Священномученик Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский)

 

 

Андроник (Никольский), Архиепископ Пермский и Кунгурский

Дата рождения: 01/13 августа 1870 года.
Место рождения: село Поводнево, Мышкинский уезд, Ярославская губерния.
Дата смерти: 07/20 июня 1918 года.

 

Постриг: 01/13 августа 1893 года.
Хиротония: диаконская - 06/18 августа 1893 года,
иерейская - 22 июля/03 августа 1895 года,
архиерейская - 05/18 ноября 1906 года.
Канонизация: 04/17 января 1999 года.
Епископ Киотоский, викарий Токийский (1906-1907),
Епископ Тихвинский, викарий Новгородский (1908-1913),
Епископ Омский и Павлодарский (1913-1914),
Епископ Пермский и Соликамский (1914-1916),
Епископ, с 1918 года - Архиепископ Пермский и Кунгурский (1916-1918).
Кандидат богословия.
Священномученик. Память 07 июня, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

 

Происхождение

В миру Владимир Александрович Никольский.
Родился 01/13 августа 1870 года селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье дьячка Спасо-Преображенской церкви, впоследствии диакона.

 

Образование

В 1880 году поступил в Угличское Духовное училище.
В 1884 году был удостоен перевода в 1-й класс Семинарии, но изъявил желание остаться на повторный курс.
В 1885 году поступил в Ярославскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1891 году по первому разряду.
В 1891 году поступил в Московскую Духовную Академию.
Во время обучения в Академии из-за бедности родителей должен был кроме собственного учебного дела заниматься еще с тремя учениками, чтобы заработать необходимые средства для обучения. Из-за этого в течении учебного года он уставал до изнеможения. Летом же был занят на полевых работах.
01/13 августа 1893 года пострижен в монашество по благословению и совету праведного о. Иоанна Кронштадтского.
06/18 августа 1893 года посвящен в сан иеродиакона.
В 1895 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Древнецерковное учение об Евхаристии как Жертве в связи с вопросом об Искуплении".
22 июля/03 августа 1895 года посвящен в сан иеромонаха.

 

Кутаисская Духовная Семинария

В 1895 году назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную Семинарию.

 

Ардонская Александровская Миссионерская Семинария

В августе 1896 года был назначен преподавателем, а затем инспектором Ардонской Александровской Миссионерской Семинарии.

 

В Московском Донском монастыре

20 марта/01 апреля 1897 года определением Святейшего Синода возведен в звание соборного иеромонаха Московского Донского монастыря "за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия".

 

Русская Духовная Миссия в Японии

С 03/15 сентября 1897 года - член Русской Духовной Миссии в Японии.
Путешествуя в Японию через Италию, Грецию и Северную Америку вместе с архимандритом Сергием (Страгородским), также назначенным в миссию, Андроник знакомился с современным состоянием христианства - католицизма и Православия, посетил древние христианские святыни - катакомбы и гробницы мучеников, развалины Колизея. Святитель впоследствии писал, что молитва у мест, освященных кровью первомучеников-христиан, вдохновляла его и архимандрита Сергия на подвижническое служение Церкви - сделать так, чтобы "церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас".
По приезде в Японию архимандрит Андроник близко познакомился с жизнью православных общин. Немногочисленная японская паства, исповедовавшая христианство среди миллионов язычников, поразила его простотой и глубиной веры. Впоследствии, вспоминая год, проведенный в Японии, он признавался, что нести служение среди такого народа было для него большим счастьем. Однако напряженная деятельность привела к расстройству здоровья, и в 1899 года он вернулся в Россию.
В 1899 году было опубликовано его сочинение "Миссионерский путь в Японию".

 

Ардонская Александровская Миссионерская Семинария (вновь)

По возведении в сан архимандрита 05/17 марта 1899 года назначен ректором Ардонской Александровской Миссионерской Семинарии.
13/25 января 1900 года был уволен от должности ректора Семинарии на основании прошения по состоянию здоровья.

 

Уфимская Духовная Семинария

В 1900 году по приглашению Епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого) приехал в Уфу.
С 18/30 октября 1900 года - ректор Уфимской Духовной Семинарии, сверхштатный член Уфимской Духовной Консистории.
06/18 мая 1901 года награжден орденом Святой Анны 2-й степени.
С 1902 года - благочинный монастырей.
В мае 1905 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени "за заслуги в воспитании юношества".

 

На Киотоской кафедре

05/18 ноября 1906 года в Александро-Невской Лавре посвящен в сан Епископа Киотоского, викария Токийского.
Хиротонию совершили Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и другие владыки.
Епископ Андроник был опять назначен в состав Русской Духовной Миссии в Японии, помощником просветителя Японии Архиепископа Токийского и всея Японии Николая (Касаткина).
Прибыв в определённый для его служения город Осака, он нашёл православную общину в плачевном состоянии. В храм ходило не более 10 человек, на клиросе читал и пел один псаломщик. Тогда он стал по вечерам сам ходить по домам, знакомился с семьями, интересовался их жизнью, укладом, проводил религиозные беседы. За время его служения число людей, посещавших храм, значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор. Вновь миссионерские труды в неблагоприятном для святителя климате привели к ухудшению здоровья.
27 мая/09 июня 1907 года из-за болезни подал прошение об увольнении от должности помощника начальника Миссии. 05/18 июля того же года Святейшим Синодом ему был предоставлен отпуск.

 

В Холмской и Люблинской Епархии

С 26 октября/08 ноября 1907 по 14/27 марта 1908 года временно управлял Холмской и Люблинской Епархией, замещая Епископа Евлогия (Георгиевского) на время сессий Государственной Думы.
В своих устных и письменных обращениях принялся бичевать «злейшую и пагубнейшую латынскую ересь» (католицизм).

 

На Тихвинской кафедре

14/27 марта 1908 года назначен Епископом Тихвинским, первым викарием Новгородским.
Объехал все храмы, входящие в Тихвинское викариатство, за один только сентябрь 1908 года посетил 22 сельские церкви в Крестецком, Боровичском и Валдайском уездах, служил, проповедовал и беседовал с людьми.
Занимал должность почетного председателя Новгородского отдела Союза Русского Народа.
Придерживался крайне правых политических взглядов: идеализировал русское средневековье. «Веру христианскую и Царя самодержавного» рассматривал как неразрывное «святое, народное, историческое достояние».
В 1909 году был приглашен на Съезд Русских Людей, который проходил в Москве с 27 сентября/10 октября по 04/17 октября под председательством Епископа Кишиневского и Хотинского Серафима (Чичагова). Однако служебные обязанности помешали Владыке прибыть. Сожалея об этом, он направил в адрес Съезда телеграмму, в которой писал:

 

"Могу лишь ограничиться самыми святыми пожеланиями всему высокопатриотическому Съезду. Да пребудет над всем его делом Вседержавный Покров Царицы Небесной, так дивно спасавшей нашу святую Русь во все прежние годины лихолетий и бед, на нее находивших. Да исполнит она мудрости и бодрости всех мужественных исповедников Российской Святыни - Православной Веры, собравшихся ныне в Первопрестольной Москве, окормляемой ее небесными Святителями, и поднесь от лет древних почивающими своими нетленными телами в храме Пречистой. И под натиском жидовской революции оставшиеся верными святой Руси и русской народности Русские люди отстояли ту и другую. А теперь развернувшееся русское родное знамя да соберет под свою державную сень родную землю, как один человек. Да просветится Русская страна".

 

В 1909 году были опубликованы его труды: "Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл царского самодержавия" и "Беседы о "Союзе русского народа".
Стремился обосновать с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Утверждал, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».

 

На Омской и Павлодарской кафедре

08/21 марта 1913 года был назначен Епископом Омским и Павлодарским.
В Омске организовал миссионерские курсы для духовенства 3 сибирских епархий. Убеждал духовенство в необходимости поездок священнослужителей в деревни, расположенные далеко от храмов, для совершения исповеди и Причащения.
Составил труд: "Размышления епископа, возвратившегося из путешествия по епархии", опубликованное в 1913 году; публиковал проповеди в "Омских Епархиальных Ведомостях".

 

На Пермской и Соликамской кафедре

С 30 июля/12 августа 1914 года - Епископ Пермский и Соликамский.
Время служения Святителя было временем расцвета духовной жизни в Пермской Епархии.
Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян, проводились занятия миссионерского и певческого кружков, во всех храмах служились акафисты, проводились беседы.
Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками, в подготовке которых Епископ Андроник много потрудился.
Желая поделиться своим богатым духовным опытом, владыка написал книгу "Письма архиерея к иереям", которая очень быстро разошлась. В книге Святитель советовал пастырям Епархии не ограничиваться богослужениями в храмах, но служить и в отдаленных поселках, «чтобы все имели возможность помолиться. Смотря по местным условиям, можно в одном поселке совершить с вечера бдение, а в селе с утра другое бдение и обедню. Вечером же съездить в другой поселок и совершить там вечерню или акафист с беседою». Приходским священникам он рекомендовал ввести в храмах общенародное пение, начать с общеизвестных молитв, стремясь к тому, чтобы все богослужебные песнопения вместе с канонархом исполняли сами прихожане. «Таким путем и в жизнь пойдут церковные песнопения... и теперь они вытеснят собою все грязные, расплодившиеся в народе песни мирские; научат и благоговению в самом поведении». Владыка советовал пастырям не ограничиваться проповедью за литургией, но проповедовать и за другими богослужениями, устраивать богослужебные чтения и беседы в храмах, школах с хоровым исполнением духовных песнопений.
В годы Первой Мировой войны Пермский архиерей принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых, поступавших с октября 1915 года в Пермский лазарет; предписал ввести во всех монастырях Епархии «неусыпаемое круглосуточное чтение акафистов Господу, Божией Матери и святым»; благословил после прочтения акафиста прочитывать молитву о даровании победы и молитву об упокоении воинов; благословил всем женских монастырям Епархии выделить по 2 человека для сбора пожертвований по селам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки.
Заботясь о миссионерской деятельности среди старообрядцев, Епископ способствовал организации в Пермской губернии единоверческих приходов. Поскольку из-за недостатка пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без священников, стараниями архиерея в Перми были учреждены пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением, литургию в единоверческом храме совершал по Служебнику XVI в. сам Епископ.
В 1916 году в Епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством Пермского епархиального миссионера А.Г. Куляшева. Слушателям сообщались сведения о современном состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, которые оспаривались атеистами. Слушатели курсов проводили миссионерские беседы, по праздникам и воскресным дням учились произносить в храмах проповеди, которые затем разбирались на лекциях.
Составил труды: "Письма архиерея к иереям" и "Наша церковно-народная жизнь, как она есть: (Размышления епископа после путешествия по епархии)".

 

На Пермской и Кунгурской кафедре

С 01/14 июля 1916 года - Епископ Пермский и Кунгурский.
В 1916 году ездил на фронт, где 12/25 августа имел в ставке беседу с Императором Николаем II.
Епископ считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам современной общественной жизни, высказывал Императору свое негативное отношение к некоторым сторонам государственной политики, резко отрицательно относился к Г.Е. Распутину, который боялся Владыки.
При Епископе Андронике было построено несколько храмов, в т.ч. величественный собор Белогорского монастыря. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся - бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили ок. 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков чел., в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома. Владыка придавал большое значение кружкам ревнителей благочестия, в которых видел помощников пастырям в христианском воспитании народа, устраивал паломничества к святым местам.
После февральской революции в марте 1917 года Пермский исполнительный комитет послал телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить Епископа Андроника от управления Епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, Епископ Андроник отправил обер-прокурору протест. Святителю Тихону, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Владыка писал: «Чем ближе присматриваюсь к растущей подлости, тем больше решаюсь отрясти прах от ног и уйти на покой».
В начале лета 1917 года Владыка был избран членом Предсоборного Совета и 14/27 июня 1917 года отбыл в Петроград. Затем на короткое время вернулся в Пермь и 27 июля/09 августа 1917 года выехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви.
На Соборе был избран председателем Отдела о правовом и имущественном положении духовенства, вошел в состав Издательского отдела Собора и был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» - называли его участники Собора.
После Октябрьской революции 1917 года Епископ Андроник обеспечивал выход в свет документов и посланий Собора.
24 ноября/07 декабря 1917 года был избран в числе шести заместителей членов Святейшего Синода, на случай их смерти.
30 ноября/13 декабря 1917 года он вернулся в Пермь.
В январе 1918 года обратился к пастырям Пермской и Кунгурской Епархии с воззванием, которое просил читать не только в храмах, но и при всяком удобном случае:

 

"... настал час еще большей и страшной тяготы, решающий судьбу нашего Отечества. Уже открывается почти явное гонение на святую нашу веру. Уже выкрикивают отщепенцы от веры, что надо отобрать церкви и монастыри и обратить их в театры и подобное. ...Время страшное, время если не антихристово, то весьма предшествующее ему по своим признакам. А мы будем бездействовать?! Да не будет сего осуждения на вас..."

 

В январе 1918 года обратился с посланием к пастырям Пермской и Кунгурской Епархии, в котором наставлял их быть руководителями совести народной.
13/26 января 1918 года вновь выехал в Москву на вторую сессию Священного Собора.
30 марта/12 апреля 1918 года возведен в сан Архиепископа.
11/24 апреля вернулся в Пермь и сразу стал готовить духовенство и народ к предстоящему 26 апреля/09 мая крестному ходу с проповедями в разных частях города.
16/29 апреля у Владыки был произведен обыск. Его обвиняли в призывании народа к вооруженному сопротивлению советской власти.
Святитель ответил:

 

"Моя вера и церковные законы повелевают мне стоять на страже веры и Церкви Христовой и ее достояния. Если этого не буду исполнять, то я перестаю быть не только архиереем, но и христианином. Посему вы можете меня сейчас же повесить, но я вам гроша церковного не выдам, вы через мой труп пойдете и захватите, а живой я вам ничего церковного не выдам. Так я верую и поступаю, призываю и православный народ даже до смерти стоять за веру".

 

Позже, среди бумаг, оставшихся от покойного архипастыря, был найден конспект проповеди, в которой он разъяснял свою позицию:

 

«Контрреволюция, политика — не мое дело, ибо погибшая Россия не спасется в нашей взаимной грызне от отчаянности. Но церковное дело — святыня моя».

 

В беседе с одним священником владыка говорил:

 

"За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются... а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец - сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. ... Может быть, меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу"

 

Близкие уговаривали Владыку скрыться, боясь его ареста, но он сказал, что готов принять смерть за Христа, но паствы не оставит.
Ожидая ареста, вверив судьбу Промыслу Божию, Владыка был безмятежен, ежедневно исповедовался и причащался. Светлое настоение не покидало его. Со всеми был обходителен и ласков.
На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».
26 апреля/09 мая в Перми состоялся грандиозный торжественный крестный ход по городу в честь Святителя Стефана Пермского во главе с Владыкой Андроником. В нем участвовали тысячи человек. Пелись пасхальные ирмосы, священники призывали верующих к объединению у креста распятого Христа. Обращаясь к многочисленным агентам власти, прятавшимся среди молящихся, Архиепископ сказал:

 

"Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храма и ризниц они подойдут только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломанного церковного не получат".

 

Через день в Пермской Духовной Консистории чекисты провели обыск и изъяли документы, одновременно в газетах была развернута шумная провокационная кампания со статьями типа "Почему шумят попы", "Защитники мрака" и т.п. Владыка ждал своего ареста со дня на день.
28 апреля/11 мая Владыка писал Патриарху Тихону:

 

«Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован. Признаки полной анархии. На случай ареста оставлю распоряжение о закрытии всех градо-Пермских церквей. Пусть считаются с самим народом». На случай ареста архиеп. Андроник подготовил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям города Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и Крещения младенцев».

 

12/25 мая ревтрибунал объявил решение о привлечении его в качестве обвиняемого, на что Владыка ответил: "Буду веровать и стоять до смерти".
01/14 июня власти приказали Архиепископу явиться в юридический отдел губисполкома для допроса. Узнав об этом, верующие Перми собрались на Соборной площади; власти отменили приказ и прислали допросный лист Святителю на дом. В этот же день в губисполком поступило прошение исполнительного комитета Союза приходских советов Пермской Епархии разрешить Владыке выезд в Москву по делам Союза. Разрешение на выезд власти не дали.
03/16 июня в ЧК было решено арестовать Архиепископа и расстрелять. В связи с этим постановили объявить военное положение в городе и привести в состояние боевой готовности все имеющиеся войска. Начальнику конной городской милиции приказали поставить по 2 конных милиционера против окон всех городских церковных сторожек на тот случай, если кто-либо из звонарей захочет подняться на колокольню; зазвонившего в колокол велено было расстрелять.
04/17 июня в три часа ночи отряд чекистов ворвался в Архиерейский дом. Бодрствовавший архиерей вместе с 2 священниками был арестован. Владыку посадили в пролетку и повезли в милицию в Мотовилиху, где его продержали ночью и днем 04/17 июня.
Узнав об аресте, верующие стали собираться перед зданием милиции, требуя освобождения архипастыря. Были арестованы 2 женщины, остальных разогнали.
06/19 июня архиерей находился в камере Пермской ЧК.
Архипастырь был убит 07/20 июня 1918 года.
В первом часу ночи Святителя вновь повезли из Перми в Мотовилиху. Ехали по Сибирскому тракту, миновали пятую версту и повернули налево в лес (ныне в черте Перми). Там заставили старца копать себе могилу, но по его немощи, пришлось помогать чекистам. После этого Архиепископ попросил время на молитву. Ему разрешили и после 10-минутной молитвы и благословения на 4-е стороны он сказал, что готов. С него потребовали, чтобы он отменил свой запрет о запрещении богослужений, но Святитель отказался. Тогда ему приказали лечь в землю и начали закапывать живым, затем расстреляли сквозь слой земли.
01-04/14-17 августа Патриарх Тихон и Синод постановили послать Архиепископа Василия (Богоявленского) и мученика миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Архиепископа Андроника. Позднее с разрешения Патриарха к ним присоединился архимандрит Матфей (Померанцев).

Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон.
14/27 августа на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с Архиепископом Василием, ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены...

 

Канонизация

04/17 января 1999 года Архиепископ Андроник был канонизирован как местночтимый святой Пермской и Соликамской Епархии.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 июля-13 августа/13-26 августа 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин (Орловский) пишет:

 

"На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные - обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве".


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика