Метафизика и реальность

1962 г.

 

«Пройдёт совсем немного времени, и мы сможем установить радиосвязь с обитателями других населённых планет, находящихся в системе дальних звёзд. Сможем принять сигналы иных цивилизаций нашими радиотелескопами. Сможем вести беседы с неведомыми разумными существами…» («Литературная газета». № 135, 13 ноября 1962 г. В. И. Сифоров: «Самое трудное – предсказывать»).[1]

«Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых, т. е. уверенность в невидимом как бы в видимом и в желаемом и ожидаемом как бы в настоящем» (Филарет: «Катехизис»).

Греческий философ Аристотель, с именем которого связано происхождение философского термина метафизики, этим словом назвал ту часть своей философской системы, которая следовала за физикой (после физики) и в которой он свои материалистические взгляды «сдобрил» в значительной степени идеалистическими взглядами, встав, таким образом, на позиции дуализма. В последующий период истории в различных философских течениях термин «метафизика», «метафизический» стал употребляться как антитеза диалектике в области гносеологии и как антитеза эволюционной теории в натурфилософии. Своё крайнее развитие и применение метафизика Аристотеля получила у схоластов средневековья, когда на ней именно и обосновывалось богословие с его религиозной верой в потусторонний мир; когда в самой сильной степени богословами вроде Августина была разработана метафизика христианства на основе известного тезиса: «Credo, quia absurdum est».[2] Стало банальным для иллюстрации крайнего увлечения схоластов метафизикой приводить споры их о количестве бесов, которые могут разместиться на кончике иголки. Но христианская метафизика появилась не на пустом месте, а была продолжением и развитием так называемой ветхозаветной библейской метафизики: христианская метафизика, раскрытая в так называемом Новом завете, корнями своими уходит в так называемый Ветхий завет, представлявший религию, философию и идеологию юдаизма. Учёные ориенталисты находят корни христианской метафизики ещё глубже в воззрениях древних народов: египтян, ассириян и вавилонян. В задачу настоящей статьи не входит рассмотрение генеалогии христианской метафизики от верований и учений указанных древних народов, а задача не ограничивается только прямой связью с юдаизмом, причём автор ставит целью нарисовать метафизическую систему христианства в связи с юдаизмом и вскрыть внутренние мотивы возникновения этих метафизических систем.

Метафизика юдаизма построена на национальной идее об избранном народе и его покровителе – Иегове. Во всех случаях, когда Иегова упоминается в Библии он персонифицируется как деятель и участник раскрытия национальной идеи еврейского народа, его избранника. Иегова определяет законы для Израиля на горе Синае. Он карает своих людей, когда они начинают терять национальную идею – веру в то, что они избранный народ; когда они начинают поддаваться влиянию других национальных идеологий – начинают поклоняться Ваалу и Астарте. Для спасения в их сознании их национальной идеи Иегова проводит их через ряд испытаний: через пленение египтянами и вавилонянами. Ещё раньше этого он подвергает их мировой катастрофе – всемирному потопу. Но для того, чтобы он мог вершить всё это, он должен располагать огромной силой и иметь своих агентов. Для этого у него существует «воинства небесные»: ангелы, архангелы, архистратиги, херувимы и серафимы. Они вступают в непосредственное общение с людьми. Так, ангел Господень спас первенцев евреев от гибели во время египетской казни. В распоряжении Иеговы имеется целый ряд людей, которым он передаёт свою чудодейственную силу. Так, Иисус Навин сотворил чудо, остановив солнце над Гаваоном и луну над долиной Аиалонскою. Чудеса творил Моисей. Например, ударом жезла он извлёк воду из камня. Он также жезлом разделил воду, и евреи прошли через море «яко по суху». Сам Иегова для избранного народа подчинял законы природы. Например, он послал им небесную манну в пустыне. Иегова вёл свой народ в землю обетованную и зародил в его душе высшую идею о том, что придёт некогда Мессия и устроит для них счастливую жизнь на земле. Чтобы эта идея не ослабевала в их сознании, у Иеговы были его агенты из людей – пророки, которые не давали затухнуть этой идее, а вместе с этим эти пророки поддерживали всё время идею о том, что они, евреи – избранный народ. Один из пророков – Илия – вознёсся на небо. Пророки – бессмертны, и с ними можно советоваться после оставления ими земной оболочки. Так, царь Саул вызвал тень пророка Самуила для беседы с ним. В природе может быть много чудес. Например, пророк Иона был проглочен морским зверем и три для жил в его чреве; пророк Даниил укротил зверей; еврейские юноши не горели в вавилонской «пещи», а халдейские – горели. И всё это делал Иегова для своего избранного народа. Таким образом, вся библейская метафизика была построена на национальной идее евреев и, как таковая, приобрела характер «материальной силы». Доказательством этому является история еврейского народа в материальных формах её развития.

Христианская метафизика явилась прямым продолжением метафизики юдаизма, полностью усвоив идею единого Бога – Саваофа. В неё также вошли: признание потустороннего мира, признание существования в мире чудес, признание бессмертия души и т. д. Но христианство отвергло узконациональную основу юдаизма и провозгласило идею общечеловеческого существа людей. Эту идею христианство выразило в своём учении о Боге-человеке, который пришёл в мир спасти всё человечество. То, что в юдаизме было воплощено в идее о Мессии, который должен явиться, христианство выразило в идее о Христе-Спасителе. Таким образом, считается, что в христианстве уже реализована идея Мессии, что в юдаизме является ещё идеей, подлежащей реализации. Христианская метафизика, овладев массами, также явилась «материальной силой», которая реализовалась в конкретной истории человечества.

Отсюда естественно вытекает вывод о том, что метафизика и реальность, как две категории мышления в каждом пункте человеческого сознания скрещиваются: метафизическое начало приобретает силу реального вещественного начала, поскольку последствия действия его получают конкретную форму, реальный результат. И, наоборот, реальное начало может в сознании человека возбудить метафизическое начало, т. е. направить мысль в область метафизических представлений, лишённых реального конкретного содержания, т. е. найти тот путь, который мы называем верой. Об этом как раз и свидетельствует статья В. И. Сифорова: «Самое трудное – предсказывать». Автор её, не имея ещё пока что никаких данных об «обитателях других населённых планет», уже рисует картину радиосвязи с ними, тем самым подтверждая тезис о вере, как источнике знания, что блестяще сформулировано в «Катехизисе» Филарета. Не является ли это сдвигом от узости мышления категориями материализма в сторону более широкого мышления в соответствии со сложной, многогранной природой человека.

С выходом человека в космос, тезис «Бытие определяет сознание» приобретает другое значение – не ограничительное, а расширительное, а именно, что не бытие, как некая материальная среда, ограничивающая человека, а сознание его идёт впереди, и этим именно обеспечивается прогресс человечества. В противном случае человек стал бы жертвой ползучего реализма, и только. Такова диалектика человеческого прогресса. Такова диалектика, между прочим, и овладения космосом: конечно, для этого необходимы условия материальной культуры. «В начале было слово» - в этом смысл человеческой истории.

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 712. Л. 13-16 об.

 

[1] Сифоров Владимир Иванович (1904-1993) – советский учёный в области радиотехники и электроники, член-корреспондент Академии наук СССР (1953).

[2] Credo, quia absurdum est – по-латински «Верую, ибо абсурдно».

 


Вернуться назад



26.10.2019
Добавлен очерк о храме Благовещения Пресвятой Богородицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме иконы Пресвятой Богородицы "Владимирская" Пыскорского ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Святой Живоначальной Троицы Пыскорского Спасо-Преображенского мужского ...

26.10.2019
Добавлен очекр о храме Иоанна Предтечи Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря ...

26.10.2019
Добавлен очерк о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Усть-Боровом (каменном) (1752-1936).

Категории новостей:
  • Новости 2019 г. (204)
  • Новости 2018 г. (2)
  • Flag Counter Яндекс.Метрика