Священномученик Архиепископ Вологодский и Тотемский Стефан (Знамировский)

 

Стефан (Знамировский), Архиепископ Вологодский и ТотемскийДата рождения: 1878/1879 год.
Место рождения: г. Ирбит, Пермская губерния.
Дата смерти: 05/18 марта 1942 года.
Место смерти: близ г. Сыктывкара.

 

Хиротония: иерейская - 1920 год,
архиерейская - 30 августа/12 сентября 1924 года.
Постриг: неизвестно.
Канонизация: 31 июля-13 августа/13-26 августа 2000 года.
Епископ Шадринский, викарий Свердловский (1924-1926),
Епископ Калужский и Боровский (1927-1928),
Епископ Вятский и Слободской (1928-1930),
Епископ Ульяновский (1933),
Епископ, с 1934 года - Архиепископ Вологодский и Тотемский (1933-1936).
Кандидат богословия.
Священномученик.

 

Происхождение

В миру Николай Иванович Знамировский.
Родился в 1878 или 1879 году в г. Ирбите в семье чиновника - мирового судьи.
Когда Коле не было еще и девяти лет, умер отец. Мать постаралась дать сыну образование и вывести в люди.

 

Образование

В 1900 году окончил Пермскую Духовную Семинарию.
В 1904 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
Во время обучения в Академии окормлялся у известного старца - схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

 

Пермская Духовная Семинария

С 07/20 октября 1904 года служил преподавателем греческого языка в Пермской Духовной Семинарии.
Затем в 1908-1916 годах служил инспектором в Семинарии, где приобрел множество почитателей как проповедник и духовный собеседник.
С 15/28 августа 1917 года по 1918 год Николай Иванович был избран от мирян Пермской и Кунгурской Епархии членом Всероссийского Поместного Собора в Москве, избравшего Патриарха Тихона.
Во время Поместного Собора он неоднократно сослужил Епископу Пермскому и Кунгурскому Андронику (Никольскому) в маленькой церкви Спаса-на-Бору у раки Святителя Стефана Пермского.
Владыка Андроник служил один, без диакона, а пели его спутники-пермяки – архимандрит Матфей (Померанцев), Андрей Гаврилович Куляшов и Николай Иванович Знамировский.
Промыслительно, что впоследствии он принял монашество с именем Стефана (в честь Стефана Пермского).
В 1919 году - ректор Пермской Духовной Семинарии.
В том же году отступил с Белой армией в Сибирь.

 

В Омске

В целибатном состоянии рукоположен в сан священника и с 1920 года служил в г. Омске на приходе, возведен в сан протоиерея.
Годы возведения в сан протоиерея и пострижения в монашество неизвестны.

 

В Шадринске

С 1921 года (по другим данным - с 1923 года) служил в г. Шадринске.
В 1923 году арестовывался по делу Епископа Нижнетагильского Льва (Черепанова) и переведен в Москву.
Но вскоре освобожден по амнистии.

20 мая/02 июня 1924 года съездом духовенства и мирян Екатеринбургской Епархии (обновл.) выдвинут для избрания Епископом Екатеринбургским (обновл.), но категорически отказался участвовать в выборах.

 

На Шадринской кафедре

30 августа/12 сентября 1924 года Патриархом Тихоном посвящен в сан Епископа Шадринского, викария Свердловского.
В 1926 году прибыл в Пермь в качестве временноуправляющего Пермской Епархией.
Пользовался большим влиянием среди духовенства и паствы.
В этот период он выпустил обращение к пастве, в котором запрещал верующим вступать в переговоры с обновленцами. Его обращение вместе с обращением Ленинградских епископов и посланием Митрополита Крутицкого Петра (Полянского) было прочитано представителями православных, которые, по приглашению обновленцев, явились на собрание 13/26 августа 1925 года, "для обмена мнениями по вопросу о соборе и выборам на него",- как пишет проф. Титлинов.
Конечно, для местных жителей это обращение своего, известного епископа имело не меньшее, если не большее значение, чем два остальные. Тот же проф. Титлинов вынуден признать, что "в селах и заводах замечалось тяготение к собору, но ввиду таких "обращений" это тяготение подавлялось". Вследствие этого православные уклонились от участия в предсоборной работе за исключением тех, которые взяли на себя обязанность заявить на соборе общее мнение паствы Епископа Стефана.
"Прочитав эти документы, - продолжает проф. Титлинов, - представитель староцерковников сказал, что добавить к ним он ничего не может, их долг повиноваться, а потому разговоров о выборе на собор быть не может".
С 1926 года по 16/29 сентября 1927 года временно управлял Свердловской и Ирбитской Епархией.
05/18 сентября 1926 года арестован Шадринским отделом ГПУ и обвинен в «контрреволюционной деятельности».
Четыре месяца он провел в свердловской тюрьме, но, по-видимому, обвинения были настолько беспочвенны, что 01 (14) января 1927 года приговорили его по статье 58-5 УК РСФСР к трем годам лишения права проживать в крупных городах и на Урале.
Фактически же его сослали в Казань.

 

На Калужской и Боровской кафедре

16/29 сентября 1927 года был назначен Епископом Калужским и Боровским.
Управлял Епархией по 27 июня/10 июля 1928 года.
С 14/27 июля 1928 года Заместителем Патриаршего местоблюстителя Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Сергием (Страгородским) запрещен в священнослужении.
Последний год высылки отбывал в Вятке.

 

На Вятской и Слободской кафедре

С 11/24 апреля 1929 года - Епископ Вятский и Слободской.
В том же году арестован и 05/18 сентября 1930 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден по ст. 58-13 УК РСФСР на три года заключения в лагере. 

 

В заключении

Отбывал заключение в г. Соликамске, в Уральском лагере особого назначения.
Отбыв срок заключения в Красновишерском лагере, в 1933 году прибыл в г. Ульяновск.

 

На Ульяновской кафедре

С 03/16 июня 1933 года - Епископ Ульяновский.

 

На Вологодской и Тотемской кафедре

С 22 сентября/05 октября 1933 года - Епископ Вологодский и Тотемский.
10/23 марта 1934 года возведен в сан Архиепископа.

 

В заключении

12/25 сентября 1935 года арестован.
Обвинение снова – в «руководстве контрреволюционной организацией».
Только на сей раз приговор оказался более суровым: 5 лет заключения в лагере по статье 58-10 УК РСФСР.
Виновным себя не признавал, и после доследования обвиненный уже в «антисоветской деятельности» вместо лагерей получил 5 лет ссылки в Северный край.
Поселился вместе келейником в селе Тентюково блих г. Сыктывкара у своей племянницы Анны Тимофеевны Рогозиной. 
01/14 июня 1938 года его снова арестовали. Обвинили в том, что он «на устраиваемых контрреволюционных сборищах ставил вопрос о необходимости объединения церковников всех течений для организованной борьбы с Советской властью. Имел связь с участниками контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой «Священная дружина», ликвидированной в начале 1937 года».
Находился три года в Верхне-Човской колонии.
В июне 1941 года был освобожден, но через два месяца снова арестован по обвинению: «отбывая данное ему по суду наказание, как меру социальной защиты, в Верхне-Човской ИТК с 1939 по июнь 1941 года, проводил контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду, направленную на поражение существующего строя СССР и восстановление капиталистического строя и религии. И так как, в силу совершенных им преступлений, обвиняемый может скрыться от следствия и суда, избрать мерой пресечения содержание его под стражей в СИЗО Верхне-Човского ИТК».
В анкете обвиняемого отмечены особые приметы: высокий рост, волосы седые. При аресте была изъята книга Иоанна Златоуста.
Допросы проводились в основном в вечернее и ночное время. Так, 06/19 сентября 1941 года допрос начался в 23 часа 20 минут, окончился в 00 часов 45 минут.

 

Вопрос следователя:
– Признаете ли вы себя виновным?
Ответ:
– Виновным себя не признаю.
– Заключенную Потапову Пелагею Александровну вы знали?
– Фамилии такой даже не слышал.
– Через Потапову вы возглавляли контрреволюционную группу?
– Никакой контрреволюционной группой не руководил и не знаю о ее существовании.
– Вас изобличают свидетели.
– Виновным себя не считаю, показания свидетелей считаю ложными…

 

Свидетели же показывали, что Знамировский дружил с Потаповой П.А., вел с ней контрреволюционные разговоры, делился получаемыми посылками и они всегда защищали друг друга. И что Потапова говорила: «Если что случится, я ни за что не выдам Знамировского, лучше я жизнь покончу, а его не выдам».
И не выдала. На допросах виновной себя не признавала. Неизменно отвечала следователю: «Знамировского я не знаю. Никогда я религиозных сборищ не устраивала и не пела молитв с целью пропаганды религии…»
Другой свидетель - Цыпанов Алексей Петрович из села Визинга - рассказывал:

 

«Знамировского знаю по совместному проживанию в одном бараке В. Чова. Он ежедневно устраивал около своей койки богомолебны. 11 апреля 1941 года говорил, что сегодня Вербное воскресенье и что в этот день Иисус Христос шествовал по Палестине. У заключенных преклонного возраста как духовное лицо пользовался большим авторитетом… В декабре 1940 года благословлял заключенных, уходивших в верхний барак. Перекрестил их и сказал: «Бог вас простит».

 

04/17 октября 1941 года был вынесен приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Коми АССР о применении к Знамировскому Николаю Ивановичу и П.А.Потаповой высшей меры наказания. После этого последовала кассационная жалоба Архиепископа Стефана в Верховный суд:

 

«...Нахожу данный приговор совершенно несправедливым. Прогулов за время пребывания в колонии не было. Свидетель Цыпанов вскоре умер, как дал показания. Власть желает знать правду, а я эту правду ей и говорю: я не виновен - в надежде, что найду в Верховном суде истину и справедливость...»

 

Архиепископ Стефан был расстрелян 05/18 марта 1942 года.

 

Ко времени своей кончины, к неполным 64 годам своей земной жизни, здоровье Владыки Стефана было подорвано многочисленными тюрьмами и лагерями.
Из медицинской справки видно, что он болел хроническим гематозом и варикозным расширением вен.
В акте освидетельствования после расстрела отмечено, что трупы их «зарыты в землю в специально отведенном месте».
Место расстрела и вечного упокоения - кладбище Верхне-Човского ИТК, но точное место расположения могилы не известно.

 

Канонизация

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 июля-13 августа/13-26 августа 2000 года для общецерковного почитания.


Вернуться назад



Реклама

Новости

12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


14.04.2020

Составлен электронный указатель "Село Беляевское с деревнями".


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (1)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика