Архиепископ Молотовский и Соликамский Александр (Толстопятов)

 

Александр (Толстопятов), Архиепископ Молотовский и Соликамский

Дата рождения: 04/16 ноября 1878 года.
Место рождения: г. Москва.
Дата смерти: 10/23 сентября 1945 года.
Место смерти: г. Молотов.

 

Хиротония: иерейская - 1920 год,
архиерейская - 08/21 августа 1933 года.
Постриг: сентябрь 1924 года.
Епископ Алма-Атинский и Казахстанский (1933-1939), Епископ Молотовский (1943-1945), Архиепископ Молотовский и Соликамский (1945).
Кандидат богословия.

 

Происхождение

В миру Анатолий Михайлович Толстопятов.
Родился 04/16 ноября 1878 года в г. Москве в семье выдающегося русского ученого, доктора минералогии и геогнозии, профессора Московского Императорского университета Михаила Александровича Толстопятова.
Был седьмым ребенком в семье, через некоторое время скончались три первенца.
Это обстоятельство наложило на остальных членов семьи тень благочестивой печали.

 

«С самого раннего возраста, – писал Владыка в своих воспоминаниях, – я сильно полюбил церковную службу и, живя в Москве, охотно посещал свой приход – церковь Рождества Богородицы в Путинках – и Высокопетровский монастырь, где пел на клиросе». Глубокое духовное влияние на будущего иерарха оказал настоятель Высокопетровской обители архимандрит Никифор (Бажанов), автор популярной Библейской энциклопедии. Отец Никифор сразу заметил благочестивого юношу и уделял ему много внимания. О сокровенных мечтах того времени Владыка в своих воспоминаниях пишет: «Уже тогда я имел твердое намерение посвятить свою жизнь на служение Богу, намереваясь по окончании гимназии поступить в Духовную академию и принять монашеский постриг».

 

В апреле 1890 года скончался отец.
В 1894 году старший сын Владимир поступил в институт инженеров путей сообщения в С.-Петербурге.
Туда вскоре переехала вся семья: мать Елизавета Дмитриевна, сыновья Вадим и Анатолий, дочь Евгения.

 

Образование

Учился в 5-й С.-Петербургской гимназии.
Посещал церковные службы в подворье Киево-Печерской лавры.
В 1898 году поступил в специальные классы С.-Петербургского Морского корпуса.
В 1901 году окончил Кронштадтское морское инженерное училище.
В 1912 году окончил в Москве Михайловскую артиллерийскую академию по первому разряду. 
В 1920 году окончил Петроградский Богословский институт со степенью кандидата богословия.
В кандидатской работе «Научное основание библейского сказания о творении мира», используя новейшие данные богословия, геологии, астрономии, физики, механики, физиологии и других наук, он доказывал полное соответствие Моисеевой космогонии современному научному знанию.

 

Служба на флоте

С 06/19 мая 1901 года был произведен в чин мичмана и назначен в Сибирский флотский экипаж на службу во Владивостоке.
В 1904 году был вахтенным офицером миноносца № 206.

 

На Русско-японской войне

Участник русско-японской войны, плавал на судах «Якут», «Пересвет», «Диана», «Петр Великий».
В одном из боев попал в плен, чему посвятил книгу «В плену у японцев».
Их отправили в Японию, в город Фукуока, где поместили в приюте для военнопленных.
Командовал призовой шхуной, потопленной таранным ударом японского транспорта.
Оказавшись в воде, молодой офицер взмолился: «Господи, если Ты спасёшь меня, то всю свою жизнь я посвящу служению Тебе!». И в этот момент увидел рядом бревно, на котором и спасся.
16/29 июня 1904 года Анатолий Михайлович «За отличную распорядительность и храбрость, проявленную во время крейсерства в Японском море при захвате военного транспорта „Киншу-Мару“, а также потопление шхун у берегов Северной Японии» был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
18 апреля/01 мая 1905 года в должности вахтенного начальника миноносца № 206 в составе миноносного отряда под командованием капитана 2-го ранга барона Радена участвовал в походе в Амурский залив, когда предполагался скрытый бросок к японским берегам с целью захвата и уничтожения вражеских паровых и парусных судов.
Взят в плен неприятельским минным транспортом у входа в бухту Золотой Рог при попытке привести японскую трофейную шхуну во Владивосток.
До конца 1905 года находился в плену в лагере Фукуока. Пробовал бежать, но был пойман береговой охраной.
В октябре 1905 года между Россией и Японией был заключен мир.
Приказом японского императора все пленные русские офицеры были отпущены на свободу.

 

С 1905 года - лейтенант, затем старший лейтенант.
После войны Анатолий Михайлович возвратился в Петербург.
В 1907 году новым местом его воинской службы стал родной Морской кадетский корпус, куда он был определен на должность дежурного офицера и воспитателя.
В 1912-1914 годах занимал должность старшего офицера учебного судна «Пётр Великий».
В 1913 году был произведен в капитана 2-го ранга.
14/27 апреля 1913 года произведен в чин капитана 2-го ранга.
Служил на кораблях «Якут», «Пересвет», «Диана», был штатным преподавателем Морского корпуса.
В 1918 году Морской кадетский корпус был переименован в «Курсы по подготовке командного состава флота». Анатолию Михайловичу было предложено остаться здесь в качестве преподавателя.

 

В С.-Петербурге

В 1920 году был посвящен в сан священника.
В 1921-1922 годах - настоятель Рождество-Богородицкой церкви при Петроградской консерватории.

 

Арест и заключение

Был арестован 28 февраля/13 марта 1922 года.
По делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» (процесс Митрополита Вениамина) осуждён к трём годам тюрьмы со строгой изоляцией.
Срок отбывал в Петроградском исправительном доме, был освобождён досрочно.

 

В Александро-Невской Лавре

В сентябре 1924 года пострижен в мантию в Александро-Невской лавре.
23 февраля/08 марта 1924 года иеромонах Александр был вновь арестован, обвинён в том, что «уговаривал монахов Александро-Невской Лавры не платить квартирной платы».

 

В заключении в Соловецком лагере

13/26 сентября 1924 года был осуждён и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения на два года.
На Соловках талант инженера-технолога Толстопятова оказался бесценным для развития лагерной индустрии.
Его сразу же назначили помощником начальника завода сухой перегонки.
В течение полугода монах-инженер не только наладил едва теплящееся производство, но и в значительной степени расширил завод.
В феврале 1925 года «по зачетам рабочих дней» срок его заключения был сокращен.
Оставшийся год пребывания в концлагере заменялся двухлетней ссылкой.
Однако Соловки не скоро выпустили ценного специалиста, свободу ему удалось увидеть лишь 05/18 июня.

 

В Печерском монастыре

Местом ссылки он выбрал Нижний Новгород, куда прибыл 13/26 июня 1925 года.
Он нашел пристанище в Печерском мужском монастыре, в небольшой чистой келии, выходившей окнами во двор.
За каждым шагом ссыльного монаха непрестанно следили.
Вся корреспонденция отца Александра скрупулезно прочитывалась. На все просьбы кратковременно выехать за пределы города следовал категорический отказ.
В этот период написал ряд трудов: «Научное обоснование Библейского сказания о сотворении мира», «Схему истории Вселенских Соборов», «Православное богослужение», «Христос как историческая личность» (рукописи изъяты при обыске в 1936 году).
24 марта/06 апреля 1926 года возведен в сан архимандрита.
В декабре 1926 года был арестован.
Следствие длилось всего девять дней и было передано в ОГПУ, которое вынесло решение - выслать архимандрита Александра Толстопятова в Пермь сроком на три года.

 

В ссылке в Перми

В начале марта 1927 года этапом прибыл в Пермь, затем отпущен под подписку о невыезде.

 

Пермская Николаевская церковь (на Слудке)

С августа 1928 года - настоятель Николаевской церкви на Слудской горе в Перми.

 

02/15 февраля 1931 года вновь арестован, обвинён в антисоветской деятельности, виновным себя не признал.
Из показаний свидетелей:
 

«Толстопятов пользуется большим авторитетом благодаря своей фанатичности, из-за чего некоторые прихожане стали усиленно веровать в Бога»;

 

«Архимандрит Толстопятов говорит: “Без Бога ничего хорошего сделать невозможно как одному человеку, так и всем людям вместе, хотя бы все силы, все знания и умения были бы в их руках. Все попытки обойтись без Бога всегда оканчивались и будут оканчиваться тем же... Нашей целью является организация всех верующих и православных в единое целое, чтобы общими силами успешно отстоять заветы святых отцов и учителей наших, которыми так славилась наша многострадальная Святая Русь”».

 

ОСО при коллегии ОГПУ от 02/15 мая 1931 года приговорен к трем годам заключения в ИТЛ.

 

В заключении в лагерях

Отбывал срок в Вишерских лагерях, в Усолье, куда он прибыл в середине мая 1931 года.
Затем был отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ.
Из лагерной характеристики:

 

«Анатолий Михайлович Толстопятов – техник-сметчик. Владеет большим техническим образованием, которое применяет к делу строительства дороги. Порученную работу выполняет добросовестно. По характеру спокоен, застенчив, трудолюбив и дисциплинирован. Имеет ряд изобретений в области жилстроительства. Поведение хорошее».

 

07/20 июня 1933 года был досрочно освобожден, ему разрешили проживать в Москве.

 

На Алма-Атинской и Казахстанской кафедре

08/21 августа 1933 года Местоблюститель Патриарщего Престола Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) и другие архиереи посвятили его в сан Епископа Алма-Атинского.
Приехав в Алма-Ату, Епископ Александр принялся за устроение церковной жизни, которая находилась в совершенном упадке после ареста его предшественника Епископа Германа (Вейнберга), к тому же в Алма-Ате почти год не было архиерея.
В городе действовало обновленческое митрополичье управление.
Лучшее православное духовенство находилось в ссылках и заключении.
Являющаяся кафедральным собором Никольская церковь хотя и была открыта, но служить в ней было некому.
В то время, пользуясь атмосферой безвластия и анархии, с разных концов страны, и особенно из Сибири, в Алма-Ату стали съезжаться бесприходные священники.
По свидетельству очевидцев, некоторые из них открыто заявляли прихожанам о своем богоотступничестве и неверии в Бога.
В церквах царила полная неразбериха. Не было дисциплины и необходимого послушания даже среди монашествующих. В храмах хозяйничали члены «двадцаток». То и дело из алтарей пропадали ковры, чаши и прочие предметы церковной утвари.
Власти сознательно препятствовали возвращению на церковную службу освобожденных из заключения истинных пастырей и стояли на стороне «атеистов в рясе», запрещая применять по отношению к ним всю полноту архиерейской власти.
Епископ Александр сурово обличал обновленцев и священнослужителей, отрекшихся от Церкви.
За принципиальность и строгость, казавшуюся многим чрезмерной, среди духовенства и верующих его иногда называли «Иваном Грозным». Его прямодушие и крепкий морской характер, выработанная во флоте привычка повелительного обращения с подчиненными, очевидно, делали его «грозным» в глазах алмаатинцев, привыкших к кроткому епископу Герману.
В 1936 году был арестован (в частности, был обвинён в «активной борьбе с материализмом как основой революционной теории»).
 

В заключении в лагере

21 августа/03 сентября 1936 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.
Позднее срок заключения был продлён.
Отбывал срок в Ухтинлаге.
Освобожден в марте 1939 года.

 

На покое в Сарапуле

По благословению Митрополита Сергия (Страгородского) Епископ Александр в течение пяти лет находился на покое в Сарапуле, работая инженером на одном из предприятий города.
Здоровье было серьезно подорвано лагерной жизнью; запущенная сердечная болезнь (миокардит) с каждым годом все более давала о себе знать.
Одна из характеристик Владыки сарапульского периода жизни, сохранившаяся в его следственном деле:

 

«Епископ Александр... наказание отбыл. По убеждениям монархист, профашистски настроен... Связь с Сергием поддерживает».

 

На Молотовской и Соликамской кафедре

С 25 августа/07 сентября 1943 года - Епископ Молотовский.
На следующий день принял участие в Архиерейском соборе, на котором Митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом.
В городе богослужения проводились только в одной церкви – Всех святых – на кладбище.
А всего в то время в епархии действовало только девять церквей. Поэтому важнейшим вопросом для архипастыря стало открытие новых приходов.
Добился открытия 38 храмов, в том числе Свято-Троицкой церкви в г. Молотове, ставшей кафедральным собором.
Призывал верующих помогать фронту всеми возможными средствами.
Так, на создание танковой колонны Русской Православной Церкви имени благоверного великого князя Димитрия Донского Епархия пожертвовала 505 тыс. рублей.
09/22 февраля 1945 года возведён в сан Архиепископа Молотовского и Соликамского.
Участник Поместного собора 1945 года.
С каждым днем духовная жизнь в епархии оживлялась.
Власти настороженно и пристально наблюдали за происходящим.
Владыке Александру приходилось работать под жестким контролем уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви.
Действуя смело и решительно, Владыка нередко принимал на службу и переводил настоятелей в другие храмы без согласования с уполномоченным, чем постоянно вызывал его недовольство.
Владыка настойчиво требовал от властей снижения чрезмерно завышенных налогов на храмы, но его заявления неизменно отклонялись.
21 июля/03 августа 1945 года ходатайствовал об отпуске «вследствие расстройства нервов».
Несколько дней он провел в городе Осе на богослужениях, где сильно заболел. Врачи поставили диагноз – правосторонний инсульт.
Поездку на августовскую сессию Синода пришлось отложить.
Во второй половине сентября здоровье Владыки улучшилось настолько, что он смог совершать службы в соборе.
Скончался 10/23 сентября 1945 года.
13/26 сентября Архиепископ Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов) совершил чин погребения иерарха при огромном стечении православного народа.
Проститься с архипастырем приехало все духовенство Епархии: 29 священников и 7 диаконов.
Погребён за алтарем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Молотова.

 

Служившие с ним священники отмечали его удивительную выдержанность и высокую духовную культуру. Владыка никогда не позволял себе делать замечания, одергивать и поучать во время богослужения. Но после каждой архиерейской службы настоятель храма получал маленькие, исписанные бисерным, но очень разборчивым почерком листочки, в которых архиепископ очень вежливо предлагал исправить все подмеченные им ошибки. В случае неисполнения этих указаний следовала новая бумага, затем вызов к архиерею и разговор с глазу на глаз, после которого провинившийся нередко переводился на другой приход.
В общении с пастырями и прихожанами архиепископ Александр никогда не допускал панибратства, всегда держался на высоте. Некоторые за глаза упрекали его за это, что-де «Владыка не свойский, держит нас в ежовых рукавицах»; как и прежде, за строгость и внешнюю выправку его прозывали «флота Его Величества архиерей» или «Преосвященный первого ранга».


Вернуться назад



Реклама

Новости

12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


14.04.2020

Составлен электронный указатель "Село Беляевское с деревнями".


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (1)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика