Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Борис (Шипулин)

 

Борис (Шипулин), Архиепископ Ташкентский и СреднеазиатскийДата рождения: 27 декабря 1876 года/08 января 1877 года.
Место рождения: г. Вельск, Вологодская губерния.
Дата смерти: 10/23 февраля 1938 года.
Место смерти: г. Ташкент.

 

Постриг: 1900 год.
Хиротония: диаконская - 14/27 января 1901 года,
иерейская - 31 марта/13 апреля 1901 года,
архиерейская - 24 июня/07 июля 1912 года).
Епископ Винницкий, викарий Подольский (1912-1914),
Епископ Балтский, викарий Подольский (1914-1915),
Епископ Чебоксарский, викарий Казанский (1915-1918),
Епископ Киренский, викари Иркутский (1918-1921),
Епископ, с 1927 года - Архиепископ Уфимский и Мензелинский (1921-1927),
Архиепископ Тульский и Одоевский (1927-1929),
Архиепископ Кадниковский, викарий Вологодский (1929-1932),
Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский (1935-1937).
Кандидат богословия.

 

Происхождение

В миру Владимир Павлович Шипулин.
Родился 27 декабря 1876 года/08 января 1877 года в г. Вельске Вологодской губернии в семье бухгалтера Вельского уездного казначейства коллежского секретаря Павла Михайловича и Лидии Васильевны Шипулиных.
Два его брата, Василий и Сергей, впоследствии стали священниками.

 

Образование

В 1886 году окончил начальную школу в Устюге.
В 1890 году окончил Вологодское Духовное училище по 1-му разряду, в 1896 году - Вологодскую Духовную Семинарию по 1-йму разряду.
В 1900 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

 

Московская Духовная Академия

В 1900 году по окончании Академии определен помощником инспектора той же академии и пострижен в монашество.
14/27 января 1901 года посвящен в сан иеродиакона, а 31 марта/13 апреля 1901 года - во иеромонаха.

 

Курская Духовная Семинария

06/19 сентября 1902 года назначен инспектором Курской Духовной Семинарии.

 

Псковская Духовная Семинария

В 1904 году переведен на должность ректора Псковской Духовной Семинарии и возведен в сан архимандрита.

 

Московский синодальный храм Двунадесяти Апостолов

В 1905 году перемещен на должность синодального ризничего и настоятеля Синодальной Двунадесяти Апостолов церкви в Московском Кремле.

 

В Московском Новоспасском монастыре

В 1906 года назначен настоятелем Московского Новоспасского монастыря, где пробыл до 1909 года.
Благодаря усилиям архимандрита Бориса в монастыре были отремонтированы Знаменский, Преображенский и Екатерининский храмы, Покровский собор, братский корпус, заново отделаны Сергиевская церковь, колокольня и святые врата. Многое сделал для восстановления монастырской жизни, упорядочения богослужения, организовал беседы с прихожанами.
С 30 октября/12 ноября 1906 года - благочинный ставропигиальных монастырей.
В 1907-1908 годах - почетный член "Союза русского народа" в Москве.
03/16 марта 1909 года в Новоспасском монастыре под председательством архимандрита Бориса состоялось собрание настоятелей всех ставропигиальных монастырей, на котором обсуждалось состояние монастырских школ для послушников. В соответствии с принятыми на собрании решениями многие закрытые ранее школы были восстановлены, в тех, где проводились занятия, был наведен порядок.

 

Московская Духовная Семинария

16/29 сентября 1909 году назначен ректором Московской Духовной Семинарии.

 

На Винницкой кафедре

24 июня/07 июля 1912 года в Московском храме Христа Спасителя посвящен в сан Епископа Винницкого, викария Подольского.
Хиротонию совершили Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Архиепископ Алексий (Опоцкий), бывший Тверской и Кашинский, Московские викарии - Можайский Василий (Преображенский), Серпуховский Анастасий (Грибановский), Волоколамский Феодор (Поздеевский) и другие архипастыри, пребывающие в Москве.

 

На Балтской кафедре

14/27 февраля 1914 года назначен Епископом Балтским, вторым викарием Подольским.
На этой кафедре пробыл до 1915 года.

 

На Чебоксарской кафедре

12/25 февраля 1915 года назначен Епископом Чебоксарским, вторым викарием Казанским.
Будучи на этой кафедре, состоял настоятелем Казанского Кизического третьеклассного необщежительского монастыря.
В мае 1917 года принял участие в заочном избрании семи архиереев для участия в трудах Предсоборного Совета, указав среди кандидатов имя Архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова).
26 июля/08 августа 1917 года на II Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев) в Нижнем Новгороде Епископ Чебоксарский Борис (Шипулин) избран кандидатом во Епископа единоверческого для Казанского единоверческого округа (в составе епархий Повольжья), применительно к предполагавшемуся учреждению на Всероссийском Церковном Соборе митрополичьих округов и открытию в них единоверческих епископий.
Был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов как заместитель Митрополита Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого).
В сентябре 1918 года оставил Казань вместе с отступавшими частями белочехов.
После стремительного наступления войск адмирала А.В.Колчака и освобождения Урала от большевиков, назначен также временным управляющим Пермской и Кунгурской Епархией.
Совершая поездку по Пермской и Кунгурской Епархии, Епископ Борис посетил Белогорский Никольский монастырь, а также Серафимо-Алексеевский скит, где ему рассказали о зверском убиении красноармейцами многих насельников.

 

На Киренской кафедре

11/24 декабря 1918 года участвовал в отпевании Архиепископа Иркутского и Верхоленского Иоанна (Смирнова) в Иркутском Вознесенском монастыре.
В 1919 году назначен Епископом Киренским, викарием Иркутским, и настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске.
Летом 1920 года Епископ Борис освятил храм в селе Улан-Горхон Иркутской и Верхоленской Епархии.
В начале 1921 года власти закрыли Иркутский Вознесенский монастырь, настоятелем которого являлся Епископ Борис, в присутствии Епископа были кощунственно вскрыты мощи Святителя Иннокентия Иркутского.

 

На Уфимской и Мензелинской кафедре

Не ранее середины сентября 1921 года указом Патриарха Тихона назначен Епископом Уфимским и Мензелинским.
Прибыл в Уфу около 24 февраля/09 марта 1922 года.

 

Арест и заключение в Перми

05/18 октября 1922 года арестован в Уфе в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.
Следствие проходило в Перми, т.к. власти боялись, что верующие Уфы окажут поддержку своему архиерею.
Доказать участие Владыки в сопротивлении изъятию не удалось, и Епископ Борис был обвинен в "организации белых банд, моральной и материальной поддержке правительства адмирала Колчака".
06/19 января 1923 года Пермским губсудом был приговорен к семи годам принудительных работ с заключением в Пермском исправдоме со строгой изоляцией.
По амнистии срок был сокращен до двух лет, с зачетом предварительного заключения.
К концу 1923 года был освобожден.

 

На Уфимской и Мензелинской кафедре (вновь)

Вернулся в Уфу.
Активно противодействовал обновленческому расколу в Уфимской и Мензелинской Епархии.
19 января/03 февраля 1924 года постановлением Святейшего Синода возвращен к управлению Уфимской и Мензелинской Епархией.
07/20 февраля 1924 года под давлением ОГПУ обратился с прошением об увольнении на покой от управления Уфимской и Мензелинской Епархией "вследствии крайне расстроенного здоровья и нервного потрясения (следствие тюремного заключения) и впредь до выздоровления с правом проживания в семье ближайших родственников в Харьковской губернии".
Есть основания утверждать, что Епископа Бориса вынудили написать прошение органы ОГПУ, пригрозившие ему в противном случае не почетной ссылкой в теплые края в Харьков, а иными мерами воздействия.
Прошение было удовлетворено 16/29 февраля, однако из Уфы он не выехал.
Официально Епископ Борис оставался Уфимским и Мензелинским по 1927 год, а правящим архиереем был Иоанн (Поярков) на правах временно управляющего Епархией.
В начале марта 1924 года Епископ Борис возглавил общину Воскресенского кафедрального собора, отказавшуюся от подчинения обновленческому архиерею и вернувшуюся в Патриаршую Церковь.
01/14 апреля 1924 года вступил в управление Уфимской и Мензелинской Епархией.
20 мая/02 июня 1924 года съездом духовенства и мирян Екатеринбургской Епархии (обновл.) выдвинут для избрания Епископом Екатеринбургским (обновл.), но категорически отказался участвовать в выборах, сославшись на болезнь.
24 октября/06 ноября 1924 года обратился с заявлением в ВУЦИК, в котором признал "свои прежние ошибки, повлекшие к начальному раздору в недрах церкви и к вынужденным мерам со стороны органов советской власти", и объявил об окончательном отмежевании от Патриарха Тихона.
Однако вскоре принес покаяние и к началу 1925 года вновь находился в Патриаршей Церкви (по утверждению уфимских обновленцев).

 

В ссылке в Харькове

Был сослан в Харьков, ссылку отбывал до 1927 года.
К 1926 году - временно управляющий Каменец-Подольской Епархией.
16 февраля/01 марта 1926 года подписал суждение группы украинских архиереев, во главе с Епископом Прилукским, викарием Полтавским Василием (Зеленцовым), о раздорнической деятельности главы "григорианского раскола" Архиепископа Екатеринбургского и Ирбитского Григория (Яцковского) и единомысленных с ним архиереев.
27 февраля/12 марта того же года подписал "Обращение украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию по вопросу об осуждении организаторов ВВЦС", в котором поддержал все мероприятия Митрополита Сергия в отношении раскольнического ВВЦС.
В конце 1926 - начале 1927 года принимал участие в тайных выборах Патриарха, поддержал кандидатуру Митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова).
 

На Тульской и Одоевской кафедре

С 14/27 сентября 1927 года - Архиепископ Тульский и Одоевский.
02/15 декабря 1927 года был арестован по обвинению в "участии в церковно-монархической группе епископа Зеленцова на Украине", а также в участии в нелегальных выборах Патриарха, в произнесении в Туле резких антисоветских проповедей на тему "о гонении Соввласти на веру и церковь", в поминовении за упокой за богослужениями "убиенных Николая и Александры Романовых, воина Александра (Колчака)" и прочее.
24 февраля/09 марта 1928 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем года концлагере, считая срок с 02/15 декабря 1927 года.

 

В заключении в Соловецком лагере

Был заключен в Соловецкий лагерь особого назначения.
11/24 октября 1929 года был досрочно освобожден постановлением Коллегии ОГПУ с запрещением проживания в Москве, Ленинраде, означенных областях, Киеве, Харькове, Одессе, означенных округах, Северо-Кавказском крае и погранполосе (т.е. в 6 населенных пунктах и погранполосе), с прикреплением к Вологодской области, сроком на 3 года.

 

В ссылке в Вологодской области

01/14 декабря 1929 года был отправлен в ссылку в село Тюребери Тотемского уезда Вологодской области.

 

На Кадниковской кафедре

Не ранее конца октября 1929 года был назначен Архиепископом Кадниковским, викарием Вологодским.

26 февраля/10 марта 1932 года, ввиду окончания срока административной высылки, указанием начальника СПО ОГПУ СССР разрешено свободное проживание в СССР.

 

27 апреля/10 мая 1934 года как "архиепископ бывший Тульский" в числе других архиереев, не членов Синода, подписал циркулярный указ Московской Патриархии № 804 о новом титуле Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Горьковского Сергия ("Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский") и о порядке поминовения за богослужениями высшей церковной власти Российской Церкви.
08/21 мая 1934 года назначен Архиепископом Тобольским и Сибирским, но в управление не вступал.
08/21 мая 1935 года назначен Архиепископом Томским и Алтайским, но 27 мая/09 июня того же года назначение было отменено.
В январе 1936 года назначен Архиепископом Петрозаводским и Олонецким. В управление Епархией не вступал.

 

На Ташкентской и Среднеазиатской кафедре

В конце 1936 или в начале 1937 года прибыл в ссылку в Ташкент.
13/26 февраля 1936 года был назначен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру, служил в часовне иконы Божий Матери "Всех скорбящих Радость" на городском кладбище в Ташкенте.
По воспоминаниям православных жителей Ташкента,

«владыка Борис, несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: «Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон». Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им».

 

Поддерживал общение с находившимися в ссылке в Средней Азии Митрополитом Кириллом (Смирновым), который считал Архиепископа Бориса своим "тайным соратником", и Митрополитом Иосифом (Петровых).
В конце 1936 года, согласно завещанию Митрополита Крутицкого, викария Московского Петра (Полянского), права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому). Сохранилось письмо неизвестного автора к Архиепископу Борису, в котором разъяснялась ситуация, сложившаяся вокруг перехода местоблюстительства к Митрополиту Сергию. Это письмо Владыка Борис переслал Епископу Алма-Атинскому и Туркестанскому Тихону (Шарапову) в качестве приложения к своему письму, в котором поддержал переход высшей церковной власти к Митрополиту Сергию и благодарил Епископа Тихона за присланную ему форму поминовения Местоблюстителя.
Несмотря на запреты властей, Архиепископ Борис продолжал нелегально служить и проповедовать, вёл аскетический образ жизни.
В мае 1937 года был вызван в ГПУ на встречу с обновленческим «митрополитом Ташкентским» Иоанном (Звёздкиным), во время которой Владыке Борису предложили присоединиться к обновленцам и стать «митрополитом всей Средней Азии». Он отказался.
11/24 июля 1937 года был арестован по обвинению в "монархической агитации среди церковников, высказывании недовольства советской властью и ее политикой, контрреволюционных клеветнических взглядах о внутреннем экономическом положении СССР, создании к/р церковного центра, в который входили 2 священника, служивших в кладбищенской часовне, 3 мирянина, архим. Валентин (Ляхоцкий) и епископ Лука (Войно-Ясенецкий)".
По делу были арестованы 58 чел. Все обвиняемые признали себя виновными, кроме Епископа Луки, ложные показания на которого дал в т.ч. и Архиепископ Борис.
К ноябрю 1937 года следствие установило «членство» Архиепископа Бориса в рядах английской разведки.
25 января/07 февраля 1938 года тройкой НКВД Узбекской ССР был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 10/23 февраля 1938 года в Ташкенте.


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика