Собор Рождества Христова в селе Дедюхинском Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря (1732-1756)

 

Каменный.
Построен в 1732-1739 годах взамен старого деревянного храма Собора Пресвятой Богородицы.
В 1732-1756 годах храм Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Освящён зимний придел Рождества Пресвятой Богородицы в 1741 году по благословлению Преосвященного ВЕНИАМИНА, Епископа Вятского и Великопермского, настоятелем Пыскорского Спасо-Проебраженского мужского монастыря архимандритом Даниилом.
В 1756 году архимандрит Иуст приступил к переносу Пыскорского монастыря на Лысьву, и тогда было решено разобрать и храм в Дедюхине, но прихожане успели отстоять церковь, поплатившись только колоколами.

 

Собор Рождества Христова в селе Дедюхинском (1756-1930-е)

 

Освящён придел Николая Чудотворца в 1775 году по благословлению Преосвященного ЛАВРЕНТИЯ, Епископа Вятского и Великопермского, настоятелем Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря архимандритом Симоном.
Крыша храма была покрыта железом.
Храм был обнесён каменной оградой с чугунными решётками.
Освящён главный престол Рождества Христова в 1784 году.
Храм по древнему обычаю был устроен "на палатях", т. е. в нижнем этаже под всей церковью и алтарями находились, под склонами, пространные помещения с окнами и дверями, запирающимися железными ставнями. В этих палатах до 1865 г. помещались, с правой стороны гауптвахта и казначейство Дедюхинского соляного правления и склад товаров купеческих, с левой - заводское депо смолы и дегтя. В одном из отделений казначейства в стене вкладена была деревянная доска (кедровая) в 2 1/2 четверти длины и 2 четверти ширины. На доске этой была вырезана надпись, свидетельствующая о том, что тут погребен был "находившийся у смотрения соляных промыслов губернский секретарь Самуилов, сын Дедюхинскаго священника, при котором строился храм". Надпись была написана стихами.
В холодном храме был пятиставный иконостас и живопись по стенам, произведённая старанием бывшего начальника завода секунд-майора Елисея Чадина, на средства заводского прикащика Алексея Вогульского. Живопись производили в 1778-1780 годах местный житель Влас Иконников и экономический крестьянин Евдоким Тунасов, за 300 р. В 1850-х годах живопись эта была сбита и стены оштукатурены, а в 1860-х - иконостас переделан в новом вкусе.
В храме находилась почитаемая древняя икона Рождества Христова в серебряной ризе, с вычеканенной надписью. По преданию, на 7 декабря загорелась перед иконой свеча сама собой. Сторож доложил об этом старшему священнику, тот приказал свечу затушить, свеча загорелась снова, её снова загасили, она снова загорела. С тех пор перед иконой устроили неугасимую лампаду. В воспоминание этого происшествия перед иконой ежегодно 9 декабря отправлялся молебен с акафистом.
В храме находились две ризы и стихарь из шёлковой серебрянной парчи - остаток имущества Пыскорского монастыря.
В 1788 году в храме главным смотрителем Дедюхинских промыслов секунд-майором Максимом Яковлевым Старовым было приложено напрестольное Евангелие, на александрийской бумаге, обложенное всё кругом серебром и позолочено. На верхней доске 5 финифтяных изображений, а на задней чеканное изображение жезла из корене Иессеева. Серебра на Евангелие пошло 714 зол., золота на позолоту 10 зол. Цена 241 руб. 72 коп.
Дедюхинские прихожане торжественно праздновали "Семик" (четверг на седьмой неделе по Пасхе). В этот день, после звона "на собор", все жители являлись на кладбище, где у часовни, называемой "убогим домом", совершалась общая паннихида над двумя могилами, в которых погребены были прахи неизвестных людей, а затем всякий над могилой своих почивших родичей просил отслужить литию. Два и три священника, бывало, с 12 часов дня до 5 часов вечера, неустанно пели литии. В домашних помянниках многих прихожан, кроме имён своих родичей, записаны были имена убиенных при деревне Бобровой и при слободе Кондрашёвой. Убиенные были жителями, которые защищали свои жилища и семейства и пали во время набега в 1581 году на Соликамск и Чердынь Пелымского князя Кихека.
Совершался ежегодный крестный ход в день Рождества Христова из Рождественского усолья в Пыскорский монастырь (до 1756 года).
20 июля совершался крестный ход вокруг всего селения, при чём в некоторых местах совершались молебны с водоосвящением. Ход был установлен в 1800-х годах начальником завода Ильёй Шпаковским, правившего в тот день своё тезоименитство.
14 сентября совершался крестный ход в часовню, устроенную на месте первой деревянной церкви. Там пелся водосвятный молебен с акафистом страстям Христовым.
Были ещё крестные ходы, ежегодно на некоторые улицы завода. Они совершались по стоке весенней воды, когда открывалась возможность выгнать коров на пастбище. Пред выгоном жители нескольких улиц соглашались сначала в выборе места для сбора скота, а потом касательно обложения каждого домохозяина денежной платойю на свечи и за труд священно-церковно-служителей. Устроивши всё это с вечера, они извещали священника о своём благочестивом намерении. После литургии, а иногда и после утрени, крестный ход отправлялся на известное место. Здесь, по совершении молебнов Спасителю, Пресвятой Богородице, Николаю Чудотворцу и св. Власию, творилось малое освящение воды. Скот выпускался из загороди, окропляемый от священника св. водой. Таких крестных ходов было три или четыре в год.
В неделю св. жён-мироносиц все повивальные бабки в Дедюхине обходили своих пациенток, собирая с них денежную дань, по силе возможности каждой, но не менее 6 коп. с человека на молебен и свечи жёнам-мироносицам. После литургии, одна из них, как представительница своей корпорации, просила отслужить молебен. Молебен служился перед иконой жён-мироносиц в зимнем храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Престолы: главный летний Рождества Христова, зимний Рождества Пресвятой Богородицы (на северной стороне) и Николая Чудотворца (на южной стороне).
Приписной храм: xрам Всех Святых в селе Дедюхинском (кладбищенский) (1851-1930-е).
Припичные часовни: домовые каменная Воздвижения Креста Господня и деревянная Апостолов Петра и Павла.
В приходе храма состояли жители села Дедюхинского.
Метрические книги велись с XVIII века, копии с метрических книг храились в церковном архиве за 1781-1918 годы; исповедные ведомости велись и хранились в церковном архиве за 1781-1918 годы.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, село Дедюхино.
Закрыт в 1930-х годах.

 

1935 год, 10 сентября.

 

Здание затоплено водами Камского водохранилища в 1950-х годах.

 

(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись).


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика