В нижнем этаже главного корпуса академии, в левом его крыле, против квартиры помощника инспектора профессора П. П. Пономарёва находилась «комната», в которой «господа студенты» могли принимать «гостей». Здесь стоял рояль, диван, стулья, но главную ценность составляли фотокарточки, которыми были обвешаны все стены. Существовала традиция: каждый очередной выпуск оставлял в этой комнате карточку «на память потомкам». Таким образом, эта комната по названию – приёмная, являлась как-бы фотокарточным «пантеоном». Здесь по примеру бессмертного Данте[1] можно было заглянуть в прошлое академии, как он заглянул в него в своих бессмертных, написанных терцинами, произведениях «Божественной комедии» - «Ад» и «Рай».
Что больше всего, вернее – кто больше всего интересовал автора сего на этих карточках? Конечно, учителя его. Учителя духовного училища и духовной семинарии. И кто же здесь оказался из его учителей? И как они представлены?
По-разному старались увековечить себя различные курсы: у кого карточки по величине были больше, у кого меньше, но теперь все они, очевидно, приведены к одному знаменателю и преданы уничтожению, а жаль: они были следами истории. Теперь прошло уже почти полвека, как автор сего в последний раз их видел, и на заснятых на них людях можно смотреть сквозь призму минувшего времени.
Вот они:
по Пермской духовной семинарии.[2]
1) Александр Федосеевич Успенский – преподаватель истории и обличения раскола, чудесный декламатор на семинарских вечерах. Как трудно было его найти: на карточке он с пышной шевелюрой, очевидно, кудрявых волос, а в наше время… голый череп. Где же Вы растеряли свои кудри, А. Ф.? В 1909 г. ушёл из семинарии в инспекторы народных училищ Ирбитского уезда.
2) Александр Павлович Миролюбов – инспектор, блестящий оратор, магистр богословия. В 1909 г. перешёл на работу инспектором народных училищ в г. Вольск.
3) Тихон Петрович Андриевский – преподаватель педагогики и дидактики, руководитель кружка ревнителей веры и благочестия. На карточке – худой, полинялый в студенческой форме. С таким лицом изображают Карла XII в качалке после поражения под Полтавой.
4) Николай Иванович Знамировский – преподаватель гомилетики и литургики, а затем инспектор. На карточке с бородой a la Fidel Kastro. Был впоследствии Шадринским архиереем.
5) Виктор Михайлович Можгинский – преподаватель латинского языка, потом был преподавателем литературы в Камышловской мужской гимназии. Умер в Камышлове.
6) Арсений Алексеевич Дроздов – преподаватель греческого языка.
Из бывших пермских семинаристов, научные сотрудники академии:
1) Павел Петрович Пономарёв – профессор, доктор богословия;
2) Василий Иванович Протопопов – магистр богословия, профессор по библейской истории;
3) Александр [Анатольевич] Малинин, в последствии иеромонах Афанасий; снят в студенческой форме. Читал сначала лекции по аскетике, а потом – по палеографии и истории языка.
4) Иван Иванович Сатрапинский – лектор по психологии.
Из бывших пермских семинаристов, работавших на различных поприщах:
1) Алексей Алексеевич Игнатьев – священник, впоследствии магистр богословия. Последняя его должность была – заведующий учебной частью Томского музыкального техникума.
2) Николай Григорьевич Младов. Работал преподавателем русского яз[ыка] и литературы в Екатеринбургском епархиальном [женском] училище. Умер в Москве.[3]
3) [Михаил] Поздняков, работал в Казани регентом какой-то церкви.[4]
4) Александр Константинович Рыбаков – работал преподавателем в Пермской дух[овной] семинарии.
После окончания им академии в 1913 г. «пантеон», конечно, пополнялся, но это пополнение подлежит или лучше сказать должно подлежать вниманию уже более позднего историка – современника событий тех лет.
ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 74-77 об.
*Из «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора; в «свердловской коллекции» отсутствует.
[1] Данте Алигьери (1265-1321) – итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Автор поэмы «Божественная комедия».
[2] См. Часть III. «Пермская духовная семинария начала XX века».
[3] Младов Николай Григорьевич (1880-?) – сын протоиерея г. Екатеринбурга. Окончил Екатеринбургское духовное училище по 1-му разряду в 1897 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1903 г. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1907 г. «Работал преподавателем русского языка и истории литературы в Екатеринбургском епархиальном училище (сменив П. П. Бажова) и в женской гимназии». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 3. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1278. Л. 137).
[4] Поздняков Михаил – окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1904 г. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1909 г.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям