Школы фабрично-заводского ученичества или, как их короче называли, фабзавучи, школы ФЗУ – являлись принципиально новым видом подготовки технических кадров, отличным от существовавших до Октябрьской революции видов обучения ремесленного или полуремесленного типа. В их организации или руководстве ими принимали участие хозяйственные предприятия – заводы, фабрики в лице заводоуправления и фабричных управлений, профессиональные организации – завкомы и фабкомы и органы профобров – облпрофобры, райпрофобры и горпрофобры. На предприятия были возложены все материально-финансовые расходы на школы по теоретическому и производственному обучению, включая снабжение спецодеждой при обучении в цехах. На завкомы и фабкомы возлагалась забота по профсоюзной линии. Конкретно попечение их в школах выражалось во включении в коллективные договоры с заводоуправлениями и фабричными управлениями пунктов, обеспечивающих нормальные условия обучения школьников по теории и в цехах. На профобры возлагалось обеспечение школ учебными планами, программами и методическим руководством. Идейно-воспитательное руководство школами возлагалось на комсомол, который был инициатором организации этого типа школ.
Школа ФЗУ ВИЗа организована была в октябре 1922 г. и просуществовала до 1940 г., когда она была реорганизована в школу ФЗО. Как существовавшая на базе завода, для которого она готовила квалифицированные кадры рабочих, школа в своей организации и деятельности отразила все те перемены, которые происходили на заводе за время её существования. В соответствии с тем, что завод прошёл в своей истории восстановительный период и период реконструкции, в школе тоже можно отметить два периода: первый короткий (с 1922 по 1925 гг.), когда в ней готовили рабочие кадры только в подсобные цеха – механический, кузнечный, электрический и модельный и второй с 1925 по 1940 гг., когда школы перешла на подготовку рабочих в основные цеха: мартеновский и прокатные. По принятой тогда терминологии они назывались первый – «холодное ученичество», а второй – «горячее ученичество». Был непродолжительный период – два года, когда в школе существовали оба вида ученичества: одно как отмирающее, а другое – как входящее в силу, развивающееся.
Первоначально с 1922 до первой половины 1925 г. – школа помещалась в конторе заводоуправления – на втором этаже северного блока. Помещение было тесным, неподходящим для занятий. Школа была открыта в составе двух классов: первого, в котором было до 25-30 учеников и второго в количестве 9 человек. В первый класс был зачислены мальчики с двумя-тремя годами школьного обучения, а во второй – с пятью-шестью годами. В классах не было распределения по специальностям: в них были и ученики по токарному, слесарному, кузнечному делу; были электромонтёры, чертёжники и даже ученики счетоводов. Возраст принимаемых в школу составлял 13-14 лет. Учебный план и программы первоначально составлялись на месте без участия профобра. В числе предметов значились: русский язык, география, математика, черчение, технология с материаловедением. Позднее – в 1924-1925 [гг.] учебный план и программа были уточнены Облпрофобром применительно к школам профтехнического образования в системе профобров.
В 1925 г. школа была переведена в специальное здание, поблизости от завода, и представилась возможность лучше организовать теоретическое обучение в ней, а именно: занятия были организованы по кабинетной системе, приобретены были учебные пособия в кабинеты физики, химии, черчения, обществоведения, кое-что для библиотеки из беллетристики. Представилась возможность развернуть воспитательную работу. Жизнь в школе забила ключом: организованы были кружки – НОТ, эсперанто, драматический кружок. На школьной сцене выступала «синяя блуза» - гордость школы. Под руководством заводской комсомольской организации в школе была организована школьная ячейка. Первым секретарём её был ученик Павел Плеханов. Первым председателем ученического комитета был Пётр Соболев, избранный на эту деятельность в декабре 1923 г. Ученические организации сыграли большую роль в становлении школы, в борьбе за дисциплину в школе, они провели большую воспитательную работу и были сами школой для будущих общественно-политических деятелей, вышедших из рядов абитуриентов школы. В 1924-1925 гг. школа была переведена на подготовку рабочих в основные цеха: мартеновский и прокатные. Эта реорганизация совпала с переходом завода в период реконструкции. В связи с реорганизацией школы произошли изменения в укомплектовании её учениками, а именно:
а) возраст принимаемых был повышен с 13-14 до 15-16 лет;
б) наборы стали производиться с биржи труда, т. к. контингент детей рабочих завода в основном был исчерпан в предыдущих приёмах.
Эти изменения поставили перед школой ряд новых задач:
а) усиление воспитательной работы;
б) организацию общежития;
в) по-новому поставлен был вопрос об организации производственного обучения и обеспечения учеников спецодеждой.
Организация «горячего ученичества» была беспрецедентной в истории профтехнического образования и целиком была проведена школой при помощи заведующих цехами: мартеновским – Николая Петровича Бояршинова, сутуночного (крупносортного) Михаила Николаевича Челищева и листопрокатного Николая Андреевича Лоцманова. Организация «горячего ученичества» на Верх-Исетском заводе была признана показательной для школ этого типа в общегосударственном масштабе. Когда в 1928 г. в Москве проходила конференция по профтехническому образованию, то представителю школы ФЗУ ВИЗа Игнатьеву В. А. предоставлено было выступление с докладом «по горячему ученичеству», что было признанием за школой ведущей роли её в этом деле. В 1924-1928 гг. в школе заложены были основы «горячего ученичества» в том виде, в каком оно существовало до реорганизации её в 1939-1940 гг.
Школа развивалась: возрастало количество учеников, совершенствовалась система теоретического и производственного обучения, совершенствовались бытовые условия учеников. Так, впоследствии для обучения прокатчиков выделен особый стан.
В 1930-1939 гг. школа превратилась в законченное, хорошо оборудованное профтехническое учебное заведение. В 1936 г. в школе было опять в соответствии с требованием момента восстановлено «холодное ученичество», но на новой расширенной основе, а именно: организован был школьный механический цех со всеми атрибутами его: с полным оборудованием станками и материалами, со своей конторкой. Цех выполнял заказы и существовал на самоокупаемости.
Школа за время своего существования в связи с расширением своего масштаба меняла свои помещения, а именно: в 1922-1924 гг. она, как указано было выше, помещалась в конторе заводоуправления; в 1925-1928 гг. – в здании бывшей церковно-приходской школы; в 1928-1930 гг. в здании б[ывшей] хирургической клиники (на берегу пруда). И с 1930 г. в здании профтехкомбината по Нагорной улице.
Завод не только обеспечивал школу материально и организационно, но и выдвигал из состава своих квалифицированных рабочих и ИТР заведующих школой, инструкторов производственного обучения и частично учителей по специальным предметам. В числе заведующих школой нужно отметить тех, кто больше всего потрудился по её организации. Это были: первый заведующий школой Николай Димитриевич Осокин; второй – Михаил Васильевич Чистяков и третий – Павел Васильевич Петухов.
Все они выдвинуты были на работу партийной организацией завода. Н. Д. Осокин – по специальности токарь по металлу был заведующим школой в первый период её существования (1922-1924 гг.). Его заслугой была организация производственного обучения по «холодному ученичеству». Всё дело организации «горячего ученичества» в зачаточном его виде выполнено было М. В. Чистяковым. Он был по специальности тоже токарь по металлу. В ранней юности он ушёл добровольцем в ряды Красной Армии на борьбу с Дутовым. Уроженец Верх-Нейвинска, после окончания гражданской войны, он устроился на ВИЗе в механическом цехе и был выдвинут на работу в завком зам[естителем] председателя, а с этой работы выдвинут в зав[едующие] школой. М. В. сорганизовал дружный коллектив инструкторов и учителей школы и привлёк к участию организации «горячего ученичества» зав[едующих] цехами мартеновского и прокатных. Сознавая необходимость повышения уровня своего образования, он сам учился и окончил вечерний техникум для рабочих. Он был сторонником передовых методов производственного обучения. П. В. Петухов много поработал по укреплению в школе порядка и дисциплины. В основу своей работы он положил метод соц[иалистического] соревнования, который внедрял как по линии производственного, так и теоретического образования. Из инструкторов производственного обучения начального периода существования школы нужно назвать:
1) Василия Павловича Легоненко – инструктора по обучению [по] модельному цеху;
2) Ивана Андреевича Чепурина – инструктора обучения по кузнечному делу;
3) Александра Григорьевича Шарова – инструктора обучения по листокатальному производству;
4) Павла Андреевича Лоцманова – инструктора обучения в сутуночном цехе;
5) Ивана Павловича Панова – зав[едующего] обучения по листокатальному цеху.
Все они были людьми большого производственного опыта, практики и щедро передавали свой опыт ученикам. Все они, кроме того, являли собой пример тружеников, людей высокой производственной дисциплины и врождённого такта и благородства в отношении к ученикам. В этом, главным образом, и заключалось их воспитательное воздействие на своих учеников. На производстве встретились «отцы и дети» в лучшем значении этого выражения.
Из инструкторов производственного обучения с теоретической подготовкой нужно отметить:
1) Игоря Глебовича Турыгина – по производственному обучению мартеновского цеха;
2) Николая Александровича Розанцева – по токарному делу;
3) Анатолия Константиновича Карташёва – организатора школьного механического цеха и руководителя им. А. К. сочетал деятельность по производственному обучению с теоретическими занятиями по черчению и спецкурсам. В течение работы в школе он обучил и воспитал многих учеников, впоследствии проявивших себя по слесарному и токарному делу, а также электромонтёров.
В период существования школы (1922-1923 г. половина 1924) учителями в ней были служащие заводоуправления и треста «Гормет».
1) Зав[едующий] уч[ебной] частью и преподавателем математики был управ[ляющий] делами заводоуправления – Половинкин Владимир Александрович.
2) Физику преподавал инженер-экономист заводоуправления Кутунов Сергей Иванович.
3) Черчение – Андрианов Фёдор Маркович и
4) Материаловедение – Константинов Александр Алексеевич – оба служащие треста «Гормет».
5) Русский язык и географию – Игнатьев Василий Алексеевич, направленный в школу Облпрофобром.
6) Математику – Широков Михаил Васильевич[1] – тоже назначенный Облпрофобром.
В 1925 г. в школу поступили на работу по совместительству студенты УГУ.
1) Исупов Николай Акимович – преподавателем ряда спецдисциплин по «холодному ученичеству».
2) Зимин Александр Петрович – по черчению.
3) Мехоношин Николай Димитриевич – по научной организации труда (НОТ). Все трое они зарекомендовали себя энтузиастами своего дела, хорошими организаторами и воспитателями школьного молодняка. Мехоношин, кроме того, организовал в школе кружок НОТовцев, принимал участие в художественной самодеятельности учеников и много содействовал организации дисциплины в школе.
В этом же году поступил в школу преподавателем физики, химии и специальных курсов по «горячему ученичеству» - Рябов Филипп Иванович. Он много сделал по организации кабинетов физики и химии. Он же в основном с помощью зав[едующих] цехами проделал всю работу по составлению учебных планов и программы по «горячему ученичеству». В [19]30-х гг., работая зав[едующим] школой, он усовершенствовал теоретическое обучение в ней и работал в школе до реорганизации её в течение 15 лет. В постановке преподавания обществоведения много поработала Шулина Зоя Михайловна.
Все вышеуказанные учителя составили тот костяк преподавательского коллектива, который проделал основную работу по становлению школы. Впоследствии в период существования профтехкомбината, в который входила школа, в состав её вошли новые преподаватели: по математике Кокотько Татьяна Порфирьевна; Бутарова Елизавета Григорьевна; по русскому языку – Лощёнова Татьяна Владимировна и другие. Временно преподавал в школе черчение инженер Шепелёв Иван Михайлович.
Срок обучения в школе был определён: для обучающихся на токарей, слесарей, электромонтёров, модельщиков, чертёжников – 4 года; для обучающихся по «горячим» специальностям – 3 года. Учебными планами по разным специальностям предусматривалось основательное изучение специальных курсов, изучение физики, химии и математики в объёмах, обеспечивающих освоение спецкурсов. Русский язык изучался в объёме, необходимом для грамотного пользования им в условиях служебного и общеобразовательного уровня как будущих квалифицированных рабочих. Особое внимание уделялось ведению так называемых «деловых бумаг». Обществоведение ставило задачей подготовить политически грамотных людей. Вся система воспитания по комсомольской линии и линии учкома рассчитана была на привитие навыков в общественно-политической и организационной деятельности. Школа не давала прямой подготовки в техникумы, а тем более в ВУЗы, но она давала возможность после некоторой специальной подготовки на курсах поступать в техникумы и дальше в вузы. Теоретическая подготовка в школе вследствие диалектического закона, по которому сознание несколько отстаёт от поступательного движения бытия, особенно в те времена бурного развития техники, несколько отставало от движения последней в цехах. Однако она давала возможность выпускникам школы быстро ориентироваться в новой обстановке.
В то время, когда существовали школы ФЗУ, всё ещё существовал, образно выражаясь, некий голод на людей известного культурного уровня, и выпускники школы являлись резервом, из которого черпались эти кадры.
Школа выпускала рабочих [в] подсобные цеха по существовавшей тогда тарифной ставке на 4-5-6 разряды, а в «горячие» цеха выпускались рабочие по мартену – сталеварами, первыми и вторыми подручными, по прокатным цехам – вальцовщиками, застановщиками, болванщиками. Выпускники школы впоследствии во время реконструкции завода составили основное ядро квалифицированных рабочих завода. Великая Отечественная война для некоторых из них явилась проверкой их подготовки в школе: некоторые из них ушли добровольцами в армию и погибли, защищая Родину. В кратком очерке не представляется возможным отметить деятельность всех выпускников школы, как на заводе, так и на других поприщах, однако указание на дальнейшую судьбу некоторых из них может рассказать о том, что дала школа заводу и стране в целом.
1. Юшков Е. и Пильников В. всю свою трудовую жизнь провели в мартеновском цехе ВИЗа на ответственной и производственной работе, и вышли на пенсию.
2. Селиванов Е. и Порошин Н. – окончили техникум и ушли на другие заводы.
3. Китин Н. по окончанию школы ушёл на работу механиком в Свердловский аэропорт, где работает и по настоящее время.
4. Максимовский С. – переквалифицировался на лётчика, участвовал в Великой Отечественной войне и в чине подполковника вышел на пенсию.
5. Тюменцев А. – при переводе мартеновского цеха на плавку электростали зарекомендовал себя смелым новатором, получил за участие в перестройке цеха на новую технологию орден Ленина, погиб на войне.
6. Козловский Н. всю свою трудовую жизнь отдал мартену ВИЗа, работал обер-мастером цеха. Во время перестройки цеха работал парторгом. После войны был командирован в Вену и работал на одном из оккупированных заводов. В настоящее время на пенсии.
1. Копылов [В.] кончил техникум и ушёл на другое производство.
2. Огарышев П. и Казаков … погибли на войне.
3. Важенин был отозван на физкультурную работу. Одно время был директором Свердловского стадиона, а в настоящее время работает в Первоуральске на стадионе.
4. Мельков С. – в настоящее время работает в сутуночном цехе токарем.
5. Бухвалов …, Птицын …. и Ушаков В. работали в цехе.
6. Вишняков С. – всю свою трудовую жизнь отдал цеху. В конце работал оператором. Вышел на пенсию.
7. Иванов … и Шибакин … переквалифицировались и работали в других учреждениях.
1. Трошин И. всю свою трудовую жизнь отдал цеху и вышел на пенсию.
2. Гуревич Л. по окончанию школы ушёл работать на Уралмаш.
3. Деянов Д. был направлен на работу в машинно-тракторную станцию директором.
4. Чепкасов был командирован на учение по лётному делу, был военным лётчиком и вышел на пенсию.
5. Векшин Е. по окончанию школы учился и закончил металлургический техникум. Во время Великой Отечественной войны был директором [школы] ФЗО ВИЗа. Умер скоропостижно.
6. Самков …, Агалаков …, Дерябин … по окончанию школы ушли на другие заводы.
7. Лыжин П. – впоследствии работал инструктором ФЗО ВИЗа.
8. Колмогоров С., Новгородцев И., Хайдуков В. – в настоящее время работают на заводе, а также Церих … зам[еститель] нач[альника] цеха.
9. Кузьмин А. был на войне, подтравился сливочным маслом в Восточной Пруссии и умер после демобилизации. После окончания школы сначала работал в цехе.
10. Кукетков … выучился на инженера.
11. Рядкин … работает нормировщиком в цехе благоустройства, а раньше работал нормировщиком в термическом цехе.
12. Верховец В. по окончанию школы работал в цехе, ушёл добровольцем в армию и по возвращению продолжал работать в цехе. В настоящее время на пенсии.
1. Марусов … получил высшее образование, работал в электроцехе завода. В настоящее время работает на другом производстве.
2. Огарков М. и Бурдов работали цеховыми электриками.
3. Ермаков И. работает в настоящее время в элекроцехе.
4. Медведев С. убит на войне.
1. Четыре брата Галкиных, из которых старший – Дмитрий работает в настоящее время в механическом цехе завода. Во время Великой Отечественной войны был военным лётчиком.
2. Братья Соболевы, сыновья бухгалтера Верх-Нейвинского завода, оба кончили высшее учебное заведение. Старший Пётр работает заведующим лабораторией в институте охраны труда ВЦСПС[2], а младший Леонид инженером Арамильской РТС.
3. Деянов Л. – инженер, работает преподавателем в институте повышения квалификации рабочих.
1. Плеханов П. – инженер Уралмаша.
1. Мазеин Б. – работал на заводе, умер.
2. Медведев В. – работает чертёжником в одном из учреждений города.
3. Смирнов С. – работал чертёжников на заводе, а в настоящее время работает в одном из государственных учреждений.
В. Игнатьев.
ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 397. Л. 114-125.
*Машинописный текст, подписанный автором, предназначался для публикации.
[1] Так в тексте. Правильно – Михайлович.
[2] ВЦСПС – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям