Каменный.
Летний собор.
Ранее существовал храм Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Кунгуре (деревянный).
Заложен в 1700 году по благословению Высокопреосвященного ИОНЫ, Архиепископа Вятского и Великопермского.
Построен в 1700-1704 годах.
Освящён 23 января/03 февраля 1704 года по благословению Высокопреосвященного ДИОНИСИЯ, Архиепископа Вятского и Великопермского.
Надпись на подпрестольном кресте: "Освятися сей жертвенник Господа и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, при державе благочестивейшаго, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по благословению преосвященнаго Дионисия, архиеп. Вятскаго и Великопермскаго, в лето от с. м. 7321, от рождества же по плоти Бога Слова 1704 и индикта 11, месяца ианнуария, в 23 день, на память святаго священномученика Климента".
Сооружен по приказу кунгурского воеводы И. М. Коробьина на средства жителей, которые обязаны были платить по 25 коп.
Собор находился на довольно обширной Соборной площади. С восточной стороны собора которой стороны пролегал Московско-сибирский тракт; за трактом, напротив самого собора, стоял каменный гостинный двор. Вид собора был особенно хорош с южной и западной стороны; с этих сторон он обнесен был очень красивой каменной оградой с чугунными решётками, выкрашенными малахитом. С восточной и северной стороны собора находились торговые лавки, устроенные в 1798 году, которые приносили ему значительный денежный доход. С восточной стороны, на углах лавок построены были каменные часовни: Апостолов Петра и Павла и святителя Алексия, Митрополита Московского.
В соборной ограде три каменные ворота с железными решётками, выкрашеными малахитом. На юго-западном углу ограды был построен небольшой каменный дом, в котором ранее помещалось Кунгурское духовное правление, а потом устроены квартиры для причетников.
Архитектура собора была замечательной по своей древности. Собор был не массивен и не высок, но за то прочен; колокольня его держала не одну тысячу пудов колокольного веса. Крыша на соборе железная, выкрашенная малахитом. На храме утверждены на каменных восьмериках 5 больших деревянных глав, обитых белым английским железом; 4 из них поставлены на углах храма, а 5-я - в середине, она была больше угловых, в диаметре имела до 3 саж. На этих главах укреплены были маковицы, обитые также белым английским железом, на которых установлены золочёные восьмиконечные кресты, поддерживаемые цепями. Храм соединялся с колокольней притвором. На колокольне возвышался длинный, в основании широкий, конусообразный шпиц, обитый белым английским железом; шар на шпице и восьмиконечный крест, установленный в шаре, были вызолочены через огонь. Над верхними окнами, вокруг всего храма снаружи сделана была на зелёных изразцах большими буквами надпись, которая гласила о том, в каком году, при каком Императоре и, по благословению какого епископа, построен Благовещенский собор: "В лето от сотворения мира 7208 от Господа Бога слова 1700 идикта 9 месяца августа построена церковь во имя Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии... по благословению Божию, архиепископа Вятскаго и Великопермскаго“. Выше этой надписи под самым карнизом, тоже вокруг всего храма, сделаны были разные изображения из Ветхого и Нового Завета, в полукругах, которых на каждой стороне храма по 4, но живопись на них от влияния воздуха и времени попортилась. Колокольня имела высоты 18 саж. Длина собора от алтарной восточной до западной стены колокольни - 16 саж.; ширина внутри храма 6 саж.; высота внутри храма и в куполе 12 саж. В собор вели три двери: одни с западной стороны из под колокольни, две боковые с южной и северной стороны с красивыми каменными крыльцами.
На колокольне Благовещенского собора большой благовестный колокол имел вес 1025 пуд.; звон, его вблизи был очень сильный, потрясяющий вдали, очень приятный для слуха. Полиелейный колокол был гораздо меньше большого, но звон его был очень приятный и слышен был далеко; в нём вес 202 пуда; вероятно, в нём было много серебра. Всех колоколов на соборе было 10; подбор их был удачен и звон во-вся весьма приятный. Большой колокол заведён был в 1848 году, в память избавления г. Кунгура от пожаров, бывших в 1842 году, заведён на добровольные пожертвования градского общества, особенно крупные были от купцов Кирилла Егорова Кузнецова и Василия Григорьева Юхнева и старанием досточтимого протоиерея Петра Алексеевича Луканина, которому Господь не судил слышать звон этого колокола: смерть пресекла его жизнь раньше, чем приведён был колокол в Кунгур. Полиелейный колокол заведён был в 1769 году.
Первоначально во внутреннем украшении храма не было особенной роскоши. В 1857 году на день св. Пророка Илии, во время всенощного бдения случилась сильная и продолжительная гроза; несколько ударов прошло благополучно, но пред самым чтением Евангелия вдруг особенно сильно блеснула молния и многовенно электрическая искра ударила сперва в колокольню, потом в верхнее окно собора, влетела в храм, опалила в нескольких местах иконостас и скрылась в пол. Произошло большое смятение между предстоящими в храме, некоторые от страха пали ниц, некоторые вышли из храма; остановилось на несколько минут и самое богослужение; но оказалось, что вреда никому не было нанесено. Служба была окончена, но иконостас остался испорченным. Нужно было или поновить его или строить весь новый. Прихожане, с общего согласия, решились строить новый, а старый был пожертвован в церковь Спасо-Бардинского села Кунгурского уезда. Раньше стены в соборе были выбелены по штукатурке, но при постройки нового иконостаса решено было, благодаря усердию прихожан, украсить их живописью. В 1860 году приступлено было к работе, которая и окончена была благополучно в 1862 году.
Внутри собор был весь расписан и украшен очень хорошей живописью. Стены в алтаре, храме и притворе хорошо промаслены и отделаны под лак в храме и притворе - сиреневого цвета, а в алтаре - бледно-розового. Так как собор посвящён в честь имени Пресвятой Богородицы, то и изображения на стенах представляли события преимущественно из Её жизни. Некоторые изображения на стенах были очень замечательной живописи. На северной стене храма находились изображения: Благовещения Пресвятой Богородицы и встречи Пресвятой Девы Марии праведной Елизаветой; на южной стене: Рождество Пресвятой Богородицы и Введение Её во храм; на западной стене: "Пригвождение Иисуса Христа ко кресту и снятие Его св. тела со креста", то и другое в огромном размере.
Между ними были красиво устроены хоры для певчих, которые снаружи украшены были отличной резьбой и вызолочены на полимент, а изнутри обиты листовым железом; над хорами вверху весьма художественно сделано было изображение "Вознесения Пресвятой Богородицы". Все эти изображения обрамлены были очень искусной уборкой; стены украшены этой же уборкой во многих других приличных местах. В куполе написано было изображение Пресвятой Богородицы, окружённой сонмом ангелов и святых людей, в огромном размере, так что эта картина занимала весь купол; под ней было написано: "О Тебе радуется всякая тварь, ангельский собор и человеческий род" и пр. В алтаре было написано: "распятие Спасителя" на восточной стене, за жертвенником; по другую сторону Горнего места на восточной стене было написано: "Принесение праотцем Авраамом сына своего Исаака в жертву". Горнее место углублено было в стене, на которой очень написан седящий Господь Спаситель, по правую Его руку стояла Пресвятая Богородица, а по левую Иоанн Предтеча. Горнее место украшено превосходной аркой, на полимент золочёной с резьбой; верхняя часть арки или полукруг, украшенный кистями из резьбы, держался на витых золочённых колоннах, утверждённых в тумбах; в этих же тумбах ставились: запрестольные крест и Пресвятая Богородица. Вверху над Горним местом был изображён Святой Дух в виде голубя. А над св. Престолом изображён Бог Отец, окружённый ангелами. Вообще вся стенная живопись в соборе была очень хорошая. Живопись на иконах в иконостасе и киотах была превосходная. Иконы для иконостаса писаны были в Москве известным художником Черновым. Особенно замечательны по художественной отделке были иконы: Св. Алексия Божия человека и св. мученицы Татианы. Четыре местные иконы: Спасителя, Пресвятой Богородицы, Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, по желанию прихожан, оставлены были старые; на них были такие превосходные и драгоценные ризы, что они вполне гармонировали с блестящей обстановкой собора. Иконостас был вышиной 8 саж., весь вызолочен на полимент и украшен весьма изящной резьбой, тонкой, очень густой и при всем том очень глубокой; в верхнем ярусе иконостаса была резьба до 12 вер. глубины. Весь иконостас состоял из 3 ярусов, разделённых витыми на полимет золочёнными колонами, украшенными резьбой. В нижнем ярусе 10 колонн, в среднем 8, в верхнем ярусе вместо колонн сделана была очень изящная резьба. Вверху иконостас оканчивался лучами, в которых поставлены были: чаша и евангелие резные; по ту и другую сторону их поставлены были резные ангелы. Царские врата сделаны были в кресте, поперечная линия которого проведена была в среднем ярусе иконостаса, поэтому в этом ярусе было меньше колон, чем в нижнем. Царские врата украшены были превосходной резьбой, золочены на полимент; в средине их прикреплена была икона Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам 4 евангелиста. Во всех простенках в храме сделаны были большие киоты, украшенные отличной резьбой и вызолоченые на полимент; на южной стороне в этих киотах поставлены были иконы: Св. Алексия Божия человека и праведного Симеона Верхотурского чудотворца, а на северной - св. мученицы Татианы и св. великомученицы Параскевы. Притвор отделялся от храма тремя арками. В нём вверху на своде изображено было в сиянии крестное древо; на стенах - на северной изображён ангел, в рост человеческий, записывающий людей, выходящих из храма прежде окончания богослужения, а на южной стороне - ангел, того же размера, наблюдающий за стоящими во храме, кто и как молится. Пол в алтаре, храме и притворе был чугунный, литой.
Так как Престол и жертвенник поставлены были новые, то состоялось новое освящение собора.
Освящён 05/17 мая 1862 года Высокопреосвященным НЕОФИТОМ, Архиепископом Пермским и Верхотурским.
Старинные принадлежности, находившиеся в соборе:
Приписные храмы:
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Кунгурский уезд, г. Кунгур.
Кафедральный собор Кунгурской и Красноуфимской Епархии (обновл.) в 1923-1931 годах.
Закрыт в 1931 году.
Уничтожен в 1930-х годах.
Священники
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
1700-1730-е годы | протопоп Иоанн Антониев | |
1730-е годы | священник Иоанн Евтихиев | |
до 1741 года | протопоп Кирил Савинов Ивохин | |
с 1741 года | протопоп Иоанн Михайлов Калачников |
(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям