Храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Красном (1721-1894, 1921-1930-е)

 

Каменный.
Здание двухэтажное.
Грамота на основание храма дана 22 декабря 1715 года/02 января 1715 года.
Заложен в 1721 году Преосвященным АЛЕКСИЕМ, Епископом Вятским и Великопермским.
"Основана была церковь во имя Иоанна Предтечи честнаго и славнаго его рождества, а освящена мученика Иоанна Воинственника и крест поставлен на основании самим преосвященным Алексием, епископом Вятским и Великопермским, в Красном селе гг. Суровцовых".

 

Построен в 1721-1770-х годах.
Сооружён на средства солепромышленника Иоанна Суровцева и (после 1772 года) купца Алексея Федоровича Турчанинова.
Освящён нижний храм Иоанна Воина 22 августа/02 сентября 1728 года по благословению Преосвященного АЛЕКСИЯ, Епископа Вятского и Великопермского, архимандритом Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря Павлом.
"августа 22-го дня бысть освящена церковь во имя св. мученика Иоанна Воинственника в Красном селе гг. Суровцовых; освящал Павел архимандрит Пыскорский по благословению преосвященнаго Алексия, епископа Вятскаго и Великопермскаго".


Освящён верхний храм Рождества Иоанна Предтечи после 1772 года.
Храм славился наружным видом и внутренним украшением, а также своими колоколами и гармоническим звоном, но не поддерживался владельцами села - наследниками Турчанинова, был ими оставлен и приходил в упадок.
Приписан к собору Святой Живоначальной Троицы в городе Соликамске по представлению Епархиального начальства Указом Святейшего Синода от 14/26 июля 1845 года.
В 1856 году управляющий находящимися в Екатеринбургском уезде Сысертскими заводами наследников А. Ф. Турчанинова Кокшаров просил духовное начальство колокола из Красного села передать в Сысертские заводы для вновь устраиваемых там церквей. Между тем Соликамское градское общество выразило желание сохранить храм в Красном селе со всем принадлежащим ему имуществом и приняло на себя обязанность содержать этот храм в должном благоустройстве.
Святейший Синод, приняв это во внимание, а с другой стороны то, что предъявленные управляющим Сысертскими заводами Кокшаровым права на перевозку колоколов не имеют законного права, ибо а) жители села Краснаго в числе 80 душ принадлежат приходом к Соликамскому собору и б) колокола, об отдаче которых в Сысертские заводы просит Кокшаров, как явствует из вылитых на них надписей, прямо предназначены для храма села Красного и потому должны составлять неотемлемую его собственность, согласно с заключением епархиального начальства определил: а) Красносельский храм со всем принадлежащим к нему имуществом оставить по-прежнему приписным к собору на изъяснённых в заключении епархиального начальства основаниях и затем б) просьбу правления Сысертских заводов о перевозке колоколов оставить без удовлетворения (Указ Св. Синода от 11/23 декабря 1856 г. за № 12296.).
В 1865-1868 годах строился новый храм Воскресения Христова в городе Перми в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Владельцы Сысертских заводов генерал-майор Павел Соломирский и коллежский секретарь Пётр Турчанинов в 1868 году обратились в комитет по сооружению в городе Перми храма Воскресения Христова с просьбою об исходатайствовании им, где следует, разрешения на перенесение трёх больших колоколов из находящегося в их имений близ города Соликамска в селе Красном упраздненного храма к строющемуся в городе Перми храму, потому что означенные колокола остаются без употребления за редким совершением богослужения в Красном селе, а также и потому, что для звона там имеется достаточное число других колоколов весом от 50 до 30 пуд.
Пермское епархиальное начальство ходатайствовало о том пред Святейшим Синодом. Святейший Синод указом от 15/27 мая 1868 года за № 1695 дал знать, что со стороны Святейшего Синода не встречается препятствий к приведению в исполнение предположения относительно перенесения трёх больших колоколов из Красного села к сооружённому в городе Перми храму Воскресения Христова, если на сие воспоследует согласие местных прихожан.
Между тем гражданское начальство распорядилось о снятии колоколов и перевозке их в Пермь без согласия Соликамского градского общества. Городской голова Рязанцов в следствие составленного прихожанами Соликамского собора приговора 21 января/02 февраля 1869 года протестовал против этих распоряжений и просил перенесение колоколов в Пермь приостановить, по случаю несогласия на это прихожан собора.
Прихожане собора в приговоре 21 января/02 февраля 1869 года писали: "мы нижеподписавшиеся, видя распоряжение гражданского начальства по делу о перенесении колоколов, клонящееся к раззорению Красносельской св. Иоанна Предтечи церкви, не можем умолчать и не объяснить нижеследующих обстоятельств:
1) церковь Красносельская находится не в имении заводовладельцев Сысертских заводов гг. Турчанинова и Соломирского, распоряжающихся колоколами Красносельской церкви, а в конце черты г. Соликамска;
2) что церковь эта не упразднённая, как называют её в своей просьбе гг. Турчанинов и Соломирский, а приписная к Соликамскому собору и следственно не потерявшая по закону своей самостоятельности;
3) что всё имущество Красносельской церкви составляет неотемлемую ея собственность;
и 4) что по сим причинам мы, прихожане, не изъявляем согласия на перенесение трех больших колоколов, а желаем сохранить их в полной неприкосновенности при Красносельской церкви. А так как Соликамская кладбищенская церковь св. жен Мироносиц, по Высочайше утвержденному плану в 19 день декабря 1863 г. на г. Соликамск, назначена внутри заселяемых кварталов города, и действительно уже обстроена домами жителей, а потому в виду вреда от погребенных усопших среди жительства, бывшая Красносельская, а ныне уже Соликамская церковь, необходима нам, для обращения на вторую кладбищенскую, по отдаленности ея от жительства"
.
Затем прихожане все эти четыре пункта, объяснили подробнее так:
"1) крепостное право покончило своё существование восемь лет назад тому; земля под селом Красным, и прежде оспариваемая во владение города от наследников Турчанинова, вместе с жителями села Краснаго отошла в черту города Соликамска; следовательно заводовладельцы Сысертских заводов несправедливо говорят, что церковь Красносельская находится в их имении: имений Турчаниновых нет уже давно во всем Соликамском уезде; да и самая церковь построена в 1715 году тщанием и иждивением Соликамского солепромышленника, посадскаго человека Ивана Суровцова, а не Турчаниновым, которым только докончена.
2) Церковь Красносельская не упразднена, а приписана к Соликамскому собору. Само собою церковь Красносельская тогда бы только сделалась упраздненною, когда оказалась бы столь ветхою, что невозможно бы было совершать в ней богослужение с приличием и безопасностию (Уст. дух. конс. ст. 63), но теперь всякий убедится при первом взгляде на нее, что она прочна и к продолжению своего существования благонадежна. А что она действительно прочна, это доказывается тем, что в ней без всякой опасности с приличием и благолепием священно-церковнослужителями Соликамского собора, к которому она приписана с 1845 года указом Святейшаго Синода от 14 июля за № 8932, и монашествующими Соликамскаго монастыря совершаются богослужения в следующие дни: в св. Пасху, Рождество Христово, Крещение Господне, в понедельник св. Духа, на Троицкой неделе, в Рождество Иоанна Предтечи, в день св. Иоанна Воина, во многие дни воскресные и простые дни по просьбе прихожан. Также в оной церкви совершаются следующия требы для ближних жителей более трех сот душ обоего пола: в св. четыредесятницу и страстную неделю совершается богослужение для говеющих и подаются им дары св. причастия; кроме того те же жители крестят в оной новорожденных детей, венчают брачующихся и погребают умерших. Она имеет своего церковнаго старосту и сторожа по выбору городскаго общества, каждогодного собирает дохода до 150 руб. сер. записывает приходы и расходы в свои приходорасходныя книги и представляет в духовную консисторию свечно-прибыльную сумму. По сим обстоятельствам возможно-ли церковь Красносельскую назвать церковию упраздненною, а не самостоятельною, когда она имеет свои доходы, свое хозяйство, свое управление и разнится от прочих приходских церквей лишь тем, что не имеет особаго при себе штата священно-церковнослужителей. Но поелику Красносельская церковь при настоящем распланировании г. Соликамска, вместе с селом Красным вошла в черту города Соликамска, то очень возможно предполагать, что со временем при возобновляющемся промышленном значении Соликамска, незначительное полуверстное пространство между Соликамском и Красным заселится, и церковь Красносельская снова будет городскою, приходскою и вполне самостоятельною церковию, когда откроются средства к содержанию особаго при ней причта (Уст. дух. конс. ст. 61).
3). Все, что принадлежит церкви Красносельской, по имеющейся при ней с 1826 г. описи, составляет ея неотъемлемую собственность и в случае упразднения ея по ветхости вся утварь и все, что она имела, должно принадлежать той церкви, к которой она приписана (Уст. дух. конс. ст. 64) и по силе закона, скорее должно принадлежать Соликамскому собору, к которому церковь приписана вместе с прихожанами, а не ко храму Воскресения Христова, находящемуся в г. Перми. Из указа Св. Синода видно, что дело о перенесения трех больших колоколов начато владельцами Сысертских заводов генерал-майором Соломирским и коллежским секретарем Турчаниновым, которые будьто-бы жертвуют колокола эти в г. Пермь ко храму Воскресения Христова. Имеют-ли право неизвестные городу Соликамску г. Соломирский и г. Турчанинов жертвовать из Красносельской церкви принадлежащие ей колокола, составляющие приношение к оной церкви отдаленнейших их предков? Если предки их гг. Турчаниновы и делали пожертвования в Красносельскую церковь, то делали это с подлой уверенностию, что потомки их не будут иметь посягательства на их пожертвования. Перевезти колокола значит изменить волю жертвователей и поступить вопреки закона. Из канонов церкви и церковных законоположений видно, что никто да не присвояет церковнаго достояния (препод. Феофил Алекс. прав. 11 и X т. 1 ч. изд. 1857 г. ст. 974 и 383). Да и надписи, вылитыя на колоколах, показывают, что колокола приложены и должны принадлежать ко Красносельской церкви, а не к другой какой нибудь"
и, затем приводятся надписи. "Прочие колокола, остающиеся после трех больших колоколов, весом не от 50 до 30 пуд, как видно из представления в Святейший Синод, а гораздо менее. И весь звон Красносельской церкви имеет нечто одно стройное целое; потому, если разрознить этот звон, то не может ничего выйти, как для той, так и для другой церкви и значит явно действовать во вред церковному благолепию и делать посягательство в противность каноническим правилам и государственным узаконениям. А принимая во внимание указ Св. Синода, от 25 августа 1865 года за № 1809-м, должно смотреть на Красносельскую церковь, как на редкую древность в нашем крае, о сохранении каковой древности и правительство и подчиненныя должны согласно означенному указу иметь попечение, а не посягать на древнее церковное достояние,
и 4) в указе Святейшаго Синода за 1848 год о возможности сохранения самостоятельности церквей сказано, что церковь тогда может существовать, когда общество поддерживает ее. Еще в 1856 г. общество Соликамских граждан обязывалось содержать Красносельскую церковь в должном благолепии, и тогда же указом Св. Синода от 11-го декабря за № 2298, по делу о перевозке Красносельских колоколов в Сысертские заводы, по просьбе инженер-капитана Константина Кокшарова, сообщено было епархиальным начальством, что так как жители села Краснаго принадлежат приходом к Соликамскому собору и колокола, об отдаче коих в Сысертские заводы просил г. Кокшаров, как явствует из вылитых на них надписей, прямо предназначены в церковь Краснаго села и потому должны составлять неотъемлемую собственность ея, Святейший Синод, согласно с заключением Пермского епархиальнаго начальства, определил: Красносельскую церковь со всем принадлежащим в ней имуществом, оставить по прежнему приписною к Соликамскому собору, на изложенных в заключении епархиальнаго начальства основаниях и затем просьбу правления Сысертских заводов о перевозке от Красносельской церкви колоколов в Сысертский завод оставить без удовлетворения. Красносельская церковь поддерживаема была и прежде, поддерживается и ныне не на правительственныя деньги, не на средства Соликамскаго собора, а средствами прихожан - жителями села Краснаго и жителями г. Соликамска. Для ремонта этой церкви ежегодно жертвуются разные припасы, лес, железо, стекло и др. материалы; и ныне градское общество под распоряжением городской думы, заботится еще о большем обезпечении в средствах к содержанию Красносельской церкви в должном благоустройстве. А потому мы не думаем, чтобы благопопечительное правительство могло не попять нашего всегдашняго желания и нашего усердия и готовности не только поддерживать Красносельскую церковь, но и содействовать еще к большему благоустройству ея, а не к разорению. Не желая перенесения колоколов от Красносельской церкви в Пермь ко храму Воскресения Христова, мы постановили сей приговор, и покорнейше просим ходатайствовать пред начальством оставить Красносельскую церковь на том же положении, на каком она находится до указу Св. Синода 1856 года и тем предотвратить несчастие раззорения Красносельской церкви и успокоить нас, ревнующих во славу Божию о благолепии Красносельской церкви. В заключение всего осмеливаемся доложить и о том, что комитет по сооружению храма Воскресения Христова для благоустройства благовестных колоколов не благоволит ли отнестись к гг. Турчанинову и Соломирскому, имеющим в Екатеринбургском уезде свои медиплавиленные заводы, не пожертвуютли они с этих заводов и медных рудников, в которых они пользуются даром Божиим и на что они имеют законное право, для отливки колоколов в Воскресенскую церковь до 560 пудов меди – количество, равняющееся Красносельским колоколам, - а мы нижеподписавшиеся с своей стороны окажем им посильное пособие в самой отливке колоколов, чем и порешится настоящее дело к великому благу вновь строящагося в Перми храма Воскресения Христова без раззорения Красносельской церкви и без обиды нам нижеподписавшимся. Мы христиане, привязанные к церквам нашим, несем в оные от наших сердец лепты по силам каждаго; с уверенностию, что эти пожертвования, охраняемыя духовными законами и волею Благочестивейших Монархов наших, при ревности к благолепию пастырей церкви, будут всегда недоступны от посягательств на оныя не только чуждых людей, но и потомки наши, да взирая на усердие предков, не погасят в себе огня священной ревности к украшению святыни"
.
Таким образом по несогласию прихожан Соликамского собора колокола остались на Красносельской колокольне.
Колокола, числом около 18, были очень чистого гармонического звука, были подобраны по тонам.
Первый большой колокол называется "Бурлом"; весу в нём 320 пуд; он имеет такой же громкий разносистый и чистый звук, как Бурло Пермского кафедральнаго собора, но только тоном выше его и ещё чище звуком. На нижней части его вылита следующая надпись: "господина дворянина титулярнаго советника и заводчика Алексея Феодоровича Турчанинова супружница Филицата Степановна с детьми соорудили сей колокол благовестный в вотчинное свое село Красное к храму Рождества пророка и Предтечи Господня Иоанна во второе по кончине супруга своего лето 1788 года в вечное души его и всех предков поминовение". В верхней части колокола надпись: "Аще обещавши обет Богу, не умедли отдати его, по предписанному Божию повелению и закону, внимая со усердием по завещанию почившаго в Бозе супруга своего".
Второй полиелейный колокол в церковной описи имеет название "Лебедь"; весу в нём 140 пуд. На этом вылита следующая надпись: "сей благовестный колокол сооружен по завещанию в Бозе почившаго супруга своего господина дворянина титулярнаго советника и заводчика Алексея Феодоровича Турчанинова супружницею его Филицатою Степановною в вотчинное свое село Красное ко храму Рождества Предтечи Иоанна".
Третий колокол повседневный в церковной описи называется "Веселиилом"; весу в нём 100 пуд. Он имеет весьма громкий выдающийся звук даже при обыкновенных ударах языка. На нём надпись: "сей колокол сооружён в подгородное село Красное гг. дворян Турчаниновых ко храму Рождества Предтечи Господня Иоанна в лето 1788, весу 100 пудов".
В храме находилось примечательное большое Евангелие в серебряном, позолоченном, чеканном окладе со многими изображениями чернью на лицевой и задней стороне очень искусной отделки, и крест с мощами.
Метрические книги велись с XVIII века, копии с метрических книг хранились в церковном архиве за 1828-1845 годы и с 1887 года; исповедные ведомости велись и хранились в церковном архиве с 1828 года.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, село Красное.
Преобразован из приходского храма в монастырский храм в 1894 году.
Преобразован из монастырского храма в приходской храм в 1921 году.

 

 

Закрыт в 1930-х годах.
Внутреннее убранство разорено.
Здание предполагалось взорвать, что сделано не было.
Здание использовалось под детский дом, клуб ОГПУ, химзавод и ватную фабрику.
Здание сохранилось.

 

1955 год.

 

1966 год.

 

1972 год.

 

Храм Рождества Иоанна Предтечи в городе Соликамске (1989-2009)

 

Возвращён Епархии по постановлению Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 20 августа/08 сентября 1989 года.

 

2008 год. Фотография Егорова П. В.

 

Преобразован из приходского храма вновь в монастырский храм в 2009 году.

 

(См. Луканин А., священник. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска; Шишонко В. Н. Пермская летопись).


Вернуться назад



08.12.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Отевском (2-м) (1775-1922).

08.12.2019
Добавлен очерк о храме Богоявления Господня в селе Чигироб (каменном) (1773-1935).

08.12.2019
Добавлен очерк о храме Димитрия Солунского в селе Дубровском (каменном) (1773-1930-е).

07.12.2019
Добавлен очерк о храме Спаса Нерукотворного Образа в селе Половодовском (каменном) (1769-1936).

06.12.2019
Добавлен очерк о храме Георгия Победоносца в селе Юсьвенском (2-м) (1768-1930-е).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (215)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика