Соликамский Спасо-Преображенский женский монастырь (1683-1764)

 

Основание монастыря

Хозяйство и внутренняя жизнь монастыря

Закрытие монастыря

Игумении монастыря

Храмы монастыря

 

Основание монастыря

Основан 22 марта/01 апреля 1683 года взамен Соликамского Михайло-Архангельского женского монастыря.
Первоначально планировалось назвать новый монастырь Соликамским Богородице-Введенским.
Построен в 1683-1693 годах на месте, предоставленом Иваном Суровцовым вверх по реке Усолке на правой стороне, на горе к востоку от храма Климента Римского (2-го).
Сооружён на средства вдовы Евдокии Никифоровой Щепоткиной и на другие пожертвования.
Муж её Феодор Матвеев Щепоткин принадлежал к торговому сословию Москвы и занимался торговлей и другими промыслами в Соликамске, в 1674 году был пожалован Царём Алексеем Михайловичем честью против гостиной сотни. По смерти своей он оставил своей жене значительное состояние. Благочестивая вдова, решась отречься от мира в монастырском уединении, дала Богу обещание построить каменный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы и при нём женский монастырь. К этому побуждало её как собственное расположение, так и то обстоятельство, что много было других набожных женщин, которые желали принять монашество, но не могли исполнить своего желания, потому что в Соликамске не было женской монастыря. Остававшиеся от сгоревшего в 1672 году Михайло-Архангельского женского монастыря старицы, а также вновь постригавшиеся жили в частных домах, по вотчинам, мельницам и по коровьим дворам Соликамского Вознесенского мужского монастыря.
15/25 марта 1683 года Евдокия Никифорова обратилась с челобитной к Высокопреосвященному ИОНЕ, Архиепископу Вятскому и Великопермскому, в которой просила дать благословение на постройку каменного храма Введения во храм Пресвятой Богородицы и при нём общежительный женский монастырь. Архипастырь разрешил согласно её желанию и 22 марта/01 апреля 1683 года дал на имя её благословенную грамоту.

 

«Божиею милостию смиренный Преосвященный Иона, архиепископ Вятский и Великопермский. По благодати, дару и власти Всесвятаго и Животворящаго Духа, данней смирению нашему от Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. В нынешнем во 191 году [1683 г.] марта в 15 день била челом нам преосвященному архиепископу полумясницкой сотни вдова Евдокия Федоровская жена Щепоткина, а в челобитной ея написано: по вере де и по обещанию есть ея желание построити бы ей в нашей Преосвященнаго Архиепископа богопорученней епархии в Перми Великой в богохранимом граде у Соли Камской храм каменный во имя Введения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии с трапезою на месте того града Соликамския жителя Иоанна Суровцова вверх по реке по Усолке на правой стороне в горе на поле от церкви святаго священномученика Климента папы Римскаго к востоку, а мерою бы той церкви быти в длину трех сажен, а трапезе четырех сажен, а о олтари и о высоте тоя церкви учинить бы по нашему указу, а к той бы де церкви на том же месте построить ей во общее пребывание монахиням, а паче же и своего ради душевнаго спасения и вечнаго поминовения, монастырь девический, и чтобы нам благословити ей той храм каменный и монастырь девический строити на том Иоаннове месте Суровцова и к тому каменному церковному строению кирпич и известь и всякие припасы готовить и рвы копать и подшву крепить и на свои и на монастырское строение лес ронити, а как то церковное и монастырское строение совершится и чтобы благословити нам в той новозданный девичий Введенский монастырь в общее пребывание желающих монахинь в жительство принимати, а о том велети бы дать ей Евдокие нашу преосвященнаго архиепископа благословенную граммату. И аз преосвященный Иона, архиепископ Вятский и Великопермский, выслушав о том церковном каменном здания и девичьяго монастыря о строении ея Евдокиина челобитья, благословили ей по тому ея челобитью епархии нашея в Перми Великой у Соли Камской на месте того града жителя Иоанна Суровцова вверх по реке Усолке на правой стороне в горе на поле от Климентовской церкви к востоку по обещанию ея воздвигнути тот храм каменный во имя Введения Пресвятыя Богородицы, и к тому храму на том же месте построити в общее пребывание монахиням монастырь девический, и на то церковное каменное строение кирпич и известь и всякие припасы готовить и рвы копать и подшву крепить и на свои и на монастырское здание на собрание и во общее пребывание монахиням то свое новое место определити ради своего душевнаго спасения и прародителей своих вечнаго поминовения, чтобы где было прилично построенным быти монастырским службам и келейным покоям не во утеснение, а мерою церковь и трапеза в длинниках как в ея вдовы Евдокиине вышеписанном челобитье в сей нашей грамате написано церкви быти трех сажен, а трапезе четырех сажен, в тое меру и построити, а о олтари и о высоте тоя церкви каменныя учините по заводу и чертежу подмастерью смотря по длине и верх бы был на той церкви не шатровый, но плоской крестной, и все то церковное здание строити по пригожеству, а о входных в церковь дверях и о построении с северную сторону всходнаго рундука на воле здателя тоя церкви по сей нашей благословенной граммате, но токмо бы по своему желанию неотложно то строение строити во общее монахиням пребывание, паче же и здательской души сего церковнаго и монастырскаго здания от Господа Бога мзда и во оном веце. И как тот новый каменный храм в своем благолепии в совершенстве будет и о том здателю того храма известити нам преосвященному архиепископу и мы смиреннии во освящение того храма укажем от соборныя церкви священный антиминс препослати со освященным чином и по правилам святых Апостол и святых Отец благословить и освятить той храм от священнаго чина, кому мы смиреннии повелим, такожде и монастырь девический на собрание и общее жительство монахинь как по ея Евдокиину обещанному желанию с келейными покоями и со всеми потребными службами во всем состроится у того церковнаго ея здания и о том потому же нам смиренным ведомость учинить и мы укажем наш преосвященнаго архиепископа указ учинити и сего ради дана ей от нас наша преосвященнаго архиепископа благословенная граммата запечатанная нашего архиерейскою вислою печатию на Вятке в богохранимом граде Хлынове в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и великаго святителя Николая, архиепископа Мир-ликийских чудотворнаго его образа Великорецкаго и в нашем архиепископском доме в лето от создания мира 7191, а от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1683 года марта в 22 день».

 

В 1691-1692 годах в окончательном устройстве монастыря принимал деятельное участие Соликамский окольничий и воевода Иван Иванович Нарышкин.
Вероятно, средства Евдокии Щепоткиной истощились, и воевода Нарышкин окончил сооружение монастыря на деньги, пожертвованные людьми гостиной сотни, а также иногородними и посадскими людьми всякого чина.
По его распоряжению из посадских людей 04/14 сентября 1691 года был выбран Никита Иванов Третьяков, который собирал приношения и пожертвования в пользу монастыря по книге, данной от воеводы, и под его особенным распоряжением и наблюдением построил ограду, святые ворота и пр. для монастыря.

 

«Лета 7200 Сентября в 4 день по указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев и по приказу окольничаго и воеводы Ивана Ивановича Нарышкина да подъячего с приписью Нефеда Ивановича Соликамской земской староста прошлаго 199 году Михайло Яковлев сын Хлепятин да земский целовальник Афанасий Лаптев, да инаго сбору целовальники Михайло Ростовцов, Иван Блинов, да Соликамской посадские люди Иван Суровцов, Александр Ростовщиков, Тит Хлепятин, Михайло Ксенофонтов (и проч. перечисляются поимянно посадские люди...) Иван Башмаков Казанец и все Соликамской посадские люди выбрали есмы со всего мирского совету в службу к строению новодевича монастыря Соли-Камской посадскаго человека Никиту Иванова сына Третьякова быть ему Никите в той службе и построить на прикладныя деньги у Соли-Камской по указу и по трем грамматам Преосвященнаго Ионы Архиепископа Вятскаго и Великопермскаго у новопостроенной церкви Преображения Господня ограду и святыя врата или и всего того, что прикажет строить в том Новодевичьем монастыре окольничий и воевода Иван Иванович Нарышкин и прикладныя деньги по книге, которая дана ему будет от окольничего и воеводы Ивана Ивановича Нарышкина, на гостиной сотни и всякаго чину на иногородних и на посадских людей собрать ему Никите без замолчания и на те деньги ему Никите лесу всякаго купить и плотников наймовать и все строить с докладу окольничего и воеводы Ивана Ивановича Нарышкина и всяких расходов учинить ему расходная книга в правду без приписки, и как он Никита тое службу отслужит и нам мирским людом та ево служба зачесть за очередную, в том земской староста Михайло Хлепятин со товарищи за своими и мирских людей руками ему Никите сой выбор дали. Выбор писал Соли-Камской площади подъячий Ганка Никифоровых. (Далее следуют подписи земского старосты, целовальников и посадских людей).

 

Около 1693 года монастырь был построен и грамотой Высокопреосвященного ИОНЫ, Архиепископа Вятского и Великопермского, по избранию и представлению строительницы монастыря Евдокии Щепоткиной в 1694 году была назначена игумения монастыря Капетолина.
Монахини прежнего Михайло-Архангельского монастыря, продолжали жить в частных домах, по вотчинам, мельницам и по коровьим дворам Соликамского Вознесенского мужского монастыря, а иные построили себе за монастырём особые кельи и жили в них, в новый же женский монастырь не шли.
Евдокия Петровна Нарышкина, мать ближнего стольника и Соликамского воеводы Симеона Феодоровича Нарышкина, принимавшая большое участие в благоустройстве монастыря, вместе со своим сыном 30 мая/09июня 1694 года писала о таком безчинии и беспорядке Архиепископу ИОНЕ, жаловалась на непослушание монахинь и уклонение их от приглашения жить в новопостроенном монастыре; жаловалась и строительница монастыря Евдокия Щепоткина.
Архиепископ ИОНА грамотой от 03/13 июня 1694 года распорядился, чтобы игумения собрала живущих в разных местах монахинь в монастырь; такое же поручение было дано поповским старостам Спасской церкви, священнику Феодору и священнику Христо-Рождественской церкви Григорию, а игумену Варсонофию было запрещено держать монахинь по мельницам и по коровьим дворам мужского монастыря, кроме тех, кто сделали в мужской монастырь вклады и получали от монастыря отсыпной хлеб.

 

«Божиею милостию смиренный Преосвященный Иона Архиепископ Вятский и Великопермский по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данней нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа, во еже мерность наша по завещанию паче всего предь дела теснейшее и притщательнейшее имея попечение, присно же прирадетельствуя всюду насмотрительне, да соблюдается нашею мощию добрейшая паства, нам вверенная, и имеяй волю о вверенней нашей мерности многонародней пастве, яко благодатию Божиею во всяком гобзовании растет слово Божие и множится число верных рабов нашего смирения епархии в Пермь Великую Соли-Камской наших духовных дел старостам поповским Спасской церкви священнику Феодору, да Рождественской церкви священнику Григорью. В прошлых годех по нашему преосвященнаго архиепископа благословению, а по челобитью Федоровской жены Щепоткина Евдокии Никифоровы дочери по обещанию ея вечных ради будущих благ приводя себя во благое и спасительное дело для своего душевнаго спасения и ради собрания общежительнаго жития инокинь и мирских чистых свидетельствованных вдов от жития их построен в нашей епархии у Соли-Камской вновь девичь Преображенской монастырь, а прежде сего у Соли-Камской которыя жены по обещанию своему постригались и они жили постриженныя в мирских домех с мирскими людьми, а иныя и в мужеских монастырех вкладчицы ради из приютства по вотчинам и по мельницам жили и по се время живут и общежительнаго девича монастыря не имеют и в новопостроенной девичь монастырь вкупность жить нейдут и в нынешнем в 202 г. [1694 г.] майя в 30 день писали к нам преосвященному архиепископу от Соли-Камской болярыня Евдокия Петровна с сыном своим с ближним стольником и воеводою Симеоном Феодоровичем Нарышкиным, да Феодор Кирилович Наржацкий, да в челобитье заводчицы вдовы Евдокии написано: у Соли-Камской инокини живут близь церкви мирскаго приходу и чтобы их собрать вкупность в особое от мирских место в той новопостроенной девичь монастырь и по выбору и по отпискам и по челобитью тоя заводчицы вдовы Евдокии благословити нашим смирением быть в том новодевиче Преображенском монастыре во игумениях старице Капитолине ради церковнаго благочиния и монастырскаго строения и собрания инокинь во общее пребывание душевнаго ради спасения и о том велети ей дать сию нашу грамоту и по нашему преосвященнаго архиепископа благословению и по сей нашей грамоте собрать ей игумение в тое пречестную обитель в новодевичь Преображенский монастырь стариц, которые живут Вознесенского монастыря по вотчинам, по селам и по мельницам, и по монастырским коровьим дворам и в мирских домех, а иные, построя келейцы, аки среди торжища жили, и тем старицам велеть жить в том новостроенном девиче Преображенском монастыре, а которыя старицы вкладчицы из Вознесенскаго монастыря помесечной хлеб имали и тем старицам тот хлеб велено имать по прежнему отсыпной, а впредь того Вознесенскаго монастыря по вотчинам и по мельницах и по коровьим дворам и в мирских домех стариц держать не велено, и о том наша грамота ко игумену Варсанофию послана, а буде он игумен тех стариц не соберет и в девичь Преображенский монастырь ко игумение не пришлет и вам бы наших духовных дел старостам поповским собрать и отдать тех стариц в девичь монастырь игумение по вышеписанному нашему указу и в Вознесенском монастыре по вотчинам и по коровьим дворам ни единой старицы не оставить и вновь ей игумение в тот девичь монастырь стариц собирать и тое обители инокиням и слушкам и служебникам и вотчинным крестьяном и бобылем чтити ея игумению и слушати и повиноватися ей добре о Господе со всяким духовным опасением и порадованием. Подобает же ей игумение Капетолине будучи в том монастыре монастырское строение строити по преданию и по правилам св. Апостол и богоносных Отец и по нашему благословению и наказанию жити и тот монастырь со всяким монастырским строением и всякую монастырскую утварь у того монастыря, инокинь, и вотчины, и слуг, и служебников, и крестьян, и бобылей, и половников, и всяких жилецких людей ведать и расправу меж ими чинить праведне и правильне, а от налогов и от всяких напрасных обид оберегать накрепко; и кто того монастыря какова чину нибудь учнут какие крамолы чинить и непослушны быть и таковых ослушников смотря по делом смирять в монастыре, аще смирение не возмет и о тех ослушниках и крамольниках писать к нам Преосвященному Архиепископу на Вятку, а отписки велеть подавать в нашем приказе казначею нашему иеромонаху Трифону, да приказному человеку Федору Пачезерцу, да дьякам Петру Никитину да Ивану Сергиеву, и о том нам указ будет и сего ради послана к вам старостам поповским сия наша грамота впредь на утверждение того девича монастыря и как к вам сия паша Преосвященнаго Архиепископа грамота приидет и вам бы прочесть сию нашу грамоту и отдать ей игумение Капетолине в монастырскую казну, почему ей игумение тот монастырь со всяким строением, и инокинь, и вотчины, и слуг, и служебников, и крестьян, и всяких жилецких людой ведать и вновь инокинь собирать. Писана на Вятке в богоспасаемом граде Хлынове в дому Пресвятыя Троицы и Чудотворца Николая и в нашем Архиепислопле в лето мироздания 7202 [1694 г.] июля в 3 день. К сей грамоте Преосвященный Иона, Архиепископ Вятский и Великопермский, велел печать свою приложити». А позади у подлинной архиерейской грамоты припись дьяка Петра Никитина.

 

Хозяйство и внутренняя жизнь монастыря

Монастырь был ограждён деревянной оградой и занимал место в длину 74 саж., в шириной 45 саж.
В монастыре было 13 келий.
На содержание келий было положено от казны 50 рублей в год. Деньги эти распределялись между монахинями поровну, но в каждый год по-разному.
В 1711 году монахинь было 61, в 1739 году - 10.
В числе монашествующих была и строительница монастыря Евдокия Никифорова Щепоткина под именем Мелании, которая жила до 1723 года. Положенным жалованья она не пользовалась, родственницы же её, бывшие в числе монахинь, Евфимия Щепоткина и вдова Матрона Щепоткина пользовались жалованьем наравне с игуменией. Монахини получали по 26, 28 и 30 алтын и до 1 рубля 20 алтын. Положение это, вероятно, впоследствии было прекращено, потому что в 1739 году денежного и хлебного жалованья уже не производилось.
С новопостригаемых монахинь существовало обыкновение взимать род пошлины: в пользу церкви по 3 алтына 2 деньги или по гривне, с постригавшихся в схиму 1 алтын и 2 деньги, иногда 5 алтын; на сестёр обыкновенно по 10 алтын, иногда по 9; деньги разделялись между ними.
С новопостригаемых монахинь также снимались кресты, которые они носили в мирской жизни, кресты находились в церкви (вероятно, вкладывались в иконы), а им взамен давался монашеский крест, за который, если они ещё его не имели, брали от 1 алтына до 2 алтын и 2 денег, также за монашеское платье по 1 алтыну и 2 деньги и по 5 алтын, с некоторых за наметку 3 алтына и 2 деньги. Новопостриженные также платили за чин пострижения по 2 алтына и по 5 алтын. Иногда вместо денег за монашеский крест отдавались перстни и обычные кресты, которые после продавались, а деньги за них вносились в монастырскую казну.
Больницы или училища при монастыре не было.
В 1712 году бывший Соликамский солепромышленник Александр Ростовщиков пожертвовал монастырю трёхпоставную мельницу в Соликамске на реке Усолке. С неё монастырь получал муку и денежный доход от 80 до 100 рублей, 6 рублей вносилось в воеводскую канцелярию в качестве оброка.
Монастырю принадлежал покос в Чердынском уезде против деревни Толстик, приложенный строительницей Евдокией Щепоткиной. За продажу с него сена монастырь получал около 4 рублей.
На счёт этих доходов, получаемых от мельницы и покоса, содержались храмы, монахини и церковный причт.
На покупку вина, муки, ладана расходовалось в год от 10 до 20 рублей, на содержание монахинь от 20 до 30 рублей; причт получал вместо жалованья из мельничных доходов от 10 до 25 рублей: так в 1711 и 1713 годах причту производилось по 15 рублей, в 1719 году 17 рублей с полтиной, в 1720 году 25 рублей 2 алтына и 2 деньги, а в 1739 голу 10 рублей 90 копеек.
Необходимые строительные работы производились за счёт казны.

 

Закрытие монастыря

26 февраля/08 марта 1764 года по Высочайшему указу имущество и угодья монастыря были отобраны в казну.
Соликамский Спасо-Преображенский женский монастырь был переведён за штат и оставлен на собственном содержании и сразу же пришёл в упадок.
В 1765 году бывшая настоятельница Елена с монахинями переведены в Уфу, храмы монастыря преобразованы в приходские.

 

Игумении монастыря

Период Имя Примечание
с 1694 года игумения Капетолина  
до 1710 года игумения Агрипина  
1710-1711 годы наместница Таисия Кычина и казначея Домника Сметанина  
1711-1715 годы игумения Неонила (ум. в 1715 году)  
с 1716 года игумения Марфа  
... ...  
до 1760 года игумения Маргарина  
упом. в 1760 году наместница Иулиания  
до 1764 года игумения Елена  

 

Храмы монастыря

 

(См. Луканин А. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска; Шишонко В. Н. Пермская летопись).


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика