Дата рождения: 19 апреля/01 мая 1875 года.
Место рождения: село Арзамасцево, Сарапульский уезд, Вятская губерния.
Дата смерти: 28 декабря 1958 года/10 января 1959 года.
Место смерти: г. Ижевск.
Постриг: 02/15 июля 1900 года.
Хиротония: диаконская - 23 июля/05 августа 1900 года,
иерейская - 11/24 февраля 1903 года.
архиерейская - 10/23 февраля 1935 года.
Схима: 27 декабря 1958 года/09 января 1959 года.
Епископ Синьцзянский, викарий Пекинский (1935-1940),
Епископ Цицикарский, викарий Харбинский (1940-1946),
Епископ Шанхайский (1946-1947),
Епископ Челябинский и Златоустовский (1947-1948),
Архиепископ Иркутский и Читинский (1948-1949),
Архиепископ Омский и Тюменский (1949-1952),
Архиепископ Ижевский и Удмуртский (1952-1959).
В миру Иван Кельсиевич Килин.
Родился 19 апреля/01 мая 1875 года в селе Арзамасцево Сарапульского уезда Вятской губернии в крестьянской семье.
С раннего детства он имел тяготение к Церкви и монастырской жизни.
Благочестивая мать много рассказывала ему о своих паломничествах по святым местам Руси, как впоследствии вспоминал Владыка Ювеналий.
Многие в роду стали служителями Церкви - два сына старшей сестры и крестной матери будущего Архиепископа окончили Пермскую Духовную Семинарию и один из них, Константин Юмин, в священном сане скончался в советской тюрьме.
Вторая его сестра монахиня Аглаида, скончалась в женском монастыре, младший родной брат был священником, а двоюродная сестра - схимницей.
Успешно окончив начальную земскую школу в Арзамасцеве, Иван поступил в Сарапульское уездное училище, которое закончил в 1889 году.
Здесь на мальчика оказал благотворное влияние его первый старец-наставник - Епископ Сарапульский Афанасий (Пархомович).
В 1894 году, после скоропостижной кончины отца, много лет занимавшего должности члена Сарапульской земской управы и волостного писаря, молодой Иван, по благословению матери, предпринял паломническое путешествие в Верхотурскую обитель, где у мощей праведного Симеона Верхотурского созрело непоколебимое желание юноши стать монахом.
Мать благословила его на поступление в Белогорскую Николаевскую миссионерскую обитель.
Первоначально поступил в Белогорский Николаевский монастырь 01/13 марта 1896 года.
21 февраля/05 марта 1898 года облечён в рясофор.
Освободившись от воинской повинности, по увольнении из общества принят в братство монастыря 05/18 марта 1898 года, зачислен послушником.
Будучи келейником и ближайшим помощником почитаемого им настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплёва), он внес значительный вклад в возведение зданий и храмов обители и завершение постройки монастырского собора на Белой горе.
02/15 июля 1900 года был пострижен в монашество с именем Ювеналий.
23 июля/05 августа 1900 года в Пермском Спасо-Преображенском кафедральном соборе Епископом Пермским и Соликамским ПЕТРОМ (Лосевым) посвящён в сан иеродиакона.
В эти годы, сопровождая отца Варлаама, ему удалось посетить многие святые места: Святую Землю и Святую Гору Афонскую в 1907 году, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавры, Ново-Афонский и Валаамский монастыри, Оптину и Саровскую пустыни в 1903 году и многие другие.
По свидетельству Владыки Ювеналия, он был ободряем образцами строгой иноческой жизни, утешен присутствием на Саровских торжествах в дни открытия мощей преподобного Серафима, неоднократно сослужил с праведным Иоанном Кронштадтским и укреплялся в духовной жизни советами от него и от других подвижников из России и с Афона.
В январе 1903 года Епископом Пермским и Соликамским ИОАННОМ (Алексеевым) утверждён казначеем Строительного комитета по постройке соборного храма в Белогорском монастыре.
11/24 февраля 1903 года Епископом Пермским и Соликамским ИОАННОМ (Алексеевым) посвящён в сан иеромонаха.
С 01/14 января 1904 года нёс послушание заведующего Белогорского подворья в г. Перми, где воздвиг Иоанно-Златоустовскую церковь.
22 июня/05 июля 1905 года награждён набедренником.
Услышав рассказы камчатского миссионера Нестора (Анисимова) был воодушевлён желанием ехать на Камчатку.
15/28 мая 1909 года Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) утверждён в должности заведующего Белогорским подворьем в г. Перми.
26 мая/08 июня 1909 года назначен строителем Фаворской Спасо-Преображенской пустыни.
Отец Ювеналий прославился ревностным храмостроительством.
В августе 1910 года переведён из Белогорского монастыря в Пермский Архиерейский Дом на должность эконома с оставлением в должности строителя Фаворской пустыни.
В ноябре-декабре 1910 года за отсутствием архимандрита Варлаама (Коноплёва) в г. С.-Петербург временно исполнял обязанности Благочинного монастырей Пермской и Соликамской Епархии.
11/24 декабря 1911 года по прошению освобождён от должности эконома Пермского Архиерейского Дома, с оставлением в числе братии Архиерейского Дома и в должности заведующего Фаворской пустынью, с переселением на жительство в пустынь.
В 1912 году построил Спасо-Преображенский собор, а в 1915 году были воздвигнуты Казанская домовая церковь и летний Крестовоздвиженский храм.
19 июля/01 августа 1912 года был возведен в сан игумена.
С 1912 года слушал пастырско-миссионерские курсы под руководством Епархиального миссионера А.Г. Кулешова, которые продолжались до 1917 года.
В 1915 году был назначен на должность благочинного всех монастырей Пермской Епархии.
24 июня/07 июля 1916 года возведен в достоинство архимандрита.
С началом гонений на Церковь в Пермском краю, когда множество священнослужителей приняли мученическую смерть и в одной Белогорской обители было расстреляно свыше 400 монашествующих, отец Ювеналий с несколькими монахами скрылся и с 03/16 июня 1919 года эвакуировался в Читу.
Временно занимал должность настоятеля Верхнеудинского мужского монастыря.
01/14 марта 1920 года переехал в Харбин.
01/14 апреля 1921 года назначен настоятелем Успенского кладбищенского храма и смотрителем нового русского кладбища в Харбине.
В 1922 году, с благословения Архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия (Герасимова), им был основан мужской монастырь на Крестовском острове, что в окрестностях Харбина и с 01/14 сентября он стал его первым настоятелем и строителем.
Однако, в том же году архимандрит Ювеналий был командирован в Сербию, куда прибыл в январе 1923 года и был настоятелем мужского монастыря Витовница.
Вернувшись в Харбин, с февраля 1924 года, архимандрит вновь был назначен строителем новой обители, перенесенной в Новый Модягоу в черте города Харбина.
Здесь им были построены величественный трехпрестольный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Казанская", типография, келлии для многолюдной монастырской братии и больница имени покойного харбинского врача В.А. Казем-Бек для братии и бедного населения.
Вдобавок ко многочисленной литературе, обитель издавала духовно-нравственный журнал «Хлеб Небесный», главное периодическое издание Харбинской и Маньчжурской Епархии, редактором которого в течение 10-ти лет являлся архимандрит Ювеналий.
В 1929 году за усердную службу от Синода Русской Православной Церкви Заграницей был награждён правом настоятеля первоклассного монастыря - встрече с жезлом и крестом на блюде.
В 1934 году в Сремских Карловцах, ходатайством Епископа Пекинского Виктора (Святина), Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви постановил посвятить архимандрита Ювеналия в сан Епископа Синьцзянского, 2-го викария Русской Духовной Миссии в Китае с местопребыванием в городе Урумчи в Восточном Туркестане, где русскими беженцами хранилась Табынская икона Божией Матери и были воздвигнуты несколько храмов.
Русские жители Урумчи претерпели немало скорбей от большевиков, и поэтому Собор решил назначить им архипастыря для укрепления их церковной жизни.
Получив определение Собора, архимандрит Ювеналий, готовясь к хиротонии, ежедневно совершал Божественную литургию в соборном храме обители, где, по просьбе богомольцев монастыря, было совершено его наречение 07/20 февраля 1935 года.
Хиротонию возглавил Архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) в сослужении Архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова), Епископов Хайларского Димитрия (Вознесенского) и Шанхайского святителя Иоанна (Максимовича), 1-го викария Китайской Миссии.
10/23 февраля 1935 года в Николаевском кафедральном соборе г. Харбина посвящён в сан Епископа Синьцзянского, 2-го викария Русской Духовной Миссии в Китае, теми же архиереями.
Из-за значительных затруднений для проезда новопоставленный Епископ не смог отправиться к врученной ему Синьзянской пастве.
В течение года Владыка продолжал настоятельствовать в Харбинской Казанской обители, в 1936 году заменял начальника Миссии, Епископа Виктора (Святина), находившегося в Белграде, а с 1937 по 1938 год - викария святителя Иоанна (Максимовича), принимавшего участие в работе Архиерейского Собора в Сремских Карловцах.
После его возвращения, Владыка Ювеналий был определен настоятелем Никольского храма-памятника в г. Шанхае, где помогал Епископу Иоанну в делах Миссии.
В 1940 году, ходатайством самого Владыки и постановлением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, он был вновь назначен настоятелем Богородице-Казанской обители с подчинением ему монашеской общины в Трехречье и присвоением ему титула Епископа Цицикарского, 2-го викария Харбинской и Маньчжурской Епархии.
Здесь Владыка продолжал жить строго-аскетической жизнью, привлекая многих богомольцев своими проникновенными поучениями и любовью к уставным богослужениям.
В октябре 1945 года был принят в состав Московского Патриархата вместе с большинство духовенства Харбинской и Маньчжурской Епархии.
С 1945 по 1947 год был вольнослушателем Богословского факультета при институте имени святого князя Владимира в г. Харбине.
С 1946 года - Епископ Шанхайский.
В январе 1947 года прибыл в СССР и до июня того года пребывал на покое в Псково-Печерском монастыре.
12/25 мая 1947 года был назначен Епископом Челябинским и Златоустовским.
С 03/16 июня 1948 года - Архиепископ Иркутский и Читинский.
С 21 февраля/06 марта 1949 года - Архиепископ Омский и Тюменский.
На Омской кафедре он совершил переложение святых мощей Митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) в новую раку.
31 июля/13 августа 1952 года был назначен Архиепископом Ижевским и Удмуртским.
Как рассказывает бывший келейник Владыки Ювеналия, протоиерей Николай Соловьев, перед смертью Владыка просился уйти на покой по немощи.
Патриарх Алексий I (Симанский) упрашивал его остаться управлять кафедрой, даже предлагал митрополию, но Архиепископ Ювеналий говорил, что служит не ради чинов и что монашество для него главнее.
В 1955 году награждён крестом на клобуке.
Предчувствуя кончину, Владыка просил архимандрита Петра (Семеновых) из Троице-Сергиевой Лавры, которого он знал по Харбину, постричь его в схиму, что он и сделал, дав ему при этом имя Иоанн в честь Иоанна Богослова.
Владыка показывал место, где он хотел быть погребен - внутри собора слева, и желал чтобы после его похорон был построен придел в честь Апостола Иоанна Богослова.
«В жизни Владыка был скромен, – как вспоминает отец Николай, – любил шутить, строг. Свою прозорливость скрывал, часто ночью в его келье горел свет, на праздники он давал келейникам по 25-50 рублей раздавать нищим (это по тем временам была немалая сумма). Владыка дружил со священником Кукшей, между ними был договор, что если из них кто-нибудь умрет, то оставшийся в живых будет молиться об усопшем».
Сам отец Николай рассказывает следующий случай, свидетельствующий о прозорливости Владыки Ювеналия.
В молодости отец Николай хотел поступить в Семинарию. Вместе с другими ребятами он поехал поступать в Москву. Владыка всем дал денег на билет только туда, а ему дал столько, чтобы хватило ему и туда и обратно. Перед этим увещевал подождать похоронить его, тот упрямился. В конце концов, все ребята поступили в Семинарию, а он провалил экзамены и вернулся в Ижевск. Когда он шел к дому Владыки, тот три раза посылал экономку Анастасию Александровну встречать Николая, она возражала, что Николай теперь приедет только на зимние каникулы. На 3-й раз вышла и за квартал от дома встретила его. Он и участвовал в похоронах Владыки.
В конце 1958 года Владыка заболел. Перед смертью Владыка лежал в схиме, которую он принял 27 декабря 1958 года/09 января 1959 года.
Скончался 28 декабря 1958 года/10 января 1959 года.
Причастившись Святых Таин, Владыка обратился к своим близким и попросил их спеть прокимен: «Пойте, Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему, пойте». На 3-й раз он сказал: «Вот наша новая земля, вот наш новый мир», и умер.
Архиепископ Ювеналий пользуется широким почитанием со стороны бывших харбинцев в Русской Зарубежной Церкви и духовенства и верующих в России.
Многие стекаются к его гробнице в Ижевском кафедральном соборе и с верою обращаются к его молитвенному предстательству, чувствуя благодатную помощь. Несколько лет тому назад Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) совершил обретение его честных останков, при котором было обнаружено, что тление не коснулось его тела.
Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...
Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году
В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.
Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям