Список лиц, погребенных в церковной ограде

Свято-Троицкой церкви села Нижние Муллы

 

Свято-Троицкая церковь села Нижние Муллы – в начале деревянная, была построена в 1773 году «иждивением помещиков генерал-лейтенанта князя Михаила Михайловича Голицына и генерал-майора князя Бориса Григорьевича Шаховского. ... Колокольни и ограды около оной нет. Колокола висят на столбах... Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Святой Живоначальной Троицы, в приделах во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского и во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца». (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 52. Л. 49-62 об.). Эта деревянная церковь была разобрана в 1877 году из-за ветхости.

С 1862 году было начато возведение каменной церкви «тщанием владельца князя Сергия Михайловича Голицына до первого карниза, окончена постройкой тщанием прихожан». В 1875 году был построен зимний (теплый) храм, а летний (холодный) храм построен в 1882 году. Каменное здание с колокольней в одной связи, было покрыто железом. «Престолов в ней два: в летнем храме во имя Святой Живоначальной Троицы, а в зимнем храме во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского». (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 25. Л. 35-47; Д. 35. Л. 42-58; Ф. 198. Оп. 1. Д. 540. Л. 40-58).

В 1917 году в приходе Свято-Троицкой церкви насчитывалось 7713 прихожан, проживавших в 1320 домах, из них мужчин - 3725, женщин - 3988. Духовных лиц: 22, мещан: 42, крестьян: 7535. (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 25. Л. 35-47).

Свято-Троицкая церковь села Нижние Муллы была закрыта на основании постановления Свердловского облисполкома № 18 от 04 февраля 1937 года. Первоначально здание использовалось школой, но затем было переоборудовано под табачно-махорочную фабрику Облпищепрома, продукция которой в годы Великой Отечественной войны шла на фронт. Прихожанам местные власти рекомендовали «отправлять религиозные нужды» в церкви села Гамы в 10-12 км от села Нижних Муллов. (ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 467. Л. 20). В 1959 году здание Свято-Троицкой церкви было отдано колхозу «40 лет Октября» под хозяйственные цели (ГАПК. Ф. р-1205. Оп. 1. Д. 34. Л. 39-42).

С 1989 года - Свято-Троицкая церковь в селе Нижние Муллы вновь действующая.

 

  • Государственном архиве Пермского края хранятся метрические книги Свято-Троицкой церкви села Нижние Муллы за 1800-1859, 1861-1874, 1876-1917 годы. Метрические книги за 1860, 1875 годы не обнаружены. Список составлен на основании данных, занесенных в графу «Где и кем погребены» части 3-й «Об умерших» метрических книг за указанные годы.

 

Погребения прихожан и священноцерковнослужителей Свято-Троицкой церкви села Нижние Муллы производились священноцерковнослужителями на «общем кладбище», «отведенном христианском кладбище», «приходском кладбище», «при церкви», «в церковной ограде». «Общее кладбище», «отведенное христианское кладбище», «приходское кладбище» - местное кладбище села Нижние Муллы, отведенное для захоронений местных жителей - прихожан Свято-Троицкой церкви. Кладбище «при церкви», «церковное кладбище», «в церковной ограде», «в ограде церкви» - кладбище на территории Свято-Троицкой церкви за алтарем, по правую или левую сторону здания церкви, на котором производились захоронения, в основном, священноцерковнослужителей Свято-Троицкой церкви и их детей, а также прихожан церкви за особые заслуги перед нею.

Церковной ограды при деревянной Свято-Троицкой церкви не существовало, она появилась после возведения каменной.

Самое раннее упоминание о погребении «при церкви» обнаружено за 1842 год. Записи о погребении «при церкви» или «в церковной ограде», или «в ограде церкви» в промежутках между годами 1842-1879, 1881-1890, 1892-1898 не встречаются и это может быть объяснено как отсутствием фактического события погребения при церкви (деревянной) или в церковной ограде (каменной), так и особенностью составления документа - записи в метрической книге, когда разница между «на приходском кладбище» и на кладбище «в церковной ограде» не отмечалась, или когда запись «на приходском кладбище» производилась машинально переписчиком (имелись случаи перечеркивания записи «на приходском кладбище» и надписания «в церковной ограде»).

Сведения о погребениях при Свято-Троицкой церкви села Нижние Муллы до 1800 года и после 1917 года отсутствуют.

Погребения при Свято-Троицкой церкви были снесены в период закрытия церкви (после 1937 года).

 

Список лиц, погребенных в церковной ограде Свято-Троицкой церкви села Нижние Муллы, составлен по годам, указан год погребения, чин или звание, сословие умершего (так как это указано в метрической записи), возраст, дата смерти и дата погребения, кем исповедован и приобщен Святых Христовых Тайн перед смертью, кем погребен, место погребения, ссылка на источник (метрическую книгу, хранящуюся в Государственном архиве Пермского края). Кроме того, приводятся послужные списки священноцерковнослужителей из клировых ведомостей и статьи из Пермских епархиальных ведомостей (описание событий чествования священнослужителей, некрологи).

 

 

1842 год.

1. Свято-Троицкой церкви дьячка Космы Константинова Смышляева сын Василий. Умер 02 октября 1842 года в возрасте 2 ½ месяцев от родимца, погребен 04 октября 1842 года. Погребение совершал священник Георгий Кашин с дьячком Космой Смышляевым; при церкви. ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 124 (№ 152).

Смышляев Косма Константинов - род. в 1816 году, дьяческий сын. В 1834 году был уволен из высшего отделения Пермского духовного уездного училища. 09 августа 1834 года определен к Спасо-Преображенской церкви Гаинского села Чердынского уезда для исправления дьяческой должности. 20 июня 1835 года Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, посвящен в стихарь и определен к той же церкви дьячком. 21 марта 1839 года переведен к Свято-Троицкой церкви села Нижние Муллы Пермского уезда дьячком. С 19 марта 1868 года состоял под следствием и судом по делу о причинении им обиды помощнику благочинного, о самовольных его отлучках и неисправности по должности, и по решению Пермской Духовной Консистории указом от 21 августа 1869 года за № 7280 за вышеозначенные проступки лишен занимаемого им псаломщического места и послан на три месяца в Соликамский монастырь. По указу Пермской Духовной Консистории от 17 ноября 1870 года за № 10930 от отсылки в монастырь освобожден и почислен в заштат. В семействе у него: жена Александра Егорова (род. в 1818 году), сын Анатолий (род. в 1854 году). (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1, Д. 52. Л. 58 об. - 59).

 

1879 год.

2. Сей церкви диакон Константин Васильев Попов. Умер 03 мая 1879 года в возрасте 62 лет, от водянки. Исповедовал и приобщал священник Георгий Некрасов. Погребен 05 мая 1879 года. Погребение совершали соборне священники: Георгий Некрасов и Иоанн Молчанов с псаломщиком Михаилом Кургановым; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 385. Л. 94 об. - 95 (№ 42).

Попов Константин Васильев - род. 1817/1818 году, священнический сын. По исключении из высшего отделения Пермского духовного уездного училища 25 сентября 1835 года определен по билету Пермской Духовной Консистории для исправления дьяческой должности к Сретенской церкви в Очерское село Оханского уезда. 25 декабря 1835 года Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, посвящен в стихарь и переведен к градо-Оханской Успенской церкви дьячком. 12 февраля 1836 года переименован на пономарскую вакансию; в том же месяце того же года опять переименован дьячком. 27 июля 1854 года переведен к Христо-Рождественскому собору Юговского завода на дьяческое место. 22 апреля 1855 года переведен к Верхне-Муллинской Николаевской церкви пономарем. 17 марта 1858 года переименован во дьячка. 26 октября 1858 года Высокопреосвященным Неофитом, Архиепископом Пермским и Верхотурским, рукоположен во диакона на дьчческую вакансию к Верхне-Муллинской Николаевской церкви. 01 февраля 1863 года награжден серебряной медалью на Владимирской ленте для ношения на груди в петлице «За спасение погибавших». 30 ноября 1864 года утвержден штатным диаконом. 30 июля 1867 года переведен к Нижне-Муллинской Свято-Троицкой церкви. Читает и поет очень хорошо, катехизис знает удовлетворительно. Поведения доброго. Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоял. В семействе у него: жена Ольга Александрова (1816-1862); дети: Михаил (род. в 1842 году), обучался в Пермской духовной семинарии; Николай (род. в 1844 году), обучался в Пермском уездном училище; Иван (род. в 1848 году), обучался в Пермском уездном училище; Аристарх (род. в 1853 году), обучался на Пермских педагогических курсах; Александр (род. в 1856 году), обучался живописи у резчика Брезгина; Анна (род. в 1851 году). (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 52. Л. 53 об. - 55; Ф. 412. Оп. 1. Д. 36. Л. 164 об. - 165, 173 об. - 174, 181 об. - 182, 189 об. - 190, 200 об. - 201, 210 об. - 211, 219 об. - 221, 228 об. - 229, 239 об. - 241).

 

3. Города Перми мещанина Феодора Потапова Килейникова дочь Анна. Умерла 29 мая 1879 года в возрасте 6 лет, от кори. Погребена 31 мая 1879 года. Погребение совершал священник Георгий Некрасов с псаломщиком Михаилом Кургановым и исправляющим должность псаломщика Азарием Трониным; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 385. Л. 96 об. - 97 (№ 58).

 

4. Города Перми мещанина Феодора Потапова Килейникова сын Николай. Умер 04 июня 1879 года в возрасте 10 1/2 месяцев, от кори. Погребен 06 июня 1879 года. Погребение совершал священник Георгий Некрасов с псаломщиком Михаилом Кургановым; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 385. Л. 97 об. - 98 (№ 50).

 

1880 год.

5. Нижнемуллинского села диаконский сын Николай Александров Кузнецов. Умер 13 марта 1880 года в возрасте 18 лет, от золотухи. Исповедовал и приобщал священник Иоанн Молчанов. Погребен 15 марта 1880 года. Погребение совершал священник Иоанн Молчанов с диаконом Михаилом Кургановым и псаломщиком Азарием Трониным; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 386. Л. 80 об. - 81 (№ 22).

Кузнецова Мария Васильева - род. в 1834 году, просфорня Свято-Троицкой церкви села Нижне-Муллинского, вдова диакона Александра Кузнецова, рукоположенного во диаконский сан 22 октября 1855 года и умершего 09 марта 1865 года. На должность просфони определена 01 марта 1869 года. Поведения честного. В семействе у неё дети: Василий (род. в 1860 году), Николай (род. в 1861 году), Ольга (род. в 1857 году). (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 52. Л. 59 об. - 61).

 

6. Пермский мещанин Роман Евдокимов Федотов. Умер 01 ноября 1880 года в возрасте 64 лет, от рака желудка. Исповедовал и приобщал священник Георгий Некрасов. Погребен 04 ноября 1880 года. Погребение совершал священник Георгий Некрасов с диаконом Михаилом Кургановым и псаломщиком Азарием Трониным; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 386. Л. 109 об. - 110 (№ 135).

 

7. Сей церкви диакон Михаил Николаев Курганов. Умер 22 декабря 1880 года в возрасте 58 лет, от горячки. Исповедовал и приобщал священник Георгий Некрасов. Погребен 24 декабря 1880 года. Погребение совершали священники: Георгий Некрасов и Иоанн Молчанов с и.д. псаломщика Азарием Трониным; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 387. Л. 69 об. - 70 (№ 1).

Курганов Михаил Николаев - род. в 1822 году, пономарский сын. В 1842 году был уволен из низшего отделения Соликамского духовного уездного училища. 23 декабря 1842 года Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, посвящен в стихарь и определен к Спасо-Преображенской церкви Гаинского села Чердынского уезда дьячком. 20 августа 1848 года переведен к Нижне-Муллинской Свято-Троицкой церкви пономарем. 11 марта 1863 года переименован во дьячка. В семействе у него: жена Татьяна Егорова (род. в 1823 году), дети: Александр (род. в 1868 году), Анна (род. в 1849 году), Параскева (род. в 1853 году), Таисия (род. в 1856 году), Елисавета (род. в 1861 году), Александра (род. в 1864 году). (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 52. Л. 55 об. - 57).

 

1881 год.

8. Села [Нижние Муллы] рядовый Алексей Иванов Швецов. Умер 09 марта 1881 года в возрасте 25 лет, от лихорадки. Исповедовал и приобщал священник Георгий Некрасов. Погребен 11 марта 1881 года. Погребение совершали священники: Георгий Некрасов и Иоанн Молчанов с диаконом Илией Знаменским и и.д. псаломщика Азарием Трониным; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 387. Л. 73 об. - 74 (№ 21).

 

9. Деревни Обориной крестьянина Егора Алексеева Костарева дочь Мария. Умерла 18 мая 1881 года в возрасте 13 лет, от оспы. Исповедовал и приобщал священник Георгий Некрасов. Погребена 20 мая 1881 года. Погребение совершал священник Георгий Некрасов с диаконом Илией Знаменский; на церковном кладбище. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 387. Л. 78 об. - 79 (№ 43).

 

1890 год.

10. Нижнемуллинского Народного Училища учитель Михаил Григорьев Молоков. Умер 09 мая 1890 года в возрасте 40 лет, от чахотки. Исповедовал и приобщал священник Георгий Некрасов. Погребен 12 мая 1890 года. Погребение совершали священники: Георгий Некрасов и Иоанн Молчанов с диаконом Леонидом Коровиным и псаломщиками: Петром Воскресенским и Мефодием Белоусовым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 201. Л. 96 об. - 97 (№ 59).

 

1891 год.

11. Нижнемуллинского села Священнической вдовы Марии Иоанновой Бельтюковой дочь девица Мария Александрова. Умерла 12 июля 1891 года в возрасте 19 лет, от чахотки. Исповедовал и приобщал священник Георгий Некрасов. Погребена 14 июля 1891 года. Погребение совершал священник Георгий Некрасов, заштатный священник Иоанн Молчанов с диаконом Леонидом Коровиным и псаломщиками Петром Воскресенским и Мефодием Белоусовым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 201а. Л. 106 об. - 107 (№ 50).

Бельтюкова Мария Иоаннова - род. в 1852 году, дочь священника. Получила домашнее образование. Была в замужестве за священником Петро-Павловской церкви села Космо-Дамианского Соликамского уезда Александром Андреевым Бельтюковым, умершим 17 июля 1874 года. В 1915-1917 годах проживала у дочери своей Лидии Александровой Потемкиной в заводе Добрянке Пермского уезда. Дети её: Николай Александров (род. в 1870 году), служил священником в Иоанно-Предтеченской церкви села Култаевского Пермского уезда; Лидия Александрова (род. в 1874 году), в 1915 году служила фельдшерицей в Добрянском заводе. (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. 25. Л. 46 об. - 47; Д. 35. Л. 51 об. - 53; Ф. 198. Оп. 1. Д. 540. Л. 51 об. - 52).

 

1892 год.

12. Сей церкви священника Константина Александрова Шестакова сын Сергий. Умер 25 февраля 1892 года в возрасте 3 лет и 5 месяцев, от чахотки. Погребен 27 февраля 1892 года. Погребение совершал священник Георгий Некрасов с диаконом Леонидом Коровиным и псаломщиком Петром Воскресенским; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 202. Л. 105 об. - 106 (№ 33).

Шестаков Константин Александров - род. в 1864 году, сын священника. 28 июня 1884 года окончил курс в Пермской Духовной Семинарии. С 1 сентября 1884 года по 15 августа 1885 года проходил должность учителя и преподавателя Закона Божия в Филатовском и Насадском земских училищах Пермского уезда. С 15 августа 1885 года по 15 августа 1887 года проходил должность надзирателя за учениками Пермского Духовного училища. 5 октября 1887 года Преосвященным Нафанаилом, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, рукоположен во священника к Анатолиевской церкви Висимо-Шайтанского завода Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии. С 20 октября 1887 года по 31 августа 1891 года состоял законоучителем Висимо-Шайтанского училища. С 09 января 1888 года по 29 мая 1891 года состоял членом Благочиннического совета по 3-му округу Верхотурского уезда. С 16 августа 1889 года по 17 июня 1891 года состоял наблюдателем и законоучителем Павло-Анатолиевской церковно-приходской школы Висимо-Шайтанского завода. С 01 января 1889 года по 17 июня 1891 года состоял председателем Строительного комитета по сооружению каменного храма и постройке причтовых домов в Висимо-Шайтанском заводе. 27 мая 1891 года принят на службу в Пермскую епархию и определен на настоятельское место к Свято-Троицкой церкви села Сылвинско-Троицкого Пермского уезда. 17 июня 1891 года по прошению перемещен к Свято-Троицкой церкви села Нижне-Муллинского. С 15 августа 1891 года по 01 сентября 1893 года состоял законоучителем Нижне-Муллинского земского училища. 01 сентября 1893 года по прошению перемещен на настоятельское место к Николаевской церкви села Кольцовского Пермского уезда. В 1893 год награжден набедренником. С 01 сентября 1893 года по 1 сентября 1895 года состоял законоучителем Кольцовского земского училища до его закрытия. C 01 октября 1893 года по 02 мая 1896 года состоял заведующим и законоучителем открытых Касимовской и Баландинской школ грамоты Кольцовского прихода. С 01 сентября 1895 года по 02 мая 1896 года состоял заведующим и законоучителем вновь открытой церковно-приходской школы в селе Кольцове. 02 мая 1896 года по прошению перемещен настоятелем к Свято-Троицкой церкви Архангело-Пашийского завода Пермского уезда. С 02 мая 1896 года по 15 августа 1904 года состоял законоучителем Пашийского мужского Министерского училища. С 01 сентября 1896 года по 15 августа 1904 года состоял заведующим и законоучителем вновь открытой церковной школы грамоты на Зыковском руднике. 1896 году награжден бархатною фиолетовою скуфьею. С 01 сентября 1897 года по 15 августа 1904 года состоял заведующим и законоучителем вновь открытой Воскресной школы для взрослых обоего пола. В 1897-1904 годах состоял чланом Благочиннического совета 2-го округа Пермского уезда. С 15 августа 1897 года по 15 августа 1904 года состоял законоучителем Пашийского женского земского училища. В 1900 году награжден бархатною фиолетовою камилавкою. С 22 сентября 1903 года по 10 мая 1904 года состоял временно исполняющим обязанности заведующего Пашийского Министерского училища. 10 апреля 1904 года определен на должность Духовника Пермской Духовной Семинарии. С 10 апреля 1904 года состоял законоучителем образцовой школы при Семинарии. С 15 апреля 1904 года состоял законоучителем Пермского двухклассного Министерского училища. В 1904 году награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1905-1906 годах состоял депутатом от духовного ведомства Пермской и Екатеринбургской епархий в заседаниях Пермского губернского земства 36 и 37 сессий. С 15 августа 1907 года по 15 августа 1915 года состоял законоучителем вечерних курсов для взрослых при Пермском двухклассном училище до их закрытия. В 1907 году удостоен благословения Святейшего Синода с выдачею грамоты. В 1908 году удостоен саном протоиерея. С 23 июня по 15 июля 1908 года состоял временноприсутствующим членом Пермской Духовной Консистории. С 10 сентября 1910 года по 28 сентября 1917 года состоял сверхштатным членом Пермской Духовной Консистории, по прошению был освобожден от должности с выражением Архипастырской благодарности за понесенные труды по епархиальному управлению. В 1911 году Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3 степени. С 12 октября 1912 года состоял членом Комитета Пермского Епархиального Церковно-археологического общества и с 09 июля 1914 года казначеем этого Комитета. В 1914 году Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 2 степени. В 1917 году награжден палицею. С 01 октября 1917 года состоял временно исполняющим обязанности члена Пермской Духовной Консистории. Имел серебряную медаль в память царствования Императора Александра III. и в память 25-ти летия церковно-приходских школ и светло-бронзовую медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых. В семействе у него: жена Платонида Георгиева (род. 06 апреля 1870 года). Дети их: Николай (род. 12 марта 1894 года), учился в Казанском университете на медицинском факультете; Сергей (род. 29 декабря 1891 года), учился в Пермской Духовной Семинарии; Михаил (род. 11 октября 1898 года), учился в Пермской Духовной Семинарии; Константин (род. 24 марта 1902 года), учился в Пермской Духовной Семинарии. (ГАПК. Ф. 108. Оп. 1. Д. 29. Л. 160-164).

 

1898 год.

13. Сей церкви протоиерея Георгия Феодорова Некрасова жена Евпраксия Матфеева. Умерла 01 июня 1898 года в возрасте 67 лет, от желтухи. Исповедовал и приобщал священник Николай Пьянков. Погребена 03 июня 1898 года. Погребение совершал священник Николай Пьянков с диаконом Петром Бирюковым и псаломщиком Мефодием Белоусовым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 205. Л. 140 об. - 141 (№ 62).

«По своей жизни представляла тип старой заботливой, домовитой и весьма религиозной матушки. По воле Божией, усопшая матушка не много не дожила до золотой свадьбы и 50-ти летнего юбилея своего мужа». (ПЕВ. 1899, 16 февраля. № 4 (отд. неофиц.).

 

1899 год.

14. Нижне-Муллинской Свято-Троицкой церкви заштатный священник Иоанн Александров Молчанов. Умер 22 июня 1899 года в возрасте 73 лет, от старости. Исповедовал и приобщал протоиерей Георгий Некрасов. Погребен 24 июня 1899 года. Погребение совершали священники: Николай Пьянков, Николай Бельтюков, Аскипиодот Покровский с диаконами: Адрианом Пономаревым, Петром Бирюковым и псаломщиком Мефодием Белоусовым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 205а. Л. 124 об. - 125 (№ 55).

Молчанов Иоанн Александров - род. в 1826/1827 году, пономарский сын. По окончании курса в Пермской Духовной Семинарии в 1848 году был уволен с аттестатом 2 разряда. 03 сентября 1848 года Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, рукоположен во священника к Петро-Павловской церкви села Космо-Дамианского Соликамского уезда. С 20 октября 1848 года по апрель 1860 года был наставником в сельском безмездном училище. С 13 декабря 1854 года по июль 1864 года был депутатом, но уволен от этой должности по болезни. 08 февраля 1858 года за прохождение учительской должности было объявлено благословение Епархиального Начальства. 22 июля 1858 года награжден набедренником. 30 апреля 1868 года переведен первым помощником настоятеля к Свято-Троицкой церкви села Нижне-Муллинского Пермского уезда. С 23 августа 1869 года проходил должность законоучителя в Нижне-Муллинском приходском училище. В память войны 1853-1856 годов имел бронзовый наперсный крест. Поведения очень хорошего. Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоял. В семействе у него: жена Анна Прокопьева (род. в 1831 году), дети: Мария (род. в 1852 году), была в замужестве за священником Петро-Павловской церкви села Космо-Дамианского Соликамского уезда Александром Андреевым Бельтюковым; Павла (род. в 1854 году), была в замужестве за священником города Кунгура Александром Евграфовым Адриановским; Екатерина (род. в 1860 году), девица, в 1915-1917 годах проживала в заводе Мотовилихе, занималась вольной акушерской практикой.. (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. 25. Л. 46 об. - 47; Д, 35. Л. 51 об. - 53; Д. 52. Л. 52 об. - 53; Ф. 198. Оп. 1. Д. 540. Л. 51 об. - 53).

 

15. Сей церкви протоиерей Георгий Феодоров Некрасов. Умер 12 сентября 1899 года в возрасте 74 лет, рак пищевода. Исповедовал и приобщал священник Николай Пьянков. Погребен 16 сентября 1899 года. Погребение совершали города Перми Петро-Павловского собора Протоиерей Николай Маргаритов, священники: Николай Пьянков и Асклипиодот Покровский, диакон Петр Бирюков и псаломщик Мефодий Белоусов; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 205а. Л. 134 об. - 135 (№ 88).

Некрасов Георгий Феодоров - род. 18 апреля 1826 года в Поташинском селе Красноуфимского уезда, пономарский сын. По окончании курса в Пермской Духовной Семинарии в 1848 году был уволен с аттестатом 2 разряда. 08 августа 1848 года Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Пермским и Верхотурским, рукоположен во священника к Спасо-Преображенской церкви села Юксеевского Чердынского уезда. С 1854 до 1863 года был Духовником по Закамскому благочинию. 10 мая 1863 года переведен к Спасо-Преображенской церкви в город Чердынь. (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 52. Л. 52 об. - 53).

«О. Георгию, а особенно его матушке, как привыкшим к сельском простой и скромной жизни, городская жизнь была не по характеру и к тому же прихожане села Юксеевского так полюбили своего пастыря, прослужившего у них около 15 лет, что обратились с просьбой к Преосвященному Неофиту, бывшему в 1862 году в селе Юксеевском во время объезда епархии, о возвращении о. Георгия в старый приход.

Прихожане села Юксеевского пермяки, деревни от деревни на большом расстоянии, пути сообщения самые неудобные, так что ездить в деревни приходилось не иначе как верхом на лошади. О. Георгий, как одаренный от природы крепким здоровьем, подобными неудобствами не тяготился, а напротив так привык к приходу и полюбил своих прихожан, с которыми мог свободно изъясняться на их пермяцком языке, что предложение Преосвященного Неофита о переводе в старый приход и желание прихожан принял с радостью.

Хотя служение в г. Чердыни продолжалось не более года, но городские прихожане достойно оценили своего пастыря и когда узнали, что о. Георгий намерен покинуть их, составили приговор и с прошением препроводили Преосвященному, прося Владыку оставить любимого пастыря в градо-Чердынском приходе. Но их ходатайство не было уважено, потому что уже последовал указ о переводе и о. Георгий окончательно решился переехать в село Юксеевское, где у него был свой весьма хороший дом». (ПЕВ. 1899, 16 февраля. № 4 (отд. неофиц.)).

12 августа 1864 года по прошению был переведен обратно в село Юксеевское; 15 августа 1864 года награжден набедренником.

01 сентября 1869 года переведен вторым помощником настоятеля к Свято-Троицкой церкви села Нижне-Муллинского Пермского уезда. (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 52. Л. 52 об. - 53).

«По прибытии в Нижне-Муллинский приход, много забот и трудов выпало на долю о. Георгия по постройке ... каменной церкви. ... Нужно было достраивать храм на средства прихожан, недостаточных в материалом отношении. И вот, о. Георгий употребляет все усилия побудить прихожан достроить храм Божий, принимает на себя обязанность строителя, сам наблюдает за постройкой и руководит рабочими. Благодаря его заботам, в 1875 году теплый храм постройкою окончен и освящен, а летний окончен в 1882 году.

Во время служения в священном сане протоиерей Георгий Феодорович, как выдающийся своею пастырскою опытностью и пользующийся доверием от епархиального начальства, был избираем на многие должности, которые проходил с пользою для духовенства: был 3 трехлетия членом благочиннического совета, окружным духовником духовенства 21 год, из которых 8 лет в Чердынском уезде и 13 лет в 1 благочинническом округе Пермского уезда, депутатом училищного съезда, членом Пермского отделения училищного совета и членом строительной комиссии по постройке церквей в селе Нижних Муллах и деревне Усть-Качке. В [1899 году] избран пожизненным духовником духовенства 1-го округа Пермского уезда.

В домашней жизни о. Георгий Феодорович - хороший и заботливый хозяин; часто он занимается в свободное время столярным ремеслом в своей мастерской, в которой, как у настоящего мастера, находятся всякие инструменты, любит ходить за садом и огородом и вообще, какое бы ни было дело по хозяйству, старается сделать своими руками». (ПЕВ. 1899, 16 февраля. № 4 (отд. неофиц.)).

В память войны 1853-1856 годов имел бронзовый наперсный крест. Поведения очень доброго.

В семействе у него были: жена Евпраксия Матфиева (род. в 1830 году), дети: Симеон (род. в 1868 году), Наталья (род. в 1865 году). (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 52. Л. 52 об. - 53; ПЕВ. 1899, 16 февраля. № 4 (отд. неофиц.)).

 

Пятидесятилетие пастырского служения протоиерея Свято-Троицкой церкви села Нижне-Муллинского Пермского уезда Георгия Некрасова.

«7-го числа августа 1898 года в селе Нижне-Муллинском происходило чествование 50-летнего юбилея служения в священном сане настоятеля церкви протоиерея Георгия Некрасова...

Юбилейное торжество началось с вечера служением всенощного бдения, которое совершал сам маститый юбиляр в сослужении священника Юговского завода о. Аполлония Некрасова и местного священника Н. Пьянкова. 7-го числа в 9 часов благовест в большой колокол возвестил о начале литургии, которую совершил юбиляр с теми же священниками при двух диаконах. Ко времени служения благодарственного молебна в село Нижне-Муллинское прибыли священники, диаконы и псаломщики из сел 1-го благочиннического округа, собранные на благочиннический съезд. О. благочинный протоиерей Н. Маргаритов назначил в это же число окружный благочиннический съезд в с. Нижне-Муллинском с тою целью, чтобы почтить о. протоиерей Некрасова и, с благословения и разрешения Его Преосвященства, поднести юбиляру, как духовнику, от имени духовенства первого округа св. икону Спасителя. Эта икона, очень ценная и хорошей работы, имеет серебряную позлащенную ризу и вложена в весьма красивый киот со следущею вычеканенною на левой стороне надписью: «ротоиерею Георгию Феодоровичу Некрасову, окружному духовнику, от духовенства 1-го благочиннического округа, Пермского уезда, в день 50-летнего служения в священном сане. Августа 7 дня. 1848-1898 г.».

По окончании божественной литургии был соверщен юбиляром благодарственный молебен, на который вышли о. благочинный протоиерей Маргаритов, 16 священников и два диакона. Пред началом молебна двое из старейших священников о. Иоанн Молчанов и о. Аполлоний Некрасов, взявши с аналоя икону Спасителя, стали у солеи, держа ее ликом к юбиляру, а священник Югокамского зав. о. Илиодор Антипин от имени духовенства произнес речь...

 

Речь, произнесенная священ. о. Илиодором Антипиным.

Ваше Высокопреподобие,

Досточтимый о. Протоиерей!

Сегодня исполнилось ровно 50 лет с того дня, как возложением святительских рук Преосвященного Аркадия, архиепископа Пермского, ты принял благодать священства. Пятьдесят лет тому назад, тотчас по окончании образования своего, будучи юношею, полный свежих молодых сил, с любовию и полною духовною энергией подъял ты на себя тяжелый крест священства и с честью и достоинством понес и несешь его. В продолжении целого полувека ты являешь себя пастырем ревностным, учительным, верным тружеником на ниве Христовой. Не одно поколение в полувековой период твоего пастырства духовно возрождено тобою, не одно поколение возросло, воспиталось и умерло в преданности и послушании св. церкви и верности церкви и отечеству под твоим благословением, поучением и напутствием. Не составляет ли это великой заслуги пред Богом и людьми? Не заслуживает глубокого уважения и любви всех и каждого такая полувековая пастырская деятельность? Да, высоко и многоценно пред Господом пастырское служение! Но как оно многотрудно и многоболезненно для тех, которые благодатью Божиею призваны проходить это великое служение и стараются проходить его с глубоким сознанием его важности и страшной ответственности пред Богом! Встань первый на молитву, ежедневно будь готов к причащению св. животворящих и страшных таин. Все время дня и ночи жди требы и не промедли ни минуты. Сумей с плачущими искренно поплакать и чтобы ни тени этой печали не оставалось, если сейчас же тебе нужно по долгу службы радоваться с радующимися. Умей слабого поддержат, неведующего научить, малодушного утешить, гордому и забывшемуся сказать слово правды. Говорить ли о тех пересудах, которыми в наше время язвят не только пастырей, но и архипастырей и при том, как бы по выбору, самых лучших и достойнейших. И при этих, иногда кровных обидах, никому не жалуйся. Смиряйся, терпи, молись, - вот твое оружие. Да, если кто такое поприще, милостию Божиею, пройдет безпорочно, тот поистине достоин мзды своей. Ты, досточтимый о. протоиерей, это трудное служение несешь на раменах своих целых 50 лет, нес неуклонно и бодренно не только в молодых годах, но с одинаковым усердием, несешь и теперь, не взирая на преклонные уже лета свои!

Твои выдающиеся способности, твоя духовная мудрость и пастырский и житейский опыт, твоя добрая жизнь обратили на тебя внимание окружного духовенства Чердынского уезда, где ты впервые проходил свое служение, обращают внимание и местного духовенства. По его избранию ты не одно трехлетие состоял в должности члена благочиннического совета, депутатом училищного съезда и окружным духовником. На эту последнюю должность ты избран был духовенством 2-го округа Чердынского уезда в первый раз еще сравнительно юным, именно чрез 7 лет после получения священного сана. Окружное духовенство подметило в тебе способность к духовному руководительству своих собратий и на первых уже порах 8 лет твоего служения в должности духовника в Чердынском округе и 13 лет в первом Пермском округе являют в тебе труженика немалого. Несмотря на свой преклонный возраст, ты с усердием несешь эту обязанность. В мороз и непогоду ты объезжаешь округ для исповедывания своей братии. Не легка эта обязанность и по существу. Тяжело руководить равными себе. Но ты никогда и никому не отказывал в своих мудрых советах и указаниях по делам многотрудной пастырской практики, особенно юным, неопытным священно-служителям. Твоя братия приходит к тебе целиться от язв совести, совести иерейской, так часто изнемогающей под бременем грехов, за себя и за многих других содрогающейся пред страхом суда Господня.

Ты явил свою любовь и сострадание и к бедной братии округа своими значительными денежными пожертвованиями на окружное попечительство, за что окружное духовенство, в чувстве благодарности и глубокой признательности, постановило считать тебя пожизненным членом окружного попечительства.

Долговременное ревностное служение твое Богу и Его святой церкви и на пользу окружного духовенства невольно возбуждает в душе чувство глубокого почтения к неутомимому деятелю. Вот и теперь, по благословению милостивейшего архипастыря нашего Преосвященнейшего Петра, епископа Пермского, окружное духовенство собралось в сей святый храм почтить день твоего 50-летнего юбилея, разделить с тобою свою радость и принести Господу Богу благодарность за твое долговременное и ревностное служение Ему и Его св. церкви.

В знак уважения и братской любви, досточтимый о. протоиерей Георгий Феодорович, приими от окружного духовенства подносимую сию св. икону Господа Бога нашего Иисуса Христа, пред которою мы и вознесем нашу общую молитву, да хранит Он тебя своею благодатию и да дарует нам видеть тебя еще многие лета здравым и благоденствующим.

 

... при словах: «в знак уважения и братской любви, досточтимый о. протоиерей Георгий Феодорович, прими от окружного духовенства подносимую сию св. икону» икона была поднесена. О. юбиляр, благоговейно поклонившись до земли, со слезами на глазах облобызал св. лик Небесного Пастыреначальника Господа И. Христа и положил икону на приготовленный аналой. При этом о. протоиерей выразил духовенству сердечную благодарность за такой неожиданный для него дар. После этого свящ. Н. Пьянков, обратившись к юбиляру, произнес приветственную речь...

 

Речь, произнесенная священ. Николаем Пьянковым.

Ваше Высокопреподобие,

Многоуважаемый о. Протоиерей

Георгий Феодорович!

По милости Божией сегодня исполнилось 50 лет вашего служения в сане священника, из которых последние 29 лет падают на служение при здешней Нижне-Муллинской церкви. Такое продолжительное время служения в священном сане, целые пол-века, выпадает на долю весьма немногих служителей церкви, а потому этот день есть один из радостнейших дней в вашей жизни, в который следует в особенности возблагодарить Жизнедавца Бога, даровавшего вам силы и возможность послужить пол-века Его свят. церкви. Если вообще продолжительная жизнь человека есть особый дар Божий, то тем более полувековое служение в сане священника должно почитаться особою милостию Божиею. И мы не сомневаемся, что ваше долголетнее пастырское служение есть земная награда вам от Пастыреначальника нашего Иисуса Христа за многополезное ваше служение церкви в должности пастыря словесных овец и в качестве полезного деятеля в разных возлагаемых на вас окружным духовенством должностях. И действительно, много употребили вы трудов и забот при построении сего благолепного храма, будучи строителем его в течение 9 лет. Вспомните, как вы сами говорили, в каком жалком состоянии, при вступлении в здешний приход, застали вы старый деревянный храм! Он, как простоявший более 100 лет, был очень ветх, утварью беден, внутри стояли подпоры и не было благолепия, достойного святости места, а своею ветхостью наводил он страх ежечасным разрушением. Вот желанное для вас время настало. С помощью Божиею приступлено к достройке нового каменного храма. Все время устроения, вы, как неусыпный страж, бдительно наблюдали за работами, руководили и следили за всеми подробностями работ, употребляя, где можно, и свои многоопытные знания в строительном деле. И вот, благодаря вашим заботам, Нижне-Муллинский приход имеет теперь храм благолепный по виду и внутри богато изукрашенный, достаточный утварью и священными одеждами и теперь ни в чем не имеющий недостатка. Сей храм оставит о вас воспоминание, как о строителе и будет служить как бы вечным памятником о вас для последующего потомства. В течение служения вашего при сем храме в должности настоятеля высоким доверием и уважением пользовались вы как от высшей епархиальной власти, так и от прихожан, но вы не смотрели на своих сослуживцев высокомерно. Всегда деликатные в обращении с нами, с вашими сослуживцами, вы отечески относились к нашей неопытности. Просящим у вас совета в затруднениях, представляемых служебною практикою, вы, как опытные в жизни и служебной деятельности, всегда подавали благие и полезные советы и наставления. При исполнении многосложных пастырских обязанностей вы никогда не отягощались трудами, несмотря на свои преклонные годы, и не любили прибегать к помощи другого лица, а всегда старались сами исполнять как чредную службу, так и требоисправления по приходу. Своею бдительностью и аккуратностью вы подаете причту и прихожанам хорошие примеры в жизни. За все это вознаградит вас Господь Бог в здешней жизни, а в особенности будущей наградою нетленною.

В заключении позвольте пожелать вам, досточтимый о. протоиерей Георгий Феодорович, еще много лет здравствовать и послужить на пользу святой церкви и здешнего прихода.

 

... Затем был совершен молебен обычным порядком, при чем в ектениях присоединялось прошение о здравии юбиляра. Во время служения молебна о. юбиляр от душевного волнения не мог воздержаться от слез и растроганным голосом произносил возгласы. В конце молебна было произнесено многолетие Государю Императору Николаю Александровичу со всем Царствующим Домом, Святейшему Синоду, Преосвященному епископу Петру с богоспасаемою паствою и наконец юбиляру протоиерею Георгию Феодоровичу. По окончании богослужения и по разоблачении служивших иереев, все духовенство отправилось в дом юбиляра. Впереди шел священник Н. Пьянков в епитрахили и нес поднесенную икону Спасителя, за ним шли юбиляр и о. благочинный, а затем все остальное духовенство и все время от церкви и до дома пели свящ. песнопения. В доме юбиляра было отслужено краткое молебствие, с провозглашением многолетия юбиляру. После сего все собравшиеся приветствовали юбиляра с радостным для него днем 50-летнего юбилея. Затем все духовенство, во главе с о. благочинным, отправилось в церковь для суждений и решения вопросов, подлежащих рассмотрению окружного съезда». (ПЕВ. 1899, 16 февраля. № 4 (отд. неофиц.)).

 

16. Проживающая в селе Нижних Муллах у зятя своего священника Николая Пьянкова вдова коллежского секретаря жена Афанасия Феодорова Петухова. Умерла 11 октября 1899 года в возрасте 72 лет, от воспаления легких. Исповедовал и приобщал священник Николай Пьянков. Погребена 13 октября 1899 года. Погребение совершал Култаевской Иоанно-Предтеченской церкви священник Николай Бельтюков с диаконом Петром Бирюковым и псаломщиком Мефодием Белоусовым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 205а. Л. 136 об. - 137 (№ 108).

Пьянков Николай Васильев - род. 01 октября 1862 года в селе Усть-Косьве Соликамского уезда, сын протоиерея. 13 марта 1883 году окончил курс в Пермской Духовной Семинарии со свидетельством 2 разряда. С 27 июля 1883 года по 15 июля 1889 года проходил должность законоучителя в Посадском и Неумоинском земских училищах Оханского уезда. 15 июля 1889 года рукоположен во священника на штатное место к Свято-Троицкой церкви села Черновского Оханского уезда. 14 января 1895 года за заслуги по духовному ведомству награжден набедренником. 08 февраля 1895 года переведен по собственному желанию на второе священническое место к Тихоновской церкви села Карагайского Оханского уезда. С 20 апреля 1895 года по 21 января 1897 года состоял законоучителем и заведующим Ошмашской школой грамоты. 21 января 1897 года переведен по собственному желанию на второе место к Свято-Троицкой церкви села Нижних Муллов Пермского уезда. Со 02 февраля 1897 года по 09 декабря 1912 года состоял законоучителем и заведующим Большакинской церковно-приходской школы. С 08 марта 1897 года по 09 декабря 1912 года состоял законоучителем Нижне-Муллинского 2-х классного училища. 30 марта 1899 года награжден скуфьею. 15 октября 1899 года определен на старшую священническую вакансию. С 19 февраля 1900 года по 09 декабря 1912 года состоял председателем Нижне-Муллинского церковно-приходского попечительства. С 23 мая 1900 года по 09 декабря 1912 года состоял членом Благочиннического совета 1-го округа Пермского уезда. В 1904 году за за усердную службу и труды по народному образованию преподано благословение Святейшего Синода с грамотою. 06 мая 1905 года награжден камилавкою. 14 февраля 1910 года членами Нижне-Муллинского церковно-приходского попечительства поднесена ему икона Спасителя и адрес в ознаменование службы в должности председателя попечительства. 06 мая 1911 года награжден золотым наперсным крестом от Святейшего Синода. С 29 февраля 1912 года по 01 января 1918 года состоял членом Пермского Епархиального Ревизионного комитета. 22 ноября 1912 года, по предложению Преосвященного Палладия, Епископа Пермского и Соликамского, перемещен на первую священническую вакансию к Благовещенскому собору города Кунгура. 05 декабря 1912 года с разрешения Преосвященного Палладия., Епископа Пермского и Соликамского, прихожанами и сослуживцами Свято-Троицкой церкви села Нижних Муллов поднесен золотой наперсный крест. С 24 января 1913 года по 04 октября 1914 года состоял законоучителем градо-Кунгурской Алексеевской церковно-приходской школы. 22 сентября 1914 года по прошению переведен на вторую священническую вакансию к Николаевской на Слудке церкви в городе Перми. С сентября 1915 года по сентябрь 1918 года состоял законоучителем 4-го мужского и 2-го женского земских училищ города Перми. Во время отсутствия белых войск уезжал с женой в завод Нижний Тагил Екатеринбургского уезда, где пробыл с 16 июня по 07 августа 1919 года. В 1920 году за усердную службу к празднику Св. Пасхи Патриархом Тихоном награждан саном протоиерея. 24 августа 1922 года постановлением Пермского Епархиального Управления за № 9 определен настоятелем Николаевской на Слудке церкви в городе Перми. Имел серебряные медали в память царствования Императора Александра III и в память 25-ти летия церковно-приходских школ, юбилейный знак и бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Взысканиям по суду не подвергался, под судом и следствием не состоял. В семействе у него: жена Августа Александрова (род. 14 ноябяр 1864 года), дочь чиновника. (ГАПК. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 278. Л. 3 об. - 5).

 

1901 год.

17. Тульской губернии города Ефремова мещанина Константина Димитриева Карлина сын Николай. Умер 29 июля 1901 года в возрасте 6 1/2 месяцев, от поноса. Погребен 31 июля 1901 года. Погребение совершал священник Николай Пьянков с диаконом Петром Бирюковым и псаломщиком Мефодием Белоусовым; в старой церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 206а. Л. 144 об. - 145 (№ 111).

 

 

1903 год.

18. Сей Нижне-Муллинской Свято-Троицкой церкви священник Александр Васильев Ашихмин. Умер 09 октября 1903 года в возрасте 29 лет, от скоротечной чахотки. Исповедовал и приобщал священник Николай Пьянков. Погребен 12 октября 1903 года. Погребение совершали благочинный градо-Пермских церквей протоиерей Иоанн Пьянков, благочинный 1-го округа Пермского уезда священник Илиодор Антипин, инспектор классов Екатеринбургского Епархиального женского училища священник Михаил Ашихмин, священники: Феодор Попов, Николай Пьянков, Николай Бельтюков и Матфей Золотов, диаконы: Адриан Пономарев, Вениамин Первушин, Мефодий Белоусов и псаломщик Моисей Пономарев; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 207а. Л. 196 об. - 197 (№ 164).

Некролог.

9 октября, в 4 часа пополудни, после продолжительной, тяжелой болезни (кровохаркание, осложненное крупозным воспалением легких) скончался священник села Нижних Муллов, Пермского уезда, Александр Васильевич Ашихмин.

Александр Васильевич - сын священника, получил образование в Пермской духовной семинарии, окончив ее студентом. Имея возможность и сильное желание учиться дальше, он все-таки все таки не поехал, боясь надорвать свою слабую грудь. Но потребность самообразования в нем чувствовалась всегда, и он до последнего времени не жалел своих ограниченных средств для пополнения библиотеки. Всегда серьезно и внимательно относился он ко всем вопросам духовной и светской литературы. Чтение книг, беседы с другими и самая жизнь, воздержанная и умеренная, выработали в нем истинно-христианское мировоззрение, которое он и старался сообщить своей пастве.

По окончании семинарии в 1895 году Александр Васильевич поступил в Верхне-Чусовское училище преподавателем Закона Божия. Только два года пробыл он здесь, но и за это краткое время успел заслужить любовь детей и уважение общества. Его искренние, живые и полные интереса беседы с детьми по своему предмету глубоко западали в душу впечатлительных и отзывчивых детей, а любовь последних постоянно одушевляла его в трудном деле преподавания. Насколько серьезно относился он к своему учебному делу, видно из того, что он составил свою собственную программу по Закону Божию, с указанием всех своих наблюдений по этому предмету. С точки зрения жизненного благополучия эти годы были для Александра Васильевича лучшими годами его жизни. Он был здоров, любил свое дело и пользовался общей любовью. В это время случилась Всероссийская народная перепись и он безвозмездно принял в ней участие. Здесь же, вероятно, он и положил начало и своим будущим болезням, так как сильно тогда простудился.

Летом 1897 года А.В. женился и был рукоположен в сан священника к градо-Красноуфимскому собору, где он прослужил два года. Во время служения в Красноуфимске он был законоучителем в женском двухклассном училище и оставил по себе добрую память. Красноуфимцы и поныне с благодарностью вспоминают имя о. Александра, а девочки-школьницы, его ученицы, посылали ему в Нижние Муллы свои приветствия и поздравления. В Красноуфимске начала усиливаться и та болезнь, которая свела о. Александра в могилу. В надежде на лучший деревенский воздух, по совету врачей, о. Александр из города перепрашивается в село и в октябре 1899 г. переводится в Нижние Муллы. Здесь болезнь его в первые два года как бы затихает, и он весь отдается своему пастырскому делу. Выросши среди народа он прекрасно понимал его и знал его недостатки, а потому и боролся с ними очень успешно. Не только церковные службы, но и всякое посещение крестьянского дома было для о. Александра поводом к задушевной пастырской беседе с мужичком. Веденные им беседы нередко печатались в Епархиальных Ведомостях (напр. беседа о сквернословии, о пьянстве). Самая церковная служба о. Александра была прекрасным поучением для народа, как служба искренне-верующего пастыря.

Во время служения в Нижних Муллах о. Александр положил много труда по организованию и устройству церковно-приходской попечительской библиотеки, в которой в настоящее время насчитывается до 300 экземпляров книг религиозно-нравственного содержания. Он весьма удачно выбирал и выписывал книги, соответствующие понятиям и духовным потребностям прихожан, которые с большою охотою берут эти книги для чтения. Кроме того, как товарищ председателя церковно-приходского попечительства, он старался об увеличении средств этого учреждения, производя или поручая другим членам из крестьян в церкви и по деревням - продажу книг, икон, брошюр, картин и крестиков.

Но злополучная болезнь не давала ему душевного спокойствия, он всячески боролся с ней; ездил в 1901 году даже на Кавказские минеральные воды лечиться и всетаки не уничтожил ее. Большие расходы по лечению заставляли его отказываться от некоторых жизненных удобств и удовольствий. Давнишней мечтной покойного было, например. завести себе хотя недорогую фисгармонию, чтобы в часы досуга наслаждаться музыкой, но эта мечта так и осталась несбыточной. Прошедшее лето было для о. Александра роковым. Сильная простуда в конце июня произвела в нем воспаление легких, которое сопровождалось сильным кровохарканием, июль, август и сентябрь были для него самыми тяжелыми месяцами болезни. Крови вышло столько, что больной сам сознавал, что он не жилец на этом свете. Полагаясь вполне на волю Божию, о. Александр соборовался и несколько раз исповедался и причастился.

Последние два года о. Александр вследствие усиления болезни всегда готовился к смерти, что видно из того, что после смерти его был найден в книжном шкафу запечатанный пакет, в котором оказалось написанное им еще 7 февраля 1901 года последнее прощальное слово, ... которое покойный просит одного из иереев прочитать пред совершением чина отпевания и никаких похвальных слов не говорить. Тогда же были найдены 20 писем-карточек родственникам и знакомым, в которых покойный в последний раз прощается с ними и просит молиться о упокоении его души.

Пред отпеванием протоиереем И. Пьянковым было прочитано ... прощальное слово покойного, которое было выслушано многими со слезами на глазах...

 

«Последнее прощальное слово мое к пасомым, знакомым и родственникам.

Возлюбленнейшие мои,

Отцы, братие и чадца духовные!

Чувствую я, как разные продолжительные болезни в последнее время сильно ослабили мои телесные силы, и с боязнью думаю, как бы самая смерть не пришла ко мне внезапно и как бы мне не умереть, не простившись с вами. А потому я и решил заблаговременно сказать вам несколько прощальных слов. (Если можно, прошу кого-либо из о.о. иереев сказать это мое прощальное слово пред чином отпевания. Больше никаких слов обо мне, особенно похвальных, прошу не говорить: кроме немощей и слабостей я ничем не отличался).

Возлюбленнейшие мои отцы и братие, сродницы и друзи и чадца духовные!

Очень желал я еще при жизни своей пред смертью сказать во святом храме сем пред многочисленным собранием это прощальное последнее слово, но Бог судил иначе. Человек предполагает, Бог располагает. Тяжкий недуг приковал меня к постели и не позволил встать с нее. Таким образом, по немощи телесной я не мог исполнить своего заветного желания.

Выслушайте же, братие христиане, хотя теперь, по ка еще видите во гробе мой бездыханный и безгласный прах, и хотя не из моих уст, а из уст другого служителя алтаря, однако не его, но мои прощальные слова к вам.

Страдая разными продолжительными недугами, я часто, особенно в последнее время пред смертью лежа на одре болезни, со слезами на глазах повторял из чина отпечания слова: «плачу и рыдаю, егда помышляю смерть». Бывали и такие минуты, когда оставшись в комнате один, я плакал и рыдал, думая о смерти. Почему же? Потому что «окаянен аз» (Римл. 7, 24), великий грешник я пред Богом, а «смерть грешников, по непреложному свидетельству слова Божия, люта» (Псал. 333, 22) и все «сии, то ессь грешники, по слову же Божию, идут в муку вечную» (Матф. 25, 46). Тяжкий грешник я пред Богом. Вот о грехах то и скорбел и плакал я. «Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя Боже по велицей Твоей милости» (Покаянный тропарь). Во многом грешен я пред вами, братие мои, как пред своими прихожанами и духовными детьми. По отношению к вам я по временам был не пастырем добрым, а наемником, нерадящим о овцах своих. Вполне возможно, что некоторых из вас когда-либо обидел или словом или делом, или умышленно или по неведению. Быть может, одним не дал надлежащего наставления, других не утешил в горе, не вразумлял безчинных, не заступался за немощных. Всех из вас, кого я так обидел, прошу простить меня.

Всякий человек имеет недостатки, много недостатков имел и я грешник. Сознаюсь, что своими слабостями и немощями я не был образцом-примером для вас, особенно в некоторых отношениях. Хотя и желал и стремился, но не был ясным светильником, вверху горы стоящим и просвещающим вас. Могло быть также, что я когда-либо или по лености или по нерадению или по болезни кого-либо из вас оставил в страданиях без молитвы, в отчаянии без утешения, отказался съездить к тяжко больному для напутствия его Святыми Тайнами, допустил умереть младенцу без крещения, грубо и со злобой обошелся с кем-либо, был слишком требователени взыскателен. Прошу вас и умоляю, простите меня за все эти недостатки и не поминайте злом вашего усопшего духовного отца. Если вы мне, равно как и всем человекам-обидчикам, охотно будете прощать согрешения и обиды против вас, то и Господь простить согрешения ваша. Ведь Сам Спасителя сказал во Святом Своем Евангелии: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Матф. 6, 14). Сам же Спаситель мира, Божественный Страдалец, дал нам и пример прощения обид: Его поносили, злословили, схватили, облекли в багряницу, возложили на главу Его терновый венец и предали позорной смерти. Что же он? Вися на кресте, молился за своих распинателей: «Отче отпусти им» (Лук. 23, 34). А Святый Иоанн Златоуст о прощении обид говорит так: «дабы нам не пострадать, будем прощать всем, ибо чрез сие сами получаем прощение; будем прощать, что и Бог простил нам грехи наши, и таким образом получим будущие блага». Я же со своей стороны простил и при разлучении с жизнью ни на кого не имел зла.

Итак, вот моя первая мольба к вам: простите меня грешного.

Вторая мольба моя к вам, чадца мои, такая - не забывайте поминать об упокоении души моей во святых своих молитвах. Сделайте мне милость, запишите мое имя в свои поминальники, то всякий раз будете подавать их на проскомидию, обедню и панихиды, вознесется молитва от лица вашего об упокоении и моей души. Помните, братие, что для меня, как и для всякого человека, лишь только н умрет, за гробом нет больше покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела; за гробом же он ничего не может сделать для своего улучшения, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение. Умерший во грехах, достойный осуждения, не может уже сам исправиться, загладить свои грехи, покаяться и умолить Господа о помиловании. Но в этом случае великую пользу могут оказать умершему, могут даже избавить его от мучений или, по крайней мере, облегчить эти мучения живущие на земле его родственники своими молитвами о упокоении души его. Молитвы живых для умерших всегда столь необходимы, как хлеб насущный для живых. И с каким нетерпением души умерших ожидают о себе таких молитв. Такая милость только и потребна покойникам. «Если мы хотим облегчить душу отшедшего грешника, учит Святый Иоанн Златоуст, то будем возносить о нем частые моления, и хотя бы он был вельми недостоин, Господь умилосердится и над ним». Если души почивших грешны, то чрез молитвы, творимые их родственниками и знакомыми о упокоении их, они получают прощение грехов, а если праведны, то творящие поминовение сами на себя чрез это низводят милость. (Чет. Мин. 12 апр.). Таким образом, молитва за умершего приносит пользу и умершему, и тому, кто молиться за умершего. Кто поминает усердно усопших, тот сам удостоится столь же усердного поминовения о себе от других. Так велико значение молитв за умерших. Поэтому и я, возлюбленные отцы, братие и чадца мои духовные, уже из гроба обращаюсь к вам словами священного песнопения с последнею мольбою: «помолитесь о мне; никогда ваши молитвы так не нужны мне, как в настоящие минуты; я теперь отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия. Прошу всех вас и молю - непрестанно молитеся о мне Христу Богу, да низведен буду по грехом моим в место мучения, но да вчинит Он меня, идеже свет животный, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Итак, вот с этими то двумя мольбами и обращаюсь я ко всем вам в сии последние минуты на земле - простите меня грешного и помолитеся об упокоении души моей. А теперь приступите к молитве и в конце ее на прощании приидите последнее целование дайте мне умершему. Благословение Господне да будет над всеми вами от ныне и до века.

Слава Богу за все! Аминь».

 

Отпечание о. Александра было совершено по окончании литургии 12 числа при многочисленном стечении народа, протоиереем Пермской Воскресенской церкви о. Иоанном Пьянковым, в сослужении о. благочинного священника Илиодора Антипина, шести священников, трех диаконов и при участии местного хора...

... После покойного о. Александра и маленькая единственная дочь.

Не велик был век о. Александра (29 лет), но много им было пережито и долго будут помнить его все лично его знавшие.

«Упокой, Господи, душу его в месте светле и покойне, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, и с праведными сопричти!» (ПЕВ. 1903, 1 ноября. № 41 (отд. офиц.)).

Ашихмина Екатерина Феодорова - род. в 22 ноября 1875 года, дочь священника. Окончила курс в Пермском Епархиальном женском училище. Была в замужестве за священником Александром Васильевым Ашихминым, умершим 09 октября 1903 года. С 1904 года проживала у своего отца Пермского священника Феодора Михайлова Попова. В 1915-1917 годах состояла на службе в Пермском Городском Ломбарде. Дочь её: Мария Александрова (род. в 1902 году), в 1915-1917 годах обучалась в Пермской женской гимназии. (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. 25. Л. 46 об. - 47; Д. 35. Л. 53 об. - 54; Ф. 198. Оп. 1. Д. 540. Л. 51 об. - 52).

 

1905 год.

19. Села Нижних Муллов крестьянин Алексий Петров Сигов. Умер 19 декабря 1905 года в возрасте 64 лет, убит. Погребен 28 декабря 1905 года. По отношению г-на судебного следователя 1-го участка Пермского уезда от 27 декабря 1905 года за № 2060-м. Погребение совершал священник Николай Пьянков с диаконом Мефодием Белоусовым и и.д. псаломщика Григорием Коняевым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 209. Л. 187 об. - 188 (№ 211).

 

1906 год.

20. Сей церкви умершего священника Иоанна Александрова Молчанова жена Анна Прокопьева. Умерла 13 июля 1906 года в возрасте 70 лет, от старости. Исповедовал и приобщал градо-Пермской Рождество-Богородицкой церкви протоиерей Евграф Кудрявцев. Погребена 15 июля 1906 года. Погребение совершали священники: Николай Бельтюков и Иоанн Мультановский, диакон Мефодий Белоусов, псаломщик Петр Липин и и.д. псаломщика Григорий Коняев; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 502. Л. 139 об. - 140 (№ 108).

 

1908 год.

21. Города Перми священническая вдова Мария Михайлова Мультановская. Умерла 30 августа 1908 года в возрасте 58 лет, от плеврита. Исповедовал и приобщал священник Николай Пьянков. Погребена 01 сентября 1908 года. Погребение совершали священники: Николай Пьянков и Иоанн Мультановский с диаконом Мефодием Белоусовым и псаломщиком Григорием Коняевым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 503. Л. 125 об. - 126 (№ 74).

Жена священника Иоанна Иаковлева Мультановского. Сын их Мультановский Иоанн Иоаннов - род. 15 января 1877 года, сын священника. 01 июня 1898 года окончил курс в Пермской Духовной Семинарии с аттестатом 2 разряда. 26 августа 1898 года рукоположен во священника к церкви села Сосновского Кунгурского уезда.С 16 сентября 1899 года по 05 декабря 1903 года проходил должность заведующего Курбатовской и Ошьинской церковных школ грамоты Сосновского прихода. Проходил должность наблюдателя по Закону Божию в Хмелевском и Качкинском земских начальных училищах. С 01 октября 1899 года по 12 декабря 1903 года проходил должность законоучителя в Сосновском земском училище Кунгурского уезда. 12 декабря 1903 года переведен на 2-ю священническую вакансию к Нижне-Муллинской Свято-Троицкой церкви. 19 января 1904 года прихожанами Сосновской церкви Кунгурского уезда поднесены св. Евангелие и адрес. 22 марта 1904 года за заслуги по духовному ведомству награжден набедренником. С 06 апреля 1906 года по 31 декабря 1911 года проходил должность кандидата к следователю 1-го благочиннического округа. С 01 января 1909 года по 17 декабря 1917 года проходил должность депутата по межевым делам. С 01 января 1909 года по 01 января 1912 года проходил должность кандидата в депутаты на окружной училищный съезд. С 05 марта 1910 года по 18 июня 1917 года проходил должность председателя Братства трезвости Св. Иоанна Предтечи Господня. С 10 ноября 1910 года по 01 сентября 1912 года проходил должность наблюдателя по Закону Божию в Оверятском училище Оханского уезда. 06 мая 1911 года награжден скуфьею. 06 октября 1911 года выбран кандидатом в депутаты на Епархиальный съезд духовенства и старост от духовенства 1-го благочиния Пермского уезда.С 01 сентября по 08 декабря 1912 года проходил должность законоучителя в Семинской земской школе. 17 ноября 1912 года перемещен на 1-ю священническую вакансию. С 01 декабря 1912 года по 12 сентября 1917 года проходил должность заведующего Большакинской церковно-приходской школы. С 17 января 1913 года по 12 сентября 1917 года проходил должность председателя Нижне-Муллинского церковно-приходского попечительства. С 08 апреля 1913 года по 12 сентября 1917 года проходил должность члена Благочиннического совета. С 13 ноября 1913 года по 12 сентября 1917 года проходил должность заведующего и законоучителя в воскресной церковной школе в селе Нижних Муллах и законоучителя в Нижне-Муллинском 2-х классном училище. 16 марта 1914 года прихожанами Растягаевского сельского общества за труды по постройке часовни в деревне Горшках поднесены наперсный серебряный крест и адрес. С 01 июня 1914 года по 15 июля 1915 года проходил должность и.о. благочинного 1-го округа Пермского уезда. В 1914 году проходил должность депутата на Епархиальный съезд духовенства. 06 мая 1915 года награжден камилавкою. 12 сентября 1917 года прикомандирован сверхштатным священником к Троицкой церкви города Перми (бывшей военной). С 12 сентября 1917 года проходил должность члена Пермского Епархиального Совета (бывшей Пермской Духовной Консистории). 08 октября 1917 года прихожанами Нижне-Муллинской Свято-Троицкой церкви поднесены икона Спасителя и адрес. 10 мая 1918 года награжден наперсным крестом. 02 октября 1918 года назначен на 3-ю священническую вакансию к Пермской Свято-Троицкой на Слудке церкви. Взысканиям по суду не подвергался, под следствием и судом не состоял. В июне 1919 года эвакуировался в Сибирь. В семействе у него жена Людмила Стефанова (род. 16 сентября 1876 года). Дети их: Ольга (род. 24 июня 1900 года); Иоанн (род. 245 июля 1909 года), обучался в Пермской мужской гимназии. (ГАПК. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 271. Л. 8 об. - 9).

 

1909 год.

22. Тульской губернии города Ефремова мещанина Димитрия Александрова Карлина жена Евдокия Борисова. Умерла 02 мая 1909 года в возрасте 80 лет, от старости. Исповедовал и приобщал священник Иоанн Мультановский. Погребена 04 мая 1909 года. Погребение совершали Священники Николай Пьянков и Иоанн Мультановский с диаконом Мефодием Белоусовым и псаломщиком Григорием Коняевым; в старой церковной ограде. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 503. Л. 247 об. - 248 (№ 41).

 

23. Тульской губернии города Ефремова мещанин Димитрий Александров Карлин. Умер 22 сентября 1909 года в возрасте 98 лет, от старости. Исповедовал и приобщал священник Иоанн Мультановский. Погребен 24 сентября 1909 года. Погребение совершали священники Николай Пьянков и Иоанн Мультановский с псаломщиком Григорием Коняевым; в старой церковной ограде. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 503. Л. 281 об. - 282 (№ 150).

 

1911 год.

24. Сей церкви диакона Анемподиста Павлова Денисова жена Анна Симеонова. Умерла 19 марта 1911 года в возрасте 23 лет, от туберкулеза легких. Исповедовал и приобщал священник Николай Пьянков. Погребена 21 марта 1911 года. Погребение совершали священники: Николай Пьянков и Иоанн Мультановский с диаконом Мефодием Белоусовым и псаломщиком Григорием Коняевым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 504. Л. 299 об. - 300 (№ 36).

Денисов Анемподист Павлов - род. 08 августа 1882 года в Нытвенском заводе Оханского уезда, сын чиновника. Окончил курс учения в Нытвенском двухклассном училище в 1897 году. 24 октября 1897 года определен к исполнению обязанностей псаломщика в Нытвенской Александро-Невской церкви. 14 февраля 1909 года рукоположен во диакона на псаломщическую вакансию к той же церкви. 26 октября 1910 года перемещен на диаконскую вакансию к Свято-Троицкой церкви села Нижне-Муллинского Пермского уезда. 12 октября 1914 года перемещен на штатную диаконскую вакансию к Свято-Троицкой церкви Лысьвенского завода Пермского уезда. С 10 января 1915 года состоял законоучителем Больше-Лысьвенской церковно-приходской школы. Поведения отличного, по должности исправен. В семействе у него дети: Анемподист (род. 08 сентября 1907 года), обучался в Лысьвенском начальном училище; Вера (род. 01 июля 1910 года). (ГАПК. Ф. 195. Оп. 1. Д. 39. Л. 219 об. - 220).

 

1916 год.

25. Деревни Заюрчима крестьянин Иоанн Иоаннов Баландин. Умер 11 мая 1916 года в возрасте 69 лет, от паралича. Исповедовал и приобщал священник Иоанн Мультановский. Погребен 13 мая 1916 года. Погребение совершали священник села Култаева Николай Бельтюков, священник Михаил Паршин и священник Владимир Калачников с диаконом Григорием Коняевым; в церковной ограде. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 506. Л. 211 об. - 212 (№ 75).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибавление к списку

Список лиц, отпетых в Свято-Троицкой церкви села Нижние Муллы,

погребенных на монастырском кладбище

Успенского женского монастыря в городе Перми

 

1916 год.

1. Верх-Муллинской волости деревни Гарюшек крестьянин Николай Симеонов Калачников. Умер 26 сентября 1916 года в возрасте 60 лет, скоропостижно от порока сердца. Погребен 29 сентября 1916 года. Отношение Пермского уездного полицейского управления от 28 сентября 1916 года за № 4269-м. Погребение совершал священник Александр Третьяков с диаконом Владимиром Щитовым; на кладбище при женском монастыре в городе Перми. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 506. Л. 287 об. - 288 (№ 114).

 

2. Верхне-Муллинской волости деревни Гарюшек крестьянская жена Евдокия Давидова Трошева. Умерла 03 ноября 1916 года в возрасте 65 лет, от старости. Исповедовал и приобщал священник Александр Третьяков. Погребена 06 ноября 1916 года. Погребение совершал священник Александр Третьяков с диаконом Владимиром Щитовым; в городе Перми при женском монастыре. ГАПК. Ф. 719. Оп. 1. Д. 506. Л. 290 об. - 291 (№ 103).

 

 

 

Последняя правка 16.05.2013


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика