Дата рождения: 24 ноября/06 декабря 1859 года.
Место рождения: село Сенявка, Липецкий уезд, Тамбовская губерния.
Дата смерти: неизвестно.
Хиротония: иерейская - 26 сентября/08 октября 1888 года,
«архиерейская» - 08/21 октября 1922 года.
Епископ, с 1922 года - Архиепископ Иркутский (обновл.) (1922-1923),
Архиепископ Алтайский и Барнаульский (обновл.) (1923),
Архиепископ Тамбовский (обновл.) (1924-1925),
Архиепископ Саратовский (обновл.) (1925-1926),
Архиепископ Уфимский (обновл.) (1926),
Архиепископ Пермский и Прикамский Уральской Митрополии (обновл.) (1927-1930),
Архиепископ Верхне-Камский и Усольский Уральской Митрополии (обновл.) (1930).
Кандидат богословия.
В миру Николай Иванович Чижов.
Родился 24 ноября/06 декабря 1859 года в селе Сенявке Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье священника.
В 1882 году окончил Тамбовскую Духовную Семинарию.
В 1886 году окончил Казанскую Духовную Академию с учёной степенью кандидата богословия за диссертацию на тему: "Опыт обозрения содержания послания Апостола Павла к Евреям".
В 1886 году назначен преподавателем Священного Писания и Библейской истории в Оренбургскую Духовную Семинарию, а также библиотекарем и членом Педагогического Правления, затем - дополнительно преподавателем философии, психологии и основного богословия. Приглашен в татарскую учительскую семинарию преподавать педагогику и дидактику.
Перешёл в Казанское земледельческое училище законоучителем, преподавал всеобщую и русскую историю, занимал должность секретаря педагогического правления, члена хозяйственного комитета и библиотекаря. Назначен членом уездного отделения Епархиального училищного совета и члена правления Казанской Духовной Семинарии.
26 сентября/08 октября 1888 года посвящен в сан священника к Благовещенской церкви при Казанском земледельческом училище.
В 1903-1918 годах - законоучитель Казанского 1-го реального училища и настоятель Николо-Гостинодворской церкви, член и секретарь в Испытательном Комитете при Управлении Казанского учебного округа и член Попечительного Совета Казанского 1-го реального училища.
Служащими Казанского земледельческого училища преподнесена икона Николая Чудотворца.
19 августа/01 сентября 1911 года преподавателями и членами родительского комитета Казанского 1-го реального училища на 25-ти летие педагогического служения преподнесена "на молитвенную память" Казанская икона Божией Матери.
В 1912 году возведён в сан протоиерея.
В 1918 году переведен заштат и переехал в Томск и занял должность законоучителя во 2-й женской гимназии.
В 1918-1919 годах священник Свято-Троицкого собора г. Алапаевска и законоучитель и преподаватель латинского языка в Алапаевской смешанной гимназии.
В 1920-1922 годах - священник Вознесенской церкви г. Ново-Николаевска.
Год возведения в сан протоиерея неизвестен.
Имел все священнические награды до палицы.
В апреле 1920 года овдовел.
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол.
Сибирским предсоборным совещанием избран в Епископы.
24 сентября/07 октября 1922 года в Свято-Троицком соборе г. Томска посвящен в сан Епископа Иркутского.
Хиротонию совершали: Епископ Томский и Ново-Николаевский Софроний (Арефьев), Епископ Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев) (оба тихоновского поставления), Епископ Гавриил (Воеводин), настоятель Томского Богородице-Алексеевского монастыря (поставления Святейшего Синода), и Епископ Барнаульский Иоанн (Завадовский) (хиротонисанный только что тремя вышеперечисленными Епископами).
08/21 октября 1922 года в Томском Благовещенском соборе вместе с Епископом Барнаульским Иоанном (Завадовским) хиротонисал во Епископа Томского и Сибирского женатого протоиерея Петра Федоровича Блинова.
09/22 октября 1922 года «возведён в сан» Архиепископа.
01/14 октября 1922 года прибыл в г. Иркутск.
"Прогрессивное духовенство и миряне шести церквей встретили меня приветливо и доброжелательно. Прочее же духовенство, с полным академическим и семинарским образованием, оказалось крайне консервативным, зложелательным и упорным. Некоторые из них ранее печатали статьи либерального направления и при очередных, по четвергам, собеседованиях на мои ссылки на их прежнюю готовность к церковным реформам, отвечали: тогда было одно время, а теперь настало другое. Служение в Иркутске было сложное, изнурительное, безотрадное".
26 мая/08 июня 1923 года покинул Иркутск и прибыл в Ново-Николаевск.
Был участником 2-го обновленческого так называемого "Всероссийского Поместного Священного Собора" 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Свят. Патриарха Тихона.
Упоминается как имеющий большой успех во время поездок по Дальнему Востоку, где читал совместно с Митрополитом Василием (Смеловым) лекции и выступал на диспутах.
По предложению Митрополита Томского и Сибирского (обновл.) Петра (Блинова) согласился занять Алтайскую кафедру с местопребыванием в г. Барнауле.
13/26 июня 1923 года назначен Архиепископом Алтайским и Барнаульский (обновл.), 21 июня/04 августа прибыл в г. Барнаул.
"Митрополит Петр предложил мне Алтайскую епархию, предполагая, что там я старик найду отдых и успокоение. Рассчеты были напрасны. Паства оказалась тёмною, невежественною, упорною. Клирики в большинстве из недоученк и неудачников, приехавших из России; среди мирян спекулянты и переседенцы, исключительно занятые улучшением своего житейского благополучия, в религиозном же отношении люди суеверные, заносчивые обрядоверы, чужды правильного понимания христианского учения".
22 сентября/05 октября 1923 года по прошению уволен на покой.
08/21 июля 1924 года Святейшим Синодом (обновл.) назначен на Тамбовскую кафедру (обновл.).
Присутствовал на Пленуме Святейшего Синода в январе 1925 года и на 3-м Поместном Соборе в октябре 1925 года.
"Молитва у мощей Св. Питирима и пред Чудотворной Тамбовской иконой Божией Матери, епархиальные труды и заботы товарищей по академии и семинарии, а также в кругу добрых знакомых и родственников, поездки по известным мне во дни моей юности селам и городам вполне меня удовлетворяли в церковно-религиозном отношении и я уже льстил себя надеждой здесь покончить не короткие дни моего земного странствования. Но "Господом утверждаются стопы человека". 1924-й год был в Тамбовской губернии неурожайным, в 1925 г. весь богатый урожай погиб от слишком обильных дождей. Епархия обеднела, а с нею и я. Жизнь в подвальном этаже в сырой и холодной комнате при скудном питании расслабляли мой старческий организм, о чем я, во время пребывания на соборе 1925 года, сделал доклад Св. Синоду".
13/26 октября 1925 года Святейшим Синодом (обновл.) переведён на Саратовскую кафедру (обновл.).
"Здесь и церковные, и моральные, и экономические условия меня удовлетворяли. Я беспечально отправлял свои обязанности и в городе и в епархии, постепенно и настойчиво проводя в жизнь начерченный мною план управления епархией".
23 апреля/06 мая 1926 года Святейшим Синодом (обновл.) назначен на Уфимскую кафедру (обновл.), 18/31 мая "покорный воле Церковной Власти" прибыл в Уфу.
"Тут я встретил бурное, непримиримое расхождение как между синодальными представителями епархии, так и между мирянами. Управление было в расстройстве, просвещение безнадежно умирало, обновленцы недоумевали, тихоновцы радовались и смеялись над обновленцами, предрекя им неминуемый крах. Положение было и тяжелое, и неприятное, и обидное. Я работал, не покладая рук, и уже мерцал свет упорядочения епархиальных дел и успокоения взволнованных обновленцев. Все мечтали легко вздохнуть".
Присутствовал на 3-м Всероссийском Соборе с решающим голосом.
19 августа/01 сентября 1926 года получил отпуск от Священного Синода (обновл.) с обещанием устроить на другую Епархию.
"Живя близ Казани, где я ранее прожил 34 года, в прекрасном сосновом бору, на берегу "Лебяжьего" озера, среди любящих и любимых мною детей и внуков, нередко служа в Казанских храмах и видясь со многими добрыми знакомыми, я отдохнул и душею и телом и замечал в себе приток сил, достаточных для продолжения служения на ниве Христовой".
23 ноября/06 декабря 1926 года Пленумом Пермского Епархиального Управления (обновл.) избран Архиепископом Пермским и Прикамским Уральской Митрополии (обновл.).
22 декабря 1926 года/04 января 1927 года Святейшим Синодом (обновл.) утверждён Архиепископом Пермским и Прикамским (обновл.).
23 декабря 1926 года/05 января 1927 года прибыл в город Пермь.
11/24 января 1927 года Пленумом Святейшего Синода (обновл.) награжден правом ношения креста на клобуке.
С 20 марта/02 апреля 1930 года – Архиепископ Верхне-Камский и Усольский Уральской Митрополии (обновл.).
С 06/19 мая 1930 года уволен на покой.
Дальнейших сведений о нем не имеется.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям