Храм Рождества Христова в городе Соликамске (4-й) (1673-1688)

 

Деревянный.
Зимний храм.
Построен в 1673-1675 годах взамен сгоревшего храма (3-го) по благословению Преосвященного АЛЕКСАНДРА, Епископа Вятского и Великопермского.
"Божиею милостию, смиренный преосвященный Александр епископ Вятский и Велико-Пермский, по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данной нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа. Били нам челом нашея епархии Перми Великия - Соликамской рожественские попы Андрей Никитин и Алексей Кирилов с причетники и вместо всех той церкви рожественских прихожан. А в челобитной их написано: Соли-де Камской, в городе и на посаде церкви Божии - соборная и приходския все сгорели, и их-де Рожественская церковь сгорела-же; - и нам бы пожаловать их благословить им на новую церковь лес ронити и в том лесу воздвигнути новую теплую церковь (из того леса), во имя Рожества Христова; а в пределе тоя церки, с южную сторону, построить престол во имя святителей чудотворцев Гурия и Варсонофия Казанских; с северную сторону другой престол построить во имя св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, на старом церковном месте, - и о том дати бы им нашу благословленную грамоту. И аз, смиренный Преосвященный Александр, епископ Вятский и Велико-Пермский, слушав их челобитье, пожаловал их, попов с причетники и прихожаны, благословил им на новую церковь лес ронити, и в том лесу у Соли-Камской, на старом церковном месте, воздвигнути новую теплую церковь во имя Рождества Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в приделе тоя церкви построити службу, во имя святителей и чудотворцев Гурия и Варсонофия Казанских, а вверху тоя церкви построить службу в приделе во имя святыя великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы; а придел внизу велеть делать прирубкой в сторону тоя церкви - особою статьею и не внутри тоя настоящия церкви, а на едином с настоящим престо-лом; и чтоб, у настоящаго престола, у алтаря, придельным престолом свету не отнять, и утеснения бы никакого не было; а верхи-бы на той новой церкви и на приделах были не шатровые; и алтари в церкви и приделах сделать круглые; в настоящем престоле в алтаре сделать из церкви трои двери -  царския, южныя и северныя; а в церковь одне двери из трапезы; а в трапезе одне-ж двери из паперти, а паперть делать к трапезе - с одной западной стороны; а кроме того, с иных стран, к трапезе и к церкви папертей не делать; а к нижнему приделу паперть велеть сделать с южной же-западной страны по чину, чтоб у настоящей церкви и у трапезы свету не отнять; и в настоящей церкви, подле царских дверей, по правую сторону, в начале поставить образ настоящий храма Рожества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а по левую сторону - царских дверей, промеж северными дверми, поставити образ Одигитрия Пресвятыя Богородицы и иные образы по чину: а в приделе-ж внизу и вверху святыя иконы, поставить, а двери царския и южная и северная построить потому-же, как и в настоящей церкви. А как та церковь и с приделы совсем со-вершится, и ко освящению изготовится и тогда нам, Преосвященному Епископу, возвестите, - и мы укажем святки [т. е. принадлежности нужные для освящения церкви, а именно: антиминс, св. миро и масло] из Соборныя церкви [т. е. из Вятской кафедральной] на освящение тоя церкви и приделов дать - святыя антиминсы, и миро и масло, и тое церковь с приделы по правилам святым освятите".
К сей благословленной грамоте Великий Господин Преосвященный Александр Епископ Вятский и Велико-Пермский велел печать свою приложить. Лета 7181 (1673) августа в 25 день".

 

Сооружён на пожертвования прихожан.
Священноцерковнослужители и прихожане желали, чтобы приделы по-прежнему были по обеим сторонам главного Христо-Рождественского храма; но Преосвященный АЛЕКСАНДР велел придел во имя святителей Гурия и Варсанофия Казанских Чудотворцев сделать внизу, рядом с главным храмом, прирубив или пристроив его, вероятно, по-прежнему, к южной стороне или стене главного храма, только не во всю его длину, чтобы главный алтарь не утеснять и придельным алтарёем не заслонять свет, а другой придел великомученицы Параскевы Пятницы велел устроить вверху над главным храмом.
Престолы: Рождества Христова, в верхнем приделе - св. мученицы Параскевы Пятницы и в южном приделе - святителей Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев.
Освящён главный престол игуменом Соликамского Вознесенского мужского монастыря Сергием по благословенной грамоте Преосвященного ИОНЫ, Епископа Вятского и Великопермского, от 15/25 февраля 1675 года.
"Божиею милостию смиренный преосвященный Иона, епископ Вятский и Велико-Пермский, по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данной нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа. В нынешнем во 183 [1675] г., февраля в 13 день, били челом нам, преосвященному епископу нашея епархии Перми Великия, Соликамской церкви Рождества Христова попы Андрей Никитин да Алексей Кирилов: в прошлом де в 182 г., по благословению преосвященнаго Александра, епископа Вятскаго и Велико-Пермскаго, по грамоте построена у нас, у Соли-Камской, церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, теплая, да вверху тоя теплой церкви - церковь во имя св. Великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, холодная и по освящении де они [просители] изготовлены и нам бы, преосвященному епископу их, пожаловать благословить на освящение церквей дати святыя антиминсы и миро и масло, и по правилам святых освятить. И аз, смиренный преосвященный Иона епископ Вятский и Велико-Пермский, слушав их челобитные, пожаловал их и благословил на освящение тех церквей от соборныя церкви дать святые антиминсы и миро и масло и от церкви во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Святыя Великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, по правилам Св. Апостол и богоносных отец - освятить Соли-Камскаго Вознесенскаго монастыря игумену Сергию с соборными Троицкими священники и со дьяконом Пили... на Вятке в богоспасаемом граде Хлынове лета 7183 [1675] февраля в 15 день".

 

Освящён верхний придел Параскевы Пятницы в 1686 году по благословению Высокопреосвященного ИОНЫ, Архиепископа Вятского и Велико-Пермского.
"Благословление Преосвященного Ионы Архиепископа Вятскаго и Велико-Пермскаго нашея епархии Перми Великия, Соли-Камския старостам поповским соборныя Троицкия церкви протопопу Зотику да священнику Науму. Били челом нам Преосвященному Архиепископу Соликамской церкви Рождества Христова поп Федор с причетники, да староста Ромашка Свечник [т. е. Свечников] с прихожаны. А в челобитной их написано: по нашему де благословению и по грамоте даны им от нас с Вятки из соборныя церкви (миро, масло и антиминс), два антиминса на освящение церкви их Рожественския и Пятницкия, и Пятницкая-де церковь и по се время не освящена, - потому что за скудостию их недостроена была; а ныне де та церковь построена, а освятить де без нашего благословения не смеют; а старой антиминс прислали к нам с попом Григорьем Исаковым, и мы, слушав их челобитья - порадовали их указали им на освящение тоя Пятницкой церкви дать из соборной церкви новый антиминс и послать ево с ним же попом... ".
Под грамотой адрес: "В нашу епархию Соли-Камской старостам поповским соборным Троицким протопопу Зотику да священнику Науму". А под адресом: "194 [1686] г. июля 29 день подал сию Преосвященнаго Архиепископа грамоту Соли Камской церкви Рожества Христова священник Григорий Исакиев сын Овладиев".

 

Южный придел святителей Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев, возможно, не был построен за недостатком средств.
Приписной храм - летний храм Успения Пресвятой Богородицы (4-й).
Сгорел 14/24 апреля 1688 года.
"Апреля 14, в субботу страстной недели, пожар был от приказного Михаила Посельского; соборная церковь Введения, колокольня, часы, Рождественская, Богоявленская, Владимирская, колокольня и весь посад и варницы выгорели".

 

Для продолжения отправления богослужений и треб, а также для хранения уцелевшего от пожара церковного имущества на месте, принадлежавшем приходу была построена часовня Рождества Христова.
Взамен построен новый храм (5-й) в 1688-1689 годах.

 

Священники

Период Имя Примечание
упом. в 1673 году поп Андрей Никитин  
упом. в 1673 году поп Алексей Кирилов  
упом. в 1686 году поп Федор  
упом. в 1686 году поп Григорей Исаков Овладиев  

 

Церковные старосты

Период Имя Примечание
упом. в 1686 году церковный староста Ромашка Свечников  

 

(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись).


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика