Иван Михайлович Покровский

 

Профессор Иван Михайлович Покровский[1], статский советник, ещё не достигший вершины научного звания «доктора богословия» читал нам лекции по истории русской церкви. Он приступил к чтению лекций по этому предмету в невыгодный для него момент. Его предшественник, профессор [Ф. В.] Благовидов был отстранён от чтения лекций за либерализм, а конкретнее сказать – за отрицательное отношение к монахам. В своих лекциях он подчёркивал их неблаговидные действия в том или другом случае в такой форме: описывая какие-либо отрицательные явления, он добавлял: «конечно, тут произошло то-то и то-то не без участия «их». Излишне говорить о том, что профессор Благовидов был «на славе» у студентов, и около его имени создалась атмосфера «культа личности», конечно, только психологически. Благовидов получил почётное назначение на должность директора Высших женских курсов в Тифлисе, но было ясно, что это была «почётная ссылка», расправа за «вольнодумство». Иван Михайлович, таким образом, явился на смену в роли подставного лица с противоположным личным качеством: орёл сменялся на кукушку, человек с прогрессивными взглядами заменялся человеком с консервативными взглядами – движение не вперёд, а обратно. Помимо этого, профессор Благовидов обладал удачными качествами лектора – образной речью, хорошей дикцией, что импонировало студентам. При такой ситуации Ивану Михайловичу было, конечно, трудно склонить на свою сторону сердца студентов, по крайней мере, на первых порах и установить своё реноме. После Благовидова в глазах студентов он оказался в положении человека, качествами которого являлись только «умеренность и аккуратность», и такой взгляд на него роковым образом следовал за ним от одного потока студентов к другому.

И. М. читал-произносил лекции, стоя у кафедры, без всяких конспектов. Это, конечно, было плюсом их по сравнению с сухим чтением некоторых старцев-«мастодонтов» богословской науки. Но лекции его казались мелкими: сухой передачей учебника. Слишком сильный акцент делал И. М. на роли личностей в истории, на личностях царей. Так, например, одну из своих лекций он начал словами: «Две личности направляли историю России и характер её в восемнадцатом столетии – Пётр и Екатерина». Конечно, это была обычная для тех времён методология освещения исторических явлений, но у И. М. она применялась в сугубо оголённой форме.[2]

Среди других профессоров И. М. больше всего имел вид чиновника – служаки. Не высокого роста, кругленький, немного вертлявый, с ёршиком на голове и подстриженной клинышком бородкой, всегда в форменной одежде – он и наружно казался воплощением умеренности и аккуратности. По всему было видно, что он был и практичным человеком: вблизи академии у него был дом и кое-какое хозяйство. Его семейство – жена и двое детей часто бывали в академической церкви.

Студенты охотно брали у него темы для кандидатских работ преимущественно исследовательского типа, например, по истории монастырей. При нём один из студентов академии – свящ[енник] А. Игнатьев сделал описание нотной (крюками) библиотеки Соловецкого монастыря[3], написал сочинение и защитил его на учёное звание – магистра богословия.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 13-14 об.

 

[1] Покровский Иван Михайлович (1865-1941) – сын священника Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1886 г. Надзиратель в Тамбовском духовном училище с 1889 г. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1895 г. И. д. доцента кафедры русской церковной истории с 1896 г. Магистр богословия Казанской духовной академии 1898 г. Редактор журнала «Известия по Казанской епархии» в 1905-1907 гг. Доктор церковной истории 1907 г. Экстраординарный профессор кафедры русской церковной истории с 1908 г. Ординарный профессор с 1909 г. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Председатель комиссии по охране архивных фондов и музейных памятников Казани и Казанской губернии, заведующий историко-культурной и бытовой секцией Казанского губернского архива с 1919 г., заведующим объединенной библиотекой ЦИКа, Совнаркома и Госплана Татарской АССР. Проходил по делу преподавателей Казанской духовной академии в 1921 г. Арестован в 1930 г. и сославн в Казахстан.

[2] В очерке «Иван Михайлович Покровский» в составе очерков «Казанская духовная академия» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «На лекции он являлся без тетради и конспекта, становился рядом с кафедрой и начинал речь, но, по существу он не лекцию читал, а рассказывал историю русской церкви – причём усиленно останавливался на личностях отдельных деятелей без характеристики эпох и характерных для них общественных течений. Человеку, даже не столь искушённому в предмете читаемой им науки, лекции казались мелкими по содержанию, элементарными, отсюда – неинтересными, а пребывание на лекциях превращалось в «отбывание» их» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 402. Л. 28-29.

[3] «находившейся в библиотеке академии» (Примеч. автора).

 


Вернуться назад



Flag Counter Яндекс.Метрика