).

Категории новостей:
  • Новости 2020 г. (3)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика