Храм Надежды мученицы в селе Пармском (1868-1930-е)

 

Деревянный.
Построен в 1868-1869 годах.
Освящен 16/28 февраля 1869 года.
Сооружен на средства купца А.И. Дубровина.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, село Парма.
Закрыт в 1930-х годах.
Здание сохранилось.

 

Вследствие размножения раскола в Пармских лесах и распространения его в соседние селения, Правительство нашло необходимым открыть в Пармских селениях самостоятельный приход и на сооружение церкви здесь изъявил желание потомственый дворянин, Соликамский солезаводчик А. И. Дубровин. В 1867 г. и следующем для постройки церкви избрана деревня Полом, где и сооружена деревянная церковь, во имя св. мучен. Надежды, которая и освящена 16 февраля 1869 г.

В.Н.Шишонко. Пермская летопись. Т. 5. Ч. 2. 1695-1701.

1700 год.

Примеч. Выше упомянули о Парме, скажем о Пармской местности несколько слов. Парма находится в Соликамском уезде между приходами: Половодским - с западн. стороны и Верх-Яйвинским, Соликамского уезда, - с южной в 35-ти верст. от приходской церкви; с с. - Верх-Язьвинским и с.-з. с Верх-Боровским  - Чердынского уезда, приблизительно в 50-ти верст. Население Пармской местности получило начало в конце XVII ст. или начале XVIII ст., положительно неизвестно; но следует отнести к тому времени потому, что первые поселенцы этой местности б. раскольники, бежавшие от преследования правительства, по исправлении богослужебных книг. Так, по словам Пармских старожилов, первый явился в эту местность крестьянин-раскольник некто по фамилии Костарев, бежавший от преследования властей из Кунгурского уезда и поселился при рч. Талой, от которой и деревня получила название Талой; около этого поселенца в окрестности, на удобных местах и при речках, с течением времени, начали селиться таковые-же раскольники из др. мест; в дер. Низову, тогда еще никем необитаемую, первым поселился здесь некто по фамилии Травников, из дер. Немзи, Чердынского уезда, к ним-то, мало-по малу, начали селиться и из соседних селений - из приходов: Половодовского - большая часть, Городищенского, что выше описал, Верх-Боровского, Верх-Усольского и Верх-Язьвинского. Пармская местность оказалась известною раскольникам, вероятно, потому, что чрез эту местность будто-бы пролегала некогда дорога из гор. Чердыни чрез Урал в Сибирь, но по неудобству путесообщения заброшена, и что во время существования этой дороги чрез означенную местность, будто-бы б. расчищены покосы на станциях - на казенный счет и устроены избы с очагами для отдохновения ямщикам; но когда это путесообщение за неудобностию прекратилось, то, по всей вероятности, преследуемые начальством раскольники, в свое время, туда и селились. С населением народа в эту местность, образовались раскольнические монастыри: в дер. Талой существовал женский монастырь, конечно, не без мужчин, по их обыкновению, а в дер. Пудьве мужеский, в 15-ти верст. один от другого. Правительство, узнавши об этом пагубном распространении раскола, в 1842 г. дало знать Соликамскому исправнику разрушить эти монастыри, и затем спасавшихся здесь разослать в разные места. При таком действии, успевшие избежать преследований, поселились в лесах пармских в окрестности деревень, где проживают и по настоящее время неизвестными правительству. Несмотря, однакож, на разрушение монастырей и преследование властями пагубных действий раскола, Пармская местность размножалась жителями, тогда правительство, обратив внимание на большое население народа и отдаленность от приходских церквей, и уклонение в раскол, озаботилось устройством в означенной местности православной церкви или по крайней мере, часовни (указ духовной консистории от 22 февраля 1855 г. за № 1218); но жители отозвались несостоятельностию, скрывая этим, впрочем, уклонение в раскол. В последствие времени, именно в 1865 г. 16 нояб:, Соликамский солепромышленник А. И. Дубровин изъявил желание построит деревянную церковь в Пармских селениях, ничем не отягощая местных жителей: на устройство церкви предложил сумму от 3-4 т. р., обеспечив вполне, как устройство церкви, так и поддержку оной. При этом он выстроил для причта дом, - что и б. им кончено к 1869 г.; а 16 февр. того-же года совершено б. освящение храма при многочисленном стечении народа из отдаленных мест. Церковь устроена в дер. Поломе, в коей, из 15-ти домохозяев проживают лишь в 3-х верст.;. несмотря на зимнее время, народ собравшийся к освящению накануне означенного дня расположился, частию, в церкви, частию, в домах местных жителей, а большая часть народа находилась около своих подвод, у церкви, под открытым небом, довольствуясь насущною потребностию, привезенною с собою.

Церковь Пармская числилась первоначально приписной к Половодской церкви, так как большинство пармских жителей состояли в ведении Половодского причта, но недолго; в том-же 1869 г. 4 мая определен к этой церкви священник и Пармский приход утвержден самостоятельным; на содержание причта положено казенного жалованья 250 р. в год. Земли для причта не отведено по малочисленности прихода и разбросанности прихожан на мелкие выселки, так что этот надел земли из крестьянских угодий и неудобен.

Жители Пармской местности, не смотря на устройство для них церкви, коснеют в своем невежестве раскола, с каждым почти годом раскол здесь увеличивается, а это происходит оттого, что церковь построена тогда, когда раскол в этой местности уже вполне укоренился, православных-же жителей из 210 ревизских душ, в приходе числилось не более четвертой части. Б. случаи, что уклонившиеся в раскол и обращались в православие, но с такими-то людьми раскольники обращались по своему - преследовали их и при всяком удобном случае угощали и побоями; случалось и так, если уклонившемуся в раскол нужно б. вступить в брак, то таковой со всею готовностию изъявляет желание б. истинным сыном церкви, но не проживя и года в православии, опять уклоняется в раскол. Не только раскольники, но и православные жители весьма хладнокровно относятся к своей приходской церкви и причту, бывают случаи такого рода, если у православного крестьянина родится дитя, то он не подумает просить лично священника о крещении его ребенка, а с кем либо дает известие только о рождении ребенка, и священник, по его мнению, обязан сам явиться без проводника, хотя-бы этому препятствовало и дальнее расстояние и неудобное путесообщение; на внушение, со стороны священника, об исполнении надлежащего повиновения церкви и священнику, упорный крестьянин всегда найдет утвердительный ответ. Вообще народ этой местности хотя и религиозный, но безнравственный. (Это сведение сообщено священником о. Василием Петровичем Пономаревым, который б. первым настоятелем Пармской церкви. Образование он получил в Соликамском Духовном училище и службу свою начал с должности псаломщика. В. Шишонко.).

 


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика