Архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий (Килин) (в схиме Иоанн)

 

 

Архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий (Килин)

Дата рождения: 19 апреля/01 мая 1875 года.
Место рождения: село Арзамасцево, Сарапульский уезд, Вятская губерния.
Дата смерти: 28 декабря 1958 года/10 января 1959 года.
Место смерти: г. Ижевск.

 

Постриг: 02/15 июля 1900 года.
Хиротония: диаконская - 23 июля/05 августа 1900 года,
иерейская - 11/24 февраля 1903 года.
архиерейская - 10/23 февраля 1935 года.
Схима: 27 декабря 1958 года/09 января 1959 года.
Епископ Синьцзянский, викарий Пекинский (1935-1940),
Епископ Цицикарский, викарий Харбинский (1940-1946),
Епископ Шанхайский (1946-1947),
Епископ Челябинский и Златоустовский (1947-1948),
Архиепископ Иркутский и Читинский (1948-1949),
Архиепископ Омский и Тюменский (1949-1952),
Архиепископ Ижевский и Удмуртский (1952-1959).

 

Происхождение

В миру Иван Кельсиевич Килин.
Родился 19 апреля/01 мая 1875 года в селе Арзамасцево Сарапульского уезда Вятской губернии в крестьянской семье.
С раннего детства он имел тяготение к Церкви и монастырской жизни.
Благочестивая мать много рассказывала ему о своих паломничествах по святым местам Руси, как впоследствии вспоминал Владыка Ювеналий.
Многие в роду стали служителями Церкви - два сына старшей сестры и крестной матери будущего Архиепископа окончили Пермскую Духовную Семинарию и один из них, Константин Юмин, в священном сане скончался в советской тюрьме.
Вторая его сестра монахиня Аглаида, скончалась в женском монастыре, младший родной брат был священником, а двоюродная сестра - схимницей.

 

Образование

Успешно окончив начальную земскую школу в Арзамасцеве, Иван поступил в Сарапульское уездное училище, которое закончил в 1889 году.
Здесь на мальчика оказал благотворное влияние его первый старец-наставник - Епископ Сарапульский Афанасий (Пархомович).
В 1894 году, после скоропостижной кончины отца, много лет занимавшего должности члена Сарапульской земской управы и волостного писаря, молодой Иван, по благословению матери, предпринял паломническое путешествие в Верхотурскую обитель, где у мощей праведного Симеона Верхотурского созрело непоколебимое желание юноши стать монахом.

 

В Белогорском Николаевском мужском монастыре

Мать благословила его на поступление в Белогорскую Николаевскую миссионерскую обитель.
Первоначально поступил в Белогорский Николаевский монастырь 01/13 марта 1896 года.
21 февраля/05 марта 1898 года облечён в рясофор.
Освободившись от воинской повинности, по увольнении из общества принят в братство монастыря 05/18 марта 1898 года, зачислен послушником.
Будучи келейником и ближайшим помощником почитаемого им настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплёва), он внес значительный вклад в возведение зданий и храмов обители и завершение постройки монастырского собора на Белой горе.
02/15 июля 1900 года был пострижен в монашество с именем Ювеналий.
23 июля/05 августа 1900 года в Пермском Спасо-Преображенском кафедральном соборе Епископом Пермским и Соликамским ПЕТРОМ (Лосевым) посвящён в сан иеродиакона.
В эти годы, сопровождая отца Варлаама, ему удалось посетить многие святые места: Святую Землю и Святую Гору Афонскую в 1907 году, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавры, Ново-Афонский и Валаамский монастыри, Оптину и Саровскую пустыни в 1903 году и многие другие.
По свидетельству Владыки Ювеналия, он был ободряем образцами строгой иноческой жизни, утешен присутствием на Саровских торжествах в дни открытия мощей преподобного Серафима, неоднократно сослужил с праведным Иоанном Кронштадтским и укреплялся в духовной жизни советами от него и от других подвижников из России и с Афона.
В январе 1903 года Епископом Пермским и Соликамским ИОАННОМ (Алексеевым) утверждён казначеем Строительного комитета по постройке соборного храма в Белогорском монастыре.
11/24 февраля 1903 года Епископом Пермским и Соликамским ИОАННОМ (Алексеевым) посвящён в сан иеромонаха.
С 01/14 января 1904 года нёс послушание заведующего Белогорского подворья в г. Перми, где воздвиг Иоанно-Златоустовскую церковь.
22 июня/05 июля 1905 года награждён набедренником.
Услышав рассказы камчатского миссионера Нестора (Анисимова) был воодушевлён желанием ехать на Камчатку.
15/28 мая 1909 года Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) утверждён в должности заведующего Белогорским подворьем в г. Перми.
26 мая/08 июня 1909 года назначен строителем Фаворской Спасо-Преображенской пустыни.

 

В Пермском Архиерейском Доме

Отец Ювеналий прославился ревностным храмостроительством.
В августе 1910 года переведён из Белогорского монастыря в Пермский Архиерейский Дом на должность эконома с оставлением в должности строителя Фаворской пустыни.
В ноябре-декабре 1910 года за отсутствием архимандрита Варлаама (Коноплёва) в г. С.-Петербург временно исполнял обязанности Благочинного монастырей Пермской и Соликамской Епархии.
11/24 декабря 1911 года по прошению освобождён от должности эконома Пермского Архиерейского Дома, с оставлением в числе братии Архиерейского Дома и в должности заведующего Фаворской пустынью, с переселением на жительство в пустынь.

 

В Фаворской Спасо-Преображенской мужской пустыни

В 1912 году построил Спасо-Преображенский собор, а в 1915 году были воздвигнуты Казанская домовая церковь и летний Крестовоздвиженский храм.
19 июля/01 августа 1912 года был возведен в сан игумена.
С 1912 года слушал пастырско-миссионерские курсы под руководством Епархиального миссионера А.Г. Кулешова, которые продолжались до 1917 года.
В 1915 году был назначен на должность благочинного всех монастырей Пермской Епархии.
24 июня/07 июля 1916 года возведен в достоинство архимандрита.

 

В эвакуации

С началом гонений на Церковь в Пермском краю, когда множество священнослужителей приняли мученическую смерть и в одной Белогорской обители было расстреляно свыше 400 монашествующих, отец Ювеналий с несколькими монахами скрылся и с 03/16 июня 1919 года эвакуировался в Читу.

 

В Верхнеудинском мужском монастыре

Временно занимал должность настоятеля Верхнеудинского мужского монастыря.

 

В г. Харбине

01/14 марта 1920 года переехал в Харбин.
01/14 апреля 1921 года назначен настоятелем Успенского кладбищенского храма и смотрителем нового русского кладбища в Харбине.
В 1922 году, с благословения Архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия (Герасимова), им был основан мужской монастырь на Крестовском острове, что в окрестностях Харбина и с 01/14 сентября он стал его первым настоятелем и строителем.

 

В Сербии

Однако, в том же году архимандрит Ювеналий был командирован в Сербию, куда прибыл в январе 1923 года и был настоятелем мужского монастыря Витовница.

 

В г. Харбине (вновь)

Вернувшись в Харбин, с февраля 1924 года, архимандрит вновь был назначен строителем новой обители, перенесенной в Новый Модягоу в черте города Харбина.
Здесь им были построены величественный трехпрестольный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Казанская", типография, келлии для многолюдной монастырской братии и больница имени покойного харбинского врача В.А. Казем-Бек для братии и бедного населения.
Вдобавок ко многочисленной литературе, обитель издавала духовно-нравственный журнал «Хлеб Небесный», главное периодическое издание Харбинской и Маньчжурской Епархии, редактором которого в течение 10-ти лет являлся архимандрит Ювеналий.
В 1929 году за усердную службу от Синода Русской Православной Церкви Заграницей был награждён правом настоятеля первоклассного монастыря - встрече с жезлом и крестом на блюде.
В 1934 году в Сремских Карловцах, ходатайством Епископа Пекинского Виктора (Святина), Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви постановил посвятить архимандрита Ювеналия в сан Епископа Синьцзянского, 2-го викария Русской Духовной Миссии в Китае с местопребыванием в городе Урумчи в Восточном Туркестане, где русскими беженцами хранилась Табынская икона Божией Матери и были воздвигнуты несколько храмов.

 

На Синьцзянской кафедре

Русские жители Урумчи претерпели немало скорбей от большевиков, и поэтому Собор решил назначить им архипастыря для укрепления их церковной жизни.
Получив определение Собора, архимандрит Ювеналий, готовясь к хиротонии, ежедневно совершал Божественную литургию в соборном храме обители, где, по просьбе богомольцев монастыря, было совершено его наречение 07/20 февраля 1935 года.
Хиротонию возглавил Архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) в сослужении Архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова), Епископов Хайларского Димитрия (Вознесенского) и Шанхайского святителя Иоанна (Максимовича), 1-го викария Китайской Миссии.
10/23 февраля 1935 года в Николаевском кафедральном соборе г. Харбина посвящён в сан Епископа Синьцзянского, 2-го викария Русской Духовной Миссии в Китае, теми же архиереями.
Из-за значительных затруднений для проезда новопоставленный Епископ не смог отправиться к врученной ему Синьзянской пастве.
В течение года Владыка продолжал настоятельствовать в Харбинской Казанской обители, в 1936 году заменял начальника Миссии, Епископа Виктора (Святина), находившегося в Белграде, а с 1937 по 1938 год - викария святителя Иоанна (Максимовича), принимавшего участие в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах.
После его возвращения, Владыка Ювеналий был определен настоятелем Никольского храма-памятника в г. Шанхае, где помогал Епископу Иоанну в делах Миссии.

 

На Цицикарской кафедре

В 1940 году, ходатайством самого Владыки и постановлением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, он был вновь назначен настоятелем Богородице-Казанской обители с подчинением ему монашеской общины в Трехречье и присвоением ему титула Епископа Цицикарского, 2-го викария Харбинской и Маньчжурской Епархии.
Здесь Владыка продолжал жить строго-аскетической жизнью, привлекая многих богомольцев своими проникновенными поучениями и любовью к уставным богослужениям.
В октябре 1945 года был принят в состав Московского Патриархата вместе с большинство духовенства Харбинской и Маньчжурской Епархии.
С 1945 по 1947 год был вольнослушателем Богословского факультета при институте имени святого князя Владимира в г. Харбине.

 

На Шанхайской кафедре

С 1946 года - Епископ Шанхайский.
В январе 1947 года прибыл в СССР и до июня того года пребывал на покое в Псково-Печерском монастыре.

 

На Челябинской и Златоустовской кафедре

12/25 мая 1947 года был назначен Епископом Челябинским и Златоустовским.

 

На Иркутской и Читинской кафедре

С 03/16 июня 1948 года - Архиепископ Иркутский и Читинский.

 

На Омской и Тюменской кафедре

С 21 февраля/06 марта 1949 года - Архиепископ Омский и Тюменский.
На Омской кафедре он совершил переложение святых мощей Митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) в новую раку.

 

На Ижевской и Удмуртской Епархии

31 июля/13 августа 1952 года был назначен Архиепископом Ижевским и Удмуртским.
Как рассказывает бывший келейник Владыки Ювеналия, протоиерей Николай Соловьев, перед смертью Владыка просился уйти на покой по немощи.
Патриарх Алексий I (Симанский) упрашивал его остаться управлять кафедрой, даже предлагал митрополию, но Архиепископ Ювеналий говорил, что служит не ради чинов и что монашество для него главнее.
В 1955 году награждён крестом на клобуке.
Предчувствуя кончину, Владыка просил архимандрита Петра (Семеновых) из Троице-Сергиевой Лавры, которого он знал по Харбину, постричь его в схиму, что он и сделал, дав ему при этом имя Иоанн в честь Иоанна Богослова.
Владыка показывал место, где он хотел быть погребен - внутри собора слева, и желал чтобы после его похорон был построен придел в честь Апостола Иоанна Богослова.

 

«В жизни Владыка был скромен, – как вспоминает отец Николай, – любил шутить, строг. Свою прозорливость скрывал, часто ночью в его келье горел свет, на праздники он давал келейникам по 25-50 рублей раздавать нищим (это по тем временам была немалая сумма). Владыка дружил со священником Кукшей, между ними был договор, что если из них кто-нибудь умрет, то оставшийся в живых будет молиться об усопшем».

 

Сам отец Николай рассказывает следующий случай, свидетельствующий о прозорливости Владыки Ювеналия.
В молодости отец Николай хотел поступить в Семинарию. Вместе с другими ребятами он поехал поступать в Москву. Владыка всем дал денег на билет только туда, а ему дал столько, чтобы хватило ему и туда и обратно. Перед этим увещевал подождать похоронить его, тот упрямился. В конце концов, все ребята поступили в Семинарию, а он провалил экзамены и вернулся в Ижевск. Когда он шел к дому Владыки, тот три раза посылал экономку Анастасию Александровну встречать Николая, она возражала, что Николай теперь приедет только на зимние каникулы. На 3-й раз вышла и за квартал от дома встретила его. Он и участвовал в похоронах Владыки.

 

В конце 1958 года Владыка заболел. Перед смертью Владыка лежал в схиме, которую он принял 27 декабря 1958 года/09 января 1959 года.
Скончался 28 декабря 1958 года/10 января 1959 года.
Причастившись Святых Таин, Владыка обратился к своим близким и попросил их спеть прокимен: «Пойте, Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему, пойте». На 3-й раз он сказал: «Вот наша новая земля, вот наш новый мир», и умер.

 

Почитание

Архиепископ Ювеналий пользуется широким почитанием со стороны бывших харбинцев в Русской Зарубежной Церкви и духовенства и верующих в России.
Многие стекаются к его гробнице в Ижевском кафедральном соборе и с верою обращаются к его молитвенному предстательству, чувствуя благодатную помощь. Несколько лет тому назад Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) совершил обретение его честных останков, при котором было обнаружено, что тление не коснулось его тела.


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика