Пафнутий, архимандрит

 

Архимандрит Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря в 1656-1687 годах.
Управлял монастырём дольше всех своих ппредшественников и преемников в течение 30 лет.
Был деятельным, дальновидным и благоразумным настоятелем.
Поставлен Патриархом Никоном в 1656 году.

 

"Никон Божиею милостию Архиепископ царствующаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя России и всея северныя страны и помория и многих государств святейший патриарх. По благодати дару и власти святаго и животворящаго Духа данней смирению нашему от великаго Архиерея Господа нашего Исуса Христа, благословил есмы Преображения Спасова Пыскорскаго монастыря постриженика чернаго попа Пафнотия и свершил его на духовную священную власть в тот же Преобра-женския Спасова Пыскорской монастырь в архимариты. И вы, того монастыря священноиноцы и диакони и вся яже о Христе братия и слуги и крестьяне того монастыря и вси приходящий праввовернии людие ко святей божии церкви чтите его и слушаите и повинуйтеся ему добре со всяким духовным опасением и порадовавшем яко присному своему господину и отцу, пастырю и учителю и настоятелю вашему архимариту Пафнотию. Понеже обретохом его свидетельствуема вовсем его благоговейна и в чистоте, боголюбива ж и человеколюбива и боящася Бога сокрушенна сердцем и православием сияюща и разула от божественных писаний довольно исполнена и приводяща себе во благоспасительно дело. Должен убо есть сицевы(й) архимарит Пафнотий свящеиноиноческая действовати и вся церковная управляти по правилам святых Апостол и святых отец и по нашему святительскому благословению и наказанию. Такоже и к нам имети ему во всем о Христе духовную любовь и послушание и покорепие, яко к цервосвятителю, пастырю и учителю и отцу отцам и о ваших единородных безсмертных душах пещися и попечение имети и наставляти яже ко спасению. Достоит же архимариту Пафнотию проповедати слово Господне всем православным Христианом дабы православнии христиане жили по заповедем Божиим, а мирских людей мужеска полу и женска архимариту Пафнотию в духовность себе не приимати; а будеж архимарит Пафнотий без нашего патриаршаго ведома чрез сего нашего писания учнет мирских людей в духовность приимати и он священная да недействует известнаго ради всих свидетельства дана ему от нас сия печатию нашею запечатленная и рукою нашею подписанная грамота в царствующем и в преименитом граде Москве в велицей церкви Успения Пречистыя Богородицы; великих святителей Петра и Алексея Ионы и Филиппа московских и всея Русии чудорворцов и в нашем патриаршем дому в лето от соторения света 7164, а от воплощения Слова Божия 1656 апреля в первый день".
"Иисус Христос, Никон Божиею милостию Архиепископ царствующаго великаго града Москвы и всея великия малыя и белыя Росии Патриарх".

На оборотной стороне грамоты две подписи разных почерков, писанные уставом, из которых пред второй стоит крест четырехконечный.
Первая подпись: "Смиренный Александр Божиею милостию епископ Вяцкий и Великопермский".
"Смиренный Иона Божиею милостию Епископ Вятский и Великопермский".

Длина сей грамоты 21 дюйм и ширина 16 1/4 дюймов.
Печать восковая, красная, висячая, но поломана.
На печати с одной стороны образ Божией Матери с Предвечным Младенцем, а с другой - благословляющая святительская десница с неразборчивой надписью.

 

В первые годы своего управления монастырём архимандрит Пафнутий успел все прежде пожалованные монастырю земли частью под непосредственным своим распоряжением, частью через участие келаря старца Афанасия, привести в точную известность и произвести размежевание земель, поставив на всех межах их грани, на которых иногда были высечены слова "Покой да мыслете", иногда слово "да мыслете", иногда крыж, иногда посох, знаки монастырского владения, выкопав ямы и насыпав в них уголья и железной изгарины.
В результате, кто бы ни вздумал оказывать претензию на монастырскую землю, архимандрит Пафнутий всегда выигрывал дело и оставался законным владетелем, претенденты же получали строгие выговоры и запрещения на будущее время беспокоить челобитными о монастырских вотчинах под опасением жестокого наказания, обязывались даже платить штрафы.

В 1662 году по благословенной грамоте Преосвященного Александра, Епископа Вятского и Великопермского, архимандрит Пафнутий утвердил право служить архимандритам Пыскорского монастыря в белой властелинской шапке с набедренником, палицею и ручным сулком. Хотя право это было не новое, но на него не имелось ни одного документа в монастырской ризнице, возможно, из-за пожара.

30 сентября/11 октября 1674 года по просьбе архимандрита Пафнутия Царь Алексей Михайлович дал общую грамоту на монастырские земли взамен разных прежних уже обветшалых грамот. Грамота эта находилась в монастырской казне и служила несомненным доказательством прав монастыря на обширные земли.

Попечением архимандрита Пафнутия в Рождественском Усолье (Дедюхино) был устроен храм Рождества Христова, в который его же старанием была написана икона Рождества Христова, украшенная в 1684 году серебряной чеканной работы ризой, с короной на Пресвятой Богородице, украшенной драгоценными камнями.
По его же благоусмотрению был учрежден крестный ход из Дедюхина в Пыскор ежегодно, в день Рождества Христова.

Архимандрит Пафнутий способствовал устройству соловаренных заводов на пожертвованных монастырю землях, по образцу заводов Строгановых.
В 1670-1674 годах его попечением и старанием были отысканы на левом берегу Камы в том месте, где образовалось село Рождественское Усолье (Дедюхино) и Березовый остров, соляные источники, устроены солоподъёмные трубы, воздвигнуты варницы. Одна из труб, в память своего основателя была названа тогда же Пафнутиевою (впоследствии называлась пафнуткою).
Ранее местность эта называлась росчистями монастырскими и находилась под скотным выгоном, но потом была очищена от леса.
Соляной промысел монастыря стал постоянным предметом забот и трудов Пафнутия до самого того времени, когда он оставил свое настоятельство.
По преданию архимандрит постоянно наблюдал сам лично за выпаркою соли и когда перед каким-то праздником рабочие стали просить его пожаловать не много соли, он сказал: вы на грех-то едите, да ещё и понукать хотите грехом, намекая этим на то, что рабочие заблаговременно, без спросу взяли уже соли.
По преданию же архимандрит Пафнутий, несмотря на свои мудрые распоряжения, на истинно-отеческую заботливость о пользах монастыря, под конец своего управления навлёк на себя каким-то образом ненависть своих подчиненных. Заметив её, он смирился, сложил с себя знаки настоятельства и добровольно сделался пекарем. Когда и здесь злоба не переставала его преследовать, он употребил последнее средство образумить заблудших. Когда печь была истоплена, он, раздевшись совершенно, вошёл в неё и замёл все угли к стороне, как бы показывая тем, что если люди на него восстают не справедливо, то стихия не смеет сего сделать. За этим, когда не могло убедить озлобленных и такое чудо, он, вынув из печи хлебы и сдав их кому следует, оставил неблагодарный монастырь и с сумою и посохом странника пустился вниз по Каме.
Таким странническим образом достиг он Балахны, которая и приняла его останки.
Тело Пафнутия покоится в Николаевской церкви, принадлежавшей прежде женскому монастырю, в ските.
Народная молва в Дедюхине и Пыскоре считает его праведным.


Вернуться назад



Реклама

Новости

30.06.2021

Составлен электронный указатель (база данных) "Сёла Крыловское, Гамицы и Верх-Чермода с ...


12.01.2021
Составлен электронный указатель "Сёла Горское, Комаровское, Богомягковское, Копылово и Кузнечиха с ...

30.12.2020

Об индексации архивных генеалогических документов в 2020 году


04.05.2020

В этом году отмечалось 150-летие со дня его рождения.


03.05.2020

Продолжается работа по генеалогическим реконструкциям


Категории новостей:
  • Новости 2021 г. (2)
  • Новости 2020 г. (4)
  • Новости 2019 г. (228)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика