Каменный.
Пятиглавый летний собор с отдельно стоящей колокольней, квадратной столпообразной формы с уступом на самом верху выше карнизов, обведён с трех сторон галереей, которая на востоке оканчивается двумя алтарными полукружиями, устроенными в ряд со средним алтарным полукружием. Свет в главный храм падает сверху из пяти огромных окон.
В среднем полукружии устроен алтарь главного храма; рядом с ним в двух прочих полукружиях - алтари приделов, иконостасы которых выходят в галерею, соединённую с главным храмом входными дверьми и арками.
Памятник московского архитектурного стиля.
Заложен в 1684 году по благословению Высокопреосвященного ИОНЫ, Архиепископа Вятского и Великопермского, взамен старого деревянного собора (3-го).
"Зачата строить каменная соборная церковь Живоначальныя Троицы с приделы Предтечи Иоанна и святителя Николая Чудотворца по благословению Ионы архиепископа Вятскаго и Великопермскаго".
Построен в 1684-1697 годах.
Сооружён на пожертвования посадских людей и пожалованную Царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем сумму.
Предание гласит, что построение собора начато было жителями г. Соликамска, но после того как их средства истощились, строители других средств к окончанию предпринятой постройки храма найти не смогли, и тогда просили Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича оказать денежное вспомоществование от казны. Государями было пожаловано из таможенных и кабацких доходов города 200 рублей по тому уважению, что раньше часто пожары истребляли все несколько раз построенные деревянные храмы и расходами при этих постройках жители приведены в разорение.
"лета 7196 (1688) августа 24, по указу В-их Князей Иоанна Алексеевича и Великия Благоверныя Государыни Царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея В. и М. и Б. России Самодержцев, память по таможенному и кружечного дозора голове Димитрию Емельянову с товарищами; 196 году июня в 26-й день по указу Великих Государей из Новгородскаго приказу в приказ большия казны велено Соликамскому земскому старосте и мирским людям для пожарнаго разорения дать Великих Государей жалованье на строение соборной церкви 200 рублей из тамошних Усольских таможенных и кабацких доходов".
В память того, что строение производилось за счёт Государева жалованья, в стене собора с южной стороны под образом Иоанна Предтечи, написанным на наружной стене, вкладен государственный герб гончарной работы, а с западной под карнизом тоже в стене выложена рельефно из кирпича корона. Корона эта на белом поле здания с полу была неприметна; в 1849 году при поправке собора она раскрашена, чтобы была виднее.
Освящён придел Иоанна Предтечи в 1689 году по благословению Высокопреосвященного ИОНЫ, Архиепископа Вятского и Великопермского.
"У Соликамской Троицкой соборной церкви в приделе освящена бысть церковь Святаго Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна".
Освящён придел Николая Чудотворца 17/27 июля 1693 года по благословению Высокопреосвященного ИОНЫ, Архиепископа Вятского и Великопермского.
Надпись на деревянном кресте: "освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви иже во Святых Отца нашего Николая Архиепископа Мирликийского чудотворца в лето 7201 Индикта 3 месяца июня в 17 день на память Св. мученик Мануила, Савела и Исмаила при державе Благочестивейших Государей наших царех и великих князех Иоанне Алексиевиче, Петре Алексиевиче всея великия и малыя и белыя России Самодержцех, Патриархе Московском и всея России и при Преосвященном Ионе Архиепископе Вятском и Великопермском".
Освящён главный престол Святой Живоначальной Троицы 28 июля/09 августа 1697 года по благословению Высокопреосвященного ИОНЫ, Архиепископа Вятского и Великопермского.
Надпись на деревянном кресте: "освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа при державе Благочестивейшаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца и при великом Господине Кир Адриане Архиепископе Московском и всея России и всех сибирских стран Патриархе по благословению Преосвященнейшаго Ионы архиепископа Вятскаго и Великопермскаго в лето 7205 индикта 5 месяца июля в 28 день на память св. безсребреников Кира и Иоанна в 1697 году от Рождества Христова".
Ежегодный крестный ход в благодарственное воспоминание избавления от нашествий вражеских вокруг города Соликамска, установленный в XVI веке совершался в девятую пятницу по Пасхе до 1709 года.
В 1709 году Пыскорские священники стали просить, чтобы им разрешено было приходить с иконами из Пыскора в Соликамск ко времени крестного хода в девятую пятницу.
Высокопреосвященный ДИОНИСИЙ, Архиепископ Вятский и Великопермский, узнав по этому случаю о существовании крестного хода в Соликамске в такой день, который не празднуется Церковью и с которым не связано особенных церковных воспоминаний, и находя несообразным с духом христианства празднование пятницы, которая как-будто олицетворяется простым народом в лице св. мученицы Параскевы, и неприличным крестохождение в этот день, или по другим каким причинам, отменил совершение обычая в этот день, а повелел исполнять в следующее воскресенье т. е. в десятую неделю по Пасхе или во вторую неделю по Пятидесятнице.
"По челобитью Соликамскаго уезда Пыскорскаго монастыря подгородных священников стали образ привозить к Соликамской Пресвятыя Богородицы на праздник на 9 неделю по Пасхе и стоять тому образу в церкви Рождества Христова седмицу и в той же год оставлено ходить вкруг посада в 9-й пяток а ходить в воскресный день по указу Дионисия".
В 1710 году жители Соликамска просили разрешения совершать крестный ход по-прежнему - в пятницу, ссылаясь на обет предков и на привычку народа стекаться для богомолья именно в этот день и на оскудение церковной казны от малого стечения богомольцев в воскресенье; но Архиепископ ДИОНИСИЙ 05/16 февраля 1711 года снова подтвердил, чтобы крестный ход был в десятую неделю, но разрешил в девятую пятницу праздновать св. мученице Параскеве без крестохождения.
"Государю Преосвященному Дионисию Архиепископу Вятскому и Велико-Пермскому. Бьют челом Великаго Государя нижайшие раби твои, а твоей Святительской епархии Соликамской земской староста Яков Турчанинов с мирскими людьми. В прошлых, Государь, в давних годех по благословению блаженныя памяти бывших архиепископов Вологодских по обещанию и челобитью прежних мирских людей ради варварскаго нашествия была у Соликамской на посаде церковь во имя святыя великомученицы Параскевы, нареченныя пятницы, и в той, Государь, церкви, также и после тоя церкви, что та бывшая церковь в пожарное время сгорела, ей святый великомученице Параскеве по тому вышеписанных блаженныя памяти архиепископов Вологодских благословению и по своему обещанию праздновали вовсенародно со всенощным бдением и с водоосвящением искони по вся годы до нынешняго 1710 года в пяток девятые седмицы по Пасце не отложно и на тот, Государь, празднственный день города Чердыни и из вотчин именитаго человека Григория Димитриевича Строганова и Пыскорского монастыря и из иных дальних мест многие люди для молебствования святей мученице Параскеве приезжают к Соликамской и в тот пятнишной день многие, Государь, по обещанию своему люди пост имеют с великою верою, и в нынешнем, Государь, 1710 году из вышепомянутых мест на тот празднственный день многолюдственный народ к Соликамской съехались, и Соликамский староста поповский Богоявленской церкви поп Кирил пятнишной день ея святей мученице Параскеве священником праздновать не велел, а велел он праздновать тоеж девятые седмицы по пасце в воскресный день, а не в пяток, для того будь-то в тот де пятничный день праздновать сей святей не сказано по твоему архипастырскому указу, а указу твоего архипастырскаго никакого он поп Кирилл никому не объявил, а что, Государь, твой преосвященнаго архиепископа указ на челобитной Пыскорскаго Преображенскаго монастыря подгорной слободки Богородицкой церкви у попов с причетники написано токмо имяновано ходу быть около града в Соликамской в воскресный день, а не в пяток со св. кресты и иконами, а чтобы в тот день вышеименованный пяток не праздновать, а праздновать в воскресный день, того в том твоем вышеозначенном преосвященнаго архиепископа указе не написано и нет и знатно, Государь, то, что он поп Кирил затеял вымыслом своим напрасно. Милостивый Государь преосвященный архиепископ Вятский и Велико-Пермский! Пожалуй нам грамоту, рабов твоих благослови и повели праздновать св. мученице Параскеве в той девятые седмицы пяток по Пасце по-прежнему, как в прошлых, Государь, годех и до нынешняго 1710 году праздновать для вышеозначеннаго варварскаго нашествия искони ненарушно, да и для того, что велию веру имеют многи люди с постом на тот день св. мученице и о том, Государь, преосвященный архиепископ, повели дать нам архиерейскую свою благословенную грамоту. Государь преосвященный архиепископ, смилуйся.
К сей челобитной Василий Кожин руку приложил, Сергей Калашников руку приложил, Самсон Архипов р. п., Иван Суханов р. п., Иван Зырянов р. п., Андрей Плотников вместо Феодора Гордиева р. п., Иван Зырянов р. п., Иван Гребешков р. п., к сей челобитной Михайло Елисеев р. п., к сей челобитной по велению Михаила Резнокамаева вместо Феодора Архиповых р. п. Петр Сапожников р. п., Василий Ростовщиков р. п., Максим Рубанов р. п., к сей челобитной Иван Степанов Колмогоров р. п., Стефан Смагин р. п., Илья Матюшев р. п., Иван Колохматов р. п., Тимофей Бурцов р. п., к сей челобитной Иван Емелианов и вместо Сидора Колмогорова, Ефрема Белоглазова, Луки Калашникова, Федора Постникова, Леонтия Колбина р. п., вместо Петра ... и в свое место Григорий Фомин р. п., Иван Иконников р. п., Михайло Турчанинов р. п. и Якия Мальфин руку приложил.
1711 года февраля в 5 день по сей челобитной праздновать и по сему указу по обещанию св. мученице Параскеве в пяток девятыя седмицы по Пасце, и св. кресты хождение около града в воскресенье не отложно, а сей указ выдать протопопу с братиею и градским священникам сказать всем, чтобы хождение было около града в воскресенье".
Пострадал от пожара в 1711 году, погорели крыша и главы.
Отдельно стоящая колокольня построена в 1713 году.
"Сентября 28 ... Зачата строиться колокольня соборная, на полатях, каменная".
Каменная колокольня построена отдельно от летнего Свято-Троицкого и зимнего Крестовоздвиженского соборов на двух-этажном каменном доме, принадлежвшем собору.
Восмигранная с 8-ю слухами для колоколов. Вместо купола или крыши сделаны закоморы или небольшие полукруглые арки в три яруса, которые в каждом ряду соединяются своими подножиями, опираются на верх полукружий нижнего яруса и, расположенные уступами с уменьшением их величины к верху, образуют свод и крышу колокольни и увенчиваются высоким, сажень в 7, шпилем. Вероятно, с самого начала, она раскрашена была в азиатском вкусе чрезвычайно пёстро красками зеленой, голубой и красной. (В 1848 году, чтобы сохранить старину, были возобновлены закомары и вся колокольня была раскрашена подобно прежнему).
Крестный ход вокруг Соликамска в десятое воскресенье по Пасхе продолжался до 1719 года, когда на кафедру вступил Преосвященный АЛЕКСИЙ, Епископ Вятский и Великопермский. Так как народ издавна привык праздновать древнее установление в девятую пятницу и пришлые богомольцы по старому обыкновению продолжали приходить в Соликамск на поклонение св. мученице Параскеве и для участия в крестном ходе в девятую пятницу и не дожидаясь следующего воскресенья, в которое велено быть ходу, расходились по домам и от этого стечение богомольцев в воскресенье при крестном ходе было очень незначительно, то настоятель Соликамского Вознесенского мужского монастыря игумен Матфий, протоиерей Кирил с градскими священниками и прихожанами в 1719 году просили Преосвященного АЛЕКСИЯ разрешить по-прежнему совершать крестный ход в девятую пятницу, а не в десятое воскресенье, какое разрешение и было дано Преосвященным.
"Быть ходу о девятой пятнице. Государю преосвященному Алексею, епископу Вятскому и Велико-Пермскому, бьют челом богомольцы твои Соликамскаго Вознесенскаго монастыря игумен Матфий, да соборной Троицкой церкви протопоп Кирил со всеми градскими священники и с диаконы, да Великому Государю нижайшии раби, а твоей, Государь, святительской епархии Соликамской посадские и уездные старосты с мирскими людьми. С прошлых лет изстари от нахождения войска Ногайских Вогулич на город Соликамскую и убийства их благословением архиерейским и обещанием народа Соликамской жителей празднствовано в день пятка девятыя недели по Пасце у Соликамской в церкви Рождества Христова святей великомученице Парасковие, нарицаемыя пятницы и со святыми кресты и иконы и со образом ея кругом города освященным собором и народом со приходящими отовсюду жителями того же дня ходили с постом и с воздержанием по 1709 год по вся годы того ради в той день град и люди от оных супостатов избавися, а с 1709 году велением бывшаго преосвященнаго Дионисия архиепископа Вятскаго и Велико-Пермскаго оное хождение учинено особо в неделю десятую по Пасце, а не против обещания в день пятка, и бывают и то мало время, ино отслушав литургию отходят в домы своя не дожидаясь хождения недели десятыя, от чего и церковной казне ныне многое умаление и скудость. Милостивый Государь, преосвященный Алексий епископ Вятский и Велико-Пермский, пожалуй нас богомольцев своих и Великаго Государя нижайших рабов, не вели, Государь, прежних архиерейского благословения и народнаго нашего обещания в день пятка хождение круг града оставить и повели, Государь, и благослови по прежнему народному и нашему и для многонарочнаго собрания и пополнения церковной казны хождению быть в праздник во оный же день пяток девятыя недели по Пасце, а не особо в неделю и вели, Государь, ходить архимандриту, игумену и протопопу и всему освященному собору против прежняго и о том дать к вышеявленной церкви в казну указ с прочетом впредь для наследствия. Государь святитель, смилуйся пожалуй. На подлинном прошении в рукоприкладстве писано тако: к сему прошению игумен Матфий руку приложил, к сей челобитной Соликамской соборной Троицкой церкви протопоп Кирилл руку приложил, Рождественской церкви поп Симеон руку приложил, к сему же прошению Спасской церкви поп Василий руку приложил, поп Михайло руку приложил, Преображенской церкви девичаго монастыря поп Никифор руку прил., к сему прошению по велению Соликамской земскаго старосты Емелиана Петрова сына Тучнолобова и в свое место усолец посадской человек Петр Бобылев руку приложил, к сему прошению земской целовальник Федор Харитонов руку прил., к сему прошению по велению Соликамской уездных земских старост Данила Онуфриева, целовальника Гилева и в свое место усолец Яков Сторожилов руку прил., канцелярист Василий Козмин руку прил. и проч. и проч."
Таким образом, с 1719 или 1720 года крестный ход стал вновь совершаться девятую пятницу по Пасхе.
В кладовой палатке под соборной колокольней явлена икона Сретения Господня 04/15 июля 1726 года: "1726 года июля в 4-й день, у Соликамской под соборною колокольнею явился образ Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа чрез показанный свет в кладовой палатке в стене".
Икона находилась в соборе на аналое. Под аналоем с иконой на особой дощечке была до 1853 года надпись: "сей чудотворный образ Сретения Господа нашего Иисуса Христа явился в городе Соликамске под соборною церковию в кладовой палатке чрез показание света июля 4 дня 1726 года". (Дощечка была утеряна).
Икона имела древний тёмнокрасноватый колорит, величиной не больше четверти, вокруг неё на особой доске были изображены двунадесятые праздники, писанные в позднейшее время чрезвычайно мелкой и очень искусной живописи. Вся икона с изображениями по сторонам покрыта цельной очень древней серебряной под золотом ризой.
С 1728 года по представлению священно-церковно-служителей Ныробского села и по благословению Преосвященного АЛЕКСИЯ, Епископа Вятского и Великопермского, когда Пасха бывает рано, с перерывом в год, иногда в два-три, стали ко времени крестного хода в Соликамске приносить из Ныроба чудотворную икону Николая Чудотворца.
"По указу преосвященнаго Алексия, епископа Вятскаго и Велико-Пермскаго велено привозить к Соликамской из села Ныроба образ Святителя и Чудотворца Николая на праздник на 9 пяток по Пасце по челобитью Ныробским священников".
Ношение иконы Николая Чудотворца до города Соликамска благословляли также Преосвященный АНТОНИЙ в 1750 году и Преосвященный ЛАВРЕНТИЙ в 1776 году. Епископ Пермский и Екатеринбургский ИОАНН в 1801 году прекратил этот ход из-за краткого Петрова поста, а Преосвященный ИУСТИН в 1803 году снова разрешил и ход поддерживался впредь всеми Пермскими архипастырями.
С какого года, неизвестно, стали также приносить явленную икону Знамения Пресвятой Богородицы из села Городище.
Приношение икон из Пыскора к крестному ходу продолжалось до 1739 года: "Последовал непривоз образов с Пыскора".
Описание крестного хода: ещё накануне пятницы в Соликамск народ стекался из соседних селений Соликамского и Чердынского уездов.
Перед всенощным бдением начинался звон на собор, и все пришельцы и горожане спешили встречать св. иконы, приносимые ко всенощному бдению из Ныроба и Городища. Священники всех городских церквей в сопровождении народа со св. крестами и хоругвями из собора шли на встречу св. икон за город.
По совершении встречи св. иконы приносились в собор, где начиналось всенощное бдение.
В четверток после всенощной и в пятницу по утру набожные богомольцы спешили удовлетворить своему благочестивому стремлению помолиться Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу: после всенощной до позднего вечера и с раннего утра до обедни неумолкно слышалось молебное пение. Каждый пришлый богомолец считал обязанностью отслужить молебен Пресвятой Богородице, Николаю Чудотворцу и св. мученице Параскеве. Икона св. мученицы Параскевы находилась в Воскресенской церкви.
В 9 часов в соборе и во всех церквах, кроме Воскресенской, начиналась ранняя обедня.
По окончании ранней литургии совершался вокруг города крестный ход со всем собором городского духовенства, с преднесением св. хоругвей, крестов и икон из всех церквей; иконы Знамения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца неслись во главе крестного хода усердными богомольцами, которые теснились около них и наперерыв старались прикоснуться к носилкам и понести хотя бы минуту священную ношу. Толпы народа длинной полосой тянулись по улицам в след за св. иконами и собором духовенства. Крестный ход, проходя мимо всех церквей, останавливадся за алтарём каждой; там совершалась краткая лития и читалось Евангелие храму. По ограждении крестом и окроплении водой четырёх сторон света, крестный ход продолжался до следующей церкви; здесь совершалось тоже самое молитвословие.
По обходе города ход возвращался на площадь перед собором, где совершалось благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского.
Между тем в Воскресенской церкви начиналась поздняя литургия, во время которой все иконы стояли там.
По окончании литургии все иконы возвращались в свои церкви, и пришедшие из дальних мест богомольцы расходились в свои дома.
В следующие дни каждая приходская церковь по очереди праздновала в честь св. чудотворных икон со всенощным бдением и молебным пением после литургии и набожные жители носили их по домам для совершения молебствий и некоторые из них совершали притом в своих домах всенощные бдения.
По удовлетворении набожного усердия граждан св. иконы торжественно со св. крестами и хоругвями сопровождались за город и по совершении молебного пения уносились в соседние сёла и деревни.
В те годы, когда не приносилась в Соликамск из Ныроба икона Николая Чудотворца, приносимая ежегодно из Городища икона Знамения Пресвятой Богородицы оставалась в Соликамске до 8-го июля и в этот день при крестном ходе сопровождалась в село Городище.
В семик совершался крестный на места погребения погибших во время набегов сибирских народов. Таких могил сохранялось пять в разных местах города.
Первая могила находилась на огороде мещанки Рогожниковой. На ней построена была открытая каменная часовня с крестом по середине.
Вторая могила находилась напротив Богоявленской церкви в переулке у дома Плотникова. На ней построена была каменная глухая часовня.
Третья могила находилась напротив северо-восточного угла ограды Спасской церкви, на том месте, где был дом пономаря А. Ивохина.
Четвёртая могила на горе за городом налево от трактовой дороги из Соликамска в Пермь. На её месте стояла ветхая деревянная, сколоченная из досок, маленькая часовня.
Кроме того ещё была часовня на кладбище, построенная ранее кладбищенской церкви, ещё тогда, когда место то не было отведено под кладбище, а было Суровцевым полем. Вероятно, и она тоже была построена на могиле убитых во время набегов и там же похороненных.
На четырёх из могил построены были часовни и кресты, на месте пятой находился обывательский дом.
Количество богомольцев бывало немногочисленным, из-за рабочего дня, пришлых людей в этот крестный ход не было.
Описание крестного хода: после того, как люди помолятся на могилах родителей и сродников, на соборной колокольне в 2 часа по полудни был звон на собор.
Городское духовенство в сопровождении собравшегося народа с запрестольным крестом и хоругвями шло из собора к кладбищенской часовне и там совершало панихиду, поминая православных воинов и всех за веру и отечество живот свой положивших.
По окончании панихиды ход отправлялся к следующей могиле, которая находилась на огороде одного обывательского дома, отсюда к могиле, находившейся под часовней вблизи Богоявленской церкви, далее останавливался у часовни под Воскресенской церковью, потом у часовни, устроенной в воротах Спасской церкви взамен той, которой подлежало быть на могиле, находившейся потом под домом. В каждом из этих мест совершалась лития, на которой поминались положившие живот свой за веру и отечество и все убиенные на брани. В Спасской церкви хранилась доска, на которой написаны были имена убитых, похороненных близ ограды Спасской церкви; там они поминались поимённо. Наконец от Спасской часовни ход направлялся к последней могиле на горе за городом, где опять служили полную панихиду. Отсюда крестный ход возвращался в собор.
Вновь пострадал от пожара 23 июля/03 августа 1743 года.
"Июля 23 числа пожар в субботу в 3 часу дня загорелся двор Алексея Турчанинова и от того посад и церкви соборная Троицкая, Рождественская и Архангельская, у церквей кровли и главы погорели, и соборная теплая Воздвиженская и Спасская церкви и кровли и главы и в них иконы и иконостас сгорели, а в Вознесенском монастыре церковь Петро-Павловская, и под ними Михаила Малеина и больница, келлии игуменския и все в них выгорело, а на колокольнях как в соборе, у Рождества, у Спаса и в монастыре колокола растопились".
Из собора было обыкновение совершать крестные ходы в каждую городскую церковь в дни храмовых праздников. Эта традиция пресеклась в бытность протоиерея Симеона Черкасова в 1780-х годах.
Протоиерей Иона Попов завёл обычай в Неделю сыропустную петь в соборе после вечерни стихиры Пасхи. Обычай этот он взял с примера Преосвященного ИОАННА, Епископа Пермского и Екатеринбургского, который привёз его из киевских монастырей и завёл в своей домовой церкви в Архиерейском доме. Но Преосвященный ИОАНН был на кафедре в Перми недолго, и в Перми этот обычай не удержался. Протоиерей Иона, при Преосвященном ИОАННЕ был ещё мальчиком и жезлоносцем или в числе певчих. Сделавшись впоследствии протоиереем в Соликамске, он ввёл этот обычай в Соликамске.
В Неделю сыропустную, лишь только ударял колокол на соборной колокольне, призывавший людей к вечерней службе, все шумные забавы масленицы оканчивались и все спешили в собор к вечерне, и огромный пространный храм наполнялся народом. Вечерня совершалась обыкновенным порядком. По окончании вечерни, не делая отпуста, предстоятель собора с прочим соборным духовенством выходил на амвон, держа в руках крест с возжённою пред ним свечёй, по пасхальному чину. Пред Царскими вратами поставлялись два подсвечника с возжёнными свечами и собор священно-служителей начинал петь: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его»; лик продолжал стихиру: «Пасха священная нам днесь показася». Стихи пелись священно-служителями среди церкви, а стихиры ликами попеременно. Между тем настоятель по обычаю кадил иконы, сослужащих, лики и предстоящий народ и когда пропевали окончательные слова стихир: «друг друга обымем, рцем братии и ненавидящим нас простим вся воскресением и тако возопиим: Христос воскресе» и пр., делал отпуст с крестом по пасхальному чину, но не приветствовал народа словами «Христос воскресе», а принимал предстоящих к лобзанию креста.
После вечерни совершенно смолкал праздничный шум, прекращались на улицах забавы и увеселения; все отправлялись по своим домам и ходили друг к другу испрашивать прощение, как везде это водится.
Иконостасы в соборе в приделах двух-ярусные с витыми колоннами.
В 1824 году из главного храма древний иконостас перенесён был в Свято-Троицкий Соликамского Свято-Троицкого монастыря, вместо него был устроен новый иконостас купцом Лапиным-Эндальцевым, план его был взят в уменьшенном виде с иконостаса Казанского собора в С.-Петербурге.
Иконы старинной живописи: Святой Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы.
Из старых сгоревших деревянных соборов в каменном соборе находились Царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и евангелистов; башенные иконы Спаса Нерукотворного Образа и Николая Чудотворца; складная икона Николая Чудотворца, икона св. мучеников Бориса и Глеба.
В иконе младенцов, от Ирода избиенных, врезан серебряный полозолоченный киот в виде креста с мощами, который относится к 1697 году, с надписью: "Лета от мироздания 7205 г., а от Рождества Христова 1697 году".
Киот содержал следующие св. мощи: пророка Даниила, Лазаря четверодневного, младенцев, от Ирода избиенных, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, апостолов Андрея Первозванного, евангелиста Марка, евангелиста Луки, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, преподобных Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Пимена Великого.
Два крыльца собора с северной и западной стороны увенчаны конусообразными шпилями и небольшими куполами.
В 1828 году в Неделю всех святых в Соликамске была сильная разрушительная буря, которая срывала не только крыши с храмов и домов, но и повредила многие здания, сдвинула их с основания; люди, случившиеся на улице и попавшие в середину вихря, переносимы были ветром на дальнее расстояние. Здания соляных промыслов также сильно пострадали от бури, многие соляные варницы были сорваны, некоторые разрушены, был даже сдвинут с места амбар с солью.
В воспоминание этого ужасного явления природы, в котором благочестивый дух народа видел гнев Божий, со следующего 1829 года стали совершать в Неделю всех святых крестный ход из собора в часовню Николая Чудотворца на краю города, именуемой башенной.
При этом не было большой торжественности и значительного стечения народа; были только одни богомольцы, бывшие у литургии.
У часовни совершался молебен Спасителю, Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу с водоосвящением, после чего крест и хоругви уносились в соляные промыслы, где между соляными варницами тоже совершался молебен.
В Неделю православия в соборе по обычаю кафедральных соборов совершался после литургии молебен Спасителю и Пресвятой Богородице перед поставленными на аналоях иконами. По окончании молебствия, совершаемого обыкновенным порядком, провозглашалось диаконом, который для сего вставал лицом к народу, многолетие Государю Императору с провозглашением полного Императорского титула, Государыне Императрице и всей Высочайшей фамилии, также Святейшему Синоду, епархиальному архиерею, святейшим патриархам православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, правительствующему синклиту и пр. После каждого провозглашения, при осенении от настоятеля крестом на все четыре стороны, пели «многа лета» трижды сначала служащие священно-служители, потом попеременно на обоих клиросах. По окончании многолетия священно-служители троекратно поклонялись до земли св. иконам и по чину лобзали их, а затем делали тоже и предстоящие люди. Подобное же провозглашение многолетия Государю Императору, Высочайшей фамилии, Синоду, архиерею, святейшим патриархам, правительствующему синклиту, и пр. бывало в соборе после литургии накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, но без молебствия.
В соборе молебствие, положенное в новолетие, само собою отправлялось 1 января, но продолжался обычай совершать его и 1 сентября, когда новый год начинался ещё до 1700 года.
Сохранялся обычай праздновать Господские и Богородичные праздники и дни святых, во имя которых прежде бывали храмы. В эти дни богослужение совершалось так, как бы это было в настоящий храмовый праздник. Накануне после малой вечерни бывало водоосвящение, на бдении лития, благословение хлебов и величание, после литургии молебен празднику или святому, и в такие дни обыкновенно священно-церковнослужители той церкви, в которой вспоминалось это празднество, посещали дома своих прихожан со св. крестом и св. водой. Так, в Соликамском соборе совершалось празднование Введению во храм Пресвятой Богородицы и св. мученикам Борису и Глебу.
Некоторые особенности богослужения, бывшие в соборе. Перед шестопсалмием в воскресные дни «Слава в вышних Богу» трижды и «Господи устне мои отверзеши» дважды пели на клиросах попеременно, а не читали, а в дни праздничные, когда была лития и освящение хлебов, пение «Слава в вышних Богу» предначиналось служащими священниками среди церкви и потом два раза пелось на клиросах и наконец «Господи устне мои отверзеши» в первый раз пелось тоже священниками, а во второй на клиросе. В храмовые и другие праздники тропарь перед благословением хлебов и на молебнах после литургии «на Бог Господь» пелся в первый раз служащими священно-служителями на средине, а во второй и в третий на клиросах. После молебствий, совершаемых после литургии в храмовые дни, всегда было возглашение многолетия Высочайшей фамилии, Святейшему Синоду, епархиальному преосвященному и наконец братии храма, жителям града и всем православным христианам. Также на молебствиях в новый год, в Рождество Христово, в день восшествия на престол Государя Императора и в день коронации псалмы, положенные в начале молебствия, не читались, а пелись по стихам попеременно служащими священниками и на обоих клиросах, а на молебствии в Рождество Христово после «Бог Господь» богородичен «Всемирную славу» пелся обоими ликами вместе на средине церкви, для чего церковнослужители всех церквей, бывшие тогда при молебствии в соборе, с обоих клиросов сходились вместе за амвон.
Было обыкновение служить заупокойные всенощные над телами умерших и во дни поминовения. Порядок заупокойной всенощной изложен в требнике митрополита Петра Могилы и отличается от панихиды. Эта служба по усопшим состоит из вечерни и утрени. Чин вечерни совершенно сходен с обыкновенной повседневной вечерней, только вместо обыкновенных ектений были заупокойные, вместо прокимна - аллилуйя; стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и отпустительные тропари положены заупокой; по окончании вечерни возглашалось усопшим блаженное и со святыми вечное упокоение и вечная память. Утреня начиналась прямо шестопсалмием; вместо обыкновенной великой ектении была великая ектения заупокой, вместо «Бог Господь» пелось аллилуйя; тропарь положен был заупокойный; затем пелась по стихам или читалась кафисма 17-я и разделялась на две статьи малыми ектениями заупокой; после второй статьи пели тропари «Благословен еси Господи» и пр. «Святых лик обретше источник жизни» и пр. Канон читался заупокой с обыкновенными ектениями по 3-й и 9-й песни, и с заупокойной ектенией по 6 песни и с пением кондака: «со святыми упокой»; потом читались положенные на утрени псалмы, произносилась ектения: «Исполним утренюю молитву нашу Господеви», читали на стиховне стихиры заупокой и наконец была сугубая ектения о усопших. Отпустом и возглашением вечной памяти оканчивалась эта служба.
Приписной собор: зимний собор Воздвижения Креста Господня в городе Соликамске (1898-1929).
Приписной храм: храм Святых Жен-Мироносиц в городе Соликамске (кладбищенский) (до 1911 года).
Адрес на 1917 год: Пермская губерния, Соликамский уезд, г. Соликамск.
Крестный ход вокруг Соликамска прекращён в 1926 году. Вновь возобновлён в 1991 году.
Закрыт в 1929 году.
Здание сохранилось.
Архитектор: 1960 год - Г. Д. Канторович (реставрация).
Здание используется под краеведческий музей.
Федеральный объект историко-культурного наследия по постановлению Совета Министров СССР от 30 августа 1960 года № 1327.
Современный адрес: Пермский край, г. Соликамск, ул. Набережная, 99.
Священники
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
до 1710 года | поп Григорий Андреев (ум. до 1710 года) | |
до 1710 года | поп Сисой Наумов | |
до 1710 года | поп Семен Иванов | |
упом. в 1710 году | протопоп Макарий Васильев | |
упом. в 1710 году | поп Трифон Иванов | |
упом. в 1710 году | поп Иван Михайлов | |
упом. в 1719 году | протоиерей Кирилл | |
с 31 декабря 1741 года/11 января 1742 года | протопоп Кирил Савинов Ивохин |
Диаконы
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1710 году | диакон Аким Никитин Рычков | |
упом. в 1743 году | диакон Даниил Нагаев |
Дьячки
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1710 году | дьячок Архип Яковлев |
Пономари
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1710 году | пономарь Федор Яковлев Протопопов | |
упом. в 1710 году | пономарь Яков Михайлов Прощикальников |
Просвирни
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1710 году | просвирня Федора Иванова Щукина |
Сторожи
Период | Имя | Примечание |
---|---|---|
упом. в 1710 году | сторож Козма Трифонов Яшин |
(См. Луканин А., Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска; Переписная книга 1710 года города Соликамска с уездом переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Никеева. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1538. Л. 2 об.-3 об., 8 об.).
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям