Каменный.
Здание пятиярусное с каменным сводом, железной крышей, покрашенной зелёной краской, тремя главами над восточной стеной с крестами и нижним храмом Иоанна Предтечи.
Заложен в 1756 году.
Строился при перенесении Пыскорского монастыря на Лысьву взамен старого собора (1-го).
Собор Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Недостроен.
В 1757 году при спешной построке свод собора обрушился и задавил до 70 человек.
Размер здания: длина 27 саж., ширина 7 саж., высота 11 саж. 2 арш.
В 1761 году сделанные деревянные своды при убрании лесов упали, и к 1772 году свод был сделан каменный.
Крыша была покрыта железом и выкрашена зелёной краской.
Над восточной стеной было 3 главы с крестами.
Одна главка упала, и из-под новых сводов леса оставались не убраны, так как столбов поддерживающих крышу не было; стены наклонились на наружные стороны, и в них было обнаружено 15 сквозных расщелин.
Окон на восточной стене было 15 в 5 ярусов, на полуденной и северной сторонах - 75 в 5 ярусов, на западной стороне - 14. Всего 179 окон.
В окнах с наружных восточной и полуденной сторон в нижнем ярусе имелись железные решётки.
Верхние окна от нижних отделялись тонкими перемычками из трёх лежачих кирпичей, столбы, в высоту разделяющие ряд окон, были ничем не связаны, отчего каждый столб имел свой наклон.
Богослужения в соборе к 1772 году уже не велись.
Иконостас: 5-ярусный, высотой 22 метра, шириной 12 метров, изготовлен с большим количеством резных украшений.
Проект иконостаса был выполнен в Москве известным художником Василием Василевским, которым были написаны многие иконостасные картины для московских храмов. Резчиками, исполнителями работ, были местные мастера, так как при Пыскорском монастыре существовала мастерская художественной резьбы по дереву. Иконостасы и иконы высокой работы были установлены и в других монастырских церквях.
Иконостас с иконами сохранился, он был перевезён в Пермский Спасо-Преображенский кафедральный собор и ныне находится в Пермской краевой художественной галерее.
Участники археологической экспедиции, в 1915 году проводившей раскопки подземного хода, обнаруженного на Пыскорской горе, так описывали место, на котором был прежде расположен монастырь:
"…Вся площадь горы, усеянная поросшими зеленью кирпичами, изборождена валами – остатками каменных стен бывших зданий и ямами – вероятно, прежними подвалами под зданиями монастырскими. Первое, что встретится на ней, если взойти на гору прямо, поросшие зеленью остатки стен главного храма монастырского во имя Преображения Господня. Совершенно явственны и основания стен алтаря этого храма. Церковь эта отстояла от обвала горы в Каму, где находилась угрожавшая падением в воду церковь Предтечевская, сажен на 10 на северо-запад, и, конечно, благополучно стояла бы тут доселе, если бы предприимчивый архимандрит Иуст не вздумал перенесть весь монастырь на третье место. Место, где стояла Предтечевская церковь, действительно обвалилось, и почти вся занятая ею некогда площадка отправилась в Каму. От церкви Преображения на запад, саженях в 25 или 30, сохранились также весьма явственно основания стен церкви Благовещенской. Церковь эта, конечно, никогда бы не свалилась в Каму. От места, где стоял главный храм, Преображенский, на северо-запад, саженях в 10 или 15, стоит теперь единственная уцелевшая от монастыря церковь, бывшая больничною, ныне единоверческая Никольская. Не мало и еще значительных возвышенностей на площади горы, своею симметриею и правильностию форм обличающих свое искусственное происхождение, но где что было из прочих монастырских зданий – определить трудно. Расположенные симметрически, квадратной формы ямы, никогда не высыхающие, вероятно – подвлы прежних монастырских башен.
На северо-востоке от больничной церкви, по склону горы, расположен был монастырский сад. Место это и теперь у пыскорцев носит название «сада». Три старые липы, хотя и дряхлые, но все же живые, говорят о жизни, некогда здесь сосредоточенной; всеже это не камни – бесчувственные чересчур молчаливые, а деревья, за которыми когда-то заботливо ухаживали отрекшиеся от мирских удовольствий иноки… За "садом", в логу, где, по преданию, была монастырская баня, и теперь еще можно видеть остатки пруда и плотины. Место это и теперь еще называется «банным логом», место, способное запугать воображение, особенно в вечернее время, - тем более, что от селения оно отделено целою горою с молчаливыми остатками разрушенных монастырских зданий, а на возвышенности по другую сторону длинными рядами тянутся такие же безмолвные останки еще недавно живших и действовавших наряду с живыми пыскорцев. На месте где был пруд, теперь находится до половины заросшая осокою тинистая лужа, в которой водятся караси – остатки, как полагают, рыбы, посаженной в пруд, в бытность монастыря, старцами... правнуки некогда подмонастырских слобожан уверяют, что здесь же – в этом пруде, или болоте, утонул самый громогласный свидетель и очевидец цветущей жизни монастыря – самый большой колокол Пыскорский…".
(См. Богословский П. Подземный ход и археологические раскопки в Пыскоре, Соликамского уезда).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям