Епископ Ставропольский и Кубанский Лев (Черепанов)

 

 

 

Епископ Ставропольский и Кубанский Дев (Черепанов)

Дата рождения: 05/17 августа 1888 года.
Место рождения: Полевской завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния.
Дата смерти: 25 ноября/08 декабря 1937 года.
Место смерти: Ленинградская область.

 

Постриг: 1918 год.
Хиротония: диаконская - 10/23 июля 1910 года,
иерейская - 15/28 июля 1910 года,
архиерейская - 26 января/08 февраля 1923 года.
Епископ Нижнетагильский (1923-1927),
Епископ Алма-Атинский и Туркестанский (1927-1929),
Епископ Ставропольский и Кубанский (1933-1934).

 

Происхождение

В миру Леонид Всеволодович Черепанов.
Родился 05/17 августа 1888 года в Полевском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии в семье священника Всеволода Михайловича Черепанова.
Леонид был старшим ребенком в семье Черепановых, кроме него было еще семь детей.

 

Образование

В 1896 году поступил в Нижнетагильскую церковно-приходскую школу, после окончания которой поступил в Екатеринбургское Духовное училище, где проучился три года, после этого был переведен в Пермское Духовное училище, а затем стал обучаться в Пермской Духовной Семинарии.
26 сентября/09 октября 1908 года Епископом Пермским и Соликамским НИКАНОРОМ (Надеждиным) посвящён в стихарь.
13/26 июня 1909 года окончил курс Пермской Духовной Семинарии по 2-му разряду.

 

В Пермской и Соликамской Епархии

Пермская Духовная Консистория

Поступил на службу в Пермскую Духовную Консисторию столоначальником, но, как сам он вспоминал позднее, «не имея пристрастия к канцелярской работе», скоро оставил эту службу.

 

Пермский Успенский женский монастырь

15/28 октября 1909 года назначен псаломщиком к Пермскому Успенскому женскому монастырю.

 

Рождество-Богородицкая церковь Мотовилихинского завода Пермского уезда

12/25 января 1910 года переведён псаломщиком к Рождество-Богородицкой церкви Мотовилихинского завода.
11/24 июня 1910 года вступил в брак с Александрой Ивановной Кичигиной, отец которой был служащим у графа Строганова. У них родилось трое детей, но все они умерли во младенчестве.

 

Успенский собор г. Оханска

10/23 июля 1910 года Епископом Пермским и Соликамским ПАЛЛАДИЕМ (Добронравовым) посвящён в сан диакона, 15/28 июля - в сан священника с назначением на 2-е место священника к Успенскому собору г. Оханска, с откомандированием для служения в приписной Александро-Невской тюремной церкви.
С июля 1910 года состоял членом Оханского уездного отделения Епархиального Училищного Совета.
С 01/14 октября 1910 года состоял законоучителем Оханского женского училища.
06/19 мая 1911 года награждён набедренником.
11/24 октября 1911 года перечислен на 1-е место священника к Успенскому собору г. Оханск.
С октября 1911 года состоял законоучителем в Оханской местной команде.
В походах против неприятеля и в самих сражениях не был.
Взысканиям не подвергался, под судом и следствием не состоял и не состоит.
Поведения отличного, по должности исправен.
Очередные поучения говорил импровизациею. Собеседования вёл и в училищах занимался с усердием.
Недвижимого имения не имел.
В семействе у него была жена Александра Иоанновна.

 

В городе Перми

В 1913 году он был переведен для служения в Пермь и одновременно стал казначеем училищного совета «Всероссийского братства трезвения»

 

В Екатеринбургской и Ирбитской Епархии

Богородице-Скорбященская церковь Богородице-Скорбященского женского монастыря Нижне-Тагильского завода

Осенью 1914 года переведен на место своего отца Всеволода Михайловича Черепанова в церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Богородице-Скорбященского женского монастыря в Нижне-Тагильском заводе.
Здесь он также стал законоучителем в монастырской школе.
Избирался Благочинным Тагильского округа.
Овдовев в 1918 году, был пострижен в монашество.
Был одним из самых горячих и энергичных проповедников Нижнего Тагила, знатоком церковного пения.
В начале 1920-х годов приложил немало усилий, пытаясь препятствовать закрытию Богородице-Скорбященского монастыря.

 

Вместе со своим отцом, протоиереем Всеволодом Черепановым, активно боролся с обновленческим движением.
После ареста в августе 1922 года Архиепископа Екатеринбургского и Ирбитского Григория (Яцковского) многие, в том числе лучшие, храмы Епархии стали передаваться обновленцам.
В связи с этим остро встал вопрос об образовании Нижнетагильской кафедры, который поднимался ещё весной 1922 года, но решен не был.
06/19 декабря 1922 года на чрезвычайном собрании духовенства и мирян Нижнего Тагила постановили избрать его Епископом Нижнетагильским.
Ввиду отсутствия в Нижнем Тагиле архиерея, собрание решило послать Леонида Черепанова в Уфу для епископской хиротонии к Архиепископу Уфимскому и Мензелинскому Андрею (Ухтомскому) и его викарию Епископу Златоустовскому Николаю (Ипатову) как ближайшим епископам старого поставления.

 

На Нижнетагильской кафедре

Прибыв в Уфу, был пострижен в мантию с именем Лев, и 26 января/08 февраля 1923 года в Уфе посвящён в сан Епископа Нижне-Тагильского.
Хиротонию совершили Архиепископ Андрей (Ухтомский) и Епископ Николай (Ипатов).
После хиротонии Епископ Лев стал сплачивать православные силы для борьбы с обновленчеством.
Вскоре к епископу Льву примкнули многие приходы Екатеринбургской и Пермской Епархий.
В июне 1923 года был арестован.
Находился в заключении в Москве в Бутырской тюрьме.
В обвинительном заключении, в частности, говорилось:

 

«Деятельность еп. Льва против обновленцев простирается на весь Урал и Приуралье. К нему присоединились города Шадринск, Оханск, Оса и даже Екатеринбург. Эти города посылают к епископу Льву своих делегатов для личных с ним переговоров… Слова и речи епископа Льва развозятся делегатами по всему Уралу и делаются достоянием народа. Дело епископа Льва, как старорежимного архиерея, врага всяких новшеств, растёт, ширится и укрепляется…».

 

В ссылке в Средней Азии

01/14 декабря 1923 года постановлением коллегии ОГПУ был приговорён к трём годам ссылки в Хиву.
Распоряжением Ташкентского ГПУ его направили в г. Казалинск Казахской АССР.
Осенью 1924 года переведен в г. Теджен Туркменской ССР.
С осени 1925 года до 1926 года находился в ссылке в городе Полторацке (ныне - Ашхабад), где служил в церкви регентом. Вместе с Владыкой Андрем (Ухтомским), также находившемся в ссылке в Средней Азии, участвовал в мае 1925 года в тайных епископских хиротониях.

 

В г. Казани

Отбыв приговор он получил на три года дополнительное ограничение: лишение права проживания в городах Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону и на Урале. Епископ Лев избрал для себя местом жительства Казань, где служил в Свято-Успенском Зилантовом монастыре
По некоторым данным, одно время находился в оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания последним Декларации 1927 года.

 

На Алма-Атинской и Туркестанской кафедре

Осенью 1927 года получил от Митрополита Сергия (Страгородского) назначение на новообразованную Алма-Атинскую и Туркестанскую кафедру.
До этого в Алма-Ате в течение девяти лет не было правящего православного архиерея (после гибели Епископа Пимена (Белоликова)), а в Алма-Ате служили только обновленческие епископы. Отсутствие в Семиречье архиерея, держащего строго православную линию, активные действия обновленцев, давление большевистской власти, поддерживающей раскольников, расправы над духовенством и массовые убийства мирян вызвали в Епархии настроения, доведенные до степени анархии, и смятение в душах пастырей и пасомых.
Епископ Лев укреплял свою паству, произнося с церковного амвона проповеди, исполненные духа ревности, любви и преданности Православной Церкви, противостоял закрытию и осквернению православных храмов, посещал горные скиты, назидая своей беседой монашествующих. Продолжал борьбу с обновленчеством, противостоял закрытию православных храмов.
08/21 июля 1929 года был арестован в Алма-Ате.
Ему ставили в вину проповедь, в которой он, в частности, говорил:

 

«Нынешний день установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Мы в настоящее время забыли про них, про этих героев духа. Мы увлеклись другими героями — героями современности: героями воздухоплавания, героями цирка, театра, музыки. Героями Льва Толстого и Максима Горького. Знаем их отлично, рассуждаем, разбираем их. Увлечены чтением Карла Маркса, Энгельса, Ленина, — цитируем их, а героев духа забыли».

 

Кроме того, он был обвинён в организации протеста против закрытия храма Святителя Алексия Московского, которое было произведено в нарушение закона по устному требованию местных властей.

 

В заключении в лагерях

21 октября/03 ноября 1929 года Особым совещанием коллегии ОГПУ по Казахской АССР приговорён к трём годам заключения в лагере.
К этому же сроку лишения свободы был приговорён настоятель храма Святителя Алексия Московского протоиерей Алексий Марковский, а староста этого храма Ефим (Евфимий) Шпак был выслан на три года.
Этапирован в город Котлас Архангельской области на Коржинский лесозаготовительный пункт, где был на различных хозяйственных работах, затем вместе с другими заключенными занимался разгрузкой бревен и укладкой их в штабеля, а после был переведен в лазарет на должность медбрата и делопроизводителя.
В апреле 1930 года переведён на ту же должность в город Сольвычегодск Котласского района Архангельской области, затем он был выслан в Марийские лагеря, откуда осенью 1930 года переведен в Нижегородские лагеря на работы по разброске торфа.
В начале зимы 1931 года направлен статистиком в Беломоро-Балтийский лагерь.
В конце апреля 1932 года по зачету рабочих дней получил досрочное освобождение.

 

В г. Нижнем Тагиле

Вернулся в Нижний Тагил к своему отцу.
Ввиду перенесённых в лагерях лишений и физических нагрузок Владыка Лев заболел тяжёлой формой сыпного тифа, и ему потребовалось несколько месяцев для его излечения.
В мае 1933 года он лично просил Архиепископа Макария (Звёздова) доложить Митрополиту Сергию (Страгородскому), что он хотел бы получить назначение на ту или иную кафедру.

 

На Ставропольский и Кубанской кафедре

С 11/24 августа 1933 года - Епископ Ставропольский и Кубанский.
Прибыл в Ставрополь 18 сентября/01 октября 1933 года.
С присущей ему энергией он взялся за восстановление религиозной жизни Ставропольской и Кубанской Епархии и продолжил борьбу с обновленчеством, чем вызвал уважение со стороны духовенства и мирян и раздражение властей, не были заинтересованных в укреплении позиций Патриаршей Церкви.
В 1934 году вновь арестован.

 

В заключении на Соловках

18/31 августа 1935 года приговорён по ст.ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к 5 годам исправительно-трудового лагеря.
В 1935-1937 годах находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).
В 1937 году переведён в лагере на тюремный режим.
28 октября/10 ноября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД Ленинградской области приговорён к высшей мере наказания.
26 января/08 декабря 1937 года был расстрелян в Ленинградской области вместе со многими другими заключенными, в том числе священником Павлом Флоренским, прибывшими этапом из Соловков и похоронен в общей могиле.

 

29 июня/12 июля 1989 года реабилитирован прокуратурой Ставропольского края по приговору 1935 года.
03/16 января 1995 года на основании Закона Республики Казахстан от 01/14 апреля 1993 года реабилитирован Генеральной прокуратурой Республики Казахстан по приговору 1929 года.


Вернуться назад



Реклама

Новости

12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


14.04.2020

Составлен электронный указатель "Село Беляевское с деревнями".


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (1)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика