Святитель Епископ Великопермский и Вологодский Антоний (Алексеев)

 

Святитель Антоний (Алексеев) Дата рождения: 1520-е годы.
Дата смерти: 26 октября/05 ноября 1588 года.

 

Хиротония: архиерейская - 11/21 октября 1586 года.
Канонизация: XVII век.
Епископ Великопермский и Вологодский (1586-1588).
Святитель. Память 26 октября, в Соборах Вологодских и Смоленских святых.

 

В Дорогобужском Болдинском Свято-Троицком монастыре

На Великопермской и Вологодской кафедре

Канонизация

Молитвы

 

В Дорогобужском Болдинском Свято-Троицком монастыре

В юном возрасте принял монашеский постриг в Дорогобужском Болдинском Свято-Троицком монастыре, где подвизался под духовным руководством преподобного Герасима Болдинского, воспитываясь в духе благочестия и строгой монашеской жизни. Там же был рукоположен во иеромонаха.
Впоследствии стал третьим игуменом Болдинского монастыря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии.
Управлял монастырем с 1569 до октября 1586 года
В его настоятельство, в 1576 году, было переписано завещание-устав основателя обители.
Написал житие своего аввы, преподобного Герасима.

 

На Великопермской и Вологодской кафедре

Когда, после Епископа ВАРЛААМА I освободилась Вологодская и Великопермская кафедра, Антоний был признан достойным занять её «многаго ради добродетельного жития своего».
11/21 октября 1586 года Митрополит Московский и всея Руси Дионисий посвятил его в сан Епископа Великопермского и Вологодского.

 

Святительствовал всего два года, но, как передает его жизнеописатель:

 

"в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение".

 

В последний год его земной жизни близ Вологды произошло чудесное явление благочестивому крестьянину Илариону Владимирской иконы Божией Матери, после чего Святитель послал ключаря Софийского собора священника Иоанна Емельянова на место явления иконы. Впоследствии святитель повелел здесь построить храм и монастырь во имя Пресвятой Богородицы - Заоникиевскую Владимирскую пустынь.

01/11 октября 1588 года Святитель освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Вологодском Софийском соборе.
Уже изнемогая телесно, Владыка Антоний ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию.
В последний день своей жизни Святитель Антоний облачился сам во все святительские одежды, преподал свое архипастырское благословение священному собору, попросил у них прощение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Святых Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так с благословляющей рукой почил о Господе 26 октября/05 ноября 1588 года.
Более трёх недель тело Епископа Антония не было предано земле - ждали, когда из Ростова по благословению Московского Митрополита Святителя Иова прибудет Архиепископ Варлаам для погребения Святителя - но не подверглось тлению.
18/28 ноября 1588 года почивший архипастырь был погребён в Вологодском Софийском соборе на левой стороне на втором месте. На гробе его надпись:

 

"Лета 7096 [1588] г., преставился великий господин, преосвященный Антоний, епископ Вологодский и Великопермский, месяца октября в 26 день".

 

Канонизация

Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса.
В его Житии описаны два чуда, случившиеся в 1598 году: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в первой редакции жития преподобного Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского монастыря, бывший учеником святого Антония, после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание преподобного Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу Святого Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении:

 

"Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех" [6]. Наконец, в рукописной книге "Житие вологодских чудотворцев", хранившейся в Вологодском Софийском соборе, сказано, что "от честного его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя".

 

Сохранилось краткое Житие Святителя Антония, составленное в Вологде в начале XVII века.
Время канонизации и составления тропаря и кондака неизвестно. Святитель упоминается в "Описании о российских святых" конца XVII-XVIII века.
В 1841 году его имя было включено в Собор Вологодских святых.
На сохранившихся иконах XVII-XIX веков Святитель Антоний изображен средовеком, со слегка волнистыми волосами до плеч и клинообразной, раздвоенной на конце бородой средней длины, в фелони, омофоре и митре, иногда с Евангелием в руке. Редким единоличным образом святого является икона конца XVII-начала XVIII века из Вологодской Николаевской Золотокрестовской церкви, в 1930 году, по закрытии храма, поступившая в Вологодский музей-заповедник (ВГИАХМЗ). Образ Святителя Антония присутствует в ряде икон "Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами", где помещён, как правило, в верхнем ряду: напр., на 2 иконах XVIII века - с Евангелием в руках; на иконе того же времени из Спасо-Болотской цекрви Вологды (ВГИАХМЗ); на иконе "Спас обыденный" XIX века (списка с иконы, написанной за один день в 1654 году во время моровой язвы) из Андреевской Фрязиновской церкви Вологды (ВГИАХМЗ). На иконе "Спас Вседержитель, с 32 вологодскими святыми" XVIII века из Троице-Герасимовской церкви Вологды (ВГИАХМЗ) и образе того же века из Николаевской Золотокрестовской церкви Вологды (ВГИАХМЗ) у святого широкая окладистая борода, волосы спадают 2 прядями. В иконописном подлиннике середины XIX века об облике святого сказано: "Надсед, брада аки Василия Великаго, поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския и во омофоре, в руках Евангелие" .
27 августа/09 сентября 1998 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи Святителя и 26 сентября крестным ходом перенесены из Софийского собора в храм Святителя Николая во Владычной слободе Вологды.

 

Молитвы

Тропарь, глас 4

 

Иже от юности, Богомудре, возследуя Христу во бдениих и в пощениих пребывая, и паству от Бога дарованную ти добре пасый и учений Божественных исполняя и в жизненный путь наставляя: отнюду же и архиерейства саном почтеся, церковь и люди возвеселил еси; и по преставлении своем чудес лучи испущаеши, недугом с верою приходящим исцеление подая, и слепу младенцу свет дарова, Угодниче Христов, святителю Антоние, предстоя престолу Христову с лики Ангельскими, с ними же моли Его о нас, притекающих к честной твоей раце, получити от Него оставление грехов и велию милость.

 

Кондак, глас 8

 

Возвеселися, Христова честная Церковь, приимши тя в недра своя пастыря и учителя; мы же вернии людие прославляем Подавшаго ти благодать неоскудну, яже твориши преславная чудеса от честныя сия раки. Тем, святителю, не престай моля Христа, Ему же угодил еси, о нас хвалящих и чтущих тя, к честней раце твоей притекающих, подати милость зде и в день судный, да зовем ти: радуйся, святителю Антоние, граду нашему похвала и утверждение!


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика