Каменный.
Здание двухэтажное.
Грамота на основание храма дана 22 декабря 1715 года/02 января 1715 года.
Заложен в 1721 году Преосвященным АЛЕКСИЕМ, Епископом Вятским и Великопермским.
"Основана была церковь во имя Иоанна Предтечи честнаго и славнаго его рождества, а освящена мученика Иоанна Воинственника и крест поставлен на основании самим преосвященным Алексием, епископом Вятским и Великопермским, в Красном селе гг. Суровцовых".
Построен в 1721-1770-х годах.
Сооружён на средства солепромышленника Иоанна Суровцева и (после 1772 года) купца Алексея Федоровича Турчанинова.
Освящён нижний храм Иоанна Воина 22 августа/02 сентября 1728 года по благословению Преосвященного АЛЕКСИЯ, Епископа Вятского и Великопермского, архимандритом Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря Павлом.
"августа 22-го дня бысть освящена церковь во имя св. мученика Иоанна Воинственника в Красном селе гг. Суровцовых; освящал Павел архимандрит Пыскорский по благословению преосвященнаго Алексия, епископа Вятскаго и Великопермскаго".
Освящён верхний храм Рождества Иоанна Предтечи после 1772 года.
Храм славился наружным видом и внутренним украшением, а также своими колоколами и гармоническим звоном, но не поддерживался владельцами села - наследниками Турчанинова, был ими оставлен и приходил в упадок.
Приписан к собору Святой Живоначальной Троицы в городе Соликамске по представлению Епархиального начальства Указом Святейшего Синода от 14/26 июля 1845 года.
В 1856 году управляющий находящимися в Екатеринбургском уезде Сысертскими заводами наследников А. Ф. Турчанинова Кокшаров просил духовное начальство колокола из Красного села передать в Сысертские заводы для вновь устраиваемых там церквей. Между тем Соликамское градское общество выразило желание сохранить храм в Красном селе со всем принадлежащим ему имуществом и приняло на себя обязанность содержать этот храм в должном благоустройстве.
Святейший Синод, приняв это во внимание, а с другой стороны то, что предъявленные управляющим Сысертскими заводами Кокшаровым права на перевозку колоколов не имеют законного права, ибо а) жители села Краснаго в числе 80 душ принадлежат приходом к Соликамскому собору и б) колокола, об отдаче которых в Сысертские заводы просит Кокшаров, как явствует из вылитых на них надписей, прямо предназначены для храма села Красного и потому должны составлять неотемлемую его собственность, согласно с заключением епархиального начальства определил: а) Красносельский храм со всем принадлежащим к нему имуществом оставить по-прежнему приписным к собору на изъяснённых в заключении епархиального начальства основаниях и затем б) просьбу правления Сысертских заводов о перевозке колоколов оставить без удовлетворения (Указ Св. Синода от 11/23 декабря 1856 г. за № 12296.).
В 1865-1868 годах строился новый храм Воскресения Христова в городе Перми в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Владельцы Сысертских заводов генерал-майор Павел Соломирский и коллежский секретарь Пётр Турчанинов в 1868 году обратились в комитет по сооружению в городе Перми храма Воскресения Христова с просьбою об исходатайствовании им, где следует, разрешения на перенесение трёх больших колоколов из находящегося в их имений близ города Соликамска в селе Красном упраздненного храма к строющемуся в городе Перми храму, потому что означенные колокола остаются без употребления за редким совершением богослужения в Красном селе, а также и потому, что для звона там имеется достаточное число других колоколов весом от 50 до 30 пуд.
Пермское епархиальное начальство ходатайствовало о том пред Святейшим Синодом. Святейший Синод указом от 15/27 мая 1868 года за № 1695 дал знать, что со стороны Святейшего Синода не встречается препятствий к приведению в исполнение предположения относительно перенесения трёх больших колоколов из Красного села к сооружённому в городе Перми храму Воскресения Христова, если на сие воспоследует согласие местных прихожан.
Между тем гражданское начальство распорядилось о снятии колоколов и перевозке их в Пермь без согласия Соликамского градского общества. Городской голова Рязанцов в следствие составленного прихожанами Соликамского собора приговора 21 января/02 февраля 1869 года протестовал против этих распоряжений и просил перенесение колоколов в Пермь приостановить, по случаю несогласия на это прихожан собора.
Прихожане собора в приговоре 21 января/02 февраля 1869 года писали: "мы нижеподписавшиеся, видя распоряжение гражданского начальства по делу о перенесении колоколов, клонящееся к раззорению Красносельской св. Иоанна Предтечи церкви, не можем умолчать и не объяснить нижеследующих обстоятельств:
1) церковь Красносельская находится не в имении заводовладельцев Сысертских заводов гг. Турчанинова и Соломирского, распоряжающихся колоколами Красносельской церкви, а в конце черты г. Соликамска;
2) что церковь эта не упразднённая, как называют её в своей просьбе гг. Турчанинов и Соломирский, а приписная к Соликамскому собору и следственно не потерявшая по закону своей самостоятельности;
3) что всё имущество Красносельской церкви составляет неотемлемую ея собственность;
и 4) что по сим причинам мы, прихожане, не изъявляем согласия на перенесение трех больших колоколов, а желаем сохранить их в полной неприкосновенности при Красносельской церкви. А так как Соликамская кладбищенская церковь св. жен Мироносиц, по Высочайше утвержденному плану в 19 день декабря 1863 г. на г. Соликамск, назначена внутри заселяемых кварталов города, и действительно уже обстроена домами жителей, а потому в виду вреда от погребенных усопших среди жительства, бывшая Красносельская, а ныне уже Соликамская церковь, необходима нам, для обращения на вторую кладбищенскую, по отдаленности ея от жительства".
Затем прихожане все эти четыре пункта, объяснили подробнее так:
"1) крепостное право покончило своё существование восемь лет назад тому; земля под селом Красным, и прежде оспариваемая во владение города от наследников Турчанинова, вместе с жителями села Краснаго отошла в черту города Соликамска; следовательно заводовладельцы Сысертских заводов несправедливо говорят, что церковь Красносельская находится в их имении: имений Турчаниновых нет уже давно во всем Соликамском уезде; да и самая церковь построена в 1715 году тщанием и иждивением Соликамского солепромышленника, посадскаго человека Ивана Суровцова, а не Турчаниновым, которым только докончена.
2) Церковь Красносельская не упразднена, а приписана к Соликамскому собору. Само собою церковь Красносельская тогда бы только сделалась упраздненною, когда оказалась бы столь ветхою, что невозможно бы было совершать в ней богослужение с приличием и безопасностию (Уст. дух. конс. ст. 63), но теперь всякий убедится при первом взгляде на нее, что она прочна и к продолжению своего существования благонадежна. А что она действительно прочна, это доказывается тем, что в ней без всякой опасности с приличием и благолепием священно-церковнослужителями Соликамского собора, к которому она приписана с 1845 года указом Святейшаго Синода от 14 июля за № 8932, и монашествующими Соликамскаго монастыря совершаются богослужения в следующие дни: в св. Пасху, Рождество Христово, Крещение Господне, в понедельник св. Духа, на Троицкой неделе, в Рождество Иоанна Предтечи, в день св. Иоанна Воина, во многие дни воскресные и простые дни по просьбе прихожан. Также в оной церкви совершаются следующия требы для ближних жителей более трех сот душ обоего пола: в св. четыредесятницу и страстную неделю совершается богослужение для говеющих и подаются им дары св. причастия; кроме того те же жители крестят в оной новорожденных детей, венчают брачующихся и погребают умерших. Она имеет своего церковнаго старосту и сторожа по выбору городскаго общества, каждогодного собирает дохода до 150 руб. сер. записывает приходы и расходы в свои приходорасходныя книги и представляет в духовную консисторию свечно-прибыльную сумму. По сим обстоятельствам возможно-ли церковь Красносельскую назвать церковию упраздненною, а не самостоятельною, когда она имеет свои доходы, свое хозяйство, свое управление и разнится от прочих приходских церквей лишь тем, что не имеет особаго при себе штата священно-церковнослужителей. Но поелику Красносельская церковь при настоящем распланировании г. Соликамска, вместе с селом Красным вошла в черту города Соликамска, то очень возможно предполагать, что со временем при возобновляющемся промышленном значении Соликамска, незначительное полуверстное пространство между Соликамском и Красным заселится, и церковь Красносельская снова будет городскою, приходскою и вполне самостоятельною церковию, когда откроются средства к содержанию особаго при ней причта (Уст. дух. конс. ст. 61).
3). Все, что принадлежит церкви Красносельской, по имеющейся при ней с 1826 г. описи, составляет ея неотъемлемую собственность и в случае упразднения ея по ветхости вся утварь и все, что она имела, должно принадлежать той церкви, к которой она приписана (Уст. дух. конс. ст. 64) и по силе закона, скорее должно принадлежать Соликамскому собору, к которому церковь приписана вместе с прихожанами, а не ко храму Воскресения Христова, находящемуся в г. Перми. Из указа Св. Синода видно, что дело о перенесения трех больших колоколов начато владельцами Сысертских заводов генерал-майором Соломирским и коллежским секретарем Турчаниновым, которые будьто-бы жертвуют колокола эти в г. Пермь ко храму Воскресения Христова. Имеют-ли право неизвестные городу Соликамску г. Соломирский и г. Турчанинов жертвовать из Красносельской церкви принадлежащие ей колокола, составляющие приношение к оной церкви отдаленнейших их предков? Если предки их гг. Турчаниновы и делали пожертвования в Красносельскую церковь, то делали это с подлой уверенностию, что потомки их не будут иметь посягательства на их пожертвования. Перевезти колокола значит изменить волю жертвователей и поступить вопреки закона. Из канонов церкви и церковных законоположений видно, что никто да не присвояет церковнаго достояния (препод. Феофил Алекс. прав. 11 и X т. 1 ч. изд. 1857 г. ст. 974 и 383). Да и надписи, вылитыя на колоколах, показывают, что колокола приложены и должны принадлежать ко Красносельской церкви, а не к другой какой нибудь" и, затем приводятся надписи. "Прочие колокола, остающиеся после трех больших колоколов, весом не от 50 до 30 пуд, как видно из представления в Святейший Синод, а гораздо менее. И весь звон Красносельской церкви имеет нечто одно стройное целое; потому, если разрознить этот звон, то не может ничего выйти, как для той, так и для другой церкви и значит явно действовать во вред церковному благолепию и делать посягательство в противность каноническим правилам и государственным узаконениям. А принимая во внимание указ Св. Синода, от 25 августа 1865 года за № 1809-м, должно смотреть на Красносельскую церковь, как на редкую древность в нашем крае, о сохранении каковой древности и правительство и подчиненныя должны согласно означенному указу иметь попечение, а не посягать на древнее церковное достояние,
и 4) в указе Святейшаго Синода за 1848 год о возможности сохранения самостоятельности церквей сказано, что церковь тогда может существовать, когда общество поддерживает ее. Еще в 1856 г. общество Соликамских граждан обязывалось содержать Красносельскую церковь в должном благолепии, и тогда же указом Св. Синода от 11-го декабря за № 2298, по делу о перевозке Красносельских колоколов в Сысертские заводы, по просьбе инженер-капитана Константина Кокшарова, сообщено было епархиальным начальством, что так как жители села Краснаго принадлежат приходом к Соликамскому собору и колокола, об отдаче коих в Сысертские заводы просил г. Кокшаров, как явствует из вылитых на них надписей, прямо предназначены в церковь Краснаго села и потому должны составлять неотъемлемую собственность ея, Святейший Синод, согласно с заключением Пермского епархиальнаго начальства, определил: Красносельскую церковь со всем принадлежащим в ней имуществом, оставить по прежнему приписною к Соликамскому собору, на изложенных в заключении епархиальнаго начальства основаниях и затем просьбу правления Сысертских заводов о перевозке от Красносельской церкви колоколов в Сысертский завод оставить без удовлетворения. Красносельская церковь поддерживаема была и прежде, поддерживается и ныне не на правительственныя деньги, не на средства Соликамскаго собора, а средствами прихожан - жителями села Краснаго и жителями г. Соликамска. Для ремонта этой церкви ежегодно жертвуются разные припасы, лес, железо, стекло и др. материалы; и ныне градское общество под распоряжением городской думы, заботится еще о большем обезпечении в средствах к содержанию Красносельской церкви в должном благоустройстве. А потому мы не думаем, чтобы благопопечительное правительство могло не попять нашего всегдашняго желания и нашего усердия и готовности не только поддерживать Красносельскую церковь, но и содействовать еще к большему благоустройству ея, а не к разорению. Не желая перенесения колоколов от Красносельской церкви в Пермь ко храму Воскресения Христова, мы постановили сей приговор, и покорнейше просим ходатайствовать пред начальством оставить Красносельскую церковь на том же положении, на каком она находится до указу Св. Синода 1856 года и тем предотвратить несчастие раззорения Красносельской церкви и успокоить нас, ревнующих во славу Божию о благолепии Красносельской церкви. В заключение всего осмеливаемся доложить и о том, что комитет по сооружению храма Воскресения Христова для благоустройства благовестных колоколов не благоволит ли отнестись к гг. Турчанинову и Соломирскому, имеющим в Екатеринбургском уезде свои медиплавиленные заводы, не пожертвуютли они с этих заводов и медных рудников, в которых они пользуются даром Божиим и на что они имеют законное право, для отливки колоколов в Воскресенскую церковь до 560 пудов меди – количество, равняющееся Красносельским колоколам, - а мы нижеподписавшиеся с своей стороны окажем им посильное пособие в самой отливке колоколов, чем и порешится настоящее дело к великому благу вновь строящагося в Перми храма Воскресения Христова без раззорения Красносельской церкви и без обиды нам нижеподписавшимся. Мы христиане, привязанные к церквам нашим, несем в оные от наших сердец лепты по силам каждаго; с уверенностию, что эти пожертвования, охраняемыя духовными законами и волею Благочестивейших Монархов наших, при ревности к благолепию пастырей церкви, будут всегда недоступны от посягательств на оныя не только чуждых людей, но и потомки наши, да взирая на усердие предков, не погасят в себе огня священной ревности к украшению святыни".
Таким образом по несогласию прихожан Соликамского собора колокола остались на Красносельской колокольне.
Колокола, числом около 18, были очень чистого гармонического звука, были подобраны по тонам.
Первый большой колокол называется "Бурлом"; весу в нём 320 пуд; он имеет такой же громкий разносистый и чистый звук, как Бурло Пермского кафедральнаго собора, но только тоном выше его и ещё чище звуком. На нижней части его вылита следующая надпись: "господина дворянина титулярнаго советника и заводчика Алексея Феодоровича Турчанинова супружница Филицата Степановна с детьми соорудили сей колокол благовестный в вотчинное свое село Красное к храму Рождества пророка и Предтечи Господня Иоанна во второе по кончине супруга своего лето 1788 года в вечное души его и всех предков поминовение". В верхней части колокола надпись: "Аще обещавши обет Богу, не умедли отдати его, по предписанному Божию повелению и закону, внимая со усердием по завещанию почившаго в Бозе супруга своего".
Второй полиелейный колокол в церковной описи имеет название "Лебедь"; весу в нём 140 пуд. На этом вылита следующая надпись: "сей благовестный колокол сооружен по завещанию в Бозе почившаго супруга своего господина дворянина титулярнаго советника и заводчика Алексея Феодоровича Турчанинова супружницею его Филицатою Степановною в вотчинное свое село Красное ко храму Рождества Предтечи Иоанна".
Третий колокол повседневный в церковной описи называется "Веселиилом"; весу в нём 100 пуд. Он имеет весьма громкий выдающийся звук даже при обыкновенных ударах языка. На нём надпись: "сей колокол сооружён в подгородное село Красное гг. дворян Турчаниновых ко храму Рождества Предтечи Господня Иоанна в лето 1788, весу 100 пудов".
В храме находилось примечательное большое Евангелие в серебряном, позолоченном, чеканном окладе со многими изображениями чернью на лицевой и задней стороне очень искусной отделки, и крест с мощами.
Метрические книги велись с XVIII века, копии с метрических книг хранились в церковном архиве за 1828-1845 годы и с 1887 года; исповедные ведомости велись и хранились в церковном архиве с 1828 года.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, село Красное.
Преобразован из приходского храма в монастырский храм в 1894 году.
Преобразован из монастырского храма в приходской храм в 1921 году.
Закрыт в 1930-х годах.
Внутреннее убранство разорено.
Здание предполагалось взорвать, что сделано не было.
Здание использовалось под детский дом, клуб ОГПУ, химзавод и ватную фабрику.
Здание сохранилось.
1955 год.
1966 год.
1972 год.
Возвращён Епархии по постановлению Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 20 августа/08 сентября 1989 года.
2008 год. Фотография Егорова П. В.
Преобразован из приходского храма вновь в монастырский храм в 2009 году.
(См. Луканин А., священник. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска; Шишонко В. Н. Пермская летопись).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям