Храм Воздвижения Креста Господня в селе Горском (1821-1936)

 

Каменный.
Заложен в 1821 году взамен старого храма Рождества Христова.
Построен в 1821-1834 годах.
Сооружён на средства прихожан.
Освящен в 1834 году.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Осинский уезд, село Горы.
Закрыт 18/31 июля 1936 года.
Здание планировалось уничтожить.
Современный адрес: 618126, Пермский край, Осинский район, село Горы, ул. Советская, 45.

 

В.Н.Шишонко. Пермская летопись. Т. 4. 1676-1682.

1678 год.

Примеч.1. Упомянув выше сего о поселении Горы, что ныне в Осинском уезде, скажем о нем подробнее, тем более, что оно ныне уже причислено к селам и в нем находится приходская церковь, которой приложим летопись.

Храм в с. Горах каменный, во имя Воздвижения честного креста Господня, заложен по благословению епископа Пермского и Екатеринбургского Иустина и старанием прихожан построен в 1834 г. В грамоте этого преосвященного данной, на заложение храма 16 июня 1821 г. за № 2389, Осинскому протоиерею Иоанну Сапожникову, хотя и упоминается о построении храма с приделом в трапезе, но придел в трапезе не сооружен, и по настоящее время. Храм освящен Соликамским миссионером игуменом Илиею, которому и выдана на этот предмет грамота, за № 2112 02 июня 1834 г., уже преосвященным Аркадием, архиеп. Пермским и Верхотурским. С 1864 г. Крестовоздвиженской храм подвергся следующим переменам. В мае месяце того года по плану и фасаду, каменное здание этого храма, по непрочности и по невместительности, под наблюдением техника С. Г. Бабинцова, на средства прихожан, перестроено:

1)      верхняя каменная часть колокольни, где повешены колокола, разобрана и вместо нее сложена каменная более обширная;

2)      средняя главная часть храма вся до основания разобрана и с с. и ю. сторон пристроены каменные приделы с арками величиною по 2 1/2 сажени;

3) на трапезе свод разобран и вместо него как на трапезе, так и на главной части храма и пристроях, сделаны накатные потолки; при чем во всем храме настланы деревянные полы с окраскою оных;

4) купол на храме выстроен деревянный, оштукатурен и покрыт железом как и др. части церкви; шпиц и главы на колокольне и церкви обшиты белым железом; кресты сделаны железные, узорчатые, в Екатеринбурге, вызолочены с позолотою оных, но не чрез огонь;

5) внутри и снаружи храм оштукатурен в 1865 года;

6) сделаны каменная ограда вокруг церкви с железными решетками и воротами, в Воткинском заводе, старшим мастером А. А. Граховым. Впрочем, еще в 1823 г. 27 июня, нижегородские крестьяне: Я. М. Тюрин и Г. И. Козарин заключили условие с Горскими прихожанами на постройку каменной церкви в с. Горах за 17,000 р. ас. с обязательством в 6 лет все работы по церкви окончить; а в 1832 г., 14 декабря, церковнослужители с. Гор Христорождественской церкви подрядили унтер-шихтмейстера Мотовилихинского завода П. С. Стефанова-же сделать иконостас в продолжении 1 1/2 года, во вновь строящуюся церковь, во имя Воздвижения Креста Господня, за 3000 р. ас. с добавлением ему 200 пуд ржаного хлеба, что им и исполнено; а в 1864 г, 22 марта, Вятский мещанин С. Г. Бабинцов поправил церковь, с южной и северной ее сторон с прикладом к чей каменного придела, при чем он обязался каменный купол разобрать и вместо его нарубить деревянный, а также верхнюю часть колокольни разобрать и вместо оной сложи новую; внутри церкви оштукатурить и пола выкрасить. Всю означенную работу Бабинцов договорился исполнить за 1800 р. сер.; а в марте 1865 г., по договору он устроил каменную ограду на 80 саж., с тремя воротами и железной решеткой на ограде с 3 железными дверми, за 1923 р. - что и исполнил в два лета.

Всего же употреблено денег на постройку и устройство Горской церкви с 1823 по 1868 г.г. - 9446 р. сер.

Близ села Гор, на правом берегу р. Тулвы, существует деревянный крест, к которому ежегодно бывает крестный ход. (См. Перм епарх. ведом. за 1869 г. № 22.). Крестный ход начался по следующему случаю: в незапамятные времена, на увале, в лесу сосновом, как рассказывают старожилы, на сосне появилась медная икона, изображающая Воздвижение Креста Господня, величиною в 3 вершка. Эту икону с увала неоднократно, как говорит предание, уносили в Горскую церковь, но она возвращалась обратно на то самое место, где появилась в первый раз. (О существовании деревянной церкви в церковном архиве хранится грамота за № 905, данная в г. Хлынове, Вятской губернии, преосвященным Лаврентием епископом Вятским, 24 марта 1778 г., пригорода Осы протоиерею Алексею Арбузову. В то время Горская церковь находилась под управлением Сарапульского д. правления и по книгам с. Гор числилась Дворцовой Осинской волости Христорождественскою церковию, а не Крестовоздвиженскою.). После этого жителями дер. Ермаковой слышан был стук от рубки топором в том сосновом лесу; некоторые из жителей ходили туда узнать причину стука, но ничего не могли узнать. По прошествию двух дней оказалось, что на том месте, где явилась икона в первый раз, был поставлен деревянный крест и в него была врезана та икона, что явилась да сосне. По обветшании этого креста, выстроен был другой крест, который существовал до 1830 г. и потом неизвестно каким образом затерялся, - вследствии чего на место его выстроен новый уже третий крест и в него врезана медная икона в 2 1/2 вершка величины. Этот крест существовал до 1855 г. В 1855 г. сооружен прихожанами и старанием местного священника Николая Конева большой крест из соснового лесу - в 5 сажен высоты, каменною тумбою и медным распятием. 14 сентября каждого года церковнослужителями Горской церкви делается крестный ход к сему кресту и тут совершаются ими молебствия, а в самом селе бывает местный праздник.

В приходе существуют три деревянных часовни: а) в деревне Пьянковой, во имя св. Прокопия, празднуемого 8 июля; б) в деревне Пещерах во имя Флора и Лавра, празднуемых 18 августа; в) в деревне Копыловой во имя Вознесения Господня. О начале существования этих часовень ничего не известно, - в прочем, говорят что они построены, по случаю праздников, в давнее время, прихожанами.

Церковь имеет 29 десят. и 1050 саж. земли, издавна данной прихожанами причту. К сему отводу в 1837 г. генеральным землемером Варадиевым прибавлено 99 десят., но сим последним наделом духовенство не пользуется, потому что он не был разрешен удельным ведомством.

Кладбище здешней церкви находится около церкви; под ним общественной земли 2 дес.; ограждена деревянною оградою и вокруг обсажено березовыми деревьями, которыя посажены о. Николаем Коневым.

6 октября 1863 г., для Горской Крестовоздвиженской церкви получен антиминс, на голубом атласе, за подписям архиеп. Пермского и Верхотурского Неофита.

В церковном архиве хранится евангелие, печатанное при Великих Государях Иоанне и Петре Алексеевичах и патриархе Иоакиме в 1688 г. 12 сентября. Также хранятся в архиве иконы, писанныя XVII ст., Воздвижение Креста Господня, Скорбящей Божией Матери, Св. Троицы, Архистратига Михаила и проч. безплотных сил, Знамение Божией Матери, архидиакона Стефана (на двери диаконской), Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, эта последняя икона писана еще в XVI ст.

При основании прихода, как видно из переписных книг Дворцовой Осинской Никольской слободы 1596 г., причта при Горской церкви было три человека: священник и два причетника; в 1846 г. к сему штату прибавлены еще: священник и диакон, но в 1854 г. число это уменьшилось, послучаю вновь выстроившейся в приходе церкви в селе Комаровском. - С 1854 г. причт при здешней церкви остался следующий: священник, дьячек и пономарь, самая церковь почислена в V класс.

В 1596 г. в Горском причте состояли следующие лица: поп Тимофей Пантелеев, дьячек Ивашка Лукоянов сын Сисполев. (С 1596 по 1782 г. записей никаких не имеется в церковном архиве); в 1782 г. священник Афанасий Петров Мухин, диакон Феодор Яковлев Кузнецов, дьячек Матвей Григорьев Кобелев и пономарь Стефан Яковлев Плотников, который в 1821 г. посвящен во иерея в Сарапульский заказ. Во время 5 народной ревизии, бывшей в 1795 г., в причте были: священник Григорий Трофимов Леонтиев, на 34 году жизни поступивший в монахи, дьякон и дьячек - те же; в 1798 г. Алексей Михайлов Посохин, который в 1829 г. почислен за штаг, он умер на 83 году жизни. В это время дьячком поступил Тихон Афанасьев Мухин, который помер в 1836 г. на 59 году жизни. Пономарское место с 1806 г. по 1834 г. занимал Стефан Иванов Попов. Все это показывает о древности существования прихода.

Горский приход (Смотри Пермск. губерн. ведом. за 1869 г. №№ 37, 38 и 45.) принадлежит к числу древнейших в Осинском уезде. Когда он образовался с точностию неизвестно, но есть положительное указание в документах, что он существовал в 1596 г., что относится ко времени царствования Царя Феодора Иоановича. В 1596 г. была народная перепись в Дворцовой Осинской Никольской слободе с ее деревнями, жителями, дворами и землями. В этой переписи (С сей переписи имеется копия, которая хранится теперь в архиве Осинского Успенского собора, писана стольником Матвеем Супоневым (Каз. уезд в 1789 г., на гербовой бумаге с двуглавым орлом пятикопеечного достоинства.), между прочим, упоминается и о Горском приходе. В селе Рождественском (в Горах тож) перепись исчисляет 23 разнородных фамилии, из них: 3 духовные и 20 крестьянских, 14 крестьянских дворов, в которых людей 24 человека, недорослей 19, один двор мельников, 2 двора засыпок, в которых жителей 8 челов, и 9 дворов пустых, всего 26 дворов и в них жителей 51 челов. К приходу села Гор перепись причисляет 8 деревень, из которых одна Пьянкова с 11 челов. взрослых жителей, 7 недорослями, принадлежащими к 6 дворам; затем Драчева с 5 фамилиями и 5 дворами, Пещеры с 10 фамилиями и 12 дворами, Корташова с 2 фамилиями, Пизма с 9 фамилиями, Уст-Тулвинская с 5 фамилиями, Гольяны с 5 фамилиями и Богомягкова с 2 фамилиями. Всего в 9 селениях, считая и самое село Горы, перечисляется 74 двора жилых и 30 дворов пустых; в жилых 262 м. п. д., из которых 179 совершеннолетних и 89 недорослей, принадлежащих к 68 разным фамилиям.

Старожилы рассказывают, что первыми поселенцами в приходе были выходцы из Чердынского края. Несколько позднее переселились сюда из Обнинского края (так назв. от р. Обвы, протекающей в Пермск. губ.) две фамилии Мутовкины и Кадочниковы, которые также, как и первые, стали заниматься земледелием. Первые поселенцы должны были постоянно бороться с башкирцами, которые окружали их с трех сторон. У каждого поселенца были готовы на всякий случай луки, стрелы с железными оконечниками и копья. Еще не так давно были такие стрелки из стариков, что за 40 саж. разбивали из лука куриное яйцо, положенное на кол. Нередко случалось, что первые поселенцы бросали свои дома и бежали в другие места, более населенные и безопасные. Старожилы указывают на некоторые бежавшие семейства, поселившиеся в Медянском приходе. Из переписных книг видно, что из Горского прихода бежало несколько человек в 1678 г. и после них осталось в приходе только 30 дворов. Все они бежали главным образом от притеснений со стороны башкирцев и частию по случаю увеличении крестьянских налогов. С 1794 г. Горское народонаселение стало увеличиваться очень заметно. В этом году уже значилось по исповедным росписям 725 душ м. п. и 735 ж. п., всего 1460 душ, более против начисленного в переписи 1596 г. на 463 души м. п. В настоящее время в приходе значится 13 селений: село Горы; починки: Ермакова, Глухова, Верхпещерки, Карташева, Павлова, Копылова, Новокопылова, Подгорный; деревни: Пещеры, Елдушина, Драчева и Пьянкова. Все эти селения расположены на пространстве 60 кв. верст и находятся вблизи от г. Осы и р. Камы, - некоторые-же расположены при рр. Тулве и Пизме или не в дальнем расстоянии от них, а самое село Горы стоит на прав. ст. р. Тулвы, в 9 вер. от г. Осы, на дороге от Осы к Екатеринбургу.

До основания села Гор, старожилы рассказывают, была здесь небольшая деревня Ольки, стоящая на краю оврага, на правом берегу р. Тулвы, в 100 саженях от того места, где водружен ныне крест. На восток, на правой руке большого оврага, и по сие время приметны места жилищ, теперь по этому логу или оврагу в весеннее время ездят на пароме для переправы за р. Тулву и эта переправа носит название "под крестиком". До основания села Гор жители деревни Ольки устроили на угоре крест и хотели на том месте соорудить церковь, но неизвестно, по каким причинам все они разбежались в разные места, после того, говорят старожилы, уже основалось нынешнее село Горы и починок Ермаков.

Горское село в переписных книгах носит название Рождественского, по церкви, бывшей во имя Рождества Христова и сгоревшей; Горским оно названо, вероятно, по занимаемому им местоположению. Оно расположено на трех горках и все три части его разделены между собою естественными преградами: большая часть от средней и меньшей - большим логом, руслом речки Мосихи отчасти, а меньшая или средняя от малой и главной части села, где храм стоит, речкой Мосихой, названной по имени Моисея, некогда бывшего винокуренного мастера, проживавшего в с. Горах, при своем винном складе, которое помещено было около р. Мосихи. Винокуренное же заведение Моисея будто-бы было в деревне Малой Комаровой. В с. Горах существуют две улицы, которые следуют по течению р. Мосихи с ю. на с.; одна из них носит название Вотяковой или Зареченской. - С. Горы на с. в. от себя имеет за рч. Пизей очень высокую гору "Карабоиху", с которой будтобы видны маяки Воткинского завода, Вятской губернии. С горы-же видны следующие окрестные церкви с их приходами: г. Осу в 9-ти верстах от села отстоящую, с Успенским собором; с. Устиново в 14 верст., Галицы в 12 верст., с. Комарово в 5 верст. и с. Беляевку в 20 верст. - С. Горы от р. Камы отстоит в 2 верст., в весеннее время случается, что Камская вода сливаясь с р.р. Тулвой и Пизмой, подходит под самое село и тогда сообщение с г. Осою бывает по воде. В начале XIX стол. с. Горы было окружено лесами, а спустя полстолетия леса были вырублены и заселены починками, которых образовалось 18. Старожилы говорят, что в этом селе существующая здесь церковь уже третья: первая сгорела, об ней осталось одно устное предание, вторая - от ветхости сломана, об ней сохранились документы с 1794 г.; настоящий же храм есть каменный, построен старанием прихожан в 1834 г., посвящен имени Воздвижения Креста Господня, посему называется Крестовоздвиженским.

Прихожане Горского села суть крестьяне чисто русского племени, в управлении подлежали удельному начальству. В 1861 г. богатых между ними считалось 15 семейств, средних 290, бедных 60; из них ямщиков 100, стекольщиков 10, плотников 10, пильщиков 20, колесников 10, котельщиков 15, кузнецов и рыболовов 10.

В приходе в с. Горах существовало общественное училище до 1861 г., учрежденное удельн. ведомством в 1842 г.; оно помещалось в деревянном здании, выстроенном тоже уделом. Обучением мальчиков в училище занимались следующие лица: с 1842-1864 г.г. был законоучителем и учителем, Конев, а с 1850-1866 г.г. лишь законоучителем; с 1850-1864 г.г. учителями состояли разные лица из мещан и крестьян: с 1664-1867 г.г. окончившие курс в семинарии Н. И. Серебреников; с 1867-1868 гг. Е. И. Миловидов, с июля 1868 г. по ноябрь 1869 г. П. А. Пьянков. На законоучительской должности с 1866 г. состоял о. В. Г. Пьянков.

Между здешними прихожанами имеется следующее предание о Емельке Пугаче. Не зная, на сколько оно достоверно, мы приводим его в том виде, как оно рассказывается.

Пугач, (Пугачев) рассказывает народное предапие, в 1774 г., будучи близ г. Осы, стоял с своей шайкой в "Большом поле" около 7 месяцев, начитая с нового г. до праздника Успения Божией Матери. Часть его шайки квартировала в с. Горах; доказательством чему служит то, что в Горском приходе есть дер. Казакова (часть починка Ермакова), получившая свое название от казаков Пугачева, квартировавших в ней во время стоянки его около Осы. Бывшие здешние крестьяне - Иван Тарасов и один из ермаковских и неизвестный по имени, были у него полковниками. В здешнем приходе Пугач запасался провиантом и людьми для своей шайки; захвативши здесь сколько мог народу, он пошел на Казань, а пока стоял здесь, башкиры и казаки ловили малых детей и для потехи садили их на штыки; грабежу же и своеволию не было границ, так что крестьяне вынуждены были прятать имущество в землю, а сами укрываться в лесах.

Прихожане храм Божий посещают усердно; исполняют все христианские требы, слушают церковные поучения; достаточно расположены к грамоте и христианской общежительности и взаимному вспомоществованию.

Из местных суеверий и предрассудков общие и известнейшие суть следующие: оставшиеся от гроба стружки не сжигают, а выносят в поле; потому, как говорят они - грех топить печку таким щепьем. Если пересечет дорогу или попадет на встречу священник будет несчастье. От лихорадки лечатся таким образом: истопят баню очень жарко, сведут в нее больного, вымажут его воякой нечистотой, а потом дают ему в руки ружье и велят подкарауливать и пугать лихорадку, которую представляют в виде какой-то девки.

Свободное от занятий время прихожане любят провести в удовольствии, а в особенности на маслянице. В это-то время, т. е. на масленице, обнаруживается общий народный разгул, тогда всякий старается одеться в лучшее платье и выехать в гости к свату или прокатиться по селу на хорошей лошадке. Песни, неумолкаемый смех, крик, звон колокольцов и бречание бубенчиков, толпы народа на улице стариков и малых мужчин и женщин - вот картина, которую представляет большая улица на маслянице. Молодежь в этом гуляньи забавляет своих подруг угощением - пряниками, конфектами и другими сластями, а новобрачные выпивают в санях водочку

и закусывают печеньями, какие в это время может выдумать русская простонародная кухня. С полдня и позднего вечера нет почти никакой возможности пройдти из конца в конец по улице. Такова масляница в этом месте!

По большей масти, прихожане здесь телосложения крепкого, росту среднего и вида красивого. Занятия их: хлебопашество, стекольничество, плотничество, колесоделание, кошмокатание и рыболовство. Торговым пунктом для сбыта произведений служит г. Оса. Некоторые из крестьян занимаются подрядом - перевозкою товаров с Камско-Осинской параходной пристани в Сибирские города и за уральские заводы до г. Тюмени и обратно, а иные проезжают до г. Казани. Местных праздников в честь святых бывает в каждом селении по два.

Главнейшее занятие прихожан с. Гор, как и вообще русского крестьянина, земледелие. Почва среднего качества, по преимуществу глинистая и мало черноземная, удобряется навозом, без искуственных приемов и средств удобрения. Сеют рож, овес, ячмень, пшеницу, горох, коноплю, лен и репу; в огородах садятся огурцы, лук, морковь, свеклу, капусту, хмель, бобы, горох, подсолнечники, калегу и редьку. Не смотря однакож, на непосредственность почвы, урожаи почти бывают выше средних по качеству и доходы от посевов составляют главнейшую статью между доходами крестьян. Положение селений около реки дает им возможность располагать луговыми землями и травой, что служит существенным подспорьем в хозяйстве и в земледелии в особенности.

Земли во владении крестьян Горского прихода с арендованною и церковною состоит около 6523 десятин, из коей причитается на каждую ревизскую душу (1080 ревиз. душ) около 6 дес. и 100 саж.

Под влиянием условий земледельческого быта, вблизи прихода к речкам, к г. Осе и положения на коммерческом тракте, образовались различные промыслы, между которыми главное место занимает извозничество, которое бесспорно принадлежит к числу доходных промыслов; некоторые из крестьян проживают дома только одну треть года, а остальное время проводят в постоянной кочевке от Осы до Перми, от Перми до Екатеринбурга, Ирбити, Тюмени и обратно, но с проведением Уральской железной дороги - это дело пало. Однакож извозничество развито у жителей с. Гор.

Из других промыслов отличается выгодою шестобитничество, коим занимаются жители починков Верхпещерки и Карташова, деревень Елдушиной и Пьянковой. Одна пара работников может заработывать в продолжении 4 месяцев от 25-50 руб, кои работают, по большей части, в Сибири, Оренбургской и Уфимской губерниях. Жители деревни Елдушиной занимаются еще выделкой колес, - так что исправный работник, в одну зиму, может выделать до 30 скатов, а каждый скат продается от 6-7 руб. и дороже. - Два работника могут изготовить в день два ската колес. На 10 скатов потребляется дерева: ильмы на пальцы к колесам 3 воза на 30 коп., березы 2 воза на 10 коп., ободьев 4 штуки на 60 коп., железа до 10 пуд. на 15 руб., итого на постройку 10 скатов расходуется 10 руб., а в продаже они стоят 60 руб.; следоват. за работу остается 44 руб. В этой же деревне в большом развитии кузнечное ремесло Это ремесло распространено и в других селениях, как-то: в с. Горах, д. Пещеры, починках: Старокопыловском и Новокопыловском, хотя всех кузниц в означенных селениях насчитывается только до 10. Кузнец за подкову лошади круглым числом получает 12 коп., а с своим материалом около 1 руб. Рыболовство процветает по преимуществу между жителями деревень: Пещеры и Драчевой и починка Карташева. Рыболовство производится в р. Тулве, ее заливах и озерах. Хороший рыболов вылавливает весною рыбы на 20-40 р. В д. Пьянковой жители прежде занимались предподтчительно дворничеством. Десятки тысяч лошадей в зимнее время перебывали в их дворах. Чрез Пьянкову идут обозы из Гондаря в Пермь и др. места в верх по Каме. В дер. Верхпещерке жители занимаются стекольничеством. 15 пар стекольщиков в два месяца заработывают по 30 р. на каждую пару.

Но продолжим далее летопись этого прихода. - Так, зима 1867/1868 г. была непостоянна: то снег, то пурга, то тепло, то вьюга. Снега были очень глубокие. Многие деревни здешнего прихода были занесены снегом. Весна была тоже не постоянная; снег начал таять с 20 марта; 8 был слышан первый громовой удар, в с. Горах, продолжавшийся около 1/4 часа, после которого полил тихий и теплый дождь. Разлив воды был очень велик, вода доходила до самого села. В ночь 24 июня была сильнейшая гроза с дождем, освещение от молнии было ослепительно. На поле, около большого креста, молния упала в виде снопа над рожью, но вреда не причинила ей. Удар громовой был оглушителен.

Статистика народонаселения с 1795-1868 г. (за 74 года).

Родилось... м. п. 5899, ж. п. 5740 = 11639 об. п.

Умерло... м.п. 3912, ж.п. 3944 = 7856 об. п.

Браков было... 1982, лиц 3964

Осталось живых... м.п. 1987, ж. п. 1796 = 3783 об. п.

За 1794 год по исповедным росписям было в живых: м. п. 725, ж. п. 735 =         1460 об. п.

Итого м.п. 2712, ж.п. 2531 = 5243 об. п.

Из этого числа отделились в другие приходы: в 1842 г. дер. Богомягкова в числе душ: 111 м п. и 94 ж. п., а всего 205 об. п.; в 1853 г. отчислено к Комаровскому приходу 1096 душ ревизских (а по другим документам 1000 душ м. п. и 1038 ж. п.); в 1865 г. к Богомягковскому приходу дер. Гольяны 101 душа м. п. и 106 ж. п.; итого в сем приходе осталось: м. п. 1435, ж. п. 1198, всего 2633 души об. п.

В с. Горах, 6 мая 1869 г. выпал снег в три вершка; 21 и 22 числа мая 1869 г. была страшная буря с сильным порывистым ветром, дождем и редким градом. Буря шла по направлению с з. на в. полосою, ширина которой приблизительно равнялась 40 вер. В среду в 7 ч. 55 м. вечера вдруг страшный гром загрохотал на небе; действие молнии было ослепительно, ярко и беспрерывно; застучали ставни и двери у домов; вихорь с песком и дождем не давали видеть вблизи стоящие предметы - они казались все как бы оранжевого цвета. Явление это, вероятно, произошло от лучей закатывающегося солнца. Порывистый вихрь то срывал крыши с домов и построек, то отрывал ставни от окон, то сламывал огороды, доски, ставни и др. предметы носились по воздуху и падали довольно на дальнем расстоянии (от 20-100 саж.) от своих первобытных мест. Эта гроза продолжалась до 9 час. вечера. В четверток 22 мая, в 3 1/2 часа по полудни, точно такая же была буря, но в сравнении со вчерашней еще сильнее, хотя она и не долго продолжалась.

Хлеб на полях от этих бурь не много пострадал; из них яровые только очень дождем залыло; 13 селений Горского прихода потерпели от этих двух бурь разного ущербу, по крайней мере, на 1000 руб.

23 июня, в 12 1/2 час., по полудни, была страшная гроза, которая продолжалась всю ночь, только на рассвете на 24 число она стихла. Действие молнии было ослепительно, дождя такое количество пало, что и старожилы подобного наводнения не помнят. - Р. Пизя вышла из берегов, потопила и замыла множество льнов, пормыла множество плотин и разрушила несколько мельниц. Р. Тулва также значительный ущерб сделала лугам; низовые травы почти все замыла.

В церковном архиве хранится Новый Завет, печатанный в 1732 г., в царствование Анны Иоанновны; в конце этого завета стихотворным слогом написано следующее: "Надсловие к Новому Завету".

"Господь Иисус Алфа и Омега,

Начало конец сего свята дела.

Благо начати завет сей изволи,

Апостол гласы разделив на доли.

Откровение святу Богослову,

Устав церковный по месяцеслову.

Церкве сыновом греческия верным,

Свертив предложи в чтение усердным. Восточна чада любезно се чтите,

Трудников в деле, где осмотр, простите.

Слава Богу начавшу и свершившу".

20 сентября 1869 г., при двух градусах тепла, выпал первый снег толщиною в 2 вершка, который лежал около недели, а потом растаял.

Температура воздуха в с. Горах была следующая: 3 июня, в 8 час. утра, по Р. 22 % тепла; на горе же Карабаихе, в 8 час. 21 мин., 18 % тепла; 4 июня, в полдень, по Р. 24 %, в 8 час. 5 мин. вечера, 20 % тепла.

11 декабря 1869 г. была посещена церковь Осинским благочинным, протоиереем С. Я. Костаревым.

В 1870 г. июня 10 ч., в среду, около 5 час. вечера, был сильнейший гром, который продолжался около часу времени. Тогда молнией отбило на колокольне три карниза вместе с кирпичами и расщепало часть небольших дверец, ведущих на крышу трапезы. Здесь молния пала в виде ракеты и, спустившись в трубу, (которая не была закрыта) воспламенила сажу как в ней, так и в чугунной печи и в это же время, сторожа, сидящего на против печи, оглушило минут на 10. - Впрочем, особенных повреждений более, по исследованию, не оказалось.

3 сентября 1870 г. был съезд духовенства, 1 Осинского благочиннического округа 1 десятка; избрали из среды себя на будущее трехлетие в депутаты на Пермский окружный училищный сезд Горского священника Василия Гр. Пьянкова, - с производством ему жалованья на путевые расходы по 1 р. 30 к. сер. со штата.

В ночь с 8 на 9 октября 1871 г., при 5% морозе, р. Тулва покрылась льдом, - так рано стал река 15 лет тому назад, по сказанию старожилов. Осень этого года была очень сырая - проливные дожди р. Тулву подняли так высоко, что почти из берегов она вышла и застыла. Снегу не было, а земли замерзла.

С 10 по 17 число февраля 1871 г. погода стояла самая неприятная, бураны и вьюги не давали покою ни людям, ни животным. Дома были буквально завалены снегом, вставши по утру, с трудом можно было из дому выдти, так много наваливалось снегу на землю. Молотить хлеба крестьянам не было возможности - все занесло снегом. В январе холода имели до 30-35% по Р. Вообще зима в 1871 стояла самая холодная. По случаю бурь и вьюг, на первой неделе великого поста, говельщиков было очень мало, именно 65 челов. обоего пола. Мальчики посещать училище тоже прекратили по той-же причине. Далее мы не будем продолжать церквной летописи. Выпись из рукописной церковной Горской летописи. В. Шишонко.

Ранее сего мы высказали, что каменной храм в с. Горах во имя Воздвижения Честного Креста Господа нашего Иисуса Христа освящен в 1821 г. миссионером игуменом Ильею; а потому скажем о деятельности последнего несколько слов. Илия, в мире Иоанн Матвеев, уроженец Соликамского уезда, сын священника, воспитывался сначала на средства своей бедной матери, а впоследствии, когда она хотела взять его из училища и пристроить к причетническому месту, еп. Иустин не отпустил его из училища, а поместив на казенное иждивение, дал ему возможность окончить курс семинарии, в числе студентов, оной в 1807 г. По окончании курса о. Илия был сначала в Юговском заводском училище (Пермск. уезда) учителем, а затем здесь же священником, откуда переведен в Пермь, где одно время был преподавателем словесности в семинарии, и протоиереем в Н. Усолье и в Перми. Но овдовев - принял монашество с именем Илии; засим был посещен в игумены и вскоре в сан архимандрита. В это же время он был и миссионером. - Раскольники, имея с ним дело, уважали в нем прямоту и непоколебимость его убеждений, что дало ему название между ними "апостола". Его миссионерские обязанности не ограничивались одною лишь губерниею, но и соседними - Тобольскою, Оренбургскою и Уфимскою; он умер на 49 году от рождения и архиеп. предал его земле. Преосвященный Аркадий до такой степени любил о. Илию, что не мог даже окончить "отпуска" при выносе его тела в церковь, за обедней сказал весьма трогательное слово. - О. Илия оставил после себя не мало в. поучительных слов на разные случаи. В. Шишонко.

 


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика