1. Из истории христианизации Пермского края

Постепенный и длительный процесс распространения христианства на Урале начинается в 1462 г ., когда в Перми Великой Чердыни произошло крещение коми-пермяков – коренных жителей Северного Прикамья.

Под христианизацией понимается такая степень приобщения к новой религии (к ее догматике, обрядности, символике и пр.), когда она принимается большинством представителей данного народа. Люди, ставшие христианами, проявляли себя, по меньшей мере, в двух видах деятельности: строили храмы и посещали их.

Коми-пермяки получили Православие от последователей епископа Стефана Пермского, создавшего в 1383 г . при поддержке московского князя Дмитрия Ивановича и митрополита Пимена Пермскую епархию с центром в городке Усть-Вымь на р. Вычегда (ныне в составе Республики Коми).

В Вычегодско-Вымской летописи сообщается, что в 1462 г . епископ Пермский Иона «крести Великую Пермь, постави им церкви». Крещение было ознаменовано открытием в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Крупнейшему историческому событию Перми Великой посвящены фрески и иконы. Необычайно детальные изображения крещения позволяют отнестись к ним с доверием и использовать их в качестве исторического источника.

Русские крестьяне, заселявшие Пермский край в XVI - XVII вв., не только разрабатывали угодья, строили дома, но и храмы, поскольку их духовной потребностью являлись моление, исповедь, причащение, поминовение предков. В 1570-е гг. в Чердынском уезде – центральном в Перми Великой – насчитывалось 11 храмов, а в вотчине Строгановых, начало которой было положено в 1558 г ., – 5. В середине XVII в. на Среднем Урале действовало около 90 храмов и 11 монастырей.

Для утверждения Православия большую роль играли монастыри Чердыни, Соликамска, а также по р. Кама Спасо-Преображенские монастыри в Пыскоре Строгановых и возле Новоникольской слободы (будущий г. Оса), Успенский на р. Чусовой.

Святынями Урала стали явленные и чудотворные иконы. Только в Прикамье их насчитывалось 35. Паломники совершали около 40 крестных ходов к могилам защитников городов и Православия, к местам явления икон и источникам.

Несколько поколений людей успело сменить друг друга, но память о местах, связанных с принятием христианства, не изгладилась в нашем народе. Среди них – г. Чердынь (Иоанно-Богословский монастырь), с. Бондюг и с. Искор (Чердынский район), д. Монастырь (Гайнский район), д. Монастырка (Осинский район), с. Успенка (Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь в Чусовском районе), д. Красная Горка (в Чусовском районе) (Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь в Чусовском районе).

Святыни ранних христиан Пермского края стали в настоящее время местами массового паломничества.

 

2. Хронологические вехи становления православия в Пермском крае

1380 г . – начало миссионерской деятельности свт. Стефана Пермского на р. Вычегда; основание городка Усть-Вымь.

1383 г . – открытие Пермской епархии с центром в городке Усть-Вымь.

1455 г . – начало миссионерской деятельности свт. Питирима на верхней Каме.

1462 г . – миссионерская деятельность свт. Ионы в Перми Великой; крещение коми-пермяков в Чердыни.

1463 г . – основание в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря.

1472 г . – присоединение Перми Великой Чердыни к Московской Руси.

1501 г . – послание митрополита Симона духовенству Перми Великой «о соблюдении пастырских обязанностей и наставлении новопросвященных в християнских добродетелях», чтобы миряне «держали бы есте веру християнскую честно и твердо и неподвижно».

1539 г . – возникновение Троицкой (Варлаамовой) пустыни (в будущем монастыря) на р. Кама.

1547 г . – битва на р. Вишера с сибирскими татарами, пытавшимися разграбить и сжечь центр православия Перми Великой – г. Чердынь. В сражении погибло 85 православных воинов.

1552 г . – царь Иван IV Грозный пожаловал жителям Соликамска икону Святителя Николая чудотворца, чтобы она защищала православный город от сибирских татар.

1560 г . – основание Аникой Федоровичем Строгановым Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря на р. Каме.

1565 г . – митрополит Афанасий подтвердил своим благословением жалованную грамоту своего предшественника митрополита Макария, по которой разрешалось Григорию Аникиева сыну Строгонова «церкви божии ставити и игуменов, и попов, и диаконов призывати к нему в слободу на Каму-реку, меж Великие Перми и Казани», а «слободским игуменам и попам крестить по уставу святых отец в нашу православную христианскую веру греческого закона… приходящих иноземцев, татар, вогуличей и югричей».

1568 г . – основание Строгановыми Успенского монастыря на р. Чусовой.

1579 г . – описание земель Перми Великой Иваном Яхонтовым, в котором присутствуют сведения о 16 православных приходах.

1589-1591 гг . – строительство Соликамского Вознесенского монастыря.

1596 г . – основание Спасо-Преображенского монастыря возле Новоникольской слободы на р. Кама (в будущем г. Оса).

1604 г . – начало строительства Николаевского монастыря в г. Верхотурье – первого в Зауралье.

1621 г . – первое упоминание Преображенского женского монастыря в г. Верхотурье.

1623 г . – описание земель Перми Великой, в котором сведения о 12 приходских и 4 монастырских храмах в Чердыни, 7 храмах в Соликамске. Основных и придельных престолов в Чердыни было 20, а в Соликамске – 15. Упоминание первых женских монастырей – Чердынского Успенского и Соликамского Спасо-Преображенского.

1632 г . – основание Воздвиженской пустыни на р. Сылве.

1636 г . – основание Рождественской пустыни на р. Сылве.

 

3. Епархии, в которые входили Пермские земли

Пермская епархия с 1462 по 1492 г . Кафедра в г.Усть- Выме на р. Вычегде .

Пермская и Вологодская епархия с 1492 по 1571 г . Кафедра в г. Усть-Выме .

Вологодская и Пермская епархия с 1571 по1584 г. Кафедра в г. Вологде .

Вологодская и Великопермская епархия с 1584 по 1658 г . Кафедра

в г. Вологде.

Вятская и Великопермская епархия с 1658 по 1800 г . Кафедра в г. Вятке.

Пермская епархия с 1800 г . Кафедра в г. Перми.

В состав заново учрежденной Пермской епархии (Указ был подписан императором Павлом I 16 октября 1799 г .) вошли: из Вятской и Великопермской епархии Пермский, Кунгурский, Соликамский, Чердынский, Оханский, Красноуфимский уезды; из Тобольской епархии – Верхотурский, Ирбитский, Шадринский, Камышловский, Екатеринбургский; из Казанской епархии – Осинский уезд и часть Оханского уезда.

С 1885 г . в Пермской губернии существовали две епархии – Пермская и Екатеринбургская. В Пермской епархии в 1885 г . насчитывалось 402 храма, в 1899 г . – 806.

 

Доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой древней и новой истории России Пермского государственного национального исследовательского университета
Георгий Николаевич Чагин


Вернуться назад

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)

  • Flag Counter Яндекс.Метрика