Храм Николая Чудотворца в селе Кольцовском (деревянный) (1860-1872)

 

Деревянный.
Перестроен из часовни в 1860-1861 годах.
Освящен 25 марта/06 апреля 1861 года.
Приход образован 20 декабря 1861 года/01 января 1862 года.
Сгорел 15/27 ноября 1872 года.
Взамен построен новый каменный храм.

 

В.Н.Шишонко. Пермская летопись. Т. 5. Ч. 3. 1702-1715.

1710 год.

В с. г. уже известна б., между православными жителями Пермской губ., чудотворная икона святителя Николая, что в с. Кольцове, Пермск. уезда. Пермск. еп. вед. 1860 г.

Примеч. Представим описание праздненства. В 7 верст. от г. Перми, по Казанскому тракту, расположено с. Верхнемуллинское. (Оно значится в писцовых книгах Кайсарова, что относится к 7131 или 1623 году.). Немного, думаем, найдется в Перми таких жителей, которые бы не побывали в этом подгородном селе и в его храме, возобновленном и благолепно украшенном в 1857 г. усердием почетных его прихожан пермских купцов - бр. Каменских. Особенно же Верхнемуллинский храм посещается в 9-е число мая, когда св. церковию празднуется перенесение из Мир-Ликийских в Бар-град мощей святителя Христова и чудотворца Николая, которому посвящен Верхнемуллинский летний храм, и к которому с таким усердием и с такою верою прибегает православный русский народ во всех обстоятельствах жизни, и радостных и скорбных. К 9 мая в с. Верхнемуллинское ежегодно приносится из села Кольцовского благоговейно чтимая издревле икона Святителя Николая, называемая в народе Пещерскою, к которой прибегают с усердными молитвами не только ближайшие и окрестные жители, но много приходит усердствующих и из мест отдаленных.

К сожалению совершенно нет никаких записей о сей древней иконе, кроме некоторых устных сказаний, за достоверность которых может ручаться разве только одно верование народа и великое его усердие к сей иконе. Чтобы видеть и убедиться в этом народном веровании и усердии, нужно присутствовать при крестном ходе, бывающем из села Верхнемуллинского 10 июля, после обедни, когда св. икона возвращается в Кольцовское село, а особенно утром в 11-е число в селе Кольцовском, когда совершается в Кольцовском храме празднование сей иконе и после бож. литургии б. с иконою крестный ход в часовню, устроенную над пещерою, в расстоянии от храма около версты, где по преданию, явилась эта икона. Икона мерою: выс. 6, шир. 5 четвер. Изображение Святителя грудное, писано на холсте. Имеющаяся на одной богослужебной рукописной книге запись удостоверяет, что в 1710 г. в Кольцовской деревне б. уже часовня Рождества Пресвятой Богородицы и "Святителя Христова Николая Печерскаго Чудотворца". Запись сделана Верхнемуллинским дьячком Василием Любимовым, за 150 лет до настоящего времени. Судя по сей записи икона существовала раньше 1710 г. На сию икону, и на копию с нее при Верхнемуллинской церкви в 1869 г. сделаны сребропозлащенные ризы одинакового весу и достоинства, усердием купцов бр. Каменских и Бахарева. До отделения Кольцовского прихода от Верхнемуллинской церкви в 1861 г. св. икона ежегодно из Кольцовской часовни б. приносима к 8 нояб. в Верхнемуллинское село, где и находилась до 10 июля, а 10 июля, при крестном ходе, уносилась обратно в Кольцово, где и совершалось ей в 11-е число празднование с незапамятных времен. С сего числа икона оставалась в Кольцовской часовне до 7 ноября. С отделением Кольцовского прихода, установлено, по прошению Верхнемуллинских прихожан, св. икону ежегодно приносить в Верхнемуллинское село 8 мая ко всенощному бдению, для чего жители окрестных деревень выходят на дорогу, по которой шествует св. икона и присоединяются к крестному ходу; а в 10 июля, по обычаю с незапамятных времен, после литургии, св. икона относится в Кольцовское село ко всенощной. Так. об., св. икона в Верхпемуллинском храме стоит 2 месяца. В это время она, по желанию прихожан, обносится по деревням, где приглашают с нею служить молебны на полях с водоосвящением, некоторые берут ее и в домы свои, а каждый непременно поставляет для себя долгом отслужить пред нею молебен, по крайней мере, в церкви, если не имеет возможности пригласить с нею в свой дом.

А так как Кольцовское село стоит в стороне (в 10 верст.) от Сибирского тракта, да и дорога невсегда б. удобная, поэтому усердствующие к сей иконе издревле, для исполнения своих благочестивых обетов, приходят в с. Верхнемуллинское к 9 мая. И там в 9 ч. мая привлекает множество народа в с. Верхнемуллинское - религиозное чувство и благочестивое усердие, врожденное православному русскому народу. И вот с раннего утра, особенно если б. хорошая погода, дорога от Перми до Муллов, на всем расстоянии, покрывается множеством людей всякого звания и возраста, идущих и едущих. Большею частию даже имеющие лошадей в передний путь идут пешком, для выражения большого своего усердия. Одни спешат к обедне, а другие, отстояв раннюю литургию и отслужив молебен пред иконою Чудотворца и так. образ. исполнив свой обет, или испросив у Святители Христова милость и благословение на все свои дела и предприятия, возвращаются домой. Бывший преосвящ. Аркадий, а затем святительствовавший в Петрозаводске, редкий год не совершал сам Богослужения в это число в Верхнемуллинском храме: преемник же его, в Бозе почивший Архиеп. Неофит, во время свыше 17-летнего своего управления Пермскою епархиею, служил здесь только один раз, а именно в 1857 г., когда б. освящение храма, после его возобновления, - так. образ. уже в течение 12 лет Верхнемуллинский храм не видал у себя служения архиерейского. В 1869 г., этот праздничный день ознаменован заложением нового теплого придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери, что предпринято для распространения храма, вследствие крайней в нем тесноты, и это сугубое наше церковное торжество увеличилось архиерейским служением. Преосв. еп. Антоний сам совершил божественную литургию, призвав благословение Божие на место и своими святительскими руками положил основание имеющему создаться новому жертвеннику. Любителям церковных торжеств предлагаем здесь описание нашего церковного торжества.

Накануне, в 6 час., совершено б. всенощное бдение местным духовенством при предстоятельстве благочинного протоиерея А. Луканина. По 6-й песни, пред иконою святителя Николая (В 1869 г. Кольцовская икона Святителя Николая не б. принесена ко всенощному бдению, по причине некоторых недоразумений, а доставлена уже в 2 часа утра, и то не с крестным ходом, а привезена на лошадях.) прочитан акафист. На другой день, с 3-х часов утра, стал собираться в церкви народ в ожидании служения молебнов к ранней литургии, которая началась в 6 часов; в это время церковь буквально была уже набита народом. В 8 часов начался звон на собор, а в 9 - обычный благовест к обедне. Собравшийся народ, за невозможностию пройти в церковь, занял церковную ограду и площадь. Около половины 10 часа, трезвон, на обеих церквах, возвестил нам приближение Владыки; скоро показался и экипаж, спускавшийся с горы; массы народа, подобно морским волнам, хлынули к ограде церковной, желая увидеть архипастыря. Смотря на эту сплошную массу народа, покрывавшую церковную площадь и с открытыми головами, с нетерпением ожидавшую приезда Владыки, и когда при мгновенно смолкнувшем гуле народа, экипаж Владыки остановился у церковной ограды, мы не могли не порадоваться от всего сердца этому святому народному чувству, этой любви и благоговению, с которыми наш православный русский народ встречает своего архипастыря. Дай Бог, чтобы в нем никогда не охлаждалось это чувство! У церковной ограды, при выходе из кареты, Владыка встречен был о. благочинным и местным старшим священником. Проходя в храм, он мимоходом осмотрел место и рвы, приготовленные под основание придела. За сим началась литургия, которую его преосвящ. совершал в сослужении кафедрального протоиерея А. Пурикордова. благочинного прот. А. Луканина и местных священников. В обычное время старшим местным священником произнесено б. приличное времени и случаю слово. После литургии, по предначатии в храме молебна Божией Матери и Святителю Николаю, в преднесении священниками Св. икон Тихвинской Божией Матери и святителя Николая, принесенной из Кольцовского села, Владыка вышел на место закладки придела. Здесь отслужен б. молебен Божией Матери и святителю Николаю, а по прочтении евангелия совершено освящение воды. После сего Владыка окропил св. водою и помазал елеем деревянный крест и по прочтении над ним, положенной в требнике молитвы, водрузил его на месте, где имеет быть устроен престол. Затем Владыка спустился в ров и на восточной стороне, где им. б. горнее место, положил нарочито приготовленный, с приличною надписью, крестообразный камень, окропив его св. водою, помазав елеем и прочитав положенную для сего молитву. Отсюда проходя по рву и окропляя его св. водою, Владыка положил собственными руками таковые же камни, в четырех местах, по прочтении над каждым местом особенной молитвы и по окроплении камней и извести - св. водою. По окончании закладки и по выходе из рва, произнесена б. эктения и затем пред водруженным крестом с коленопреклонением прочитана молитва и Владыка возвратился в храм, где и кончено священно-служение провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и еп. Антонию, созидатетелям и благотворителям св. храма, христолюбивым прихожанам и всем православным христианам. Приняв ко кресту, Владыка, стоя на амвоне, обратился к предстоящему пароду с истинно пастырским словом назидания. Одобряя и благославляя начинаемое дело, как необходимое и приятное Богу, он убеждал содействовать его окончанию, указывая на пример древних христиан, не щадивших ничего для созидания и украшения храмов Божиих. Говоря о необходимости храмов для общественной молитвы, Владыка доказывал несправедливость того мнения, что можно молиться и не в храме, а везде. По выходе из храма, Владыка посетил дом церковного старосты И. Н. Овчинникова, где кушал чай; после сего посетил старшего священника, у дома которого встречен б. ученицами женского училища. Вышедши из кареты, Владыка благословил каждую ученицу, и потом посетил и самое училище, помещающееся в квартире священника. При входе дети пропели тропарь святителю Николаю: "приспе день светлаго торжества" и приветствовали Преосвященного. Засим Владыка заставил нескольких учениц прочитать некоторые молитвы и, похвалив всех за учение, благословлял их учиться и вперед усердно и охотно. Откушав, у старшего священника с почетными прихожанами, Владыка пожелал осмотреть кладбищенский храм, возобновленный и украшенный П. Ф. Комчатовым и старостой Овчинниковым. Осмотрев храм и, одобрив его украшение, Владыка отбыл в Пермь.

Так совершилось знаменательное для нас церковное торжество, которое внесется в летопись церкви на память потомству! Принося истинную нашу благодарность всем христолюбивым благотворителям храма и в особенности бр. Каменским, Камчатову и Бахареву, мы верим и надеемся, что предпринятое распространение храма единственно в надежде на помощь Божию и усердие добрых людей б. им. успех, и премилосердый Господь сподобит видеть его скоро оконченным и освященным. Пермск. еп. ведом. 1869 г.

 


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика