Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Зырянском (каменный) (1757-1934)

 

Каменный.
Здание квадратное, приземистое, двусветное с небольшими полуглавиями по центру фасадов, купольным сводом с главкой, трапезной с одноглавым северным приделом и ярусной колокольней.
Заложен 29 августа/09 сентября 1757 года взамен старого деревянного храма.
Построен в 1757-1759 годах.
Сооружён на средства Строгановых попечением управителя Григорья Григорьева Цивилина.
Освящён в 1759 году главный престол Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Освящён придел Алексия Человека Божия 11/23 марта 1837 года.
Крыша храма была покрыта железом.
Престолы: главный Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Екатерины Великомученицы и Алексия Человека Божия протоиереем Спасо-Преображенского собора села Нового Усолья Александром Пономарёвым.

В храме находились:

  • древняя икона Николая Чудотворца, чтимая за явленную;
  • древняя икона Пресвятой Богородицы "Знамение" из Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря. На левой стороне иконы была надпись: "сей святый образ из келлии бывшаго в Пыскорском Преображенском монастыре отца архимандрита Павла"...;
  • древние иконы: Иоанна Предтечи, Алексия Человека Божия и Екатерины Великомученицы, в рост человека с деяниями по бокам, обложены серебрянными ризами, на последней - риза вызолочена. На поклонение иконам в дни празднования святым приходили богомольцы из окрестных сёл и из отдалённых мест. Богослужения в эти дни, с служением для поклонников молебнов, продолжались иногда до 4 часов пополудни непрерывн;.
  • три напрестольных Евангелия, изд. 1722, 1703, 1697 гг.;
  • книга житий святых за 3 месяца - сентябрь, октябрь и ноябрь, изд. 1689 г.;
  • общая и праздничная Минея, изд. 1663 г.;
  • служебник, изд. 1668 г. (последние три книги напечатаны в Москве).

Благочестивые обычаи прихожан. Жители дальних деревень были усердны к богослужению и ходили ежегодно на исповедь, а многие и ко причастию, свято соблюдали все посты, установленые Церковью. Кроме того, многие более благочестивые, постились всю неделю перед Воздвижением Креста Господня и Усекновением Главы Иоанна Предтечи; преклонные летами постились по понедельникам, после елеосвящения не употребляли ни скоромного, ни рыбы шесть недель. Почти всякий домохозяин, когда построит дом, несмотря на дальность расстояния от церкви, непременно приглашал к себе причт со святыми иконами для служения молебнов Спасителю, Пресвятой Богородицы, Николаю Чудотворцу, Пророку Илии, святому мученику Власию, Георгию Победоносцу и великомученице Анастасии; после молебна просили освятить воду и окропить ею весь дом со всеми службами и скотом. Многие ходили на поклонение святым мощам Симеона Верхотурского Чудотворца и в село Ныроб, для поклонения явленной и чудотворной иконе Николая Чудотворца.

Крестные ходы:

  • 29 июня совершался крестный ход в Свято-Троицкую церковь села Веретийского, где святые иконы оставались до 20 июля.
  • 20 июля священно-церковно-служителями Веретийской церкви приносили их обратно в Зырянскую церковь. По окончании Божественной литургии, соборно Зырянскими и Веретийскими священно-церковно-служителями, совершался крестный ход кругом всего села Зырянки. Крестные ходы установлены в воспоминание бывшей в селе Зырянке Николаевской церкви и относится к к первым годам XVIII в.


Приписные часовни:

  • часовня в деревне Ждановой (в 4 верстах);
  • часовня в деревне Чупиной (в 8 верстах);
  • часовня в деревне Дурыманах (в 13 верстах);
  • часовня в деревне Ново-Сухановой (в 19 верстах).

В приходе храма состояли жители села Зырянки и деревень: Абрамовой, Балабановой, Бартевой, Баскаковой, Бричах, Быгыле, Верхней Васевой, Вьюхиной, Дурыманах, Ждановой, Завьяловой, Заполье, Заразилах, Затолыче, Ионичах, Калиничах, Карпачевой, Косевской, Круглом руднике, Кухтериной, Малой Веретии, Малой Сухановой, Мониной, Мосягиной, Мысе, Нарочах, Нижней Васевой, Новожиловой, Ново-Сухановой, Палеховой, Пермяковой, Петрищевой, Пятковой, Семиной, Сухановой, Сылве, Фролах, пос. Чернавине, Чупиной, пос. Чуртане, Шараповой, Шевалдиной, Шишах.
Метрические книги велись с XVIII века, копии с метрических книг хранились в церковном архиве с 1791 года, сданы в Зырянский волисполком; исповедные ведомости велись и хранились в церковном архиве с 1791 года.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, село Зырянка.
В 1922-1925 годах - храм обновленческой ориентации.
Село Зырянка вошло в состав города Березники в 1932 году.
Закрыт по постановлению Президиума Березниковского райисполкома, постановлению Президиума Уральского облисполкома и постановлению Президиума ВЦИК от 10 мая 1934 года.
Здание использовалось в производственных целях и было переоборудовано.
Здание сохранилось.
В 1984 году по решению Березниковского горисполкома был создан реставрационный участок Пермской научно-реставрационной мастерской, которому на баланс было передано здание храма, приспособленное под производственную базу участка.
Зарегистрирована община верующих в конце 1991 года.
Возвращён верующим 24 марта/06 апреля 1992 года.
См. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в городе Березники.

 

(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись).


Вернуться назад



09.12.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы в Пожевском заводе (деревянном) (2-м) (1778-1829).

09.12.2019
Добавлен очерк о храме Николая Чудотворца в селе Новом Усолье (деревянном) (1778-1809).

09.12.2019
Добавлен очерк о храме Николая Чудотворца в селе Ёгвенском (2-м) (1777-1847).

09.12.2019
Добавлен очерк о храме Святых Жен-Мироносиц в городе Соликамске (кладбищенском) (1776-1929, 2000-).

08.12.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Отевском (2-м) (1775-1922).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (219)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика