По-разному сложились судьбы выпускников школы. Одни из них пошли учиться дальше – в техникумы и вузы, благополучно закончили их и работали на ответственных местах. Школа ФЗУ не давала прямой подготовки в вуз, но давала возможность с помощью подготовительных курсов сдавать экзамены для поступления в вузы. Другие взяты были на организационную и политическую работу, а потом тоже поступали в высшие учебные заведения и уходили на квалифицированную работу по той или иной специальности. Некоторые после окончания школы меняли свою специальность; особенно из тех, которые заканчивали школу по «горячему ученичеству». Некоторые оставались на заводе и составили потом ядро заводских квалифицированных рабочих. Некоторые погибли на войне. В кратких словах индивидуально судьбы их можно описать следующим образом.
Абитуриенты школы в основном токари и слесари проучились в школе четыре года и выпущены были по 4-5 разрядам соответствующей специальности.
1. Соболев П. (первый председатель учкома) по окончании школы с 1925 по 1928 г. работал по комсомольской линии; затем работал два года (с 1928 по 1930 г.) пом[ощником] мастера, учился в УПИ и закончил в нём учение в 1935 г. По окончании ин[ститу]-та до 1937 г. работал инженером-конструктором в институте охраны труда, год был на партийной работе, а потом снова работал в ин[ститу]-те охраны труда.
В июне 1941 г. ушёл добровольцем в ряды Советской армии. В течение почти пяти лет (до марта 1946 г.) прошёл целый ряд ответственных военных постов, в 1942 г. получил звание политрука, в 1943 г. звание гвардии капитана, закончил Саратовское танковое училище и высшую офицерскую школу. После демобилизации в марте 1946 г. поступил на должность заведующего отделом механизации ин[ститу]-та охраны труды, а затем зав[едующим] лабораторией техники безопасности, где и работает по настоящее время. Таков жизненный путь первого учкома школы ФЗУ ВИЗа.
2. Деянов Л. Впоследствии получил высшее образование, некоторое время работал главным механиком в термическом цехе завода, а в настоящее время работает преподавателем.
3. Мазеин Б. работал чертёжником проектного отдела ВИЗа. Рано умер.
4. Косолапов по окончании школы учился и работал на видных постах на других производствах.
5. Ипатов был выдвинут на учение по лётному делу, оторвался от завода и работал на других производствах. Признан был негодным на специальность лётчика.
6. Пошляков по окончании школы сразу ушёл работать на другой завод.
7. Галкин Д. работает в настоящее время на заводе. Во время войны был военным лётчиком.
8. Пермяков Ф. некоторое время работал на заводе. Покончил самоубийством (см. выше).
Очень пёстрой была судьба окончивших в первых выпусках «горячее ученичество».
1. Козловский Н. И. Сын ВИЗовского рабочего, он оказался верным заводу и по окончании школы: всю свою жизнь отдал работе на заводе. Ещё в школе у него заметны были качества характера, свидетельствующие о том, что из него получится хороший организатор, а именно: ясный ум, воля, настойчивость и стремление к самоорганизации. Как только организован был в школе кружок НОТ, он в числе первых вступил в него. Как комсомолец он часто выступал на собраниях, и выступления его всегда были принципиальными и выдержанными. Он отличался спокойным настроением, деликатным отношением к товарищам и учителям. Вот почему ещё со времени пребывания его в школе товарищи называли его Николаем Ивановичем. На производстве он в полной мере проявил свои природные и воспитанные в школе черты характера, свой незаурядный талант и был выдвинут на самые ответственные посты. Он работал секретарём партийной организации цеха в самый ответственный момент перехода его на выработку специальных марок стали. Особая заслуга его заключалась в том, что он бдительно следил за деятельностью «варягов» в цехе – немцев, по отношению к которым дирекция завода определённо «грешила» излишней доверчивостью. Когда после Великой Отечественной войны потребовалось кого-либо послать за границу с ответственным поручением, то выбор пал на Н. И. Козловского. Теперь обер-мастер мартена Н. И. Козловский на пенсии. Никто другой из выпускников школы в такой степени не оправдал надежд её (школы), как Козловский, и многогранная деятельность его заслуживает того, чтобы быть подробнее описанной в истории завода.
2. Тюменцев А. – маленький ростом, по своему физическому сложению Алёша, казалось, мало соответствовал работе в мартене. Нельзя сказать, чтобы он и школу закончил блестяще. В школе даже ставился вопрос об его отчислении, потому что у него было что-то неладно с социальным происхождением, но после разбора дела за и против юноше дали возможность пойти на работу в цех и он, вопреки всяким сомнениям, оказался преданным своему делу производственником и был в числе первых рабочих цеха, которые получили за особые заслуги по переводу цеха на выработку специальных сортов стали орден Ленина. Жизнь его рано оборвалась: он погиб на войне.
3-4. Юшков Е. и Пильников В. – первый с перерывами, а второй – непрерывно всё время в цехе на ответственных постах и вышли на пенсию.
5-6. Селиванов Е. и Порошин [Н.] закончили техникум и впоследствии оторвались от ВИЗа.
7. Максимовский С. ушёл в лётчики, участвовал в Великой Отечественной войне, в чине подполковника вышел на пенсию и живёт в Киеве.
8. Китин Н. по окончании школы поступил механиком в Свердловский аэропорт и дослужился там до «чинов больших».
9. Булавин В. в юности ещё заболел туберкулёзом и работал электротехником. Рано умер.
1-2. Иванов и Шибакин по окончании школы не пошли работать в цех, а некоторое время работали в связи: работали в почтовом вагоне экспедиторами. В дальнейшем приспособились к каким-то другим предприятиям.
3. Важенин работал по физкультурной линии, одно время был директором Свердловского стадиона, а в настоящее время работает на стадионе в Первоуральске.
4. Мельков С. работает в настоящее время на заводе токарем.
5. Копылов [В.] после окончания школы поступил в техникум ВИЗа и оторвался от завода.
6. Огарышев [П.] работал в цехе. Погиб на войне.
7. Вишняков С. работал оператором. В настоящее время на пенсии.
8. Ушаков В. работал в цехе. Одно время работал в охране завода. Года три тому назад умер.
9-10. Бухвалов и Птицын.
1. Трошин И. работал в цехе № 2 и вышел на пенсию.
2. Хайдуков [В. И.] в настоящее время работает.
3. Пермяков [Ф.] покончил самоубийством (см. выше).
4. Гуревич Л. по окончании школы поступил работать на Уралмаш.
5. Чепкасов был взят в лётчики, участвовал на Великой Отечественной войне, сейчас на пенсии.
6. Кузьмин А. работал в цехе, был мобилизован. На войне в Пруссии случайно подтравился сливочным маслом и умер уже после возвращения домой.
7. Деянов Д. был мобилизован на работу в совхоз. Рано умер.
8. Соболев работает в настоящее время в цехе № 2.
9. Мажин П. работал в цехе, одно время работал инструктором ФЗО по прокатному делу. Умер.
10-11. Колмогоров С. и Новгородцев [И.] работают в настоящее время в цехе № 2.
12. Векшин Е. был сыном мелкого ремесленника. В школу поступил со слабой подготовкой и учился с большим трудом и настойчивостью. Он отличался высокой дисциплинированностью и целеустремлённостью. По окончании школы поступил в металлургический техникум, который с большим трудом окончил. В течение нескольких лет он был заведующим школой ФЗО. Скоропостижно скончался на работе.
13. Верховец В. был хорошим учеником. Немного с юмористическим складом характера, что свойственно южанину, он отличался трудоспособностью, настойчивостью и скромностью. В отношениях его к преподавателям проглядывали врождённые деликатность и внимание. Во время Великой Отечественной войны ушёл добровольцем и в составе бойцов особой Уральской добровольческой дивизии прошёл славный путь её побед до полного поражения гитлеровской военной машины. Сейчас работает в цехе № 2.
14. Самков по окончании школы не работал в цехе.
15. Рядкин работал в термическом цехе нормировщиком, в настоящее время работает в цехе благоустройства десятником.
16. Петров ушёл добровольцем на войну и погиб.
1. Плеханов П. (первый секретарь комсомольской организации) получил высшее образование. В настоящее время инженер Уралмаша.
2. Белоглазов В.
1. Ермаков И. работает в настоящее время электромонтёром в электрическом цехе.
2. Навроцкая Т. работала обмотчицей. Рано умерла.
3. Тимухин Евлампий был единственным в своём роде «фабзайцем». Работал он в телефонном отделе завода, учили его на электрика, а он интересовался совсем другим, а именно: оперным пением. Голос у него был не плохой, по тембру – лирико-драматический тенор. Как он пристрастился к пению, и кто его подтолкнул на это – осталось не известным. Его приняли в консерваторию на постановку голоса, а потом он кончил Московскую или Ленинградскую консерваторию и уехал в столицу Калмыцкой АССР Элисту певцом в радиокомитет.
1. Медведев В. К. (см. выше «Синяя блуза» и драмкружок) на заводе не работал, а в одном из учреждений города.
2. Смирнов С. работал на Дальнем Востоке и на Урале.
Соболев Л. работал токарем по 5 разряду на ВИЗе по окончании школы ФЗУ с 1925 г. по 1930 г. В апреле 1930 г. фабзавкомом завода был командирован учиться в Северо-Кавказский ин[ститу]-т инженеров-механиков соц[иалистического] земледелия, окончил его досрочно в 1932 г. С этого момента вся его трудовая деятельность проходила по полученной им специальности на Дальнем Востоке и на Урале. С 1-го сентября 1957 г. работает в должности гл[авного] инженера РТС в Арамили.
Трагической была судьба выпускников школы Кукеткова и Зубрицкого. Первый получил высшее образование инженера и утонул, а второй учился в техникуме, заболел спонтанной гангреной, и медленно теряя ноги и руки погиб.
Настоящий очерк не ставит своей задачей нарисовать судьбу всех окончивших школу и тем более подробно их описать, а в нём отмечены только те случаи, которые сохранились в памяти на протяжении 30-35 лет. На основании этого короткого перечня фамилий выпускников школы с указанием их судьбы, можно определить, какие главные факторы влияли на дальнейшую жизнь абитуриентов школы: в числе их были стремление к высшему образованию, к перемене специальности, а особенно большую роль в их судьбе сыграла Великая Отечественная война. Как закономерное явление нужно отметить то, что на заводе после окончания школы оставались работать дети ВИЗовских рабочих, а не остались работать принятые с биржи труда. Наибольшая утечка с завода из числа окончивших школу ФЗУ пала на сутуночный цех, в котором были наиболее тяжёлые условия работы.
Необходимо отметить, что на судьбе школы как нельзя ясно сказалось то положение марксистской диалектики, что сознание в своём развитии не только отстаёт от поступательного движения бытия, а именно: технический прогресс на заводе шёл с такой быстротой, что выпускники приходили в цех, когда новое в нём было и для них новым. Заслуга школы в этом случае определялась тем, что она давала им подготовку, позволяющую быстро сориентироваться в новом и перестраиваться по-новому. Это особенно сказалось на мартеновцах, где с приходом выпускников в цех происходило уже переоборудование цеха. Ярким подтверждением этого и оправданием школы явился подвиг Алёши Тюменцева, за который он получил орден Ленина.
ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 375. Л. 1 об.-131.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям