Каменный.
Здание квадратное, крупное, высокое, двусветное, с пятью главами, пятигранным алтарём, небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней.
Все окна и стены между ними украшены барельефными формами, которые были окрашены в разные цвета от красного до желтого, во вкусе храма Василия Блаженного в Москве.
Формы представляют вид иконостасов, в верхнем ярусе которых были помещены в особых кругах изображения Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев и др. святых.
Во внешних барельефах, как и во внутреннем расположении, имеется сходство с храмом Иоанна Богослова Чердынского Иоанно-Богословского мужского монастыря.
Летний храм в одной каменной ограде с зимним храмом Богоявления Господня.
Заложен в 1704 году при существовании старого деревянного храма (4-го).
Построен в 1704-1705 годах.
Сооружён на пожертвования прихожан..
По преданию, строитель храма был человек неизвестный, который в счёт суммы, какую рядил, получал из церковных денег столько, сколько требовалось его рабочим, а сам, по окончании постройки, скрылся, не дополучив значительного количества рядных денег.
Освящён в 1705 году.
Ныробские крестьяне, пользовались льготами согласно жалованными грамотам с 1687 года до 1720 года, в котором, при введении Императором Петром I новой реформы во внутреннем управлении, была сделана народная перепись и льготы были органичены: с ныробцев стали взыскивать подушные и рекрутские сборы. Это же подтверждено было указом в царствование Елизаветы Петровны. Вскоре после 1742 года жалованные грамоты потеряли силу, и ныробцы стали жить наравне с прочими крестьянами.
Священнослужители же, как скоро прекращали почему-нибудь им выплату жалованья, тотчас-же писали челобитную на имя Государя и дело решалось в их пользу. Последняя их просьба была подана в сентябре 1775 года. Вследствие этой просьбы было велено по прежнему выдавать жалованья по 20 руб. в год, и ныробские священноцерковнослужители получали эти деньги до 1852 года, до времени положения им казённого жалованья.
Храм был разделён на две разные части поперечной стеной с тремя проходами. Задняя половина являлась трапезной.
В 1722-1725 годах производилась стенная роспись в основной части храма живописцем Михаилом Казариновым.
Через несколько лет, по построении храма, в купол ударила молния и вышибла глаз написанному там сатане. Повреждение поправили немедленно, но лет через пять снова ударила молния в то же самое место, которое также починили.
В 1792 году был опять подобный удар, и тогда, по приказанию приезжего в Ныроб Епископа Иоанна, не поправляли уже сбитое место. В 1814 году опять ударила молния и оставила знак вершка на два выше прежнего.
В храме был старинный, вызолоченный, но со временем потускневший, иконостас в 6 ярусов, со старинными тоже почерневшими иконами. Из икон особенно выделялась одна, изображавшая создание человека: из овала белого цвета на подобие яйца исходит луч на лежащего на земле человека. Человек этот Адам, а яйцо животворящее начало - Бог. Стены сверху до низу были расписаны изображениями страданий Иисуса Христа, ликами святых и более всего картинами из апокалипсиса. Лики некоторых святых нарисованы были слишком полными, у некоторых на цеках играл румянец, что напоминало католическую живопись; на арках встречались лики святых греческого письма. Было изображение св. мученика Христофора с собачьей головой, окруженной венцом, который почитался покровителем собак у чердынцев, занимавшихся охотой. По причине небольшого количества узких окон, а также общего тёмно-синего фона живописи, внутренность храма выглядела мрачно и производила впечатление отдалённой, глубокой старины.
Из икон святителя Николая Чудотворца почитались две: одна явленная - чудотворная, а другая - чудотворная.
Обе иконы были обложены сребропозлащёнными ризами, с таковыми же венцами, украшенными драгоценными каменьями.
Длина явленной чудотворной иконы 6 1/2 вершков и ширина 5 1/4 вершков.
Другая икона, почитаемая чудотворной, была списана с явленной. Длина этой иконы 12 и ширина 8 вершков. На ней со всех сторон Николая Чудотворца, стоящего в середине, изображены события из его жизни, обложенные серебрянными, с позолотой, ризами (слитно).
Обе иконы переносились на время служения из одного храма в другой. Большего размера икона в обоих храмах влагалась в построенные на правой стороне иконостасов киоты, подле местных икон Спасителя; икона меньшего размера имела место в летнем храме за правым клиросом, - влагалась в средине большой, без ризы, иконы с изображениями тех же событий - что и при иконе большего размера - из жизни Николая Чудотворца. Когда же она переносилась в зимний храм, то имела место на резном пололоченном аналое, на амвоне, по левую сторону, параллельно с другим таким же аналоем, на котором полагалась икона Воскресения Господня.
На поклонение явленной и чудотворной иконам в село Ныробское в Великий пост ежегодно стекалось из разных дальних мест несколько тысяч богомольцев.
Для приюта богомольцев при Ныробской церкви построен был довольно поместительный каменный дом, а для помещения лошадей имелся напротив каменного дома большой деревянный с удобствами двор.
С 1728 года по представлению священно-церковно-служителей Ныробского села и по благословению Преосвященного АЛЕКСИЯ, Епископа Вятского и Великопермского, когда Пасха бывает рано, с перерывом в год, иногда в два-три, стали ходить с чудотворной иконой Николая Чудотворца в город Соликамск для служения молебнов в городских церквах и домах граждан.
"По указу преосвященнаго Алексия, епископа Вятскаго и Велико-Пермскаго велено привозить к Соликамской из села Ныроба образ Святителя и Чудотворца Николая на праздник на 9 пяток по Пасце по челобитью Ныробским священников".
В 1738 году было по указу Святейшего Синода состоялось следствие о чудотворных иконах. Для этого вследствие указа из духовного приказа Преосвященного КИПРИАНА, Епископа Вятского и Великопермского, от 24 августа/04 сентября 1738 года на имя игумена Чердынского Иоанно-Богословского мужского Никиты, выслан был в Вятку Ныробского села поп Василий Аристархов "с приходными и расходными собираемой той Ныробской Николаевской церковной казне книгами, для подлинного и достоверного о образе и чудотворениях Николая чудотворца обретаюшемся в том селе изследствия". Другой священник Евдоким, не смотря на приказ явиться в архиерейский дом, в Вятку не поехал, почему последующим указом 04/15 сентября 1738 года игумену Никите предписано было "попа Евдокима допросить, за чем он в доме архиерейском не явился, и, по допросе ево, учинить ему, при собрании того города Чердыня священно-и-церковно- служителей, жестокое наказание плетьми". Допрос и наказание были учинены.
На допросе, пред архимандритом Вятскского Иоанно-Богословского монастыря Лаврентием, поп Василий Аристархов показал: когда и какие чудотворения от Ныробского образа Николая чудотворца прежде сего были, про то он поп не знает, что при нем от того образа чудотворения никакого не бывало, что записных книг о чудотворении при той церкви не имеется, а были ли таковые прежде того, про то он неизвестен, только имеет копии с жалованных грамот в коих значится, что тот образ чудотворный. "А слышно же, что тот чудотворный образ, сгорел, а в котором году - про то он, поп, неведом; а ныне имеется с него список. И тот образ чудотворный ли, и засвидетельствован ли, и кем, про то он же, поп, не знает".
Ношение иконы Николая Чудотворца до города Соликамска благословляли также Преосвященный АНТОНИЙ в 1750 году и Преосвященный ЛАВРЕНТИЙ в 1776 году. Епископ Пермский и Екатеринбургский ИОАНН в 1801 году прекратил этот ход из-за краткого Петрова поста, а Преосвященный ИУСТИН в 1803 году снова разрешил и ход поддерживался впредь всеми Пермскими архипастырями.
С некоторого времени икону стали возвращать из города Соликамска в Чердынь не по обратному тракту, а сторой - по за-каме, через Дедюхин, Лёнву, Усолье, Пыскор, Касиб, Вильву, Шакшер, Лимеж и др. сёла. Почти каждый домохозяин желал внести икону святителя Николая Чудотворца в свой дом и отслужить перед ней молебен с водоосвящением и большей частью ещё с акафистом.
В городе Чердыни с той же целью носили эту икону каждый год 08 июля - в день великомученика Прокопия, особенно уважаемому жителями в Чердыни. Здесь она находилась в соборе Воскресения Господня.
Из старинных вещей замечательными были: деревянный, обложенный серебром, крест с частицами святых мощей, серебряные венцы, деревянные гладкие венцы, сосуды и несколько Евангелий, обложенных серебром с выпуклыми и резными изображениями.
Колокольня имела квадратное основание, высокий восьмигранный столп, и большое и малое восьмигранные завершения с главой.
Крыша на колокольне была первоначально деревянная и к 1829 году пришла в ветхость.
Деревянная крыша была и на храме.
В 1832 году крыши были перекрыты.
Ограды вокруг храмов первоначально не было.
Колокольня со временем получила трещины и дала наклон на запад.
Один из колоколов был расколот, имел небольшой вес в 1 пуд, шведскую надпись и 1600 г.
В храме хранилось большое число икон старинного письма.
Приписные часовни:
В приходе храма состояли государственные крестьяне села Ныроба и деревень: Адамовой, Анфимовой, Бобыке, Бойце, Брюхановой, Велане, Дивье, Карпечевой, Марушевой, Масловой, Под Бобыке, Рожневой, Сельковой, Томиловой, Фадиной.
Метрические книги велись с 1777 года, копии метрических книги с 1819 года и исповедные ведомости с 1878 года до 1918 года хранились в церковном архиве.
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Чердынский уезд, село Ныроб.
Начало XX века.
1914 год. Общий вид Ныробских храмов, колокольни и страноприимного дома.
Вид с западной стороны.
Вид с южной стороны.
Часть северной стены.
Купола.
Часть стенной живописи на западной стене.
Изображение св. мученика Христофора.
Живопись в оконных нишах.
Явленная чудотворная икона св. Николая Чудотворца в ризе.
Кресты с иконы св. Николая Чудотворца.
Чудотворная икона св. Николая Чудотворца в медной чеканной ризе.
Резное изображение св. Параскевы Пятницы.
Старинные кресты со св. мощами и датами 1710 и 1750, два Евангелия 1703 года.
"Летопись" на арке.
Запрестольный крест в алтаре.
Закрыт в 1930-х годах.
Здание использовалось под хозяйственные нужды.
Разобрана колокольня в 1934 году.
Разрушены купола и каменная ограда.
В середине 1950-х-начале 1960-х годов здание отреставрировано.
Здание использовалось под почтовое отделение.
1966 год.
Возвращён Епархии в 1991 году.
Архитектор: 1991-1995 годы - Г. Л. Кацко (реставрация).
С 1995 году идут регулярные богослужения.
Приписные часовни:
Федеральный объект историко-культурного наследия по постановлению Совета Министров СССР от 30 августа 1960 года № 1327.
Современный адрес: Пермский край, Чердынский район, посёлок Ныроб, ул. Октябрьская, 11.
2010 год. Фотография Котиковского В. П.
2011 год.
Священники
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1708, 1710 годах | поп Маркел Сергеев Дьяков | |
упом. в 1708, 1710 годах | поп Аввакум Гурьев Попов | |
упом. в 1738 году | поп Василий Аристархов | |
упом. в 1738 году | поп Евдоким | |
упом. в 1775 году | иерей Захарий Васнецов | |
упом. в 1775 году | иерей Гавриил Дьяков |
Диаконы
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1708, 1710 годах | диакон Семен Михайлов Пономарев | |
упом. в 1775 году | диакон Никита Пономарев |
Дьячки
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1708 году | дьячок Иван Сергеев Дьяков | брат попа Маркела Сергеева Дьякова |
упом. в 1708, 1710 годах | дьячок Евдоким Федоров Пономарев | племянник диакона Семена Михайлова Пономарева |
упом. в 1710 году | дьячок Лука Иванов Зайков |
Пономари
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1708 году | пономарь Данило Георгиев Костромин | |
упом. в 1708, 1710 годах | пономарь Варфоломей Осипов Дьяков | внук попа Маркела Сергеева Дьяковых |
упом. в 1710 году | пономарь Григорей Аввакумов Попов | сын попа Аввакума Гурьева Попова |
упом. в 1775 году | пономарь Ермил Зайков |
Сторожи
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1710 году | сторож Сила Федотов Калющев |
Просвирни
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1708 году | просвирня Лукерья Малиных | |
упом. в 1710 году | просвирня Овдотья Васильева Петрова |
(См. Шишонко В. Н. Пермская летопись; Переписная книга Чердынского уезда 1707-1708 гг. переписи стольника князя И. И. Щербатова и дьяка С. Попкова. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1468. Л. 281, 298 об.-299; Переписная книга 1710 года города Чердыни и уезда переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1521. Л. 259-259 об., 267 об.-268; Попов Георгий, свящ. Явленная и чудотворная иконы святителя Николая Мирликийского в селе Ныробе Чердынского уезда (Пермские епархиальные ведомости); Попов Василий, диак. Боярин Михаил Никитич Романов и место его заточения - село Ныроб (историческое описание) (Пермские епархиальные ведомости); Попов Ив. Село Ныроб и его достопримечательности (Пермские епархиальные ведомости); фонды ГАПК и Чердынского краеведческого музея).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям