Любимые игры «бурсаков»*

 

В играх раскрываются характеры и наклонности детей и подростков. По играм можно проследить, откуда шли те или иные влияния на детей и подростков, а также из какой среды они вышли. На играх «бурсаков» больше всего сказалось их деревенское происхождение, а затем влияние традиции и в последнюю уже очередь влияние педагогического воздействия. В основном «бурсаки» в играх были предоставлены самим себе. Естественно игры носили сезонный характер.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 46.

*В «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Игры наших бурсаков» в составе «Автобиографических воспоминаний».

 

I. Игра в солдаты

 

Эта игра была осенью 1897 г. и больше не повторялась, потому, очевидно, что она держалась только на традиции и отмирала, потому что с «бурсы» уходили последние «могикане», носители идеи этой игры. Когда появилась эта игра и чем она была вызвана, об этом история, к сожалению, умалчивает. Вот что представляла эта игра. «Генералом» был ученик 4 кл[асса] Быстрицкий.[1] Не помню фамилии других военных чинов, а рядовыми были больше «приготовишки» и первоклассники. Их обучали строго: «направо», «налево», «равняйсь», «ряды сдвой», «ать», «два», «три».[2] Шагали, [пели] песни!

Запевала: Солдатушки, бравы-ребятушки!

Где же ваши жоны?

Хор: Наши жоны – ружья заряжёны –

Вот где наши жоны.

Запевала: Солдатушки, бравы-ребятушки!

Где же ваши сёстры?

Хор: Наши сёстры – пули востры –

Вот где наши сёстры и т. д.

Надевались погоны, надевали медали и кресты, между прочим, «Георгий». Устраивались парады. На парады являлся «генерал» и кричали: «Здравия желаем, ваше св…во!» Генерал как полагалось весь в орденах и медалях. Как же всё-таки богата детская фантазия!

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 46-48.

 

II. Игра в снежки*

 

Если первая игра была чем-то привнесённым со стороны, то вторая была данной от природы, возникала по велению природы. Первый снег – кто удержится от соблазна сжать его в комок и запустить в кого-либо.[3] Так было всегда и везде, но на бурсе эта игра была упорядочена, и ей придан был военный характер. Идея такой организации игры в снежки принадлежала нашему надзирателю Ивану Николаевичу Ставровскому и, по его признанию, у него самого возникла в голове под влиянием его наблюдений за нашей игрой в солдаты. Там, в той игре, была «шагнетика», «смотры», и у Ивана Николаевича естественно из наблюдений над этим родилась мысль продолжить эту игру в военные действия. Нельзя не согласиться, что это было логично.

Двор у нас был обширный, и на нём можно было строить любые «фортеции», а военные действия развёртывать на громадном поле. И вот были возведены две снежных крепости: снежные «флеши». В качестве снарядов применялись снежные комья. «Солдат», в которого попадал снежный ком, считался убитым. Армии делились на равное количество бойцов, и начиналась баталия. Сначала велась позиционная «война», а потом переходили на штурм. Боролись до последнего солдата.[4] В результате, когда пробивал звонок к чаю в 4 часа, то в здание заходили все раскрасневшиеся от «битвы» «бойцы», а иногда и пар шёл от их разгорячённых голов. Вместе с «бойцами» как участник «боя» шёл с ними и Иван Николаевич. Кто может отрицать, что с ними шёл не надзиратель (полицейский термин), а воспитатель и изобретатель прекрасного приёма воспитательной игры?

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393. Л. 87-88 об.

*В «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Снежки» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» (по содержанию очень короткий очерк).

 

III. Катушка

 

Объявлялся аврал. Архитекторы – из «старших», они же – «прорабы», прочие – из «младших». Катушка получалась высоченная и широченная: от бани, через весь двор и до ворот, где стоял дом – квартира инспектора. Катались индивидуально, по двое, по трое и целым «кагалом» на длинных досках. Саночки не полагались, а только доски. С досками «мудрили» - поливали и делали на них ледяной покров внизу, чтобы быстрее скользили и дальше мчали.[5] Шум, гам, вереницей поднимались на катушку и сплошным потоком спускались с неё. В обычные дни катание продолжалось около двух часов, на масленице, когда занятия не производились, катушка «отдувалась» целыми днями, но в «чистый» понедельник[6] какая-то неведомая рука делала полосы поперёк катушки, разрушала лёд, и катушка замирала, а руины её потом «съедало» солнце.

Нужно отдать справедливость администрации училища: она всегда поддерживала организацию учениками катушки – обеспечивала поливку её.

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393. Л. 88 об.-89.

 

IV. Игра в «бабки»

 

Лишь только начнёт подогревать солнце, и появятся «проталинки», чуть-чуть подсохшие, начинался «бабочный» сезон.[7] Глядишь – какой-либо предприимчивый «Чичиков» от бурсаков явился с полным мешочком «бабок» и предлагает продать. Язык бурсаков захвачен «бабочным» лексиконом: бабка, панок, панок-калиток, саклистый, «сика», «бока», кон и пр. Были панки на славе и о них шла молва, как о знаменитостях. Цена на них доходила до 10-15 коп[еек]. Играли «коном» и на разные замысловатые приёмы.[8] Играли на интерес: выигрывали бабки и тут же их продавали. Были такие мастера игры, что какого-либо «приготовишку», не в меру увлёкшегося игрой по увлечению его ещё в деревне, «очищали», т. е. извлекали из его кармана 15-20 копеек, предназначенных на конфеты. Цены на бабки устанавливались по всем правилам торговли: в начале сезона – по 2-3 бабки на копейку, а в конце – по 4-5-6 бабок.[9] Вот вам и опыт в экономической науке без всякого изучения Адама Смита.[10] ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393. Л. 89-90.

 

V. Игра в «лапту»

 

Эта игра уже замыкала годовой цикл и применялась в преддверии экзаменов и в экзамены, когда складывалась для этого благоприятная конъюнктура. Бурсаки любили эту игру и умели играть. Среди них выделялись в этой игре настоящие артисты, и на этой почве возникал «культ личностей»: пред ними заискивали, из-за них были горячие споры, когда составлялись бригады для игры.[11]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393. Л. 90.

 

VI. Крокет

 

Но с этого начинается уже новая история бурсацких игр. Событие произошло весной 1901 г. Нам принесли ящик с полным комплектом предметов для игры: молоточками, шариками и дужками. Проинструктировали для игры. Кто они – наши инструктора? Наши учителя и администрация. Момент единения «их» и «нас»! Нет! Бурса была не узнаваема! Это было уже начало конца старой бурсы! И мы были свидетелями этого.

Какой был при этом вид у бурсаков! С какой осторожностью они брали в руки молоточки, как осторожно они ударяли по шарикам! «Тессараконта» с молоточком крокета в руках!

Эту картину мог бы описать только Н. В. Гоголь.[12]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393. Л. 90-90 об.

 

Далее: Наступление на «бурсу», или «Кикимора» отступает. 278

 

[1] Быстрицкий Иван – окончил Камышловское духовное училище по 2-му разряду в 1897 г.

[2] В очерке «Игры наших бурсаков» в составе «Автобиографических воспоминаний», посвящённых учению автора в Камышловском духовном училище, в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «Мы занимались главным образом «машаровкой» - «ать-два» и нас учили приёмам: «направо», «налево», «кругом», «кругом марш», «ряды сдвой» и пр. Вместо ружей, кажется, применялись палки, которые хранились в поленнице. При «машаровке» мы пели солдатскую песню, в которой перечислялась последовательно вся семья в полном составе. … Эта игра, помнится, была осенью в той части обширного двора, где была звонница» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393. Л. 86 об.

[3] В очерке «Одежда бурсаков» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «… на двор играть в снежки зимой выходили кто в чём мог: шубы разных расцветок с лохматыми воротниками, в шапках – «малахаях», пимах серых, чёрных, новых, заплатанных и т. д.» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 16.

[4] В очерке «Снежки» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Победителем считалась та сторона, где оставались не убитые солдаты» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 48.

[5] В очерке «Катушка» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автор дополняет: «Некоторые «бурсаки» ухитрялись где-то в коровнике добывать коровьи «отходы», смазывать ими доски и поливать водой. Боже мой! До чего же были изобретательными эти бурсаки!» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 49.

[6] Первый день Великого поста.

[7] В очерке «Игра в бабки» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Было тайной, откуда брались панки и бабки: не покрашенные или окрашенные в самые разноцветные краски, новые или уже побитые» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 50.

[8] Там же: «Играли «коном» и в разбивку: «коном», когда бабки становились в один ряд; в разбивку, когда они становились парами с известным интервалом» // Там же. Л. 51.

[9] В очерке «Игра в бабки» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Цена панков: простой – 2-3 коп[ейки] штука, «калиток» - 3-5 коп[еек] в зависимости от величины, окраски, целости и «саклистости». Были панки «на славе», те котировались и дороже. Цены на них снижались в конце сезона на общих основаниях» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 50-51.

[10] Смит Адам (1723-1790) – один из основоположников экономической теории как науки.

В очерке «Игра в бабки» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автор дополняет: «Когда размышляешь об этой игре теперь, то больше всего возникает вопрос: откуда у «них» был этот «коммерческий разум»? Конечно, тут играла роль традиция. А что руководило первоначально? Ratio naturalis aut ratio socialis???» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 51.

Ratio naturalis aut ratio socialis – по-латински система естественная или система социальная.

[11] В очерке «Игра в лапту» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автор дополняет: «Эта игра замыкала годичный orbis aut circulus ladorum на «бурсе». Она начиналась тогда, когда вся ограда уже высыхала. Это был предэкзаменный период, а отчасти и во время экзаменов. Ограда на «бурсе» была пространная, удобная для игры лаптой, причём по условиям устройства ограды голова в игре, т. е. место, откуда мяч направлялся «галильщикам» по удару лаптой (палкой), находилась у ворот, у квартиры инспектора. Здесь было всегда шумно, так что едва ли это соседство было желательным для инспектора» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 52.

[12] В «Очерках по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Когда мы учились в 4 классе, сначала осенью, а потом и весной, нам дали один комплект необходимых предметов для игры в крокет и обучали игре. И вот «бурсаки» сделали новый шаг к культуре. Надо было видеть, с какой осторожностью они брали в руки молоточки, с каким вниманием они вникали в теорию этой, с их точки зрения, «господской» игры; с какой настойчивостью они старались овладеть искусством удара, меткостью и пр. Но нет! Своё, привычное с детства, снежки, лапта – милей и… демократичнее…» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 56-57.

 


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика