Дата рождения: неизвестно.
Место рождения: Ярославль.
Дата смерти: 19 августа 1455/1456 года.
Хиротония: архиерейская - после 1441 года или 1447 год.
Канонизация: 1607 год.
Епископ Пермский (после 1441/1447-1455/1456).
Священномученик. Память 19 августа, 29 января в день памяти трех Пермских Святителей
В Московском Чудовом монастыре
Родился в Ярославле.
Был наставлен в иноческих добродетелях некиим старцем Кириллом.
С 1440 года и до посвящения на Пермскую кафедру был архимандритом Московского Чудова монастыря.
Святитель Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины Святителя Пермского ГЕРАСИМА (после 1441 года или в 1447 году).
Пользуясь любовью Великого Князя и Митрополита Московского, при отъезде на Пермскую землю, снабжен был великолепной ризницей и образованным духовенством; а потому имел полную возможность совершать богослужение гораздо торжественнее, чем его предшественники.
Прибыв на кафедру, Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа.
Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ.
Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен.
Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан.
Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить Епископа Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.
За это время Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам, и в 1448 году при поставлении на Московскую Митрополию Святителя Ионы.
Воспользовавшись отсутствием Питирима, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей.
В 1448 году снова ездил в Москву на поставление Митрополита.
Великий Князь Московский Василий II, отпуская Питирима, наделил богатыми вкладами зырянские церкви и Печорскую обитель, и уменьшил количество дани для жителей Пермской земли из-за частого их разорения вятчанами и вогулами.
Обладая высокой образованностью, Епископ Питирим беседовал с пермским народом изустными поучениями собственного своего сочинения, приспособительно к его понятиям и нуждам, а через это самое более и более, привлекая к евангелию, утверждал его в благочестии христианском.
Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди Питирима и начали принимать крещение.
Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние.
19 августа 1455 или 1456 года он убил Епископа Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды.
Вот как описывает убиение Питирима архангельский летописец:
«Не сжалились немилосердные вогуличи и вятчане, видя святого, стоящего на молитве и готового воспринять мученическую кончину. Неистово устремились они на безоружного старца и один за другим начали наносить ему удары. Святитель, как-бы не чувствуя их, кротко увещевал Асыку и бывших с ним; но увещания не могли тронуть их ожесточенные души и варварски был замучен Владыка Пермский от руки Асыки; само тело его, опозоренное наглыми кровопийцами, брошено было на мысу».
Тело Питирима оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его.
Он был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, Священномученика ГЕРАСИМА.
В 1458 году Великий Князь Василий II послал на усмирение вогулов и вятчан сильную рать из москвичей и устюжан, которая взяла много городов и селений в Вятской земле, обложила тяжёлой данью вогулов и присоединила Вятку к Московскому великому княжеству.
Степенная книга сообщает о нём как о первом составителе жизнеописания митрополита Алексея и канона на обретение мощей этого святителя.
Память преставления Священномученика Питирима была внесена в устав уже в 1522 году.
А с 1607 года была установлена общая память (29 января) трем Пермским Святителям: ГЕРАСИМУ, ПИТИРИМУ и ИОНЕ, преемственно сменившим друг друга на Пермской кафедре.
Тропарь
Православия наставниче, / благочестия учителю и милости сокровище, / архиереев украшение, / людей зырянских наставниче, / святителю Питириме, / душу свою за Христа положивый, / моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех / любовию чтущих память твою.
Кондак
Монашескими добродетельми/ во обители святителя Алексия первее украсився/ и прославлению того послужив,/ пастырь явился еси людем зырянским/ и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю,/ мученик быв, Питириме святителю всехвальне./ Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою.
Тропарь Святителей Герасима, Питирима и Ионы
Равноапостольному святителю Стефану наследовавший / и Православия светом страну Зырянскую озаривший, / святителие Христовы Герасиме, Питириме и Ионо, / Престолу Пресвятыя Троицы ныне предстояще, / молитеся пастве вашей от врагов ненаветованней быти / и всем православным людем в мире спастися.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям